Путь без иллюзий. Школа В. Каргополова
  • Групповые занятия проходят в Санкт-Петербурге по ул. Рентгена, д.10а (по вторникам, с 19:30 по 21:30). Сменная обувь обязательна. Занятия проводит преподаватель нашей Школы Анатолий Мамеев.
    Справки по телефонам: 8-931-200-2208, 8-911-723-8788
    Канал в телеграме: PBI_EMP
  • Владимир Михайлович Каргополов в связи с затяжной болезнью временно не записывает на консультации и не ведёт переписку. А так же не отвечает на посты на форуме сайта. Возобновление всех этих видов деятельности примерно в середине мая. Возможны уточнения.

    Администрация сайта.

Практика памятования о смерти и использования смерти как советчика.

Статус
Закрыто для дальнейших ответов.

Kargopolov

Руководитель школы
#21
Практика памятования смерти вовсе не является кастанедовским эксклюзивом. С давних пор она известна и в христианской традиции, и в ещё более древней буддийской традиции.
Естественно возникает вопрос: если практика памятования о смерти такая вредная и разрушительная, то почему мы не слышим о её многочисленных жертвах? Да потому что люди намного больше говорят, чем делают. Людей, которые действительно ежедневно практикуют памятование о смерти, крайне мало. Так что скажем спасибо матушке заступнице и спасительнице - благодетельной лени.

Что касается полезности памятования смерти в качестве стимула, повышающего эффективность проживания жизни, то лично для меня это неубедительно. Не думаю, что в реальной жизни это сработает и злостные лентяи превратятся в шустрых веников.
Кстати, у древних римлян стимулом (стимулус) называлась остроконечная палка, ударами которой погонялся вьючный скот.:D
Пришпоривать себя, используя смерть в качестве пугала? Ну не знаю... Не верю, что такой способ мотивирования самого себя окажется продуктивным. Уровень работоспособности и жизненной активности человека довольно жёстко задан особенностями его организма и конечно, его наличным энергетическим ресурсом. Не думаю, что надо таким вычурным способом пришпоривать себя. Нужно просто работать над развитием своей энергетики и своего сознания посредством ЭМП.

Резюме: Практику памятования смерти я рассматриваю как противоестественную, энергозатратную и просто неприемлемую для любого человека, имеющего мало-мальски серьёзный опыт практики медитации самонаблюдения.
На этом заканчиваю и жду ваших высказываний по теме.
Всего доброго. ВМ.
 

ga3ry

Забанен
#22
Что ж, спасибо за такой развернутый ответ. Ваша точка зрения понятна. И кажется мне теперь, что говорили мы о разных немного вещах, так что вся предыдущая дискуссия бессмысленна.
слово - это всего лишь тара, наполняемая смысловым содержанием
Очевидно, наши бочки имеют одинаковые ярлыки, но разное содержимое. Сейчас попытаюсь просто откупорить свою и дать Вам посмотреть/попробовать.
Когда я вспоминаю о смерти, ко мне не приходят образы земли, червей, трупов и т.п. А воспринимается это как некое событие, точка в жизни, которая изменит/прекратит/начнет все. Некий портал, за которым - полная неизвестность. На подходе к которому могут быть какие-то неприятности, страдания там... Но ничего ужасного, мрачного, высасывающего энергию.
Пришпоривать себя, используя смерть в качестве пугала?
Это как помнить, что через месяц, в среду, в 15.00 у меня самолет, и я улетаю далеко и надолго, и там будет неизвестно какая, но совсем другая жизнь. И это заставляет все время помнить, как уменьшается этот мой месяц здесь, что надо как-то держать дела в порядке, не тратить время на ерунду, не делать гадостей другим по мере сил. И наслаждаться по-полной оставшимся временем, ибо оно не вернется. Фишка в том, что присутствие в сознании этой даты отлета делает все вышеперечисленное намного легче. Нет необходимости постоянного самопреодоления. Можно любить свою жизнь и наслаждаться ею по максимуму, и в то же время не привязываться к ней слишком сильно - ибо сие лишь временно.
Что касается ассоциаций/мыслей/образов приведенных Вами - как-то нет их у меня. Они ведь все связаны с телом, а я - не есть оно. Вернее, оно есть временная часть меня. Скафандр, выданный на время работ во вредных условиях материального мира и подлежащий утилизации по возвращении. Когда его бросят в печь, чего зацикливаться на том, как он горит - надо делать шаг дальше.
Что касается полезности памятования смерти в качестве стимула, повышающего эффективность проживания жизни, то лично для меня это неубедительно. Не думаю, что в реальной жизни это сработает и злостные лентяи превратятся в шустрых веников.
В моем случае это работает. Не в смысле изживания лени, а для изменения отношения к событиям жизни.

