Путь без иллюзий. Школа В. Каргополова

Полное дыхание обратного круга

По причинам, не требующим специального разъяснения, дыхательные упражнения не следует делать сразу же после еды. Лучше всего дыхательную практику выполнять натощак, по крайней мере, спустя 2-3 часа после еды.

Положение тела

Наилучшей и наиболее мною рекомендуемой позой для дыхательной практики, является Симпласана. Название позы — предложенный мной неологизм. По-английски «симпл» означает «простой», а на санскрите «асана» (с ударением на первом слоге) означает «поза». Таким образом, Симпласана переводится как «простая поза».

Эта позиция тела дана на нижеследующем рисунке.

Рис. 128. Симпласана

Рис. 128. Симпласана — самая простая и удобная поза для дыхательной и медитативной практики.

Симпласана — это положение сидя на низкой скамье или банкетке со скрещенными ногами. Скамья или банкетка должна быть высотой примерно в 30 см (плюс-минус 3 см). Обычный стул не годится — слишком высоко. В Симпласане мы сидим с прямым позвоночником и скрещёнными ногами.

Как мы уже знаем, правильная постановка позвоночника исключительно важна для энергомедитативной практики и является стандартным требованием для всех медитативных асан. Ранее я считал, что на обратном Круге, в отличие от даосского, необходима вертикальная постановка позвоночника. Однако впоследствии я изменил своё мнение. Сейчас я считаю, что и для обратного круга наилучшей позицией является наличие небольшого (не так сильно выраженного, как для даосского круга) наклона позвоночника вперёд. Заваливание позвоночника (его смещение от вертикали назад) является неприемлемым, поскольку приводит к мышечному зажиму и нарушению циркуляции энергии в пояснице. При наклоне позвоночника вперёд он не должен сгибаться дугой, как удочка при нагрузке, а должен накреняться (от копчика), как прямой телеграфный столб.

То же самое относится и к постановке головы. В отличие от даосского круга, при котором голова слегка опущена, а подбородок взят на себя, здесь мы держим голову несколько выше. Таким образом, по сравнению с даосским кругом, подбородок слегка приподнят и голова находится в прямом положении (но без какого-либо намёка на запрокид головы назад).

Для дыхательной практики исключительно важное значение имеет надлежащее положение рук. Для полного дыхания обратного круга основной и наилучшей является позиция «кулаки на коленях» (см. рис. 128). Это выражение — не совсем точное. На самом деле, кулаки лежат не на самих коленях, а на бёдрах чуть выше колен. Постановка кулаков — вертикальная, как это и показано на рисунке. При этом не следует сгибать руки в лучезапястных суставах (см. рис. 131).

Рис. 131. Постановка кулаков

Рис. 131. Постановка кулаков: (а) — неправильная; (б) — правильная.

Ещё одно замечание относится к положению большого пальца во время сжатия кулака. Он должен быть согнут, как это показано на рис. 132. Выпрямленное положение большого пальца не годится.

Рис. 132. Положение большого пальца при сжатии кулака

Рис. 132. Положение большого пальца при сжатии кулака: (а) неправильное; (б) правильное.

При сжатых кулаках активизируются ножные иньские каналы (восходящие энергопотоки). Сжатие кулаков должно быть умеренным. При сильном сжатии кулаков руки будут быстро уставать. Поэтому во время дыхательной практики рекомендуется избегать чрезмерного сжатия кулаков. Умеренного сжатия кулаков вполне достаточно. Кроме того, при усталости и затекании рук, рекомендуется периодически давать им отдых, переводя их из позиции «сжатые кулаки» в позицию «открытые ладони» (см. рис. 133).

Рис. 133. Позиция рук «открытые ладони»

Рис. 133. Позиция рук «открытые ладони».

В этой позиции ладони открыты и руки лежат на бёдрах, чуть выше колен; тыльной поверхностью вниз, а ладонной поверхностью вверх, как это и показано на рисунке.

Техника полного дыхания обратного круга

В этом методе дыхательной практики, точно так же, как и в полном дыхании даосского круга, задержка дыхания отсутствует. Нет ни задержки дыхания после вдоха, ни задержки дыхания после выдоха. Такой вариант дыхательной практики, взятый из арсенала методов китайского цигун, я называю непрерывным дыханием. Итак, непрерывное дыхание — это такая разновидность дыхательной практики, при которой отсутствуют задержки дыхания. При этом вдох «бесшовно» переходит в выдох, а выдох «бесшовно» переходит во вдох.

Точно так же, как и на даосском круге, дыхание выполняется при открытых глазах. Весь процесс дыхания, как вдох, так и выдох, выполняется через нос. При заложенности носа перед дыханием рекомендуется столбовое стояние либо медитативное хождение (не менее 10-15 минут).

Изложенная здесь техника дыхания полностью соответствует древнему методическому правилу: «Один раз Инь, один раз Ян — таков Дао-Путь». Такое дыхание оказывает активизирующее воздействие как на восходящую ветвь микрокосмической орбиты, так и на нисходящую, как на иньские энергетические каналы, так и на янские.

При непрерывном дыхании полный дыхательный цикл состоит только из двух фаз — вдоха и выдоха.

Фаза вдоха.

Во время вдоха живот наполняется и выпячивается. Одновременно выполняется очень важная техника, которой я дал название «затылочная бандха». Эта техника полностью противоположна Джаландхара бандхе (прижатию подбородка к груди) и состоит в медленном и плавном запрокидывании головы назад.

Затылочная бандха не является классической техникой. Она разработана мною специально для дыхания обратного круга. Таким образом, в моей системе для дыхания даосского круга используется Джаландхара бандха (горловой замок), а для дыхания обратного круга — затылочная бандха (бандха медленного запрокидывания головы назад).

При выполнении затылочной бандхи подбородок мягко поднимается вверх, а голова плавно запрокидывается назад, открывая горловой центр (верхние энергетические ворота). При этом происходит активизация всех ручных иньских каналов, а также создаются благоприятные условия для свободного прохождения энергии от грудной клетки к голове через область горла.

Выполнение затылочной бандхи показано на рисунке.

Рис. 135. Затылочная бандха

Рис. 135. Затылочная бандха (запрокидывание головы назад).

Ещё раз напомню читателю, что движение подъёма подбородка и запрокидывания головы происходит на фазе вдоха, выполняется плавно и медленно.

Ещё одно важное замечание. Вдох не следует выполнять полностью, до предела. При правильном выполнении в конце вдоха должен оставаться небольшой запас. Это означает, что при желании мы могли бы ещё «довдохнуть», однако вовремя останавливаемся, чтобы избежать перенапряжения в дыхательной системе.

То же самое относится и к сопутствующему движению головы. Подъём головы тоже не следует выполнять полностью, до предела, чтобы избежать ненужного и чрезмерного напряжения.

Фаза выдоха.

В первой половине выдоха голова плавно возвращается в исходное положение, а живот подбирается естественным и самопроизвольным образом. Во второй половине выдоха, когда голова уже вернулась в исходной положение, выполняем уже намеренное втягивание живота. При этом втягивается как зона выше пупа, так и зона ниже пупа.

Несколько слов относительно исходного положения головы (того положения, из которого мы начинаем вдох и в которое возвращаемся при выдохе). Это такое положение, при котором голова опущена немного ниже горизонтального уровня взгляда. Совсем немного. Подбородок не должен опускаться слишком сильно, тем более прижиматься к груди.

Выдох, так же как и вдох, следует выполнять мягко, неспешно и процессуально. Втягивание живота также выполняется мягко, плавно и медленно, в полном согласовании с дыханием. При выполнении втягивания живота рекомендуется слегка «недовтянуть», чтобы избежать чрезмерного напряжения (точно так же, как при выполнении вдоха рекомендуется слегка «недовдохнуть»).

Работа внимания при выполнении полного дыхания обратного круга

На фазе вдоха внимание следует держать на «ниточке вдоха», то есть на медленном и непрерывном процессе вдоха. На фазе выдоха внимание следует держать на «ниточке выдоха», то есть на медленном и непрерывном процессе выдоха. Работа внимания по определённым траекториям (по ходу энергетических каналов) хотя и возможна, но не обязательна. Лучше всего во время вдоха просто осознавать сам процесс вдоха, а во время выдоха осознавать процесс выдоха. Со временем практикующий начнёт воспринимать реальное движение энергопотоков на той или иной фазе дыхательного цикла и тогда ему нужно будет только сопровождать своим вниманием реально существующее и реально воспринимаемое движение энергии в собственном теле.

Такой подход много лучше, чем та работа внимания по определённым заданным траекториям внутри тела, которая была дана в первом издании моей книги. За те годы, которые прошли со времени первого издания книги ПБИ, я изменил своё отношение к дыхательной практике в направлении большей простоты и удобства для практикующего.

Совершенно правильную оценку этой технике дыхания (прохождению внимания по траекториям) дал мой ученик Александр Спиридонов: «Скорее всего, эта техника для продвинутых учеников, которые чувствуют энергетику. У них внимание само так движется. Но пока такой чувствительности нет, лучше держать внимание на самом дыхании (на «ниточке» вдоха и выдоха), не заморачиваясь никакими траекториями внутри тела.»

Совершенно верно. Именно так.

Предпочтение простоты и естественности во время энергомедитативной практики, у меня наблюдалось всегда. Однако при изложении дыхательной практики мне захотелось поделиться уникальной информацией о том, как движется энергия на той или иной фазе дыхательного цикла. Этим и следовало бы ограничиться, но я увлёкся и включил эту информацию в методику дыхания, что уже было совершенно излишним. Яркий пример того, что избыток информации может быть столь же нежелательным, как и её недостаток. С теоретической точки зрения это очень ценная информация, однако в методическом руководстве по дыхательной практике она уже будет излишней. Работа внимания по каналам является неоправданным усложнением, отвлекающим от восприятия реальных процессов, происходящих как на телесном, так и на энергетическом уровнях. Кроме того, она создаёт в психике ненужное напряжение и приводит к быстрому утомлению.

Таким образом, дыхание без поканальной работы внимания будет намного удобнее и методически предпочтительнее. Данный здесь вариант полного дыхания обратного круга является и более простым, и более эффективным.

О правильном режиме дыхания и главных принципах дыхательной практики

Осваивая полное дыхание обратного круга следует помнить, что весь дыхательный процесс выполняется мягко, неспешно, процессуально и без чрезмерного старания. Идеальная модель, которой нужно следовать в этой практике — это тягуче-непрерывное движение ползущего земляного червя.

Важная особенность дыхательной практики моей Школы состоит в том, что у нас вообще отсутствует нормативная база. В этом отношении я являюсь убеждённым последователем китайского дыхательного цигун, сильно отличающегося от классической индийской Пранаямы.

В йогической Пранаяме всегда задаются нормативы — на столько-то счётов вдох, на столько-то счётов выдох, на столько-то счётов задержка дыхания. Однако, в нашей Школе такой подход не приветствуется. На мой взгляд, нужно следовать не нормативам, а принципам правильного дыхания, главнейшим из которых является уважительное сотрудничество с собственным телом, как говорят даосы, следование естественности.

Таким образом, в практике моей Школы дыхательные нормативы отсутствуют отнюдь не по причине методической неразвитости, а для того, чтобы избежать насилия над своим телом, избежать привязки к жёстким и искусственным моделям дыхательного цикла. Нормативный подход к дыхательной практике далеко не безобиден. При полноценных объёмах занятий он может привести к деавтоматизации дыхания, симптомами которой являются нарушения дыхания по астматическому типу. Таким образом , нормативный подход к дыхательной практике полностью исключает полноценные объёмы занятий (два раза в день по 30-50 минут) без которых рассчитывать на серьёзные терапевтические и развивающие результаты просто невозможно.

В моей Школе нормативы продолжительности вдоха, выдоха, а тем более задержки дыхания, не задаются по тем же самым соображениям, по которым мы носим одежду и обувь индивидуального размера. а не среднестатистического. Дыхательный режим должен быть естественным для занимающегося, а стало быть, сугубо индивидуальным. Именно поэтому следует руководствоваться не нормативами, а принципами, имеющими фундаментальное значение для успешной дыхательной практики.

Вот эти принципы в предельно простом и практичном изложении:

1) Главным и имеющим фундаментальное значение является принцип постепенного увеличения продолжительности дыхательного цикла. Попросту говоря, практикующий должен стараться дышать медленно. Во время дыхательной практики должна сохраняться установка на постепенное замедление дыхания. Таким образом, дыхание должно быть медленным, плавным и процессуальным. Для практически здорового начинающего частота дыхания составляет примерно 3-4 дыхания в минуту. Для людей пожилых и ослабленных — примерно 5-6 дыханий в минуту. По мере естественного развития дыхательной практики, общая продолжительность дыхательного цикла должна постепенно увеличиваться, а частота дыханий уменьшаться. Сначала до 2-х дыханий в минуту, а у продвинутых учеников до 1 дыхания в минуту и реже.

