Вот цитата из Пелевина ("Бэтмен Аполло"):
"Появление сознания как трансфизического эффекта связано с квантовой неопределенностью — точнее, с ее схлопыванием. Исходная неопределенность содержит огромное число потенциальных вариантов и возможных форм их проявления. Сознание — это эффект, который возникает при переходе от бесконечного числа непроявленных возможностей к какому-то одному окончательному варианту. Сознание и есть актуализация единственного оставшегося варианта — который при этом осознается. Это как бы сверкающая трехмерная корона невидимого и многомерного черного солнца — или, как мы говорим, Великого Вампира. С метафизической точки зрения сознание — это смерть свободы, поэтому мы называем его темницей."
А вот моё опровержение этой, весьма оригинальной точки зрения ( "Путь без иллюзий", том 1-й, часть 2-я, глава "Мировоззрение нерелигиозной духовности"):
"Вообще говоря, чем более выражена личностная определённость человека, тем легче его диагностировать, то есть отнести к определённому личностному типу. Таким образом, то, что мы называем типами личности, на самом деле представляет собой типологию вариантов нарушений духовного развития, типологию личностных дефектов. Современная типология личности по сути представляет собою не что иное как типологию патологии.
По мере духовного развития личностная определённость начинает размываться, а на высшей стадии духовной эволюции - полностью исчезает. О таком высшем человеке очень трудно говорить, поскольку он не вмещается в рамки каких-либо определений. Высший человек может понимать низшего, но не наоборот. Дао-человек струится вместе с потоком жизни. В отличие от обычного человека, он имеет безгранично широкий диапазон жизнепроявлений, включающий все полярные противоположности. Для него также характерна высшая адекватность всех его действий, а также их безинерционность. Такой человек, как говорил чаньский поэт и художник, великий Ван Вэй - "пуст и чудесен". Каким бы мы его ни определили - всё это оказывается односторонним. Он ускользает от любых классификаций, от любой системы оценок. Если мы его определим некоторым образом, оказывается, что он действительно иногда бывает таким, но иногда он бывает диаметрально противоположным. Он похож на расплавленную огненную лаву или, скорее, на высокотемпературную плазму. Это его базовое состояние. Оно характеризуется глубокой медитативностью, величайшим спокойствием, и имеет огромный энергетический потенциал. В этом состоянии он "никакой", он пуст. Но эта пустота содержит в себе бесконечное количество конкретных форм, конкретных жизнепроявлений. Когда жизнь этого требует, он действует, то есть реализует конкретную форму. При этом происходит мгновенный выбор наиболее адекватной формы поведения. Когда ситуация исчерпана - он безинерционно возвращается в исходное состояние великой неоформленности. В другой ситуации он будет другим, в третьей - третьим. Наблюдая его поведение, мы не можем делать о нём каких-либо выводов. Его поведение определяется не его личностным Я, которое у просветлённого мастера попросту отсутствует, его поведение отражает не его личность, а конкретную жизненную ситуацию, отражает не параметры личности, а параметры ситуации. Он недоступен никаким психологическим тестам, будь то вербальные (опросники), невербальные или поведенческие. В ответе не будет его самого, в ответе будет высшая адекватность, в которой нет и не может быть личности. Можно сказать и наоборот: там, где есть личность, там нет высшей адекватности. Чем больше личности, тем меньше адекватности, и наоборот. Ещё раз напоминаю, что эмпирическая личность - не что иное, как индивидуальный паттерн блокировок тонкого тела, спроецированный на психосоматический континуум."
Конечно, вышеприведенная цитата из книги Пелевина - это слова главного героя, но не самого автора. Есть такая отмазка. Но у меня создалось сильное впечатление, что здесь устами своего героя автор выражает свои собственные, весьма оригинальные взгляды. Ведь, согласно философии постмодерна, всякая истина сугубо и радикально относительна, а раз так, то даёшь оригинальность любой ценой!Тем более, когда можно спрятаться за широкую спину главного героя и тем самым избежать ответственности за свои слова.
Точка зрения, высказанная в процитированном пассаже из новой книги Пелевина, демонстрирует отсутствие понимания диалектического единства неоформленности и её многочисленных, даже бесконечных возможных конкретизаций. Ощибка заключается в том, что безапелляционно и категорично утверждается полная несовместимость этих противоположностей (неопределённости и конкретизации).
"Появление сознания как трансфизического эффекта связано с квантовой неопределенностью — точнее, с ее схлопыванием. Исходная неопределенность содержит огромное число потенциальных вариантов и возможных форм их проявления. Сознание — это эффект, который возникает при переходе от бесконечного числа непроявленных возможностей к какому-то одному окончательному варианту. Сознание и есть актуализация единственного оставшегося варианта — который при этом осознается. Это как бы сверкающая трехмерная корона невидимого и многомерного черного солнца — или, как мы говорим, Великого Вампира. С метафизической точки зрения сознание — это смерть свободы, поэтому мы называем его темницей."
А вот моё опровержение этой, весьма оригинальной точки зрения ( "Путь без иллюзий", том 1-й, часть 2-я, глава "Мировоззрение нерелигиозной духовности"):
"Вообще говоря, чем более выражена личностная определённость человека, тем легче его диагностировать, то есть отнести к определённому личностному типу. Таким образом, то, что мы называем типами личности, на самом деле представляет собой типологию вариантов нарушений духовного развития, типологию личностных дефектов. Современная типология личности по сути представляет собою не что иное как типологию патологии.
По мере духовного развития личностная определённость начинает размываться, а на высшей стадии духовной эволюции - полностью исчезает. О таком высшем человеке очень трудно говорить, поскольку он не вмещается в рамки каких-либо определений. Высший человек может понимать низшего, но не наоборот. Дао-человек струится вместе с потоком жизни. В отличие от обычного человека, он имеет безгранично широкий диапазон жизнепроявлений, включающий все полярные противоположности. Для него также характерна высшая адекватность всех его действий, а также их безинерционность. Такой человек, как говорил чаньский поэт и художник, великий Ван Вэй - "пуст и чудесен". Каким бы мы его ни определили - всё это оказывается односторонним. Он ускользает от любых классификаций, от любой системы оценок. Если мы его определим некоторым образом, оказывается, что он действительно иногда бывает таким, но иногда он бывает диаметрально противоположным. Он похож на расплавленную огненную лаву или, скорее, на высокотемпературную плазму. Это его базовое состояние. Оно характеризуется глубокой медитативностью, величайшим спокойствием, и имеет огромный энергетический потенциал. В этом состоянии он "никакой", он пуст. Но эта пустота содержит в себе бесконечное количество конкретных форм, конкретных жизнепроявлений. Когда жизнь этого требует, он действует, то есть реализует конкретную форму. При этом происходит мгновенный выбор наиболее адекватной формы поведения. Когда ситуация исчерпана - он безинерционно возвращается в исходное состояние великой неоформленности. В другой ситуации он будет другим, в третьей - третьим. Наблюдая его поведение, мы не можем делать о нём каких-либо выводов. Его поведение определяется не его личностным Я, которое у просветлённого мастера попросту отсутствует, его поведение отражает не его личность, а конкретную жизненную ситуацию, отражает не параметры личности, а параметры ситуации. Он недоступен никаким психологическим тестам, будь то вербальные (опросники), невербальные или поведенческие. В ответе не будет его самого, в ответе будет высшая адекватность, в которой нет и не может быть личности. Можно сказать и наоборот: там, где есть личность, там нет высшей адекватности. Чем больше личности, тем меньше адекватности, и наоборот. Ещё раз напоминаю, что эмпирическая личность - не что иное, как индивидуальный паттерн блокировок тонкого тела, спроецированный на психосоматический континуум."
Конечно, вышеприведенная цитата из книги Пелевина - это слова главного героя, но не самого автора. Есть такая отмазка. Но у меня создалось сильное впечатление, что здесь устами своего героя автор выражает свои собственные, весьма оригинальные взгляды. Ведь, согласно философии постмодерна, всякая истина сугубо и радикально относительна, а раз так, то даёшь оригинальность любой ценой!Тем более, когда можно спрятаться за широкую спину главного героя и тем самым избежать ответственности за свои слова.
Точка зрения, высказанная в процитированном пассаже из новой книги Пелевина, демонстрирует отсутствие понимания диалектического единства неоформленности и её многочисленных, даже бесконечных возможных конкретизаций. Ощибка заключается в том, что безапелляционно и категорично утверждается полная несовместимость этих противоположностей (неопределённости и конкретизации).