Kargopolov
Представление о том, что практика медитации самонаблюдения делает человека эгоцентричным, чёрствым и схлопнутым на самом себе - глубоко ошибочно, умозрительно и не имеет никакого отношения к реальному положению вещей.
Наши оппоненты, не имея никаких практических оснований ( а такими основаниями может быть личный опыт, а также опыт наблюдения над теми изменениями, которые происходят с практикующим медитацию), с великой, но увы, совершенно неоправданной самоуверенностью, утверждают, что медитация самонаблюдение приводит к своего рода душевной анестезии, эмоциональной холодности и бесчувственности, что она убивает любовь к ближнему и способность к сопереживанию.
Такие представления являются глубоко ошибочными и надуманными.
Существует, так сказать, "нормальное" невежество, которое, в той или иной степени, в той или иной сфере, свойственно каждому из нас. Это невежество, трезво себя оценивающее и в полной мере осознающее самое себя. Но есть и злокачественная форма невежества, при которой человек даже не сомневается в своём праве высказывать свои суждения в той сфере, где у него нет ни опыта, ни знаний, ни подлинного понимания. Такой человек с восхитительной лёгкостью озвучивает всё, что вступает в его голову.
На самом деле именно медитация самонаблюдения является наивысшим методом не только самопознания, но и устранения эгоистической схлопнутости в самом себе. Она растворяет незримые стены, отделяющие человека от окружающего мира и окружающих людей. Только при достижении состояния внутреннего безмолвия душа расцветает изнутри и появляется ранее скрытая за душевной коростой особая способность СОЕДИНЕНИЯ. Я под этим имею в виду то, что в психологии называется эмпатией (способность к эмоциональному сопереживанию). Но на самом деле это нечто большее и доходящее до уровня сиддхи ( особой способности, возникающей и развивающейся именно через практику медитации самонаблюдения). Её также можно называть психосоматической эмпатией.
Как это проявляется в реальной жизни? В отличие от Вас, Алек, я это знаю не понаслышке и за свои слова отвечаю.
Я - практический псхолог (образование - Ленинградский Государственный Университет, факультет психологии). На протяжении многих лет работаю с людьми (индивидуально и с группами). Стаж такой работы, которая не является любительством, но основной профессиональной деятельностью -более 30 лет. Ранее работал и психиатрической больнице, и в поликлинике (сидел на приёме). Последние годы я продолжаю ту же самую работу с людьми, но в качестве индивидуального предпринимателя (т. е. сам себе хозяин).
За все эти годы мне посчастливилось реально помочь большому количеству людей. Поэтому, когда меня призывают к тому, чтобы жить по принципу деятельной любви и деятельного добра, мне хочется спросить, а как лично у Вас с этим обстоят дела и насколько Вы сами имеете моральное право на подобные поучения.
Когда я работаю с пациентом или консультирую своего ученика обычно сажусь от него достаточно далеко (оптимальное фокусное расстояние). Именно необходимое (хотя конечно и несовершенное) осознание самого себя - то, что приобретается и развивается через практику самонаблюдения, даёт возможность во время консультации СОЕДИНИТЬСЯ с другим человеком, реально принять его в своё сознание КАК ЧАСТЬ САМОГО СЕБЯ.
При этом происходят удивительные вещи. К примеру, сижу с клиентом, у которого хронические головные боли. Даю ему элементарные инструкции - сидеть спокойно, не впадать в думание, наблюдать своё тело и своё душевное состояние, не говорить, не двигаться. Далее мы сидим молча. При этом я созерцаю этого человека, воспринимаю напрямую его внутренние ощущения, его блокировки (тяжесть, болезненность, вижу места, где заблокирована его энергия, его эмоциональное состояние, порой даже его мысли (последнее значительно трудне, т. к. мысли имеют значительно меньшее энергетическое наполнение). Всё неприятное и болезненное, что и составляет соматическую или психоэмоц. проблему пациента, я воспринимаю у самого себя, чужое страдание как своё собственное.
После консультации человек испытыват большое облегчение, ну а мне приходиться всё это пропускать через себя. После депрессивного больного дня два приходится пропускать через себя депрессию. Так что эта работа мёдом не намазана. Без собственной ЭМП можно просто заболеть.
Интересно, что у меня возникает боль, тяжесть и дискомфорт в тех зонах тела, которые расположены зеркально неблагополучным зонам пациента. Благотворные эффекты имеют место всегда, иногда больше, иногда меньше. Иногда очень сильные эффекты. Конечно, я в обязательном порядке даю человеку практические методы и программу самостоятельных занятий.
Ну и где здесь эгоцентрическая схлопнутость на самом себе? Стыдно высказывать подобные предположения, ничего не зная ни о медитации, ни о её влиянии на людей!
Ну, а то, что это соответствует действительности, могут подтвердить мои многочисленные пациенты и мои ученики.
Всего доброго. ВМ.