Впечатления от книги В.Каргополова "Путь без иллюзий". Сайт клуба Айкидо Айкикай.
http://www.aikidoclub.ru/component/opti ... 5/id,1081/
Автор рецензии eyes.
Хочу поделиться своими впечатлениями по прочтении этой книги, посвящённой "медитации" (это слово взял в кавычки, поскольку в буквальном переводе оно означает размышление", а тема книги подразумевает нечто иное, что я для себя определил как "специфический (естественный, непринуждённый, управляемый - основные характеристики) способ самостоятельной работы со своим сознанием и его содержимым". Далее для простоты я буду использовать это слово без кавычек и именно во втором и близким к нему смыслах. (С другой стороны, по моему опыту, "размышление" - хорошая отправная точка и первый шаг к практике медитации, как её понимают на "Востоке".)
Для начала (и сокращения объёма сообщения, уж больно велик объём вопроса) - несколько ключевых слов, реферирующих темы, рассматриваемые в книге:
развитие личности, качество жизни, преодоление двойственности, методика, осознанность, блокировка, растворение, медитация-самосозерцание, медитация-присутствие.
Об авторе: Владимир Каргополов - руководитель школы энергомедитативной практики, специалист по восточным оздоровительным системам и восточным методам психической саморегуляции, практический психолог, автор книги "Путь без иллюзий", в которой задается базовая концепция школы и методы энергомедитативной практики.
Книга достаточно большая (том I. "Мировоззрение нерелигиозной духовности" - 555 страниц, том II. "Теория и практика медитации" - 661), читать быстро не получается, приходилось постоянно откладывать после прочтения нескольких страниц для обдумывания. Всего мне потребовалось около полугода.
Книга предполагает множественные перекрёстные связи её разделов и постоянные отсылки как вперёд по тексту, так и назад, а у заинтересованного читателя - неоднократное прочтение и переосмысление материала именно целиком, в совокупности.
Вероятно тем, кто "в теме", с практической точки зрения, книга покажется "букварём", а с точки зрения отношения к результатам критического анализа автором сложившейся ситуации и предлагаемой им системы медитативной практики, - "ересью"
Тем не менее, для меня эта книга ценна, во-первых, именно как введение в медитацию (прежде я не интересовался этой темой целенаправленно), во-вторых, как практическое руководство по освоению методики медитации, и, в-третьих, именно потому, что я нахожу очень много общих моментов (и, как ни странно, никаких противоречий) с тем, что мы практикуем в додзё.
Первый том, в основном, посвящён изложению автором его "картины мира", системы этики - "мировоззрения нерелигиозной духовности" и анализу различных практик медитации в йоге (йогах), буддизме, дзене, также рассмотрена как феномен молитва.
Здесь автор обосновывает необходимость развития личности (и сопутствующего ему улучшения качества жизни) в неизбежном преодолении "пылающего моста страдания" (прежде я и подумать не мог, что буду спокойно относиться к подобным выражениям!
Как цель и одновременно как средство задаётся обретение "интуитивной мудрости" и "жизненной силы" посредством практики медитации. В результате критического анализа множества систем медитации (и их интерпретаций в том числе западными и восточными исследователями и практиками 20-го века), автор системно выстраивает свой целостный комплекс взаимодополняющих практик: (медитация-наблюдение с закрытыми глазами сидя со скрещенными ногами) + (медитация-присутствие с открытыми глазами стоя).
Что касается "физической картины мира", исповедуемой автором, скептики вроде меня могут её игнорировать, так как обосновываемая с её помощью практика медитации самодостаточна и без оной
Целям, задачам и методикам последовательного освоения процедуры медитации посвящён том второй. Там же раскрывается смысл и содержание практики медитации во внутренних стилях, отдельная глава отведена "столбовому стоянию".
В целом позиции автора по затронутым вопросам кажутся мне зрелыми, взвешенными, здравыми и обоснованными и - самое важное - служат серьёзным практическим руководством к действию.
Подробно осветить все моменты книги в формате форума мне не представляется возможным, поэтому заинтересовавшихся отсылаю к ней самой (её достаточно легко найти в и-нете). По возможности, постараюсь ответить на возникшие вопросы, связанные с содержанием и темой книги, естественно, в силу своего разумения и понимания
Напоследок, один из фрагментов книги:
"Мудрые суфии высоко ценили главный принцип суфийского наставничества «Время, место, человек » (доктрина контекста). Этот принцип говорит о том, что слова суфийского наставника для того, чтобы быть высокоэффективными и способствовать духовному развитию учеников, должны отвечать указанным трём требованиям:
1. Человек. Это значит то, что люди сильно различаются между собой и что каждому человеку требуется своё, индивидуальное наставление. Что годится одному – не годится для другого.
2. Время. Очень важные и нужные слова учителя могут быть не восприняты учеником, поскольку были сказаны в неподходящее время, то есть когда он ещё не был готов к их восприятию.
3. Место (ситуация). Каждая жизненная ситуация оказывает своё специфическое воздействие на человека, который в ней находится. Мудрый учитель терпеливо ждёт наиболее благоприятную для обучения ситуацию, находясь в которой ученик будет наиболее восприимчив к его наставлениям."
http://www.aikidoclub.ru/component/opti ... 5/id,1081/
Автор рецензии eyes.