Может, на моей бочке неправильная наклейка?
 

DB

Форумчанин
#23
[quote="Kargopolov" post=6350]кстати, просьба сообщить, какие образы, ощущения и восаприятия возникают у вас при сосредоточении на смерти[/quote]
Попробовал отследить, куда меня приведёт слово "смерть", и на ум начали приходить картины осени, запустения, ощущение уныния, печали... Таким образом, смерть для меня это прежде всего ощущение потери чего-то.
Ещё есть ощущение неизбежности, что-то, что всё равно грядёт, что бы человек не делал.
 

Oleg

Забанен
#24
По поводу самолета, похоже, присутствует некое лукавство. Одно дело реальный самолёт, другое придуманный (знать, что ты когда-нибудь умрёшь, или на тебя танк ползёт). Из опыта: если систематически не отводить время на практику, а заниматься эпизодически, по желанию, то долго это не продлиться. Конечно, я говорю о деятельности, требующей затрат энергии, а не о том, чтобы полежать на диване. Например у меня, думание о смерти не длилось больше недели. А вот если задаться целью, и думать о самолете хотя-бы полчаса в день, то и результат может появиться.
Кстати, как можно думать о том, что находится за барьером, или о бренности тела?

P.S. Я тоже думал не о самой смерти, а о подвиге перед смертью.
 

ga3ry

Забанен
#25
По поводу самолета, похоже, присутствует некое лукавство. Одно дело реальный самолёт, другое придуманный (знать, что ты когда-нибудь умрёшь, или на тебя танк ползёт).
Блин, Олег, Вы прикалываетесь? Да нет никакого самолета, ни настоящего, ни придуманного. Я просто пытался найти метафору, вызывающую с хожие ощущения.
А вот если задаться целью, и думать о самолете хотя-бы полчаса в день, то и результат может появиться.
Точно, прикалываетесь. Да никто не думает о самолете специально. О нем просто вспоминают в нужный момент - на миг. Этого достаточно.
Кстати, как можно думать о том, что находится за барьером, или о бренности тела?
Я просто знаю, что улечу, этого достаточно. Я не думаю о том, как выглядит и как летает мой самолет, или как/когда я буду улетать.
 

Oleg

Забанен
#26
ga3ry,
конечно, я поступаю неправильно, пытаясь распространить свой опыт на действия и поступки других людей. Изначально, этим закладывается корень ошибки. И всё о чем я говорю, правильно расценивать применительно к моей деятельности.
Раньше, при памятовании смерти-советчицы, я не создавал в мыслях логически выверенную цепочку. Скорее, это выглядело как вызывание эмоции, рождённой под действием нескольких промелькнувших в сознании неопределенных образов. Именно этот механизм мне и не нравится. Получаем довольно кратковременное действие. А пытаясь его растягивать, можно слишком далеко уйти от первоначального посыла. Воздействуя мало, имеем кратковременный эффект, много - растим монстра...
Надеюсь, я хоть как-то передал то, что хотел сказать.
 

Oleg

Забанен
#27
Владимир Михайлович!
Вы упоминали, что целители-экстрасенсы считают опасной фиксацию на умерших людях. В связи с этим, хотел бы уточнить следующее. В моей практике самонаблюдения были моменты когда всплывали мысли на тему смерти, ассоциации на тему нехороших примет. Правильным ли, в таких случаях, будет отсматривать возникающие образы, мысленно произносить фразу "согласен, принимаю"?
 

