Шри Ауробиндо:
«Наша йога начинается там, где все другие заканчиваются».
Вот такая "скромная" заявка на собственную гениальность, неповторимость и исключительность..
Увы, совершенно не обоснованная. И ведь многие, прочитавши уверовали...
Метафизические претензии Шри Ауробиндо непомерно велики, настолько велики, что читатель его трудов поставлен перед выбором - либо признать автора величайшим гением всех времён и народов, либо же отвергнуть эти претензии, как неадекватные, чрезмерные и необоснованные (король - то голый!).
О графоманстве Шри Ауробиндо свидетельствует то, что его полное собрание сочинений составляет целых 30 томов! При этом самому главному - описанию основной духовной практики, медитации согласно "Интегральной Йоге". посвящено ничтожно малое количество текста. В основном же тексты Шри Ауробиндо - это сплошное резонёрство, бесплодное рассуждательство о высоких абстракциях, выражаясь словами С. Радхакришнана "бесплодное хлопание крыльями в пустоте абсолютного". Огромное количество пустых, высокопарных и многозначительных слов. Увы, слов, наполненных гелием.
Вот что пишет один из критиков о творчестве Шри Ауробиндо:
"Обратим внимание на манеру или стиль его письма. Все его тексты являются энергетически «рыхлыми», разреженными, для них характерна бесплодная ментализация с повторением одних и тех же деталей, а также размытость изложения. Попробуем вчитаться в писания. Из основного труда Шри Ауробиндо «Синтез йоги» (1931 г.):
«Характерное преимущество, которым пользуется Дух, есть его самосуществующее совершенство и неизменно присущая ему бесконечность бытия. Он всегда, по принадлежащему ему от вечности праву, обладает бессмертием, которое есть только цель Жизни, и владеет совершенством, которое есть только цель Ума. Обретение Вечного и осознание того, что оно во всех вещах и за пределами всех вещей, что всё равно исполнено блаженством в универсуме и вне его, что Истина не запятнана несовершенствами и недостатками форм и энергий, в которых она пребывает, - в этом состоит триумф духовной жизни…»
Какое малозначащее нагромождение возвышенных слов! Какая бессмысленная напыщенная интеллектуализация! Ауробиндо в ряду других духовных описаний не открыл ничего нового своему духовному читателю, кроме давно известного и очевидного.
Ну, а далее, мы можем узнать, что «вода – мокрая», а «масло – масляное». Во всём толстенном томе «своего синтеза» - основного труда своей жизни - у «великого» индийского учителя мы обнаружим всего-навсего несколько десятков идей. Но и для их поиска на фоне пространной туманности и в нагромождении словесных конструкций нам потребуется усилие, а все эти идеи можно было бы изложить в небольшой брошюре. Да и сами эти идеи отнюдь не оригинальные и не новые…
Ещё одна, очень типичная по своему стилю, выдержка из Ауробиндо Гхоша:
«Борьба Разума за возвышение жизни есть обещание и условие покорения жизни тем, что выше самого Разума.Эта высочайшая вещь, духовная жизнь, имеет отношение к Вечному, но именно поэтому она и не вполне чуждается преходящего. Для духовного человека мечта разума об идеальной красоте реализуется в форме вечной любви непреходящего блаженства, которые не зависят от внешних объектов и одинаковы во всех объективных феноменах; его мечта об абсолютной Истине – в высшей, само собой существующей, самоочевидной и потому вечной Правде, которая никогда не меняется, но объясняет и представляет собой тайну всех перемен и цель всякого развития; его мечта о совершенном действии – во всемогущем и самоуправляющем Законе, который всегда присущ всем вещам и проявляется здесь в переменном ритме миров. Как мимолётное видение, так и постоянное творящее усилие в сверкающем «Я» представляют собой вечно существующую Реальность и «Я», которое знает Господина и само есть Господь…»
Подобные писания следует определить не иначе как духовное словоблудие или высокоумие человека, очевидно не постигшего ту самую Истину, которую он пытается выразить…
«Не может существовать Йога Знания без человека – искателя знания, высшего субъекта знания, без божественного использования индивидом космических даров духовного, эмоционального и эстетического наслаждения; как не может быть Йоги Труда без труженика-человека».
Ауробиндо очень свойственна схоластическая патетика...
«Существует одно основное понимание, которое необходимо приобрести на пути к интегральному знанию или многостороннему познанию этого Бесконечного. Оно состоит в постижении Божественного в его сущностном «Я» - в Истине, неизменяемой внешними формами и феноменами…»
Из такой «воды», во многом, и состоят духовные писания Ауробиндо, у него очень много повторений, а повторять одно и то же - довольно глупо. Например, тезис о соединении с Духом и об отказе от своего «эго» и привязанностей в книге «Синтез» повторяется более тридцати раз (!). При этом практика такого отказа описана довольно пространно. Вообще одни и те же идеи перетираются и всячески муссируются с использованием разнобразных затянувшихся лингвистических оборотов и конструкций. Во всех книгах Ауробиндо – проявлении его сознания - слов очень много, идей – мало. А манера его изложения очень похожа на какую-то ментальную пародию или карикатуру на интеллект. Интеллект, пускающий пыль в глаза и гордо утверждающий сам себя ради самого себя. Шри Ауробиндо бессознательно (или намеренно) как бы выстраивает привлекательный внешний фасад в виде набора значительных, возвышенных слов и прячется за этим красивым фасадом, надеясь, что его духовный инфантилизм обнаружен не будет...
(взято отсюда: http://www.proza.ru/2013/12/07/1550 )
Конечно, Терентий Смирнов не совсем прав, поскольку Ауробиндо Гхош не только многословно и занудно повторяет общеизвестные духовные истины, но и сообщает вдумчивому читателю много нового. К сожалению это новое не выдерживает ни профессионального философского критического рассмотрения, ни проверки с точки зрения практического опыта. В целом же творчество Шри Ауробиндо Гхоша полностью соответствует оценочному высказыванию: "Что верно, то не ново, а что ново, то неверно".