Путь без иллюзий. Школа В. Каргополова
  • Групповые занятия проходят в Санкт-Петербурге по ул. Рентгена, д.10а (по вторникам, с 19:30 по 21:30). Сменная обувь обязательна. Занятия проводит преподаватель нашей Школы Анатолий Мамеев.
    Справки по телефонам: 8-931-200-2208, 8-911-723-8788
    Канал в телеграме: PBI_EMP
  • Владимир Михайлович Каргополов в связи с затяжной болезнью временно не записывает на консультации и не ведёт переписку. А так же не отвечает на посты на форуме сайта. Возобновление всех этих видов деятельности примерно в середине мая. Возможны уточнения.

    Администрация сайта.

Отрывки из новой книги Пелевина \"Бэтман Аполло\"

ndependent witness

Форумчанин
#21
Уважаемый, ga3ry, специально для вас привожу выдержку из словаря:
independent [ ] 1. 1) независимый, самостоятельный; не зависящий ( от чего-л./от кого-л. - of ) Syn: self-governing , autonomous , free 1. 2) имеющий самостоятельный доход; обладающий независимым состоянием 3) а) БЕСПРИСТРАСТНЫЙ, непредубежденный, объективный ...
Конечно можно было ответить и так: Если Вам что-то во мне не нравится, не обязательно ставить меня в известность. Постарайтесь пережить этот шок самостоятельно. Но чтобы не скатываться к банальной пикировке и понимая, что задел Ваше ЧСВ или мои высказывания не укладываются в Вашу мировозренческую картину прекращаю диалог в одностороннем порядке и прошу у Вас прощения, если вольно или невольно задел тонкие струнки Вашей души, судя по негативной реакции в свой адрес. Со своей стороны считаю Вас умным, с хорошим чувством юмора человеком и сожалею, что наш диалог принял явно не конструктивный характер.
С уважением, все-таки, не совсем беспристрастный наблюдатель. :)
 

amigo

Модератор
#22
ndependent witness, ga3ry говорит вам, что у вас в нике буква первая пропущена, вот и все.
independent - беспристрастный, а вот ndependent в таком случае неизвестное слово.
 

ndependent witness

Форумчанин
#23
Ну, вот такое тупое у меня чувство юмора. Полный набор букв в термине характеризует явление полностью, а не полный нет и в нике я попробовал это объяснить. Видимо не получилось. :)
 

ga3ry

Забанен
#24
ndependent witness,
Т.е. "вобода" - это слегка ограниченная свобода? Каюсь, не вьехал в тему.
Вы правы, давайте заканчивать с этим. Действительно, меня это не касается. Прошу прощения.

amigos, спасибо.
 

siroga

Забанен
#27
не могу отделаться от ощущения, что последние произведения П. (ну лет пять-семь) написаны "под кайфом", похоже на грибы (ЛСД). Сам я туда не ходок, но некоторых из творческих встречал . Много цветастых заворотов, а книгу прочел - и ничего не осталось. Как в кино на американский блокбастер сходил....

и еще. меня не покидает ощущение схожести Пелевина и Сидерского... мб ВМ прокомментирует?

хотя он безусловно мастер слова и весьма осведомлен. Я с удовольствием читаю его любую книгу с любого места!
 
M

Maksim

Неактивен
#28
Кстати, да. Бывает такое . Есть люди схожие внешне, занимающиеся одинаковыми видами деятельности, живущие правда в разных странах
 

Kargopolov

Руководитель школы
#29
Ну, наверное определённое сходство есть. Оба принадлежат к одному поколению, даже год рождения близко. Пелевин - в 1962 году, Сидерский - в 1960 году.
 