Kargopolov

Руководитель школы
#28
Да, правильно. Ведь они сами всплывали, мы не занимались специальным намеренным воспоминанием, как это делается в практике памятования смерти. Кастанедовцы специально помещают данную мыслеформу в своё сознание, а мы просто должны отнаблюдать и растворить то, что всплыло само. Разница очень большая, кардинальная.
Всего доброго. ВМ.
 

Oleg

Забанен
#29
Владимир Михайлович! Спасибо за интересную и полезную информацию! Раз уж затронули тему практик Кастанеды, интересует Ваше мнение ещё по одному вопросу.
Прошлой осенью я занимался оздоровительным бегом. Свободное время было только по вечерам, темнело рано. В итоге подошёл к тому, что пришлось бегать в темноте, когда видны только контуры тропинки. Чтобы понять как это выглядело, немного опишу. От железнодорожного переезда уходит тропа. Слева на высоте 2-3 метра идёт железнодорожная насыпь, метров через 700 справа идёт резкий уклон, и появляется лес. На одном участке пересекаешь каменный мост без ограждения, шириной около 4, и высотой 6 метров. Километра через 2 тропа пересекает линию и уходит в лес. Я пытался бегать челноком на участке, до пересечения линии. Если забежать в лес там даже деревьев не разглядишь. Получается, что источники света небо и переезд, когда к нему приближаешься на пол километра. И вот тут возникает странное ощущение. Темнота давит просто физически. Пространство вокруг делается плотным, хоть ножом режь. Чувствуешь себя полностью беззащитным: шума производишь много, при этом ничего не видишь. Фонарь не помогает, кажется ещё только усиливает ощущение чужеродности. Наверное звучит забавно, но ощущение не сравнимо с тем, что испытал бы в темном городе, или шёл, а не бежал по описанной тропе. В итоге после таких тренировок чувствовал сильное эмоциональное опустошение. Бегать, в итоге, перестал из-за того, что от ударной нагрузки травмировались колени (не видишь дорожки, не можешь амортизировать удар).
Владимир Михайлович, как Вы считаете, полезны ли подобные "острые" ощущения, когда просто всем телом ощущаешь тревогу?
 

Kargopolov

Руководитель школы
#30
К физической нагрузке также добавился эмоциональный стресс от бега в темноте. На выходе, как Вы сказали - эмоц. опустошение. Плюс риск подвернуть ногу, запнуться и грохнуться. Выводы следует делать на основе простого здравого смысла. Да, будучи в особом состоянии сознания, специально подготовленные люди (тибетские супербегуны, например) могут бегать аномально далеко, быстро и неутомимо, и даже бегать в темноте. Ну а нам-то это зачем? Да ещё без спецподготовки. Хорошо, что Вы не стали упорствовать - можно было и пострадать, к примеру подвернуть ногу или налететь физиономией на ветку.
 

Oleg

Забанен
#31
Владимир Михайлович!
Интересует Ваше мнение по поводу иррациональных страхов. Умышленно создавая ситуацию, вызывающую страх, появляется возможность отнаблюдать свою реакцию. В обычных условиях такие свои особенности не замечаешь. Как Вы считаете, имеет ли смысл подобная работа над собой (в условиях, когда непосредственной опасности нет)?
 

Kargopolov

Руководитель школы
#32
Думаю что не нужно никаких искусственных приёмов. Обычной практики самонаблюдения вполне достаточно.
 

Nesmotrja_na

Форумчанин
#33
Животрепещущая тема, ничего не скажешь!
У меня мысли о смерти представляют такой образ, как будто бы меня сейчас препроводят в автобус и отвезут в военкомат (на всякий случай - я не служил, отделался военной кафедрой в институте). Прощай прежняя жизнь.
И, до поры до времени - полная неизвестность.
В какой род войск отправят, в какую местность, в какую часть, какое будет окружение, как дальше сложится - ничего не ясно.
Привезут, будут вызывать по одному и распределять - кого куда.

