Путь без иллюзий. Школа В. Каргополова
  • Групповые занятия проходят в Санкт-Петербурге по ул. Рентгена, д.10а (по вторникам, с 19:30 по 21:30). Сменная обувь обязательна. Занятия проводит преподаватель нашей Школы Анатолий Мамеев.
    Справки по телефонам: 8-931-200-2208, 8-911-723-8788
    Канал в телеграме: PBI_EMP
  • Владимир Михайлович Каргополов в связи с затяжной болезнью временно не записывает на консультации и не ведёт переписку. А так же не отвечает на посты на форуме сайта. Возобновление всех этих видов деятельности примерно в середине мая. Возможны уточнения.

    Администрация сайта.

Отрывки из новой книги Пелевина \"Бэтман Аполло\"

Kargopolov

Руководитель школы
#41
Вот цитата из Пелевина ("Бэтмен Аполло"):

"Появление сознания как трансфизического эффекта связано с квантовой неопределенностью — точнее, с ее схлопыванием. Исходная неопределенность содержит огромное число потенциальных вариантов и возможных форм их проявления. Сознание — это эффект, который возникает при переходе от бесконечного числа непроявленных возможностей к какому-то одному окончательному варианту. Сознание и есть актуализация единственного оставшегося варианта — который при этом осознается. Это как бы сверкающая трехмерная корона невидимого и многомерного черного солнца — или, как мы говорим, Великого Вампира. С метафизической точки зрения сознание — это смерть свободы, поэтому мы называем его темницей."

А вот моё опровержение этой, весьма оригинальной точки зрения ( "Путь без иллюзий", том 1-й, часть 2-я, глава "Мировоззрение нерелигиозной духовности"):

"Вообще говоря, чем более выражена личностная определённость человека, тем легче его диагностировать, то есть отнести к определённому личностному типу. Таким образом, то, что мы называем типами личности, на самом деле представляет собой типологию вариантов нарушений духовного развития, типологию личностных дефектов. Современная типология личности по сути представляет собою не что иное как типологию патологии.

По мере духовного развития личностная определённость начинает размываться, а на высшей стадии духовной эволюции - полностью исчезает. О таком высшем человеке очень трудно говорить, поскольку он не вмещается в рамки каких-либо определений. Высший человек может понимать низшего, но не наоборот. Дао-человек струится вместе с потоком жизни. В отличие от обычного человека, он имеет безгранично широкий диапазон жизнепроявлений, включающий все полярные противоположности. Для него также характерна высшая адекватность всех его действий, а также их безинерционность. Такой человек, как говорил чаньский поэт и художник, великий Ван Вэй - "пуст и чудесен". Каким бы мы его ни определили - всё это оказывается односторонним. Он ускользает от любых классификаций, от любой системы оценок. Если мы его определим некоторым образом, оказывается, что он действительно иногда бывает таким, но иногда он бывает диаметрально противоположным. Он похож на расплавленную огненную лаву или, скорее, на высокотемпературную плазму. Это его базовое состояние. Оно характеризуется глубокой медитативностью, величайшим спокойствием, и имеет огромный энергетический потенциал. В этом состоянии он "никакой", он пуст. Но эта пустота содержит в себе бесконечное количество конкретных форм, конкретных жизнепроявлений. Когда жизнь этого требует, он действует, то есть реализует конкретную форму. При этом происходит мгновенный выбор наиболее адекватной формы поведения. Когда ситуация исчерпана - он безинерционно возвращается в исходное состояние великой неоформленности. В другой ситуации он будет другим, в третьей - третьим. Наблюдая его поведение, мы не можем делать о нём каких-либо выводов. Его поведение определяется не его личностным Я, которое у просветлённого мастера попросту отсутствует, его поведение отражает не его личность, а конкретную жизненную ситуацию, отражает не параметры личности, а параметры ситуации. Он недоступен никаким психологическим тестам, будь то вербальные (опросники), невербальные или поведенческие. В ответе не будет его самого, в ответе будет высшая адекватность, в которой нет и не может быть личности. Можно сказать и наоборот: там, где есть личность, там нет высшей адекватности. Чем больше личности, тем меньше адекватности, и наоборот. Ещё раз напоминаю, что эмпирическая личность - не что иное, как индивидуальный паттерн блокировок тонкого тела, спроецированный на психосоматический континуум."

Конечно, вышеприведенная цитата из книги Пелевина - это слова главного героя, но не самого автора. Есть такая отмазка. Но у меня создалось сильное впечатление, что здесь устами своего героя автор выражает свои собственные, весьма оригинальные взгляды. Ведь, согласно философии постмодерна, всякая истина сугубо и радикально относительна, а раз так, то даёшь оригинальность любой ценой!Тем более, когда можно спрятаться за широкую спину главного героя и тем самым избежать ответственности за свои слова.
Точка зрения, высказанная в процитированном пассаже из новой книги Пелевина, демонстрирует отсутствие понимания диалектического единства неоформленности и её многочисленных, даже бесконечных возможных конкретизаций. Ощибка заключается в том, что безапелляционно и категорично утверждается полная несовместимость этих противоположностей (неопределённости и конкретизации).
 