M

Maksim

Неактивен
#30
Меня аж передернуло от последней фотки. Надо же так пятку под мышку засунуть, и какой в том смысл....
 

ga3ry

Забанен
#31
Ха, любопытное наблюдение! И как я сам об этом не подумал...
— Итак, — сказал Улл, — мы с вами вампиры-ныряльщики. Кто-нибудь уже знает, что это значит — нырять?
Один из французов, Эз, махнул рукой.
— Я знаю. Это означает делать астральную проекцию в загробное измерение.
— То есть? — поднял брови Улл.
— Ну, выходить из туловища в тонком теле.
— Объясни подробнее.
Эз поднялся из-за парты, подошел к доске и нарисовал лежащего на койке человека. Потом подрисовал сверху что-то вроде привидения и тонкой линией соединил его с лежащим на койке.
— Вот, — сказал он.
— Спасибо, — кивнул Улл. — Садись. Очень хорошо, что ты начал с этого заблуждения. Нам будет гораздо проще, когда мы оставим его позади. Феномен так называемого «выхода из тела», или, как ты выразился, «астральной проекции», известен людям многие века. Человеку кажется, будто он выходит из тела и видит себя со стороны. Многие путешествуют в таком виде по миру, посещают другие континенты и планеты. Это распространенное переживание. В шестидесятые годы прошлого века даже считалось, что, если вам ни разу не удалось выйти из тела, пора менять дилера. Однако достаточно чуть подумать, чтобы понять, что этот опыт — чистейшая внутримозговая галлюцинация, а вовсе не реальный выход из тела какой-то воспринимающей субстанции.
— Почему? — спросил Эз.
— Дело в том, — ответил Улл, — что мир, каким его видят при астральной проекции, никак не отличается от того мира, который мы видим обычно.
— А почему он должен отличаться?
— Потому, что все видимое нами есть результат электрохимических процессов в глазах, соединительных нервах и мозгу. Чтобы видеть по-человечески после выхода из тела, мы должны взять с собой глаза. И мозг тоже. Если бы мы могли воспринимать реальность одним астральным телом, глаза и мозг не были бы нужны, и эволюция не стала бы с таким трудом изобретать для нас эти дорогостоящие хрупкие инструменты. Именно поэтому нет ни одного достоверного случая, когда так называемый «выход из тела» помог кому-нибудь разжиться ценной информацией. Ни одна из враждующих армий никогда не засылала астральных шпионов в чужой штаб. Только настоящих. Во время так называемой «астральной проекции» человек не выходит за пределы тела. Он даже не выходит за пределы своей фантазии. Серебряная пуповина, которую видят в таких случаях, является просто эхом пренатального переживания.
Улл жирным крестом зачеркнул висящее над кроватью привидение и положил мел.
— Забудьте эту чушь навсегда.
Он оглядел нас, оценивая эффект своих слов.
 