И еще приходят ощущения анекдота из серии "умирает старый еврей".
Типа, собрать всех, дать последние наставления и - того.
Предсмертным желанием хочется сделать, чтобы на моих поминках все весело напились и устроили дискотеку.

Возможно, это ненормальные идеи, но как то так.
С уважением, Юрий.
 

bon

Форумчанин
#35
Немного о другом. Читал Бардо Тодол "Тибетская книга мертвых" и не смог почерпнуть что-либо практичное для живых, провожающих умерших, для людей нашей культуры. Сейчас же кто верующий, кто нет, кто наполовину, а руководствуются христианскими обычаями, которые и не перекликаются с тибетскими, например, описаниями 9-го и 40-го дня и пр.
 

ga3ry

Забанен
#36
Что ж, господа, похоже, дискуссия естественным образом выдохлась. Было интересно, спасибо всем. Правда, мою позицию так и не поняли. Видимо, мне с самого начала надо было возразить против формулировки "памятование о смерти" и предложить что-нибудь вроде "памятование о кратковременности и уникальности жизни". Глядишь, пошло бы по-другому. Ну да ладно.

На закуску хотел бы предложить несколько цитат из писем Сенеки к Луцию, перекликающихся с тем, что я тут пытался обьяснить:
Каждый день размышляй об этом, чтобы ты мог равнодушно расстаться с жизнью, за которую многие цепляются и держатся, словно уносимые потоком - за колючие кусты и острые камни. Большинство так и мечется между страхом смерти и мученьями жизни; жалкие, они и жить не хотят, и умереть не умеют. Сделай же свою жизнь приятной, оставив всякую тревогу о ней. Никакое благо не принесет радости обладателю, если он в душе не готов его утратить, и всего безболезненней утратить то, о чем невозможно жалеть, утратив. Поэтому укрепляй мужеством и закаляй свой дух против того, что может произойти даже с самыми могущественными.
Говорю тебе: с часа твоего рождения идешь ты к смерти. Об этом должны мы думать и помнить постоянно, если хотим безмятежно дожидаться последнего часа, страх перед которым лишает нас покоя во все остальные часы.
Что ж, встретим старость с распростертыми объятиями: ведь она полна наслаждений, если знать, как ею пользоваться. Плоды для нас вкуснее всего, когда они на исходе; дети красивей всего, когда кончается детство. Любителям выпить милее всего последняя чаша, от которой они идут ко дну, которая довершает опьянение. Всякое наслажденье свой самый отрадный миг приберегает под конец. И возраст самый приятный тот, что идет под уклон, но еще не катится в пропасть. Да и тот, что стоит у последней черты, не лишен, по-моему, своих наслаждений, - либо же все наслажденья заменяет отсутствие нужды в них. Как сладко утомить все свои вожделенья и отбросить их! Ты возразишь мне: "Тягостно видеть смерть перед глазами". Но, во-первых, она должна быть перед глазами и у старика, и у юноши - ведь вызывают нас не по возрастному списку. Во-вторых, нет стариков столь дряхлых, чтобы им зазорно было надеяться на лишний день. Каждый день - это ступень жизни, весь наш век разделен на части и состоит из кругов, меньших и больших, охватывающих меньшие. Один из них обнимает все прочие - он тянется от дня рождения до дня смерти; еще один выделяет годы отрочества; есть и такой, что заключает в себе наше детство; есть, наконец, просто год с его четырьмя временами; годовые круги, умножаясь, составляют жизнь. Месяц очерчен меньшей окружностью, теснее всех круг одного дня, но и тот идет от начала к концу, от восхода к закату.
Я уже запечатывал это письмо, однако приходится его вскрыть: пусть придет к тебе с обычным подарком и принесет с собою какое-нибудь замечательное изречение. Одно мне уже вспомнилось, не знаю, чего в нем больше, красноречия или правды. Ты спросишь, чье оно? - Эпикура. Я до сих пор присваиваю чужие пожитки. "Каждый уходит из жизни так, словно только что вошел". Возьми кого угодно - хоть юношу, хоть старика, хоть человека средних лет: ты обнаружишь, что все одинаково боятся смерти, одинаково не знают жизни. Ни у кого нет за спиною сделанных дел: все отложили мы на будущее. А мне в этих словах больше всего по душе то, как в них корят стариков за ребячество. - "Каждый уходит из жизни таким, каким родился". - Неправда! В час смерти мы хуже, чем в час рождения. И виновны тут мы, а не природа. Это ей пристало жаловаться на нас, говоря: "Как же так? Я родила вас свободными от вожделений, страхов, суеверий, коварства и прочих язв; выходите же такими, какими вошли!" Кто умирает таким же безмятежным, каким родился, тот постиг мудрость. А мы теперь трепещем, едва приблизится опасность: сразу уходит и мужество, и краска с лица, текут бесполезные слезы. Что может быть позорнее, чем эта тревога на самом пороге безмятежности? А причина тут одна: нет у нас за душой никакого блага, вот мы и страдаем жаждой жизни. Ведь ни одна ее частица не остается нашей: минула - унеслась прочь. Все заботятся не о том, правильно ли живут, а о том, долго ли проживут; между тем жить правильно - это всем доступно, жить долго - никому.
Я могу привести слова твоего Эпикура ...: "Тяжко всегда начинать жизнь сначала". Или, если так лучше можно передать смысл: "Плохо живут те, кто всегда начинают жизнь сначала". Ты спросишь, почему: ибо эти слова нуждаются в разъяснении. - Потому что жизнь у них никогда не завершена. Не может быть готов к смерти тот, кто едва только начал жить. Поступать нужно так, будто мы уже довольно пожили. Но так не может думать тот, кто едва приступает к жизни. Напрасно мы полагаем, будто таких людей мало: почти все таковы. А некоторые тогда и начинают жить, когда пора кончать. А если тебе это кажется удивительным, я могу удивить тебя еще больше: некоторые кончают жить, так и не начав.
 

