Во время занятий после расслабления, осознания собственного тела замечаю следующее: в голове всплывает множество несвязанных картинок - из прошлого, вымышленные сюжеты, какие то гротескные формы и связи между событиями, бред одним словом. Эмоционального наполнения в этих сюжетах нет, это не травмирующие эпизоды. При этом при должной концентрации ощущения собственного тела продолжаю наблюдать, бред идет в фоновом режиме, иногда затихает - чувствую полную тишину и дыхание, но это бывает редко и не надолго - как только снова начинаю наблюдение мыслей, картинки возвращаются.
Вопрос: что с этим можно/нужно сделать? На чем акцентировать внимание? Что скорректировать в практике, если есть необходимость?
Прежде всего, к бреду это никакого отношения не имеет и это слово здесь неуместно. Это всего лишь информационный мусор, который идёт через Ваше сознание в процессе медитации. Это процесс постепенного расчищения и ничего патологического я в нём не вижу. Все эти читта-вритти (мысли, картинки, образы) вовсе не должны маршировать стройными колоннами в Вашем сознании. Пусть идут как идут, просто надо продолжать спокойное созерцание
всего, что есть (т. е. всего, что наличествует в сфере Вашего сознания).
А до главной проблемы, которая имеется у каждого из нас, добраться не так-то просто - там больно и неприятно, и осознающее внимание вытесняется из этой зоны. Чтобы выйти на эту проблему и соответствующий трансформирующий кризис надо изрядно потрудиться. Для этого 20-30 минут мало. Нужно заниматься два раза в день, основное занятие 50-60 минут и дополнительное 25-30 минут.
Критерии правильной работы просты: это спокойствие и умиротворённость после медитации. Это своего рода ясность и "объёмность" восприятия себя, других людей и окружающего мира. Это постепенное развитие базовой способности
понимания. В моей книге об этом много говорится.
Вашей ошибкой (стандартная ошибка всех начинающих) является нетерпеливое ожидание результатов. Настоятельно рекомендую мысли и чувства, связанные с таким ожиданием успехов и результатов
отнаблюдать. Т. е. к ним нужно относиться как к объектам для медитации самонаблюдения.
Один вопрос оставляет сомнения: мысли, картинки, образы нужно пытаться смотреть не идентифицируя, не осмысляя содержание, верно? Так как если по привычке осмыслять это содержимое, то к образам, мыслям сразу же притягиваются ассоциации, чувства, оценки и т. п., которые уводят от отрешенного состояния.
Просто смотреть и ничего более. Ваша ошибка в том, что во время медитации Вы пытаетесь что-то такое делать (извлекать какие-то смыслы и т. п.). А ничего делать и не надо. Надо просто смотреть и ничего более. Любая работа над смыслами губит медитацию "на корню". Это уже не медитация, а размышление.
Медитация-самонаблюдение - самое правдивое и самое беспощадное зеркало для твоей души. Конечно же, у человека с прыщавой душой нет никакого желания разглядывать себя в это зеркало. К сожалению, он не понимает, что это единственный способ стать человеком с красивой душой. А если и понимает, то, большей частью, совершенно не готов к серьёзной и длительной практике сидячей медитации, без которой это просто невозможно.
Когда есть полноценная осознанность, мыслей нет и наблюдать нечего (имею в виду именно мысли, телесные ощущения всегда есть). И наоборот, когда есть мысли, осознанность утрачивается. Это вполне закономерно, я об этом писал в ПБИ. Метод состоит в том, чтобы мысли отнаблюдать задним числом. И ещё один вспомогательный приём, когда мысли слишком сильные и приставучие и с ними трудно разотождествиться, сделайте 2-3 раза освобождение плеч и переключите своё внимание на выполнение этого упражнения и осознание сопутствующих ему ощущений. Затем вновь возвращаетесь к самонаблюдению.
---
Мы вообще не выбираем что именно наблюдать - что есть в поле сознания, то и наблюдаем! И это принципиальная вещь! Самосозерцание не имеет намеренности, не имеет выбора, исключает активное внутреннее "делание медитации".
Недовольство качеством своей медитации, своего осознания и желание как можно быстрее его улучшить - психологически вполне понятны. Однако лучше всего не суетиться, а спокойно отнестись к вполне естественному несовершенству своей медитации. Нужно спокойно осознавать так, как осознаётся, так, как на данный момент посильно и естественно. Чрезмерное старание только ухудшает качество вашей медитации. Со временем самоестественно и самопроизвольно, незаметно для самого практикующего, качество и сила его осознания будут расти.
Есть такая знаменитая древнекитайская притча под названием " Помогать всходам расти." Впервые она встречается в «Мэнцзы» в диалоге между мудрецом Мэн-цзы и его учеником Гунсунь Чоу. Учитель рассказывает:
"Один человек из царства Сун был удручен тем,что всходы на его поле растут слишком медленно.Стал вытягивать всходы руками, решил помочь. Много так потрудившись, он вернулся домой и сказал домашним:"Как же я устал! Я целый день помогал всходам расти". Его сын побежал смотреть на всходы, а они уже засохли."
Далее Мэн-цзы говорит:
"В Поднебесной мало таких, которые не помогали бы всходам расти. Но пользы всходам не только не приносят, а губят их, как те, кто не пропалывает их, полагая, что в этом нет пользы, и оставляет их на произвол судьбы, так и те, кто подтягивает руками ростки из земли, якобы помогая этим их росту".
---
На самом же деле эта медитация проста и бесхитростна. Вся её суть укладывается в следующую инструкцию, которой, в принципе вполне достаточно для успешной практики:
Спокойно созерцать всё, что есть, не вовлекаясь в процесс думания. Не думать, просто сидеть при закрытых глазах и созерцать всё, что наличествует в сфере сознания.
---
отсюда
---
На поверхностный взгляд медитация-самонаблюдение является очень простой, слишком простой, маловдохновляющей и даже примитивной. На самом же деле это не простая простота и не пустая пустота. За простыми инструкциями по выполнению этой практики стоит очень глубокая и многомерная теоретическая база. Если эта "простая" практика выполняется систематически и в объёмах по 50-60 минут, то результаты её будут в высшей степени необычны и удивительны. Трансцендирование нашего ума даёт такого рода результаты, которые до практики были и немыслимы и непредсказуемы. Любые априорные суждения о самонаблюдении, даже если их высказывает неглупый и образованный человек, впоследствии им же самим расцениваются как смешные и нелепые.
---
отсюда