M

Maksim

Неактивен
#42
Сдается мне, что Пелевин шпарит по чьим то трудам.
Его теория стройна и логична в частностях, но звенья как то слабо увязаны между собой.
 

ga3ry

Забанен
#43
Kargopolov,
Думаете, это Вы с ним об одном и том же? Не знаю... :oops:

Maksim,
Теория? У Пелевина? :cry:
 

Kargopolov

Руководитель школы
#44
Ga3ry
Ну, да, он о состоянии осознания, я о личности, но общий знаменатель налицо.
 

ga3ry

Забанен
#45
Вот как? А мне показалось, он о природе сознания, в самом общем смысле. А Вы - о том, как меняется личность (т.е. проявление сознания в материальном мире) с изменением самого сознания. Поправьте меня, если что. :oops:
 

Kargopolov

Руководитель школы
#46
Прочитайте внимательнее. У меня:
" Он похож на расплавленную огненную лаву или, скорее, на высокотемпературную плазму. Это его базовое состояние. Оно характеризуется глубокой медитативностью, величайшим спокойствием, и имеет огромный энергетический потенциал. В этом состоянии он "никакой", он пуст. Но эта пустота содержит в себе бесконечное количество конкретных форм, конкретных жизнепроявлений. Когда жизнь этого требует, он действует, то есть реализует конкретную форму. При этом происходит мгновенный выбор наиболее адекватной формы поведения. Когда ситуация исчерпана - он безинерционно возвращается в исходное состояние великой неоформленности.

У Пелевина:
"Сознание — это эффект, который возникает при переходе от бесконечного числа непроявленных возможностей к какому-то одному окончательному варианту. Сознание и есть актуализация единственного оставшегося варианта — который при этом осознается."

Это неверно. В состоянии медитации нет никакой жёсткой конкретизации, сплошная потенциальность, а сознание (осознанность) присутствует в высшей степени. В то же время может иметь место та самая "актуализация единственного варианта", а осознанность при этом отсутствует. Вместо осознанности - отождествление, когда сознание "провалилось" в объект и потеряло само себя.
Пелевин не разбирается в этих вещах, не понимает того, о чём пишет. Будучи блестящим стилистом и имея большой словарный запас, он производит сильное впечатление на неискушённого читателя, но на самом деле очень плохо понимает то, о чём имеет смелость писать. На самом деле он не озабочен поиском истины. Больше - тем, чтобы сказануть ярко, необычно и прикольно. Печалька.

Кстати, поведение - это не что иное, как проекция содержания сознания вовне. Иначе говоря, содержание сознания это своего рода "внутреннее поведение", а внешнее поведение, это то же самое сознание, но спроецированное вовне.
Здесь уже моя сфера компетентности, это Вам не политика и не экономика, где я с готовностью могу согласиться, что возможно не прав.:D
 

ndependent witness

Форумчанин
#47
"Появление сознания как трансфизического эффекта связано с квантовой неопределенностью — точнее, с ее схлопыванием. Исходная неопределенность содержит огромное число потенциальных вариантов и возможных форм их проявления. Сознание — это эффект, который возникает при переходе от бесконечного числа непроявленных возможностей к какому-то одному окончательному варианту. Сознание и есть актуализация единственного оставшегося варианта — который при этом осознается. Это как бы сверкающая трехмерная корона невидимого и многомерного черного солнца — или, как мы говорим, Великого Вампира. С метафизической точки зрения сознание — это смерть свободы, поэтому мы называем его темницей."
А по моему, это определение похоже на определение актуального сознанияЛичности,обычного человека ,то есть комментарий к нему ВМ как нельзя актуален. Извиняюсь за тавтологию. А что мы можем знать о природе сознания в самом общем смысле? Например, по легенде сознание просветленного (Будды) такого, что за время равное морганию глаза он может осознать 10 в 27 степени отдельных восприятий! Какой коллосальный диапазон и потенциал для развития!
 

ga3ry

Забанен
#48
Kargopolov:
Здесь уже моя сфера компетентности...
Как говорится, хочешь научиться играть в шахматы - играй с мастерами (понимаю, не тот случай, постижение идет не через ум, но все же). Так что, пожалуй, дернусь еще разик. ;)
Kargopolov:
Ну, да, он о состоянии осознания, я о личности, но общий знаменатель налицо.
Может быть, он все же не о состоянии сознания, а о феномене сознания вообще?
 