ga3ry

Забанен
#32
— Чтобы вы не путались в серебряных пуповинах и астральных проекциях, — продолжал он, — вам надо прежде всего понять, как связаны сознание и мозг. Начнем с человеческих представлений…
Он повернулся к доске и несколькими штрихами нарисовал человеческое лицо в очках — одновременно самодовольное и глупое.
— Самое смешное в том, что широкая публика уже много лет верит, будто науке это известно. Ну, более-менее известно. Любой человеческий ученый знает, что это неправда, но медиа все равно поддерживают в людях такую уверенность, благо это несложно. Достаточно раз в году показать по телевизору какой-нибудь большой томограф и пару шарлатанов в белых халатах. Или многоцветную компьютерную мультипликацию, наложенную на разрез мозга — как сейчас говорят, brain porn. В результате свободные цивилизованные люди уверены, что в сегодняшней жизни осталась только одна неразрешимая загадка — где взять денег…
Он подошел к нашей парте.
— Почему это так, Рама?
— Баблос, — буркнул я.
Улл потрепал меня по затылку.
— Именно. Поскольку люди были выведены нами в сугубо утилитарных видах, целью их духовно-мыслительного процесса является не познание истины, как говорят их ученые, и даже не «жизнь, испитая до дна», как утверждают их гламурные идеологи, а выработка наибольшего количества агрегата «М5» в виде эманаций, которые могут быть уловлены Великой Мышью. Не в наших интересах, чтобы люди осознали реальное положение дел, поставив под угрозу существующий порядок вещей. Поэтому вторая сигнальная система, которой вампиры оснастили их мозг, имеет в себе специально встроенные предохранители-баги. Они делают невозможным для человека познание истины, доступной высшим существам.
— Что такое вторая сигнальная система? — спросил Эз.
— Это язык, на котором люди говорят и думают.
— Какой именно?
— Любой. Все языки, несмотря на кажущееся разнообразие, просто разные версии одного и того же кода. А код составлен так, чтобы компьютер постоянно глючило. Понимаете? Сама природа их мышления с неизбежностью наводит в сознании неверную и дикую картину мира, которая с детства сковывает по рукам и ногам. Человеку не нужно трех сосен, чтобы заблудиться — ему достаточно двух существительных. Например, «субъект» и «объект». И чем больше люди спорят по поводу слов друг с другом, тем глубже они увязают в трясине, которую сами при этом создают. Таковы, если угодно, шоры, которые каждый из них носит на глазах с того момента, как начинает говорить и думать.
— А какие баги есть в языке? — спросил кто-то из французов.
— Их очень много. Столько, что проще считать весь язык одним большим багом, кроме которого они вообще ничего не видят. Ученые, даже самые умные, ставят проблемы и формулируют свои открытия в кодировке, которая специально устроена так, чтобы сделать понимание истины невозможным. Люди могут только проецировать заложенные в языке искажения.
— Куда?
Улл широко повел руками вокруг себя.
— В микро- и макрокосмос. В результате фундаментальная ошибка их мышления становится то больше, то меньше — в зависимости от выбранного масштаба. Но она никогда не исчезает совсем. Она всегда накладывается на то, что они видят. Куда бы ни устремился их ум, они всюду найдут одну и ту же непроходимую пропасть, которую их мышление не в силах пересечь — по той причине, что само ее создает.
— А вампиры могут ее пересечь? — спросила Софи.
Улл поднял палец.
— Вампиры не пытаются пересечь эту пропасть. Они в ней живут. Там наш дом, и мы сами построили его в таком месте, чтобы нас никто не тревожил. Рама, для тебя все это не слишком сложно? Ты понял, о чем я сейчас говорил?
В голосе Улла прозвучала такая неподдельная забота, что мне стало неловко. Вопрос как бы подразумевал, что если понял я, то остальные поймут и подавно. Самым обидным было то, что он, кажется, даже не хотел меня обидеть. Я покраснел и кивнул.
— Та же пропасть, — продолжал Улл, — возникла перед людьми в их самопознании — когда они попытались понять, каким образом в результате работы их мозга возникает знакомый им мир. Тупик, в котором они оказались, получил название «hard problem». Это стандартный баг их мышления, кажущийся им неразрешимой загадкой. Вы знаете, что это?
Аудитория ответила молчанием.