Oleg

Забанен
#37
Ga3ry!
Хотел бы предложить Вам, и всем желающим, ответить на гипотетический вопрос.
Допустим, в школе у нас была возможность выбора одного из трех предметов. На протяжении длительного отрезка времени (до выхода на пенсию) мы не имели возможности получить информацию по другим предметам. Какой из трёх вариантов развития Вам представляется наиболее перспективным и самодостаточным?
Предметы:
1. Теория существования бога и нравственные христианские заповеди;
2. Теория перерождения и техника памятования о кратковременности и уникальности жизни;
3. Теория перерождения и техника (и практика) медитации самонаблюдения (и присутствия).
 

Oleg

Забанен
#39
Ну что-же, могу констатировать:
Во-первых, я опять оконфузился (исправлю задним числом в п.2 "и памятования..." на "и техника памятования...").
Во-вторых, похоже все остались при своём и сохранили свои убеждения.

Было бы любопытным узнать, кто из известных людей после практикования памятования о кратковременности и уникальности жизни эволюционировал духовно. Только подозреваю, что это окажется пустой затеей. Со своей кочки я просто не смогу оценить величие указанного человека (боюсь, что не смогу распознать будду, даже если столкнусь с ним нос к носу). К тому же как удостовериться, что именно эта техника способствовала росту?

:)
 

Kargopolov

Руководитель школы
#40
Сенека - чудесный человек и прекрасный писатель. Я тоже люблю его письма к Луцилию. Там много всего, интересного и замечательного. Мне например, очень понравились слова о хронофагах, о том, что отнять у человека полчаса жизни или всю жизнь - разница только количественная.
Однако не стоит воспринимать его как непогрешимого мудреца. Как и все писатели, он тоже зачастую увлекается какой то идеей, опьяняется ей и порою теряет трезвость и диалектичность в её изложении. Думаю, что такого рода увлечённая односторонность проявила себя и в процитированном пассаже о смерти. Кстати Сенека тоже покончил жизнь самоубийством (перерезал вены в ванной). согласно приказанию императора, его же собственного ученика. Тенденция однако.
 
Статус
Закрыто для дальнейших ответов.