Продолжение статьи.
Читать книги о Шри Ауробиндо и его собственные книги - означает входить в контакт с определённой Силой и постигать качество его сознания - фактически, знакомиться и беседовать с Ауробиндо "лично"! Иными словами, всё духовное наследие Ауробиндо есть выражение его духовного уровня и состояния - определить этот уровень (исходя из чистой духовной позиции) не составляет труда. И, как мы продолжаем отслеживать, этого индийского духовного лидера никак нельзя назвать ни Учителем, ни Мастером, ни Просветлённым, ни Святым и тем более - Великим...
Обратим внимание на манеру или стиль его письма. А все его тексты являются энергетически весьма "рыхлыми", разреженными, для них характерна бесплодная ментализация и повторяемая детализация, размытость изложения. Попробуем вчитаться в писания. Из основного труда Гхоша "Синтез йоги" (1931 г.):
"Характерное преимущество, которым пользуется Дух, есть его самосуществующее совершенство и неизменно присущая ему бесконечность бытия. Он всегда, по принадлежащему ему от вечности праву, обладает бессмертием, которое есть только цель Жизни, и владеет совершенством, которое есть только цель Ума. Обретение Вечного и осознание того, что оно во всех вещах и за пределами всех вещей, что всё равно исполнено блаженством в универсуме и вне его, что Истина не запятнана несовершенствами и недостатками форм и энергий, в которых она пребывает, - в этом состоит триумф духовной жизни..."
Какое малозначащее нагромождение возвышенных слов! Какая бессмысленная напыщенная интеллектуализация! Гхош (на фоне других духовных описаний) совсем ничего не открыл своему духовному читателю, кроме давно известного и очевидного, а целый, энергетически слабый абзац, можно заменить всего одним коротким, простым и точным предложением: "Дух совершенен, вечен и вездесущ".
Ну, а далее, в ходе прочтения мы можем узнать, что "вода - мокрая", а "масло - масляное". Во всём толстенном томе "своего синтеза" - основного труда своей жизни, у "великого" индийского учителя мы обнаружим всего-навсего несколько десятков идей - но и для их поиска на фоне пространной туманности и в нагромождении словесных конструкций нам потребуется усилие, а все эти идеи можно было бы изложить в небольшой брошюре. Да и сами эти идеи отнюдь не оригинальные и не новые...
"Борьба Разума за возвышение жизни есть обещание и условие покорения жизни тем, что выше самого Разума.
Эта высочайшая вещь, духовная жизнь, имеет отношение к Вечному, но именно поэтому она и не вполне чуждается преходящего. Для духовного человека мечта разума об идеальной красоте реализуется в форме вечной любви непреходящего блаженства, которые не зависят от внешних объектов и одинаковы во всех объективных феноменах; его мечта об абсолютной Истине - в высшей, само собой существующей, самоочевидной и потому вечной Правде, которая никогда не меняется, но объясняет и представляет собой тайну всех перемен и цель всякого развития; его мечта о совершенном действии - во всемогущем и самоуправляющем Законе, который всегда присущ всем вещам и проявляется здесь в переменном ритме миров. Как мимолётное видение, так и постоянное творящее усилие в сверкающем "Я" представляют собой вечно существующую Реальность и "Я", которое знает Господина и само есть Господь..."
Подобные писания следует определить не иначе как духовное словоблудие или высокоумие человека, очевидно не постигшего ту самую Истину, которую он пытается выразить...
"Не может существовать Йога Знания без человека - искателя знания, высшего субъекта знания, без божественного использования индивидом космических даров духовного, эмоционального и эстетического наслаждения; как не может быть Йоги Труда без труженика-человека"
Ауробиндо очень свойственна схоластическая патетика, а приведённая выше цитата подобна утверждению того, что человек не может существовать без головы - так мыслит "великий" мыслитель...
"Существует одно основное понимание, которое необходимо приобрести на пути к интегральному знанию или многостороннему познанию этого Бесконечного. Оно состоит в постижении Божественного в его сущностном "Я" - в Истине, неизменяемой внешними формами и феноменами..."