— Изложу очень коротко, — сказал Улл. — Людям известно, что замыкание нейронных цепочек в коре мозга определенным образом связано с мыслями. Им известна даже локализация переживаний — какие ощущения соответствуют активности разных зон мозга. Например, возбуждение нейронов в определенной области совпадает с переживанием красного цвета. Пока все просто. «Hard problem» появляется, когда они пытаются объяснить, как электрическая активность, которую фиксируют приборы, становится субъективным чувством. Тем, что люди называют qualia — переживанием чего-то изнутри. Вот как мы знаем, что эта доска черная, а щеки у Рамы красные…
Я подумал, что если он еще раз попытается потрепать меня по затылку, я… Ну, не нахамлю, конечно. Но дам понять, что мы уже не в школе.
— Объяснить это не представляется возможным, — продолжал Улл. — Дело в том, что есть непреодолимая качественная пропасть между воспринимаемой нами краснотой… Ну хорошо, Рама, хорошо — не такой, как у твоих щечек, а такой, как у арбуза, мака или помидора, — и электромагнитными колебаниями в мозгу, которые фиксирует томограф. Как, где и почему электрический разряд становится красным цветом, который мы видим? Этого не знает никто из людей. Иногда даже спорят, можно ли утверждать, что красное для одного человека — то же самое, что красное для другого. С уверенностью можно говорить лишь о том, что в схожих ситуациях люди используют одно и то же слово.
Я подумал, что и правда не знаю, действительно ли красный для меня — это то же самое, что для Софи. Вдруг она видит его как я синий?
— Вампирам, однако, понятна порочность человеческого подхода, — продолжал Улл. — Она связана с ошибкой, которая настолько фундаментальна, что объяснить ее людям не представляется возможным вообще. Люди считают, что место, где происходят переживания красного, зеленого и синего — это их мозг. Но мозг — это просто телеграфно-шифровальный прибор. Он посылает кодированные запросы «красный, зеленый, синий» в исходную… Ну, скажем, точку, которая является источником всего восприятия вообще. Мы называем эту точку Великим Вампиром.
— А где она находится? — спросил Тар.
— Она вообще не локализована нигде. Она существует в себе самой и не опирается ни на что другое. У нее нет никакой причины. Наоборот, она — исходная причина всего остального. Мозг вовсе не создает восприятие и бытие. Мозг просто составляет shopping list — отбирает те элементы бесконечно возможного, которые должны быть пережиты в человеческой жизни. Это всего лишь грубый электромеханический фильтр, позволяющий человеку видеть сквозь узкие дырки слов. И только сквозь эти дырки. По сути, человеку разрешено воспринимать только заложенную в него программу — человеческий язык. Именно поэтому он и является человеком.
— Так как же все-таки электричество в мозгу становится красным цветом? — спросила Софи.
Улл повернулся к ней и указал пальцем на витраж.
— Представь человека, который родился и вырос… Ну, скажем, в готическом соборе. И никуда из него в жизни не выходил. В Бога он, понятно, не верит — как и все, кто долго наблюдает его слуг. И вот он сидит в соборе, смотрит на сверкающий витраж и думает — «ну понятно, наука доказала, что это религиозное величие создается особыми трюками со светом. Непонятно только, каким образом стекло, которое выплавляют из простого песка, светится. Причем в одном месте синим, а в другом — красным. Что, интересно, за процессы происходят в витраже? Что бы ты ему сказал, Рама? Почему витраж в соборе светится красным и синим?
Непонятно было, почему он говорит про какой-то абстрактный готический собор, когда светящиеся витражи окружают нас со всех сторон.
— Почему? — повторил Улл.
— Из-за дневного света, — сказал я.
— Правильно. Человек никогда не выходил на улицу и не знает, что стекла делает синими и красными не какой-то происходящий в них процесс, а солнце. И сколько бы ни было в стенах витражей, источник света за ними один. Человек, друзья мои, и есть такой витраж. Вернее, это лучи света, которые проходят сквозь него, окрашиваясь в разные цвета. Лучи способны воспринимать только себя. Они не замечают стекол. Они видят лишь цвет, который они приобрели. Понимаете? Человек — это просто сложная цветовая гамма, в которую окрасился пучок света, проходя через замысловатую комбинацию цветных стекол. Витраж не производит лучей сам. Он по своей природе мертв и темен даже тогда, когда пропускает сквозь себя самую завораживающую игру. Просто свет на время верит, что стал витражом. А человеческая наука со своими томографами пытается объяснить этому свету, как он зарождается в витраже, через который проходит. Великий Вампир в помощь!
