Здравствуйте, Tolli !
К вопросу относительно даосского парадоксального дыхания.
Вполне согласен, что противопоставлять эффективность естественного и парадоксального типов дыхания не стоит. Я сам начинал свою практику именно с парадоксального дыхания и получил хорошие результаты. Некоторые мои ученики во время периода занятий на даосском круге до сих пор успешно его практикуют. Я не сомневаюсь в огромном развивающем потенциале этого вида дыхания, поскольку убедился в этом на собственном опыте. Пожалуй, Вы правы. Конечно же, совершенно необходимо указать на особенности разных видов дыхания, их плюсы и минусы. Но в общей оценке, данной в моей книге, пожалуй, следует убрать излишнюю категоричность.
Вот мои выводы:
1. Практиковать можно как естественное, так и парадоксальное дыхание. И то, и другое - очень мощные методы развития человека, прошедшие суровую проверку многими поколениями практиков.
2. Парадоксальное дыхание может быть использовано только для даосского круга. Естественное - как для даосского, так и для обратного. (Кстати, в индийской традиции йогическая Пранаяма, - все её разновидности без исключения - построена только на естественном методе дыхания).
3. Достоинства парадоксального дыхания.
а) Легче всего активизирует энергопотоки в режиме даосского круга. Другими словами, поставить и сохранить даосский режим энергоциркуляции легче и проще всего, используя парадоксальное дыхание.
б) Намного лучше (по сравнению с естественным дыханием) позволяет сублимировать сексуальную энергию при интимном общении (возгонка вверх по позвоночнику). Не случайно оно было изобретено даосами, для которых весь путь самосовершенствования начинается с накопления и дальнейшей сублимации сексуальной энергии Цзин.
в) Это - наилучшее дыхание для проработки всех проблем, связанных с половой сферой как у мужчин, так и у женщин (аденома простаты, фибромиома матки и т.д.). Хотя, надо признать, все эти проблемы также вполне можно решать с помощью цигун-терапии и на обратном круге.
4. Недостатки парадоксального дыхания.
а) Неприменимость для практики на обратном круге.
б) Невозможность использования наиболее важной техники Хатха-йоги (согласно утверждению Сватмарамы) - Уддийяна-бандхи. (втягивание брюшных мышц в зоне выше и ниже пупа, в конце выдоха).
в) Чрезмерное растягивание и расслабление брюшной стенки на фазе выдоха с последующим появлением типичного даосского животика. В своё время на это мне жаловались некоторые мои ученики, прилежно практиковавшие парадоксальное дыхание. В этом я и сам убедился. Хотя, конечно, по-молодости эти изменения увидеть трудно. Конечно же, этот малоприятный эффект можно и нужно компенсировать с помощью упражнений для брюшного пресса, которые следует выполнять сразу же после завершения дыхания. Это важно знать всем, кто практикует даосское парадоксальное дыхание. Кстати, для этой цели могу порекомендовать упражнения "Локти-колени", приведенное во втором томе моей книги, в третьей части, в главе "Практика для даосского круга".
Вы вышли на наиболее спорное и уязвимое место в моем материале по дыхательной практике. Очень хорошо, что Вы "напрягли" меня по этому важному вопросу (сразу видно серьёзного практика). В следующем издании своей книги, переработанном и дополненном (над этим тружусь в настоящее время) я намерен предложить более компромиссный вариант: на даосском круге - как естественное, так и парадоксальное дыхание, не отвергая последнее; на обратном круге - естественное дыхание. Кстати, из литературы по цигун известно, что многие мастера свободно владеют обоими режимами дыхания и могут свободно переходить от одного - к другому.
Всего доброго, В.М.
P.S. У меня возникло впечатление, что Вы сфокусировались только на дыхательной практике, но при этом пока ещё не практикуете медитацию. Или я не прав? Я сам начинал точно так же, но настоящий эффект получил только тогда, когда добавил медитацию-самонаблюдение. Мой опыт говорит о том, что дыхательная практика - метод мощный, но не самодостаточный. Необходима уравновешивающая практика медитации-самонаблюдения. Это не теория, это мой жизненный опыт.
Всего доброго, В.М.