Из такой "воды", во многом, и состоят духовные писания Гхоша, и очень много повторений, а повторять одно и то же - довольно глупо. К примеру, тезис о соединении с Духом и об отказе от своего "эго" и привязанностей в книге "Синтез" повторяется более тридцати раз (!). При этом практика такого отказа описана довольно пространно. Вообще одни и те же идеи перетираются и всячески муссируются неуемными лингвистическими оборотами и конструкциями. Во всех книгах Ауробиндо - проявлении его сознания - слов очень много, идей - мало. А манера его изложения очень похожа на какую-то ментальную пародию или карикатуру на интеллект. Интеллект, пускающий пыль в глаза; интеллект, гордо утверждающий самого себя ради самого себя. Шри Ауробиндо бессознательно (или намеренно) как бы выстраивает привлекательный внешний фасад в виде набора значительных, возвышенных слов и прячется за этим красивым фасадом, надеясь, что его духовный инфантилизм обнаружен не будет, но позиция человека, в своём опыте незнакомого с Абсолютом, определённо просматривается. Или такие "глубокомысленные", но на самом деле ничего незначащие и банальные "постулаты":
"Человек в своей основе - умственное существо, живущее в неком уме мира, но в определённом физическом существовании; его ум закован в Материю и обусловлен Материей. Поэтому он действует, исходя из физических чувств..."
"Поднятие уровня сознания от ума до Сверхразума и последующее преобразование существа из умственного состояния до сверхразумной Пурушы (Духа) должна принести собой полное преобразование всех частей Природы и всей её деятельности. Ум в целом - не просто канал для сверхразумных активностей, канал их истекания в жизнь, тело для выхода или связи с внешним миром и материальным существованием - но он есть, сам по себе, вместе со всеми своими инструментами - сверхосмысление..."
В другой книге "Супраментальное проявление на Земле" (они написаны в последние годы жизни, в 1949-1950 гг.) у Шри Ауробиндо мы наблюдаем всё тот же духовный пафос и псевдозначительность...
"Всегда будут оставаться впереди запредельные пространства, всё большие высоты, куда бесконечный Дух ведёт развивающуюся природу, и движения освобождённого овладевают Высшей Реальностью, Высшим существованием, Сознанием и Блаженством... В этом восходящем, поднимающем движении Духа могло бы присутствовать одновременно, или как следствие, нисходящее движение триумфа одухотворённой Природы, включающее в себя всё преобразование, в котором произошла бы трансформация материи, физического сознания, физической формы и действия, о котором мы можем говорить не только как о тотальном, но и высшем совершенстве тела..."
Книги Ауробиндо - это высокоумный онанизм и безнадёжная попытка ввести остриё своего ума в неведомую ему космическую бездну и Тайну; но в действительности это введение в планетарную и всепоглощающую вагину Гатунра...
"В то же время, способность воспринимать и сублимировать все движения земной жизни, которые могут быть одухотворены, трансформация первоначальной животности и действий, безвозвратно засорённых или, по крайней мере, какое-то спасительное очищение, некоторое одухотворение их сознания и мотивов, воодушевляющих их к проявлению, отбрасывание того, что нельзя изменить, даже трансформация того, что можно назвать инструментальной структурой их функционирования и организации, должны быть подчинены полному, а потому беспрецедентному контролю и сопутствовать или быть следствием тотальной перемены"
Вот такая гусеница и связка бессмысленных ментальных конструкций. Впечатление такое, что человек "немного" бредит...
"В рождении ума Света и его восхождении к своей высшей сущности и Истинному статусу должно быть, по самой природе вещей и природе эволюционного процесса, какими они являются сейчас, две стадии. На первой мы можем увидеть ум Света выбирающимся из невежества, собирающим свои составные элементы, строящим формы и типы, пусть несовершенные вначале, и продвигающим их к совершенству, пока они не смогут перейти границу невежества и войти в Свет, свой собственный Свет. На второй стадии мы можем увидеть, как он развивается в этом естественном Свете, принимая Высшие свои формы, присоединяется к Высшему Разуму и живёт как его подчинённая часть или делегат. На каждой из этих стадий он будет определять свои ступени и проявлять порядок существ, которые будут воплощать его, давать реализованную жизнь"
Какая расплывчатость формулирования своей мысли - и это философ мирового уровня!
Витиевата и местами противоречива, несовместимо противоречива и, вообще, полна разногласий логика философа и йога-практика Ауробиндо (дополнительные факты будут рассмотрены ниже).
И, конечно же, раз в духовном познании Шри Ауробиндо присутствует самообман, самообольщение... В 1925 году, к примеру, Ауробиндо высокомерно-снисходительно заявил своему ученику Павитре:
"Собственно говоря, если бы моей целью было освобождение, то моя йога была бы уже окончена. Мукти - только первая часть. Вторая часть состоит в нисхождении света во все проводники света..."
Никакого мукти Шри Ауробиндо не получил! (См. повторно рассмотрение его духовного уровня выше, в особенности цитату и высказывание в 1938 году о своей активной мыслительной деятельности на стр. Мысли - это кармические следы или "васаны", а без полного, необратимого уничтожения этих энергетических васан никакое мукти невозможно!)