И Улл отвесил клоунский поклон.
Все, что говорил Улл, было понятно — вот только из-за двух фальшивых подземных солнц, светящих в класс с разных сторон, от его слов оставался сомнительный осадок.
— Так что такое человек? — спросила Софи. — Витраж или свет?
Улл ткнул в нее пальцем.
— Вот! — воскликнул он. — Это и есть баг, который вмонтирован в твое человеческое мышление. Люди всегда будут мучиться подобными вопросами. Девочка, не ходи гулять в это гнилое болото! Вампир не пытается выразить истину в словах. Он лишь намекает на нее — но останавливается за миг до того, как баги ума «Б» превратят все рассуждение в фарс.
— Люди приходят из сознающего солнца и уходят туда? — спросил Эз.
Улл повернулся к нему.
— Опять! — сказал он. — Нет. Человек не приходит и не уходит. Он и есть это солнце. Это солнце прямо здесь. Кроме него, нет ничего другого вообще. Понятно?
Эз отрицательно помотал головой.
— Человек — это комбинация переживаний, — сказал Улл. — Сложная цветовая гамма, выделенная из яркого белого света, где уже содержатся все возможные цвета. В ярком белом свете уже есть все, что может дать любой калейдоскоп. Калейдоскоп убирает часть спектра — но не создает света сам. Мозг — не генератор сознания и не волшебный фонарь. Совсем наоборот! Это калейдоскоп-затемнитель. Мы не порождаем сознание в своем мозгу, мы просто отфильтровываем и заслоняем от себя большую часть тотальности Великого Вампира. Это и делает нас людьми. Поэтому мистики начиная с Платона называют нас тенями. Мы не производим свет. Мы отбрасываем тени, что намного проще. Никто никогда не объяснит, как электрические процессы в мозгу становятся переживанием красного цвета. Потому. Что. Они. Им. Не. Становятся. Понятно? Можно только объяснить, как красное стекло окрашивает — вернее, редуцирует — исходную бесконечность до скрытого в себе кода.
— Как?
— На красном стекле написано химическим языком: «О Великий Вампир, сделай себя красным. Аминь». Понятно? Мы не ученые. Мы вампиры. Мы не планируем получить Нобелевскую премию по химии, мы всего лишь хотим увидеть истину краем глаза. А истина такова, что из нашего отравленного словами мозга ее нельзя увидеть вообще. Поэтому мы пользуемся метафорами и сравнениями, а не научной абракадаброй…
Он вдруг поднял палец, словно вспомнив важное.
— Кстати, да — насчет науки. Сейчас есть такие прозрачные светодиодные панели, которые меняют прозрачность и цвет по команде компьютера. Вот это будет даже более точным сравнением, чем обычный витраж.
— А почему человек не может пережить все солнце сразу?
— Во-первых, может. Для этого достаточно разбить витраж. Во-вторых, это не человек переживает солнце. Это солнце в каждом человеке переживает само себя — ту свою часть, которую оставляет видимой наш мозг. Себя переживает всякая отдельная мысль — каждый луч, уже не помнящий, что он часть солнца…
Он посмотрел на меня долгим взглядом.
— Ну как еще объяснить… Рама, ты ведь клей по молодости нюхал?
Все-таки он, похоже, не врал про личные дела. Я пожал плечами. Мне не хотелось углубляться в эту тему при Софи.
— Там тоже все эффекты возникают оттого, что отключается большая часть восприятия. Впрочем, другие не поймут…
— Так все-таки, — сказала Софи, — как правильно решается «hard problem»?
Улл вздохнул.
— Она не решается никак. Такой проблемы нет нигде, кроме отравленного языком мышления. Каким образом удары пальцев машинистки становятся стихотворением, которое поражает нас в самое сердце? Они им не становятся! Мы принесли это сердце с собой, и все, из чего состоит стихотворение, уже было в нас, а не в пальцах машинистки. Машинистка просто указала на то место, где оно хранилось. И сколько ни изучай ее компьютер, принтер или соединяющие их провода, мы не найдем, где в этом возникло поразившее нас чудо. Ибо для его появления надо, чтобы сначала в гости к этой машинистке пришел сам Великий Вампир…
:D Вот за что я люблю Пелевина - умеет человек пощекотать тебе мозг так, что иногда кажется, вот, сейчас проснешся и все-все поймешь.
 

ndependent witness

Форумчанин
#33
Вот за что я люблю Пелевина - умеет человек пощекотать тебе мозг так, что иногда кажется, вот, сейчас проснешся и все-все поймешь. Увы, ga3ry. Цитирую ВМ:

Размышление вообще не может привести к пониманию, оно всего лишь организует уже имеющееся понимание. Размышление всегда идёт после интуитивного постижения и выполняет отнюдь не творческие, а сугубо оформительские функции. Мышление полезно, необходимо, но всегда вторично по отношению к интуиции-праджне. Тот, кто начинает с вопросов, не решает проблем. Они решаются только тем, кто начинает сразу с ответов.
Существуют два, качественно различающихся способа познавательной деятельности – рациональный и интуитивный. Полученный результат в том и другом случае вербализуется (т.е. выражается в словесной форме). Однако, в первом случае это вербализация результата дискурсивного мышления, а во втором – вербализация понимания, полученного через интуитивный инсайт. Разница между тем и другим – огромна. В первом случае мышление движется внутри дуалистической плоскости, от одних слов и символов – к другим. Во втором случае происходит перевод многомерного объекта, интуитивно воспринимаемого во всем его объёме, в его плоскостную проекцию.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#34
Согласен с Независимым Свидетелем. При всей своей несомненной зашкаливающей одарённости, Виктор Пелевин, всё-таки, не Мудрец, постигший запредельные Истины, как полагают многие его поклонники, а всего лишь блистательный стилист. Человек Формы, но, увы, не Содержания. Должен разочаровать его поклонников - подлинного постижения духовных истин, несмотря на постоянное муссирование этой тематики в его книгах, у Виктора Пелевина я не вижу. Если судить по его последним произведениям, в которых всё больше гомосексуальной тематики, всё больше разочарованности в мире и людях, всё больше мизантропии и насмешливо-саркастического тотального негативизма, то, как мне кажется, Виктор находится в глубоком личностном кризисе. Может я и заблуждаюсь на его счёт, но создаётся впечатление серьёзного неблагополучия на психоэмоциональном и личностном уровне. Настолько, что за него даже побаиваюсь.
Чтобы иметь силу жить, нужно иметь совсем другие ценности, а главное, иметь Путь и твёрдо стоять на Пути. У Пелевина я этого , к сожалению, не вижу.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#35
Комментарии к "так, что иногда кажется, вот, сейчас проснешься и все-все поймешь."

Бывает такое состояние интенсивной работы мысли, напряжения умственных сил, когда кажется, что ещё одно усилие и проблема будет разрешена, всё станет ясным и понятным, все факты, всё умственное содержание, составляющее проблему, вдруг выстроится стройными рядами, как вымуштрованное войско на плацу. Я хорошо помню это состояние ещё по студенческим временам "когда мы были молодыми и чушь прекрасную несли".
Так вот, это состояние, весьма типичное для учёных умов, означает сильнейшее отождествление с работой своего ума и оно прямо противоположно состоянию умственного безмолвия, возникающего в результате медитации.
Иногда человеку для понимания этих вещей требуются годы (и это при том, что на уровне магнитофонного ума он всё это прекрасно знает , цитирует, рассуждает, но, увы, так и не пробудился к великой истине "читта вритти нироддха"). Иногда, так и не получается это понять в течение всей жизни.
Когда же такое понимание имеется, то оно не воспринимается как некое достижение, а кажется настолько простым и понятным, что диву даёшься, почему столь многим весьма умным и способным людям никак не получается пробудиться к такой скромной и естественной истине.
 