Хочу поделиться своими впечатлениями по прочтении этой книги, посвящённой "медитации" (это слово взял в кавычки, поскольку в буквальном переводе оно означает размышление", а тема книги подразумевает нечто иное, что я для себя определил как "специфический (естественный, непринуждённый, управляемый - основные характеристики) способ самостоятельной работы со своим сознанием и его содержимым". Далее для простоты я буду использовать это слово без кавычек и именно во втором и близким к нему смыслах. (С другой стороны, по моему опыту, "размышление" - хорошая отправная точка и первый шаг к практике медитации, как её понимают на "Востоке".)
Для начала (и сокращения объёма сообщения, уж больно велик объём вопроса) - несколько ключевых слов, реферирующих темы, рассматриваемые в книге:
развитие личности, качество жизни, преодоление двойственности, методика, осознанность, блокировка, растворение, медитация-самосозерцание, медитация-присутствие.
Об авторе: Владимир Каргополов - руководитель школы энергомедитативной практики, специалист по восточным оздоровительным системам и восточным методам психической саморегуляции, практический психолог, автор книги "Путь без иллюзий", в которой задается базовая концепция школы и методы энергомедитативной практики.
Книга достаточно большая (том I. "Мировоззрение нерелигиозной духовности" - 555 страниц, том II. "Теория и практика медитации" - 661), читать быстро не получается, приходилось постоянно откладывать после прочтения нескольких страниц для обдумывания. Всего мне потребовалось около полугода.
Книга предполагает множественные перекрёстные связи её разделов и постоянные отсылки как вперёд по тексту, так и назад, а у заинтересованного читателя - неоднократное прочтение и переосмысление материала именно целиком, в совокупности.
Вероятно тем, кто "в теме", с практической точки зрения, книга покажется "букварём", а с точки зрения отношения к результатам критического анализа автором сложившейся ситуации и предлагаемой им системы медитативной практики, - "ересью"
Тем не менее, для меня эта книга ценна, во-первых, именно как введение в медитацию (прежде я не интересовался этой темой целенаправленно), во-вторых, как практическое руководство по освоению методики медитации, и, в-третьих, именно потому, что я нахожу очень много общих моментов (и, как ни странно, никаких противоречий) с тем, что мы практикуем в додзё.
Первый том, в основном, посвящён изложению автором его "картины мира", системы этики - "мировоззрения нерелигиозной духовности" и анализу различных практик медитации в йоге (йогах), буддизме, дзене, также рассмотрена как феномен молитва.
Здесь автор обосновывает необходимость развития личности (и сопутствующего ему улучшения качества жизни) в неизбежном преодолении "пылающего моста страдания" (прежде я и подумать не мог, что буду спокойно относиться к подобным выражениям!
Как цель и одновременно как средство задаётся обретение "интуитивной мудрости" и "жизненной силы" посредством практики медитации. В результате критического анализа множества систем медитации (и их интерпретаций в том числе западными и восточными исследователями и практиками 20-го века), автор системно выстраивает свой целостный комплекс взаимодополняющих практик: (медитация-наблюдение с закрытыми глазами сидя со скрещенными ногами) + (медитация-присутствие с открытыми глазами стоя).
Что касается "физической картины мира", исповедуемой автором, скептики вроде меня могут её игнорировать, так как обосновываемая с её помощью практика медитации самодостаточна и без оной
Целям, задачам и методикам последовательного освоения процедуры медитации посвящён том второй. Там же раскрывается смысл и содержание практики медитации во внутренних стилях, отдельная глава отведена "столбовому стоянию".
В целом позиции автора по затронутым вопросам кажутся мне зрелыми, взвешенными, здравыми и обоснованными и - самое важное - служат серьёзным практическим руководством к действию.
Подробно осветить все моменты книги в формате форума мне не представляется возможным, поэтому заинтересовавшихся отсылаю к ней самой (её достаточно легко найти в и-нете). По возможности, постараюсь ответить на возникшие вопросы, связанные с содержанием и темой книги, естественно, в силу своего разумения и понимания
Напоследок, один из фрагментов книги:
"Мудрые суфии высоко ценили главный принцип суфийского наставничества «Время, место, человек » (доктрина контекста). Этот принцип говорит о том, что слова суфийского наставника для того, чтобы быть высокоэффективными и способствовать духовному развитию учеников, должны отвечать указанным трём требованиям:
1. Человек. Это значит то, что люди сильно различаются между собой и что каждому человеку требуется своё, индивидуальное наставление. Что годится одному – не годится для другого.
2. Время. Очень важные и нужные слова учителя могут быть не восприняты учеником, поскольку были сказаны в неподходящее время, то есть когда он ещё не был готов к их восприятию.
3. Место (ситуация). Каждая жизненная ситуация оказывает своё специфическое воздействие на человека, который в ней находится. Мудрый учитель терпеливо ждёт наиболее благоприятную для обучения ситуацию, находясь в которой ученик будет наиболее восприимчив к его наставлениям."
Последнее редактирование: