Путь без иллюзий. Школа В. Каргополова

Даосское парадоксальное дыхание

Дыхательные упражнения не рекомендуется делать сразу после еды. Лучше всего дыхательную практику выполнять натощак.

Даосское парадоксальное дыхание является базовым методом и в наибольшей степени подходит для занятий в режиме даосского круга.

В 1-м издании данной книги я давал метод естественного дыхания, адаптированный для даосского круга. Причиной тому было желание избежать появления специфического даосского животика, который нередко появляется при систематической практике парадоксального дыхания. Однако, всё-таки именно парадоксальное дыхание является наиболее органичным и наиболее эффективным для практики в режиме даосского круга. А для решения проблемы даосского животика существует простое и эффективное решение. Вполне достаточно ввести в свои ежедневные занятия упражнение для брюшного пресса. Этому упражнению я дал название «Локти-колени». Оно дано в этой же самой главе, в разделе «Утренний гимнастический комплекс». Если выполнять это простое и очень полезное упражнение хотя бы один раз в день, никаких проблем с животом не будет.

Излагаемый здесь метод даосского парадоксального дыхания представляет собою усовершенствованную модификацию классического варианта. Добавлен очень важный технический момент — наклон позвоночника, выполняемый в конце выдоха. Это дополнение активизирует движение энергии вверх по позвоночнику и является профилактикой застойных явлений и болей в пояснице и нижнем отделе позвоночника.

Подготовительные и завершающие упражнения

Подготовительные упражнения.

Нижеследующие подготовительные упражнения следует делать непосредственно перед основной практикой (перед парадоксальным дыханием). Времени они занимают немного, а польза от них большая — эффективность последующей дыхательной практики значительно возрастает.

1) Массаж ушей ладонями (иньский массаж ушей).

Это упражнение дано здесь же, в разделе «Практика», в комплексе на позвоночник для даосского круга. Рекомендуемое количество повторений массажных движений — не менее 12-ти.

Примечание. Перед дыханием это подготовительное упражнение лучше делать не в Сейдза, а в Симпласане.

2) Освобождение ручных иньских каналов.

Симпласана, глаза открыты, руки на бёдрах чуть выше колен ладонями вниз (иньская позиция рук). внимание держать на ладонях. Такое неподвижное сидение выполнять не менее 3-х минут.

3) Упражнение «Олень», сидя в Симпласане (не менее 12-ти повторений).

Упражнение «Олень» в положении сидя предназначено для воздействия на нижнюю часть живота, расположенную над половыми органами. Будьте внимательны, это не зона нижнего Дань-Тяня, расположенного ниже пупа, а лобковая зона, расположенная значительно ниже. Этот вариант упражнения «Олень» особенно важен для мужчин, имеющих проблемы с простатой и для женщин, имеющих проблемы с яичниками. Кроме того, он особенно важен для мужчин, страдающих преждевременной эякуляцией.

В целом, упражнение «Олень» является непревзойдённым и наиболее эффективным методом сублимации сексуальной энергии и профилактики нарушений кровообращения и циркуляции энергии в области половых органов. Особенно большую ценность это упражнение имеет в периоды длительного полового воздержания.

Упражнение выполняется в Симпласане, без согласования с дыханием, руки сложены «ладонь в ладонь» у нижней части живота. Какого-либо нашего участия в регуляции дыхания не требуется. Лучше всего во время выполнения упражнения «Олень» вообще не обращать никакого внимания на процесс дыхания.

Упражнение заключается в намеренном плавном втягивании нижней части живота (лобковой зоны, расположенной непосредственно над половыми органами) с последующим, столь же плавным отпусканием и расслаблением этой зоны. Упражнение «Олень» не должно выполняться в резкой «рывковой» манере. Оно должно выполняться плавно и процессуально. Идеальной моделью, на которую следует ориентироваться при выполнении этого упражнения, является тягуче-непрерывное перемещение дождевого червя.

Когда мы выполняем упражнение «Олень» в положении сидя, втягивание — отпускание должны быть центрированы относительно нижней части живота, где и следует держать своё внимание на протяжении всего упражнения.

Втягивание не должно быть чрезмерным. Эта рекомендация особенно важна для лиц с повышенным давлением, а также для тех, у кого имеются серьёзные проблемы в этой области (с простатой у мужчин, с яичниками у женщин). Ни в коем случае не делать упражнение через боль, также не следует делать это упражнение в больших объёмах без согласования с наставником. В противном случае вы можете заполучить сильное и малоприятное обострение. Таким образом, лучше воздержаться от полного «стопроцентного» втягивания, лучше всего слегка «недовтянуть». Также рекомендуется воздерживаться от объёмов практики, превышающих рекомендованное количество повторений. Настоятельно рекомендую не делать более 36 повторений (считая: втянуть-отпустить — раз, втянуть-отпустить — два и так далее). Нормативная база выглядит следующим образом: 12 повторений — ленивый минимум, 24 повторения — стандарт, 36 повторений — безопасный максимум. Позволю себе повториться: для людей, имеющих проблемы в этой области, без согласования с наставником делать более 36 повторений упражнения Олень ни в коем случае не следует. Это упражнение является сильнодействующим и требует осторожного и уважительного к себе отношения. Таким людям следует начинать с минимальных 12 повторений и увеличивать их число очень постепенно, не более, чем по 3 повторения в неделю.

Профилактический и лечебный эффект этого упражнения является уникальным. Поясняющая метафора полезного воздействия упражнения «Олень» — грязная губка в проточной воде. Сжимаем эту губку, затем отпускаем, снова сжимаем, снова отпускаем. Упражнение обеспечивает полноценный внутренний массаж соответствующих органов и при подобных заболеваниях является просто незаменимым.

Завершающие упражнения.

Большие объёмы практики даосского парадоксального дыхания могут привести к проблемам с нижним отделом позвоночника и болям в пояснично-крестцовой зоне вплоть до тяжёлого обострения по радикулитному типу.

Во избежание подобных неприятностей, прежде всего, при выполнении даосского парадоксального дыхания нельзя забывать о накатывании позвоночника вперёд в конце каждого выдоха.

Надо сказать, что в классическом китайском дыхательном цигун этот важный технический приём отсутствует. Я его специально добавил, для того, чтобы избежать обострений по пояснице. Кроме того, для профилактики таких обострений по завершении дыхательной практики нужно выполнить два следующих упражнения:

1) Крокодил, ноги расставлены.

Это упражнение дано в комплексе на позвоночник для даосского круга, а также показано в видеоуроках для даосского круга. Рекомендуемое количество повторений не менее 12-ти (считая: раз влево, два вправо и так далее).

2) Локти-колени.

Это упражнение также дано и в комплексе на позвоночник, и в видеоуроках для даосского круга. Оно оказывает благотворное влияние на весь позвоночник и особенно полезно для устранения лордозного провала. Кроме того, упражнение «Локти-колени» важно регулярно выполнять во избежание появления выпуклого даосского животика, который, при больших объёмах практики парадоксального дыхания, появляется из-за расслабления мышц живота во время выдоха.

Положение тела

В принципе, дыхательная практика может выполняться в различных позициях тела. Однако, как самый простой, весьма удобный и, в то же самое время, вполне эффективный вариант, я рекомендую Симпласану1 — положение сидя на низкой скамье или банкетке со скрещёнными ногами при открытых глазах.

Скамья или банкетка должны быть высотой примерно в 30-33 см. Обычный стул для Симпласаны не годится — слишком высоко. В этой позе мы сидим с прямым позвоночником и скрещёнными ногами. В отличие от Симпласаны обратного круга, позвоночник слегка наклонён вперёд. Он не должен быть согнут вперёд, как удилище под нагрузкой, а именно накренён вперёд, сохраняя своё прямое положение. Правильная постановка головы имеет большое значение, ибо обеспечивает беспрепятственное прохождение энергии через заднюю поверхность шеи и затылок. Заключается она в следующем. Подбородок надо взять «на себя» и слегка опустить вниз. При этом происходит мягкое вытягивание вверх шейного отдела позвоночника. Я имею в виду то исходное положение головы, из которого мы начинаем вдох и в которое мы возвращаемся после завершения выдоха. Для правильной постановки головы в исходном положении следует избегать как запрокидывания головы назад, так и её свешивания вперёд.. Для этого подбородок нужно взять «на себя» и слегка опустить вниз. При этом происходит мягкое вытягивание вверх шейного отдела позвоночника. Однако и этого недостаточно для правильного исходного положения головы. Следует также иметь в виду, что правильная постановка головы невозможна, если вы ссутулились. Плечи необходимо держать расправленными. Колени должны быть полноценно раздвинуты в стороны, что возможно только при хорошем расслаблении в области тазобедренных суставов.

Для дыхательной практики на даосском круге лучше всего подходит не Сиддхасана, а Симпласана — поза, сидя на банкетке (или низкой скамейке) высотою в 30-35 см. Симпласана показана на нижеследующем рисунке (рис. 68). Что касается Сиддхасаны, то, конечно же, эта замечательная асана является наилучшей для медитативной практики.Однако она требует определённой подготовки, поэтому для пожилых людей, а также для тех, у кого нет необходимой растяжки ног, лучше всего проигнорировать эту трудную позу и, вместо неё, воспользоваться значительно более удобной и, вместе с тем, вполне подходящей для успешной практики Симпласаной. Кроме того, следует иметь в виду, что Сиддхасана является сублимационной позой — снимает сексуальный перегруз (энергетическую избыточность в половой сфере), но, при этом, может оказать неблагоприятное воздействие на нижний отдел позвоночника. Поэтому при радикулите и различных проблемах с поясницей и нижним отделом позвоночника длительное пребывание в Сиддхасане не рекомендуется. По этой причине в данном методическом варианте для практики полного дыхания рекомендуется Симпласана, не имеющая таких противопоказаний.

Во время дыхательной практики глаза следует держать открытыми, что облегчает прохождение энергии по позвоночнику и всем янским каналам.

Правильная постановка позвоночника во время дыхательной или медитативной практики имеет исключительно важное значение. Поэтому настоятельно рекомендую всем начинающим озаботиться установкой большого зеркала, расположенного сбоку от вас (лучше с левой стороны). И во время практики необходимо периодически поглядывать в зеркало, чтобы проверить правильность постановки позвоночника. Как уже неоднократно говорилось в моей книге, при занятиях на даосском круге позвоночник должен быть прямым и умеренно накренённым вперёд. Заваливание позвоночника назад является абсолютно неприемлемым.

Положение рук

Таким образом, наилучшая поза для дыхательной практики — это Симпласана, а наилучшая позиция рук — янская, при которой руки сложены на нижней части живота (на лобковой зоне), как это показано на рис. 68.


Рис. 68

Рис. 68. Руки сложены на животе, ладонная поверхность одной руки накладывается на тыльную поверхность другой руки (янская позиция рук).

При этом пальцы рук не переплетаются, кончики больших пальцев не соприкасаются. Правая рука расположена снаружи, а левая — внутри. Ладонная сторона правой руки накладывается на тыльную сторону левой руки. В свою очередь, ладонная сторона левой руки прилегает к животу в области ниже пупа. Такая позиция рук благоприятствует активизации ручных янских каналов и является энергонаполняющей. При переходе к этой позиции тело начинает разогреваться и возникает состояние спокойствия и эмоционального благополучия, состояние своеобразной эмоциональной «сытости».

Положение языка

В многочисленных пособиях и руководствах по медитации, как правило, рекомендуется так называемая Набхи-мудра — постоянное удерживание языка слегка прижатым к нёбу. Это очень хорошая рекомендация для обратного круга, однако при энергомедитативной практике в режиме даосского круга она совершенно неприемлема. Прижатие языка к нёбу немедленно активизирует область межбровья и запускает энергетическую циркуляцию по обратному кругу. Таким образом, для даосского круга Набхи-мудра (языковое замыкание энергетического контура) не годится.

Техника даосского парадоксального дыхания (полного дыхания даосского круга)

В этом методе дыхательной практики задержка дыхания после вдоха отсутствует. Конечно же, дыхательная практика, выполняемая с задержкой после вдоха, оказывает значительно более сильное воздействие на энергосистему и имеет значительно больший развивающий эффект. Однако, при отсутствии должной осторожности она может привести к нежелательным последствиям. Прежде всего — это обострение по сердцу, проявляющееся в таких симптомах как учащённое сердцебиение, тяжесть и боли в области сердца. Таким образом, дыхательная практика с культивированием задержки после вдоха полностью противопоказана людям, имеющим проблемы с сердцем. Такой метод практики является высокоэффективным и сильнодействующим, но при этом, как и все сильнодействующие методы, требует особой осторожности.

Этого недостатка лишён излагаемый здесь метод полного дыхания даосского круга. В нём задержка после вдоха отсутствует, что и делает этот метод дыхания вполне безопасным для практикующего. При соблюдении должной осторожности, он может практиковаться с большой пользой для здоровья даже людьми со слабым сердцем. Кроме того, в этом методе дыхательной практики также отсутствует и задержка дыхания после выдоха. Такой вариант дыхательной практики, заимствованный из арсенала методов даосской традиции, для удобства я называю «непрерывным дыханием». Итак, непрерывное дыхание — это такая разновидность дыхательной практики, при которой задержки дыхания вообще отсутствуют (отсутствует как задержка после вдоха, так и задержка после выдоха). При этом, вдох «бесшовно» переходит в выдох, а выдох, так же «бесшовно» переходит во вдох. При этом весь процесс дыхания, как вдох, так и выдох, выполняется только через нос. Изложенная здесь техника даосского парадоксального дыхания полностью соответствует древнему методическому правилу: «Один раз Инь, один раз Ян — таков Дао-Путь» и полноценно прорабатывает всю микрокосмическую орбиту.

а) Первая половина вдоха.

Во время вдоха (в первой его половине) грудная клетка и верхняя часть живота наполняются и расширяются (диафрагму не обманешь!). Специально это акцентировать и особо усердствовать не надо, всё происходит естественным образом.

б) Вторая половина вдоха и его завершение.

В это время подбородок плавно опускается, а низ живота и половая сфера втягиваются. При этом выполняется полное опускание подбородка с прижатием его к яремной ямке (полноценная Джаландхара бандха).

Вдох не следует выполнять полностью, до предела. Лучше всего слегка «недовдохнуть». При правильном выполнении в конце вдоха всегда должен оставаться небольшой запас. Это означает, что при желании мы могли бы ещё вдохнуть, однако останавливаемся, сделав вдох только на 90-95%. Наконец, вдох выполняется мягко, плавно и неспешно, но не допуская каких-либо напряжений в дыхательной системе, не допуская «одышливости», т. е. состояния кислородной задолженности, при котором возникает желание отдышаться.

То же самое можно сказать и про втягивание нижней части живота и половой сферы (нижняя бандха). Оно также не должно быть максимальным. Лучше всего слегка «недо-втянуть». Кроме того, его нельзя выполнять в режиме грубого, рывкового усилия.

Таким образом, бандхи всегда выполняются мягко, неспешно, процессуально и без чрезмерного втягивающего усилия.

в) Фаза выдоха.

Во время выдоха голова плавно поднимается, возвращаясь в исходное положение, а низ живота расслабляется и естественным образом выпячивается. При этом внимание движется по передней поверхности тела сверху вниз, до нижней части живота.

Накатывание позвоночника вперёд выполняется в самом конце выдоха. Оно должно быть мягким, плавным и умеренным. Если после накатывания вы испытываете дискомфорт и напряжение в теле — значит наклон оказался чрезмерным. В процессе накатывания весь позвоночный столб, начиная от копчика, плавно подаётся вперёд. Позвоночник должен сохранять прямое положение. Прямое — вовсе не означает — вертикальное. Он не сгибается, а именно накреняется вперёд как единая прямая линия, идущая от копчика до затылка. Для сравнения представьте себе разницу между удилищем, согнутым дугою под нагрузкой и накренённым телеграфным столбом.

Ещё один нюанс. Неудобство и нарушение равновесия во время накатывания позвоночника вперёд могут возникать даже при вполне умеренном, оптимальном наклоне. Возможны две причины такого неудобства. Первая — проблемы с поясничным отделом позвоночника (боли в пояснице, избыточное напряжение мышц в этой области). Как правило эти проблемы связаны с хроническим дефектом осанки, так называемым «лордозным провалом» (см. поясняющий рисунок 60). Лордозный провал приводит к хроническому мышечному зажиму в этой области. Этот зажим нарушает нормальную циркуляцию энергии и, тем самым, наносит большой вред здоровью. Лордозный провал — это нарушение осанки по типу «заваливание назад», плохо совместимое с наклоном позвоночника вперёд. Таким образом, накатывание позвоночника вперёд, которое я добавил в классический метод даосского парадоксального дыхания, является исключительно важным техническим моментом, обеспечивающим беспрепятственное движение энергии вверх по позвоночнику.

Вторая причина возникновения дискомфорта и нарушения равновесия при накатывании позвоночника вперёд, очень проста и банальна. Она заключается в том, что удобное сидение в Симпласане невозможно, если ступни скрещённых ног слишком приближены к себе. В этом случае при наклоне вперёд нарушается равновесие и возникает ненужное напряжение в теле. Чтобы этого избежать, нужно всего лишь слегка выдвинуть ступни вперёд.

Сознательно и намеренно выполняется только накатывание позвоночника вперёд. А вот возвращение позвоночника назад специально делать не надо. Оно происходит само собой, естественным образом, на фазе нижнего втягивания (т. е. в конце вдоха). Так что, никакой необходимости в намеренном возвращении позвоночника нет. Как показывает практика, он сам возвращается в исходное положение.

При переходе от выдоха к вдоху вполне возможна небольшая (1-2 секунды, не более) «технологическая» остановка дыхания. Именно «технологическая», в отличие от «методической». Это значит, что специально и намеренно задержку дыхания мы не делаем, но небольшая остановка дыхания, обеспечивающая более мягкий и удобный переход от выдоха к вдоху вполне допускается. При этом, непрерывность дыхания и непрерывность внимания практически не нарушаются, поскольку именно в это время как раз завершается процесс накатывания позвоночника. Следует иметь в виду, что чрезмерная озабоченность идеальной «бесшовностью» дыхательной практики может помешать и внести в практику излишнее напряжение.

Работа внимания при выполнении полного дыхания даосского круга

На фазе вдоха внимание следует держать на «ниточке вдоха», то есть на медленном и непрерывном процессе вдоха. На фазе выдоха внимание следует держать на «ниточке выдоха», то есть на медленном и непрерывном процессе выдоха. Работа внимания по определённым траекториям (по ходу энергетических каналов) хотя и возможна, но не обязательна. Лучше всего во время вдоха просто осознавать сам процесс вдоха, а во время выдоха осознавать процесс выдоха. Со временем практикующий начнёт воспринимать реальное движение энергопотоков на той или иной фазе дыхательного цикла и тогда ему нужно будет только сопровождать своим вниманием реально существующее и реально воспринимаемое движение энергии в собственном теле.

Такой подход много лучше, чем та работа внимания по определённым заданным траекториям внутри тела, которая была дана в первом издании моей книги. За те годы, которые прошли со времени первого издания книги ПБИ, я изменил своё отношение к дыхательной практике в направлении большей простоты и удобства для практикующего.

Совершенно правильную оценку этой технике дыхания (прохождению внимания по траекториям) дал мой ученик Александр Спиридонов: «Скорее всего, эта техника для продвинутых учеников, которые чувствуют энергетику. У них внимание само так движется. Но пока такой чувствительности нет, лучше держать внимание на самом дыхании (на «ниточке» вдоха и выдоха), не заморачиваясь никакими траекториями внутри тела.»

Совершенно верно. Именно так.

Предпочтение простоты и естественности во время энергомедитативной практики, у меня наблюдалось всегда. Однако при изложении дыхательной практики мне захотелось поделиться уникальной информацией о том, как движется энергия на той или иной фазе дыхательного цикла. Этим и следовало бы ограничиться, но я увлёкся и включил эту информацию в методику дыхания, что уже было совершенно излишним. Яркий пример того, что избыток информации может быть столь же нежелательным, как и её недостаток. С теоретической точки зрения это очень ценная информация, однако в методическом руководстве по дыхательной практике она уже будет излишней. Работа внимания по каналам является неоправданным усложнением, отвлекающим от восприятия реальных процессов, происходящих как на телесном, так и на энергетическом уровнях. Кроме того, она создаёт в психике ненужное напряжение и приводит к быстрому утомлению.

Таким образом, дыхание без поканальной работы внимания будет намного удобнее и методически предпочтительнее. Данный здесь вариант полного дыхания обратного круга является и более простым, и более эффективным.

О правильном режиме дыхания и главных принципах дыхательной практики

Осваивая даосское парадоксальное дыхание, следует помнить, что весь дыхательный процесс выполняется мягко, неспешно, процессуально и без чрезмерного старания. Идеальная модель, которой нужно следовать в этой практике — это тягуче-непрерывное движение ползущего земляного червя.

Важная особенность дыхательной практики моей Школы состоит в том, что у нас вообще отсутствует нормативная база. В этом отношении я являюсь убеждённым последователем китайского дыхательного цигун, сильно отличающегося от классической индийской Пранаямы.

В йогической Пранаяме всегда задаются нормативы — на столько-то счётов вдох, на столько-то счётов выдох, на столько-то счётов задержка дыхания. Однако, в нашей Школе такой подход не приветствуется. На мой взгляд, нужно следовать не нормативам, а принципам правильного дыхания, главнейшим из которых является уважительное сотрудничество с собственным телом, как говорят даосы, следование естественности.

Таким образом, в практике моей Школы дыхательные нормативы отсутствуют отнюдь не по причине методической неразвитости, а для того, чтобы избежать насилия над своим телом, избежать привязки к жёстким и искусственным моделям дыхательного цикла. Нормативный подход к дыхательной практике далеко не безобиден. При полноценных объёмах занятий он может привести к деавтоматизации дыхания, симптомами которой являются нарушения дыхания по астматическому типу. Таким образом , нормативный подход к дыхательной практике полностью исключает полноценные объёмы занятий (два раза в день по 30-50 минут) без которых рассчитывать на серьёзные терапевтические и развивающие результаты просто невозможно.

В моей Школе нормативы продолжительности вдоха, выдоха, а тем более задержки дыхания, не задаются по тем же самым соображениям, по которым мы носим одежду и обувь индивидуального размера. а не среднестатистического. Дыхательный режим должен быть естественным для занимающегося, а стало быть, сугубо индивидуальным. Именно поэтому следует руководствоваться не нормативами, а принципами, имеющими фундаментальное значение для успешной дыхательной практики.

Вот эти принципы в предельно простом и практичном изложении:

1) Главным и имеющим фундаментальное значение является принцип постепенного увеличения продолжительности дыхательного цикла. Попросту говоря, практикующий должен стараться дышать медленно. Во время дыхательной практики должна сохраняться установка на постепенное замедление дыхания. Таким образом, дыхание должно быть медленным, плавным и процессуальным. Для практически здорового начинающего частота дыхания составляет примерно 3-4 дыхания в минуту. Для людей пожилых и ослабленных — примерно 5-6 дыханий в минуту. По мере естественного развития дыхательной практики, общая продолжительность дыхательного цикла должна постепенно увеличиваться, а частота дыханий уменьшаться. Сначала до 2-х дыханий в минуту, а у продвинутых учеников до 1 дыхания в минуту и реже.

2) Принцип посильности и комфортности дыхательной практики. В своём старании дышать медленно, не следует переходить ту границу, за которой возникает напряжение в дыхательной системе. Дыхание должно оставаться комфортным для занимающегося, без признаков одышливости (потребности отдышаться) и без учащённого сердцебиения.

Замедление дыхания должно происходить естественным, а не насильственным образом. Спешить с этим не надо. Следует именно «взращивать» дыхательную практику, а для этого наше дыхание должно быть посильным, умеренным. Оно ни в коем случае не должно вызывать перенапряжения и одышливости, не должно выходить за пределы комфортной зоны. При соблюдении этих условий, дыхательная практика не будет опасной для практикующего даже при больших объёмах занятий.

Как видим, первый и второй принципы являются противоположными по своей направленности, а следовательно, взаимодополняющими. Их можно суммировать в общей рекомендации дышать как можно более медленно, но без одышливости и перенапряжения.

3) Принцип медитативности (сохранения состояния осознанности в процессе дыхания). Восточные мастера дали нам золотое правило: «Делать и думать одно.» Во время дыхательной практики необходимо его соблюдать и не отвлекаться ни на что постороннее.

4) Принцип постепенного увеличения нагрузки. Начинать дыхательную практику следует с небольших объёмов и постепенно увеличивать. Обычно я рекомендую начинать с 5 минут, через неделю практики прибавить ещё 5 минут и так далее, еженедельно прибавляя по 5 минут. Таким образом нужно довести практику до 30 минут, а далее можно и до 50 минут (это тот объём, как дыхательной, так и любой иной энергомедитативной практики, который обеспечивает наилучшее развитие).

Ещё одно, самое последнее замечание. Хотя, в принципе, дыхательную практику можно выполнять как при открытых глазах, так и при закрытых, тем не менее, я обычно рекомендую выполнять её при открытых глазах. Это обеспечивает большую включённость сознания в окружающее пространство. Поскольку дыхательная практика, прежде всего, обеспечивает энергетическое развитие, то и выполнять её лучше при открытых глазах.

Подробнее о дыхательной практике можно прочитать во 2-м томе моей книги «Путь без иллюзий» (1-я часть, глава «Дыхание как энергомедитативная практика»).

О соотношении продолжительности вдоха и выдоха во время дыхательной практики

На форумах и во время индивидуальных консультаций мне часто задают вопрос о том, каким должно быть соотношение между продолжительностью вдоха и продолжительностью выдоха. Какое соотношение следует считать оптимальным?

Это действительно очень серьёзный и важный вопрос. На Востоке (в Индии, Китае, Тибете) единого мнения нет. Одни мастера рекомендуют делать более продолжительным вдох, другие — выдох, третьи настаивают на одинаковой продолжительности вдоха и выдоха. По этой теме мне есть что сказать. Не только своё мнение, но и развёрнутую аргументацию. Однако это довольно объёмный материал, а я собираюсь подробно обсудить этот вопрос во втором издании книги ПБИ (работа по нему пока ещё далека от завершения). Так что здесь я отвечу совсем кратко.

Прежде всего, должен сказать, что я считаю наилучшей и оптимальной одинаковую продолжительность вдоха и выдоха во время дыхательной практики. Однако, это не означает, что во время практики мы должны намеренным образом пытаться выравнивать продолжительность вдоха и выдоха.

Лучше всего просто практиковать Непрерывное Дыхание (НД). Это такой режим дыхания при котором вообще отсутствуют какие-либо задержки дыхания. Нет ни задержки после вдоха, ни задержки после выдоха. При Непрерывном Дыхании медленный и плавный вдох бесшовно переходит в выдох, а выдох — столь же бесшовно переходит во вдох. При длительной практике такого Непрерывного Дыхания соотношение между продолжительностью вдоха и выдоха будет самоестественно выравниваться и постепенно приближаться к оптимальной пропорции fifty-fifty. Так что, если вы практикуете НД, специально стараться уравновешивать продолжительность вдоха и выдоха не нужно — постепенно само выровняется. Всегда предпочтительнее сотрудничать с телом и не навязывать ему чуждый режим дыхания.

Проблема с использованием задержек дыхания состоит в том, что, во первых, нарушается равновесие меду продолжительностью вдоха и выдоха; а во-вторых, в том, что нередко возникают периоды, когда отсутствует «дыхательный аппетит». Непрерывное Дыхание предпочтительнее потому, что лишено этих двух недостатков.

Сейчас я перевёл свою Школу на практику Непрерывного Дыхания. И этот метод дыхательной практики никоим образом не является моим изобретением. Это один из традиционных методов китайского дыхательного цигун (у них разных методов дыхания не меньше, чем в индийской Пранаяме). Когда-то я начинал свою практику именно с даосского парадоксального дыхания, выполняемого без задержек (в режиме непрерывного дыхания) и через 8 месяцев ежедневной практики (два раза в день по полчаса без каких либо пропусков и перерывов) получил очень хорошие результаты.

Таким образом, если Вы практикуете Непрерывное Дыхание, то нет никакой необходимости специально выравнивать продолжительность вдоха и выдоха. Важно просто соблюдать режим непрерывности. Со временем не только будет увеличиваться общая продолжительность дыхательного цикла, но также самоестественно будет выравниваться продолжительность вдоха и продолжительность выдоха.

О стиле выполнения дыхательных упражнений

Важно знать, что существуют два, сильно отличающихся по своему воздействию, индивидуальных стиля осуществления дыхательной практики. Их можно обозначить как успокаивающий и активизирующий.

Активизирующий стиль дыхательной практики отличается внутренней установкой на усилие самопреодоления. Дыхательная практика воспринимается как работа и предполагается, что чем больше напряженного усилия будет вложено в эту работу, тем более она будет продуктивной. Естественно, этот стиль отражает личностные особенности практикующего. Он присущ людям активным, деятельным, привыкшим к мобилизации волевых ресурсов с тем, чтобы преодолевать препятствия. Такой человек предрасположен к решению любых проблем посредством мобилизации, прежде всего, энергетических ресурсов, в значительно меньшей степени — информационных. Это деятель, не созерцатель. Недостатком такого подхода к жизни в целом и к дыхательной практике в частности, является чрезмерная опора на силовые методы, на мобилизацию энергии и достижение результата посредством напряженного усилия. При этом его деятельность не имеет достаточного информационного обеспечения. Применительно к дыхательной практике это означает, что он дышит слишком напряжённо, слишком старательно выполняет втягивание живота. Режим дыхания у него чрезмерно нагрузочный — слишком большая продолжительность дыхательного цикла, слишком медленный вдох и выдох. В процессе дыхания все ресурсы уходят на базовые, так сказать, телесные технические моменты, тогда как тонкая настройка дыхания практически отсутствует. Под тонкой настройкой я разумею внутреннюю работу по таким направлениям, как расслабление, спокойствие и осознанность. В этом и состоит различие между грубым дыханием и тонким дыханием. В первом случае имеет место чисто силовой подход к дыхательной практике, во втором — дыхание рассматривается как процесс тонкой настройки.

Недооценка внутренней работы над расслаблением, сохранением спокойствия и должного медитативного состояния во время дыхательной практики может привести к весьма неприятным последствиям. Напряжённое (силовое) дыхание даёт сильную активизацию восходящих энергопотоков, особенно если оно выполняется при открытых глазах. За полчаса такого напряжённого дыхания можно заполучить сильнейший верхний энергетический перегруз с такими его проявлениями как повышенное давление и головная боль. Если задать слишком напряжённый (непосильно замедленный) режим дыхания, то можно заполучить сильный перегруз по сердцу с такими проявлениями, как учащённое сердцебиение и боли в области сердца.

Успокаивающий стиль дыхательной практики является полной противоположностью активизирующему. Прежде всего, он отличается внутренней психологической установкой практикующего. Дыхательная практика воспринимается не как работа, а как отдых, как возможность расслабиться и восстановить свои силы. Такой стиль присущ людям созерцательным, мало способным к напряжённому усилию и к самопреодолению. В этом случае имеет место чрезмерная расслабленность, обычно проявляющаяся в неспособности сохранять прямое положение позвоночника и сонливости во время дыхательной практики. Таким людям важно обратить особое внимание на правильную постановку позвоночника а также на полноценное втягивание живота и половой сферы. Им следует знать, что то усилие втягивания, с которым они выполняют Дань-Тянь бандху совершенно недостаточно, надо втягивать значительно сильнее. Таким людям также можно порекомендовать выполнять дыхание не при закрытых глазах, а при открытых. Кроме того, им следует заменить психологическую установку относительно дыхательной практики, т. е. настраиваться не на отдых, не на мягкое дыхание в своё удовольствие, а на работу, на усилие самопреодоления.

* * *

С методической точки зрения полное дыхание можно использовать либо как основной метод энергомедитативной практики, либо как вспомогательный. Здесь возможны три различных методических варианта:

В первом варианте полное дыхание используется только как вспомогательный метод, предшествующий основной практике — медитации-присутствия или медитации-самонаблюдения. Поэтому рекомендуемый объём дыхания сравнительно невелик и составляет всего 10-15 минут.

Возможен и другой методический вариант — более трудоёмкий, но зато и намного более эффективный. В этом случае полное дыхание используется наравне с медитацией, в качестве основного метода энергомедитативной практики. В этом варианте дыхательная практика, предваряющая дальнейшую медитацию, выполняется уже не по 10-15 минут, а по 30-50 минут. Таким образом, в каждом занятии сначала выполняется дыхательная практика в полноценном объёме (30-50 минут), а затем медитация, также 30-50 минут. Данный вариант предназначен только для ревностных учеников, для тех, кто имеет сильную мотивацию и располагает своим временем. Он требует высокой организованности и самодисциплины, однако получаемые при этом результаты воистину удивительны и превосходят самые смелые ожидания.

1 Авторский неологизм. «Симпл» — по-английски означает «простой», «асана» на санскрите — позиция тела. Совместно это означает «простая поза».