ga3ry

Забанен
#36
Так, господа, спокойно, я все понимаю, цитату ту помню. Я же вроде там смайлик оставил. :)
Повторюсь, я совершенно не считаю, что у Пелевина стоит чему-либо учиться или ждать от него каких-то откровений. Меня лишь изумляет его способность заставить меня взглянуть на вещи под неожиданным углом и разложить компоненты мира совершенно необычным узором. Была у меня в детстве игрушка такая примитивная, калейдоскоп, - картонная трубка, а в ней зеркала и разнoцветные стекляшки. Узоры были просто сумасшедшие. Но однажды я ее разобрал в надежде увидеть какие-нибудь вершины технологий и был жутко разочарован примитивностью обмана. :)
Kargopolov:
это состояние ... означает сильнейшее отождествление с работой своего ума и оно прямо противоположно состоянию умственного безмолвия, возникающего в результате медитации
Вот лично у меня - наоборот - самое "пустое" состояние ума бывает как раз после интенсивных размышлений либо попытки запомнить большой обьем новой информации, когда "комп зависает". Видимо, тот случай, когда состояние, доведенное до своего предела, переходит в свою противоположность. :) Если же я сажусь, закрываю глаза, и пытаюсь просто наблюдать "все, что есть", активность ума высока.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#37
Да, согласен, Вы точно подметили главную особенность пелевинского стиля - полная неконформность, невторичность, свежесть и оригинальность взгляда на мир. Только в последних произведениях этот мир воспринимается в довольно мрачном свете. Впрочем на это можно сказать: каков мир, таков и взгляд. Тоже есть резон.:D
 

ga3ry

Забанен
#38
Ну все, приплыли:
Появление сознания как трансфизического эффекта связано с квантовой неопределенностью — точнее, с ее схлопыванием. Исходная неопределенность содержит огромное число потенциальных вариантов и возможных форм их проявления. Сознание — это эффект, который возникает при переходе от бесконечного числа непроявленных возможностей к какому-то одному окончательному варианту. Сознание и есть актуализация единственного оставшегося варианта — который при этом осознается. Это как бы сверкающая трехмерная корона невидимого и многомерного черного солнца — или, как мы говорим, Великого Вампира. С метафизической точки зрения сознание — это смерть свободы, поэтому мы называем его темницей.
Если вы заметили, что вы есть и осознаете себя, с вами уже случилось самое худшее из возможного в вероятностном космосе. Случившееся так ужасно, что вам теперь даже не понять, что произошло и с кем, и как что-то вообще может быть иначе — ибо сознание есть безвыходная самоподдерживающаяся тюрьма, из которой нельзя выглянуть даже мысленно.
Похоже, Вы правы, в его мрачном пессимизме стало проглядывать что-то нездоровое, как у Стивена Кинга. Хотя, с другой стороны, книжка-то вампирская, и рассказ идет от имени вампира, - нужен соответствующий антураж и атмосфэра. "Чапаев и пустота" теперь вспоминается, как книжка очень светлая и позитивная. :D
 

Kargopolov

Руководитель школы
#39
Да, я тоже считаю, что его ранние произведения намного лучше последних книг. "Чапаев и пустота", "Жёлтая стрела", "Затворник и Шестипалый" - великолепно, настоящие шедевры. В давние советские времена я , когда наткнулся на самую первую (журнальную) публикацию "Затворника и Шестипалого", был в полном восторге, выдрал из журнала этот замечательный рассказ, хранил его в специальной папке и давал на прочтение всем своим друзьям. Позже туда же , в эту же самую папку определил первый журнальный (Огонёк) вариант "Один в океане" Славы Курилова.
Но даже в этих, поистине замечательных работах отсутствует подлинное понимние того, как происходит духовная трансформация (качественный скачок, являющийся итогом длительного процесса количественных накоплений). У Виктора Пелевина это ничем не опосредованный оверкиль обыденного существования. Для того, чтобы такое Пробуждение произошло, никакой практики не нужно, а нужно нечто такое - разэдакое понять. :D Известный перепев того, что говорили Алан Уотс и Джидду Кришнамурти, и того, что сейчас на все лады повторяют расплодившиеся в постмодернистском социуме, как клопы в старом диване, современные неоадвайтисты.
 

ga3ry

Забанен
#40
ну да, отличительная черта постмодернизма вообще - "прогресс" путем переворачивания старого с ног на голову. не надо работать-накапливать-создавать, достаточно найти нестандартный подход или точку зрения на то, что уже есть