Kargopolov

Руководитель школы
#49
Это он думает, что пишет о феномене сознания и об условиях его возникновения, тогда как на самом деле пишет всего лишь о модификациях сознания. Не будем спорить, скажем так: он пишет о сознании. Причём считает, что оно откуда-то и по какой-то неведомой причине вдруг появляется из небытия именно при переходе к конкретному варианту. А ведь давным давно Шанкара сказал, что Атман, наша духовная сердцевина, - это "самосветящийся свет сознания". Пелевину следовало бы вдумчиво читать классику (адвайта веданта Шанкары), а он пытается внести свой собственный высокооригинальный творческий вклад. "Чукча не читатель, чукча писатель" :D Но получается плохо. В жанре страшной философской сказки. :D Я бы определил его жанр как неоготический постмодерн. Сказочник. Если не принимать всерьёз его флософические размышлизмы, то читать можно с удовольствием. Правда для меня оно подпорчено, всё более проявляющимся в его последних произведениях запахом тления. Стильно, красиво, элегантно, аристократично, но всё более извращённо и всё более нечисто.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#51
Разве нет? Вампиры, гробы, гигантская летучая мышь , Дракула, Оскар Уайльд, аристократическая избранность, смерть при жизни, секс, извращения, инфернальная потусторонность... Вам этого мало?
Вполне готический контент. Конечно, такой талантливый человек, как Виктор Пелевин, много шире и умнее, чем обычные примитивные молодые готы, не спорю, но готического у него очень даже много. Трудно этого не увидеть.
 
M

Maksim

Неактивен
#52
Ну, справедливости ради надо сказать, что книжка то художественная, а ..."интеллигентные люди они тоже попишут попишут, да стопочку накатят" (с).
В общем не стоит забывать, что Пелевин популярный писатель, который писательством зарабатывает деньги и весьма наверное неплохие. Так что изложенные им теории это не сколько философский труд, а художественное произведение, ориентированное на широкую публику. Что он должен учитывать при написании.
 
M

Maksim

Неактивен
#53
Кстати, отвлекаясь от Пелевина,... до сих пор не понимаю многовекового интереса к теме пития крови ожившими мертвецами, причем обычно в сопливо романтическом ключе.
Легкоэротическая танатофилия как преодоление страха смерти?
 

Kargopolov

Руководитель школы
#54
Да, Максим, согласен. Лично для меня вся эта лабуда с Дракулой, вампирами, совокуплениями в гробах, питием горячей крови и т.п. всегда была предельно скучной. Ну просто абсолютное отсутствие какого-либо интереса.
 

DB

Форумчанин
#55
[quote="Maksim" post=8282]Кстати, отвлекаясь от Пелевина,... до сих пор не понимаю многовекового интереса к теме пития крови ожившими мертвецами, причем обычно в сопливо романтическом ключе.
Легкоэротическая танатофилия как преодоление страха смерти?[/quote]Шутки шутками, но ведь в определённой мере это действительно так. Страх - это проявление эмоционально заряженного комплекса скрытого в подсознании, а всё это (вампирская эстетика) эксплуатирует эту энергию. Подобные культурные явления играют роль клапана для спуска накопившейся в общественном подсознании негатива. Кстати, вампиры - это ещё цветочки :D
Хотя это не обязательно должно быть что-нибуть "страшненькое", взять хотя бы хипповскую культуру 60-70 годов в Америке (свободная любовь и т.д.), я где-то читал, что это непосредственная реакция на излишнюю "монолитность" тогдашнего общества. Куча догм и т.п.
 
M

Maksim

Неактивен
#56
Вообще слышал мнение, что поколение хиппи, это следствие не слишком умных теорий воспитания детей из серии " детям все можно, пусть , что хотят, то и делают"!
 

ga3ry

Забанен
#57
Погодите-ка, хиппи, появились, если не ошибаюсь, в начале 1960-х, т.е. родились примерно в годы войны. Разве тогда (в 1950-е, годы воспитания) были распространены такие теории? Нелегкие были времена, даже для Америки.
 

DB

Форумчанин
#58
[quote="Maksim" post=8388]Вообще слышал мнение, что поколение хиппи, это следствие не слишком умных теорий воспитания детей из серии " детям все можно, пусть , что хотят, то и делают"![/quote]Помоему это как раз таки уже дети бывших хиппи воспитывались по таким принципам. :) А хипстерская культурная революция возникла как раз как реакция на зашкаливающее количество гласных и негласных "нельзя".
 
M

Maksim

Неактивен
#59
Имеется ввиду влияние идей Бенджамина Спока. Его называют чуть ли не творцом поколеения хиппи
 

DB

Форумчанин
#60
К сожалению с данным товарищем не знаком, но думаю маловероятно что хиппи появились только благодаря ему. Там "целая делегация" была. Особенно часто встречаются упоминания о влиянии "потерянного поколения", поэтов-битников, ну и, (само собой) рок-музыки. Да и просто настроения того времени способствовали, напряжение накопилось. В общем по мне это всё таки по большей части стихийное явление. Ну и, любые идеи должны упасть на благодатную почву.