2) Принцип посильности и комфортности дыхательной практики. В своём старании дышать медленно, не следует переходить ту границу, за которой возникает напряжение в дыхательной системе. Согласно этому принципу, дыхание должно оставаться комфортным для занимающегося, без признаков одышливости (потребности отдышаться) и без учащённого сердцебиения. Замедление дыхания должно происходить естественным, а не насильственным образом. Спешить с этим не надо. Следует именно «взращивать» дыхательную практику, а для этого наше дыхание должно быть посильным, умеренным. Оно ни в коем случае не должно вызывать перенапряжения и одышливости, не должно выходить за пределы комфортной зоны. При соблюдении этих условий, дыхательная практика не будет опасной для практикующего даже при больших объёмах занятий.

Как видим, первый и второй принципы являются противоположными по своей направленности, а следовательно, взаимодополняющими. Их можно суммировать в общей рекомендации дышать как можно более медленно, но без одышливости и перенапряжения.

3) Принцип медитативности (сохранения состояния осознанности в процессе дыхания). Восточные мастера дали нам золотое правило: «Делать и думать одно.» Во время дыхательной практики необходимо его соблюдать и не отвлекаться ни на что постороннее.

4) Принцип постепенного увеличения нагрузки. Начинать дыхательную практику следует с небольших объёмов и постепенно увеличивать. Обычно я рекомендую начинать с 5 минут, через неделю практики прибавить ещё 5 минут и так далее, еженедельно прибавляя по 5 минут. Таким образом нужно довести практику до 30 минут, а далее можно и до 50 минут (это тот объём, как дыхательной, так и любой иной энергомедитативной практики, который обеспечивает наилучшее развитие).

Ещё одно, самое последнее замечание. Хотя, в принципе, дыхательную практику можно выполнять как при открытых глазах, так и при закрытых, тем не менее, я обычно рекомендую выполнять её при открытых глазах. Это обеспечивает большую включённость сознания в окружающее пространство. Поскольку дыхательная практика, прежде всего, обеспечивает энергетическое развитие, то и выполнять её лучше при открытых глазах.

Подробнее о дыхательной практике можно прочитать во 2-м томе моей книги «Путь без иллюзий» (1-я часть, глава «Дыхание как энергомедитативная практика»).

О соотношении продолжительности вдоха и выдоха во время дыхательной практики

На форумах и во время индивидуальных консультаций мне часто задают вопрос о том, каким должно быть соотношение между продолжительностью вдоха и продолжительностью выдоха. Какое соотношение следует считать оптимальным?

Это действительно очень серьёзный и важный вопрос. На Востоке (в Индии, Китае, Тибете) единого мнения нет. Одни мастера рекомендуют делать более продолжительным вдох, другие — выдох, третьи настаивают на одинаковой продолжительности вдоха и выдоха. По этой теме мне есть что сказать. Не только своё мнение, но и развёрнутую аргументацию. Однако это довольно объёмный материал, а я собираюсь подробно обсудить этот вопрос во втором издании книги ПБИ (работа по нему пока ещё далека от завершения). Так что здесь я отвечу совсем кратко.

Прежде всего, должен сказать, что я считаю наилучшей и оптимальной одинаковую продолжительность вдоха и выдоха во время дыхательной практики. Однако, это не означает, что во время практики мы должны намеренным образом пытаться выравнивать продолжительность вдоха и выдоха.

Лучше всего просто практиковать Непрерывное Дыхание (НД). Это такой режим дыхания при котором вообще отсутствуют какие-либо задержки дыхания. Нет ни задержки после вдоха, ни задержки после выдоха. При Непрерывном Дыхании медленный и плавный вдох бесшовно переходит в выдох, а выдох — столь же бесшовно переходит во вдох. При длительной практике такого Непрерывного Дыхания соотношение между продолжительностью вдоха и выдоха будет самоестественно выравниваться и постепенно приближаться к оптимальной пропорции fifty-fifty.Так что, если вы практикуете НД, специально стараться уравновешивать продолжительность вдоха и выдоха не нужно — постепенно само выровняется. Всегда предпочтительнее сотрудничать с телом и не навязывать ему чуждый режим дыхания.

Проблема с использованием задержек дыхания состоит в том, что, во первых, нарушается равновесие меду продолжительностью вдоха и выдоха; а во-вторых, в том, что нередко возникают периоды, когда отсутствует «дыхательный аппетит». Непрерывное Дыхание предпочтительнее потому, что лишено этих двух недостатков.

Сейчас я перевёл свою Школу на практику Непрерывного Дыхания. И этот метод дыхательной практики никоим образом не является моим изобретением. Это один из традиционных методов китайского дыхательного цигун ( у них разных методов дыхания не меньше, чем в индийской Пранаяме). Когда-то я начинал свою практику именно с даосского парадоксального дыхания, выполняемого без задержек (в режиме непрерывного дыхания) и через 8 месяцев ежедневной практики (два раза в день по полчаса без каких либо пропусков и перерывов) получил очень хорошие результаты.

Таким образом, если Вы практикуете Непрерывное Дыхание, то нет никакой необходимости специально выравнивать продолжительность вдоха и выдоха. Важно просто соблюдать режим непрерывности. Со временем не только будет увеличиваться общая продолжительность дыхательного цикла, но также самоестественно будет выравниваться продолжительность вдоха и продолжительность выдоха.

О стиле выполнения дыхательных упражнений

Важно знать, что существуют два, сильно отличающихся по своему воздействию, индивидуальных стиля осуществления дыхательной практики. Их можно обозначить как успокаивающий и активизирующий.

Активизирующий стиль дыхательной практики отличается внутренней установкой на усилие самопреодоления. Дыхательная практика воспринимается как работа и предполагается, что чем больше напряженного усилия будет вложено в эту работу, тем более она будет продуктивной. Естественно, этот стиль отражает личностные особенности практикующего. Он присущ людям активным, деятельным, привыкшим к мобилизации волевых ресурсов с тем, чтобы преодолевать препятствия. Такой человек предрасположен к решению любых проблем посредством мобилизации, прежде всего, энергетических ресурсов, в значительно меньшей степени — информационных. Это деятель, не созерцатель. Недостатком такого подхода к жизни в целом и к дыхательной практике в частности, является чрезмерная опора на силовые методы, на мобилизацию энергии и достижение результата посредством напряженного усилия. При этом его деятельность не имеет достаточного информационного обеспечения. Применительно к дыхательной практике это означает, что он дышит слишком напряжённо, слишком старательно выполняет втягивание живота. Режим дыхания у него чрезмерно нагрузочный — слишком большая продолжительность дыхательного цикла, слишком медленный вдох и выдох. В процессе дыхания все ресурсы уходят на базовые, так сказать, телесные технические моменты, тогда как тонкая настройка дыхания практически отсутствует. Под тонкой настройкой я разумею внутреннюю работу по таким направлениям, как расслабление, спокойствие и осознанность. В этом и состоит различие между грубым дыханием и тонким дыханием. В первом случае имеет место чисто силовой подход к дыхательной практике, во втором — дыхание рассматривается как процесс тонкой настройки.

Недооценка внутренней работы над расслаблением, сохранением спокойствия и должного медитативного состояния во время дыхательной практики может привести к весьма неприятным последствиям. Напряжённое (силовое) дыхание даёт сильную активизацию восходящих энергопотоков, особенно если оно выполняется при открытых глазах. За полчаса такого напряжённого дыхания можно заполучить сильнейший верхний энергетический перегруз с такими его проявлениями как повышенное давление и головная боль. Если задать слишком напряжённый (непосильно замедленный) режим дыхания, то можно заполучить сильный перегруз по сердцу с такими проявлениями, как учащённое сердцебиение и боли в области сердца.

Успокаивающий стиль дыхательной практики является полной противоположностью активизирующему. Прежде всего, он отличается внутренней психологической установкой практикующего. Дыхательная практика воспринимается не как работа, а как отдых, как возможность расслабиться и восстановить свои силы. Такой стиль присущ людям созерцательным, мало способным к напряжённому усилию и к самопреодолению. В этом случае имеет место чрезмерная расслабленность, обычно проявляющаяся в неспособности сохранять прямое положение позвоночника и сонливости во время дыхательной практики. Таким людям важно обратить особое внимание на правильную постановку позвоночника а также на полноценное втягивание живота и половой сферы. Им следует знать, что то усилие втягивания, с которым они выполняют Дань-Тянь бандху совершенно недостаточно, надо втягивать значительно сильнее. Таким людям также можно порекомендовать выполнять дыхание не при закрытых глазах, а при открытых. Кроме того, им следует заменить психологическую установку относительно дыхательной практики, т. е. настраиваться не на отдых, не на мягкое дыхание в своё удовольствие, а на работу, на усилие самопреодоления.