Да и сам Гхош в самооценке путается и местами откровенно признаётся, а в итоге противоречит себе (высказывание относится к периоду после 1925 года):
"Я никогда не говорил, что я уже супраментален, я всегда говорил, что я достиг надразума и опускаюсь в сверх-разум. Это процесс. Надразум в процессе супраментализации - не сверх-разум. Только уже супраментальный может победить смерть"
А после своей биологической смерти, на финише своей йоговской практики, с "астрального" плана Ауробиндо передаёт Матери (по её утверждению) такое послание:
"Когда я попросила его воскреснуть, он ясно ответил - "Я покинул тело преднамеренно, я не возьму его обратно. Я проявлюсь снова в первом сверхразумном теле, созданном сверхразумным способом"
Никаких устойчивых высших йоговских состояний, никакого "мукти" Шри Аробиндо не достиг! Потому что при мукти никакое "возвращение" опять на Землю, в новое, очередное, пусть даже "супраментальное" тело и никакая реинкарнация (согласно индийской эзотерики) - уже невозможна.
Ну, а раз книги Шри Ауробиндо отражают его духовный самообман, то для всех остальных последователей его йоги и для всех читателей искажённость его отдельных духовных идей и концепция в целом выступает уже как прямой, но для многих всё ещё не видимый обман. Например, Шри Ауробиндо, порой, незаметно (но откровенно) демонстрирует то, что называется - "пустить пыль в глаза". Смотрите, в книге "Йога и её цели" Гхош пишет...
"Невелика работа того, кто трудится ради собственного спасения или спасения немногих, даже если преуспевает в ней; бесконечно велика работа того, даже если он потерпит поражение или ему сопутствует временный или неполный успех, кто живёт ради одного: вселить духовный покой, радость, чистоту и совершенство во всё человечество"
Ауробиндо неоднократно подчёркивает, что вся его интегральная йога и духовная деятельность его самого предназначена для всего человечества и для мира. Это внешне красиво, благородно, альтруистично и жертвенно - искать собственную, индивидуальную мукти (свободу) - это духовный эгоизм... а по сути?
А по сути, понятие человечества, народа довольно абстрактно. Конкретен всегда только данный индивидуум, определённая личность. И нет и не может быть свободы и спасения сразу для всего человечества, если не получил мукти хотя бы один человек на Земле. Собственно, роль духовного учителя и заключается в том, чтобы личным примером, в человеческом теле обрести свободу, показать, что надо делать при этом, к чему стремиться и как. И тогда и только тогда за ним смогут последовать другие люди и обрести личное спасение. А духовное спасение сначала одного, далее нескольких, а потом и многих-многих людей и станет спасением всего человечества. В христианской мистике этот известный термин звучит так: "спасись сам - и вокруг тебя спасутся многие!"
Но это одновременно понимает и сам Гхош! И вот его же высказывание, полностью противоречащее рассмотренному, да и саморазоблачающему тезису:
"Одной из распространённых форм эгоизма является идея служения человечеству. Все достижения такого служения или деятельности есть признак личного честолюбия... Измените себя, если вы желаете изменить мир. Пусть ваше внутреннее преобразование будет доказательством, что истина - сознание может обладать материальным миром, и что Божественное Единство может быть проявлено на Земле"
"Желание стать высшим существом - ошибка. Оно только усиливает эго"
Шри Ауробиндо всю свою жизнь стремился стать высшим существом - новым "супраментальным" человеком.
Такова "змеиная", витиеватая логика индийского учителя. В общем, Ауробиндо местами лукавит, маскируется. А спас ли он сам себя?..
Терминология учения Ауробиндо составлена из смеси понятий европейской философии, психологии и индийских религиозных выражений - супраментал, витальность, психическое существо, Ишвара, Шакти, Читта... Она претендует на учёность. Тексты индийского "реформатора" пестрят также и такими духовными понятиями и словами, как "Любовь", "высшая устремлённость", "Дух", "Свобода", "Всевышний", "спиритуальность", "Божественная Сила", "Истина", "самоотдача"... И это будто бы также должно отвечать высокому духовному уровню автора, но...
При внимательном исследовании все книги Ауробиндо - это, во многом, только показное жонглирование красивыми словами и известными понятиями, одними и теми же духовными идеями и затянувшимися оборотами; это - казуистика и тавтология (опять-таки на фоне других духовных откровений и индийских трактатов). Содержание всех 30-ти томов "великого йога" вполне можно было бы вместить всего в несколько книг, которые искателю, незнакомому с индийской философией, возможно, стоило бы полистать.
Книги Ауробиндо квазирелигиозны, это труды человека, определённо не прикоснувшегося к Свету Истины. Этот факт дополнительно можно проследить и на примере его наставничества, руководства своими "садхаками", при этом уровень его учеников полностью отвечает заблуждениям и духовной дезориентации "учителя"...