Путь без иллюзий. Школа В. Каргополова
  • Групповые занятия проходят в Санкт-Петербурге по ул. Рентгена, д.10а (по вторникам, с 19:30 по 21:30). Сменная обувь обязательна. Занятия проводит преподаватель нашей Школы Анатолий Мамеев.
    Справки по телефонам: 8-931-200-2208, 8-911-723-8788
    Канал в телеграме: PBI_EMP
  • Владимир Михайлович Каргополов в связи с затяжной болезнью временно не записывает на консультации и не ведёт переписку. А так же не отвечает на посты на форуме сайта. Возобновление всех этих видов деятельности примерно в середине мая. Возможны уточнения.

    Администрация сайта.

Чем самонаблюдение отличается от рефлексирования.

Kargopolov

Руководитель школы
#1
Aspirant

Добрый день, друзья!
Вопрос, собственно, в загловке темы:
как Вы считаете, чем медитация-самонаблюдение отличается от метода рефлексии?

С уважением, Алексей.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#2
Kargopolov

Уважаемый Алексей!
Если Вы расскажете, что такое метод рефлексии и откуда он взят (источник), постараюсь ответить на Ваш вопрос.

Всего доброго. ВМ.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#3
Aspirant

Здравствуйте, Владимир Михайлович! Рад Вас слышать.

Понятие "рефлексивного контура" мне пришло на память из теории управления.
Здесь "рефлексивный контур" это
1. Анализ текущей ситуации (наблюдение).
2. Разработка управляющих [корректирующих] воздействий. Принятие решений.
3. Регулирование (изменение ситуации в нужную сторону). Возвращение к анализу.
Считается, что любое развитие ("по спирали") подчиняется этому закону. Т.е. некая система работает, и мы хотим улучшить (усовершенствовать, оптимизировать) ее работу.
Мы наблюдаем - КАК все в этой системе функционирует (глазом независимого стороннего наблюдателя). Затем анализируем, находим слабые места, принимаем решения по "закрыванию брешей", усилению слабых мест, внедряем, наблюдаем и так далее, по следующему кругу ,совершенствуясь раз за разом.
Кроме того, рекомендации по практическому использованию метода рефлексии я встречал у Владимира Тарасова в "Управленческой борьбе" и у ранее поминавшегося в ветке "Апология усилия" Глеба Архангельского в его работах по тайм-менеджменту.
Если не забираться в дебри философии и психологии, где этот метод так же часто упоминается, то суть методав двух словах можно выразить известной поговоркой - "отойдем да поглядим - хорошо ли мы сидим".
Иными словами рефлексия - это умение "влезть в чужую шкуру" и посмотреть на себя "со стороны" (из "его шкуры") непредвзятым взглядом стороннего наблюдателя.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#4
Kargopolov

К сожалению, у Вас огромная путаница в голове, уж извините за резкость.

То, что Вы пытаетесь изложить в начале Вашего поста, называется в кибернетике контуром управления, замкнутым циклом прямой и обратной связи между субъектом и объектом управления. Но излагаете Вы это из рук вон плохо. В своё время нам в Университете читали курс "Основы кибернетики", а память у меня неплохая. И Норберта Винера я читал ещё в студенческие годы.
И ещё, при обсуждении такой темы стыдно не знать понятий "прямая связь" и "обратная связь", стыдно не видеть разницы между психотехническим методом (медитативной практикой) и научной концепцией.

Что именно у Вас не так? Да почти всё!.
По пункту первому Вашего поста - анализ и наблюдение - это совершенно разные вещи. И смешивать их просто стыдно.

По второму пункту - принятие решений - это работа ума, это мышление, тогда как медитация самонаблюдение - это не-ум, не-мышление.

Третий пункт правильно было бы обозначить "прямая связь" или же управленческое воздействие на объект управления.

Получается, что Ваша "рефлексия" -это активная работа ума, анализ, обдумывание, принятие решений. Но медитация самонаблюдение представляет тому прямую противоположность Самонаблюдение - это не-ум, не-думание, не-мышление. Честно говоря, всё это вещи вполне очевидные и, на самом деле, ни в каком специальном обсуждении не нуждающиеся.

К сожалению, Вы плохо знакомы с базовыми, азбучными основами кибернетики и даже не пользуетесь общепринятой терминологией, описывающей цикл управления.

Вы пишете:
"Иными словами рефлексия - это умение "влезть в чужую шкуру" и посмотреть на себя "со стороны" (из "его шкуры") непредвзятым взглядом стороннего наблюдателя."
Нет, Алексей, это совсем иное. Не усмотрите здесь предвзятости и излишней придирчивости. Понятие саморефлексии в психологии и философии существует, но о саморефлексии как о методе практики говорить не приходится. В психологии говорят о методе интроспективного наблюдения, что намного ближе к самонаблюдению, чем весьма абстрактное понятие "рефлексия". Так что то, чем мы занимаемся (самонаблюдение) - это совершенно другое. Почему бы Вам не почитать книгу ПБИ и не попрактиковать метод самонаблюдения - тогда и только тогда Вы сумеете понять, что такое самонаблюдение.

Всего доброго, ВМ.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#5
Alek

Aspirant пишет:
"Вопрос, собственно, в загловке темы:
"Как Вы считаете, чем медитация-самонаблюдение отличается от метода рефлексии? "

Думаю нет, это и есть саморефлексия. Основываюсь на определениях - разъяснениях автора по факту самих разъяснений (Википедия - Определение понятия, или дефиниция — логическая операция установления смысла термина.)
 

Kargopolov

Руководитель школы
#6
Alek

Спросил у психолога, доброй женщины, что такое эмпатия? Сказала это сочуствие. Прочитал определение.
Рефлексивное слушание - способность реагирования на другого человека возникновением эмпатии. Роджерсом и др. эмпатия рассматривается как важный элемент психотерапевтического взаимодействия, как сложнейший способ восприятия того, что один человек находится рядом с другим, как человеческая способность, базирующаяся на наиболее поздно вовлекаемой части мозга и действующая как сила, уравновешивающая выраженные эгоцентрические стремления.
В самонаблюдении получается скорее наоборот.


Рефлексии без других - медитация самонаблюдение.Сложнейший способ не восприятия того, что один человек находится рядом с другим,что человек не может быть один и на полевом уровне взаимосвязан с другими, отключения данной функции путем тотальных установок психике на обрыв данных связей, на отключение человеческой способности взаимосвязи, и базирующаяся на всём вовлекаемым мозгом в данное действие и действующая как сила, уравновешивающая выраженные самоэгоцентрические стремления, так же разрывающая сопряжения сознания от тела путем релаксации самого тела, тем и разрывающая данные связи и отпускающая внимание в дрейфирование в сознании, в легкое плавание. Понятно?
Простите mr_Hriublin думаю вкратце поверхностно прошелся по медитации самонаблюдения.
Не скрываю. ведь поверхностно.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#7
Kargopolov

Читая Кодо Саваки (взято из моего блога, ВМ):
"Если бы ты, по крайней мере, понял, что ты не имеешь ни малейшего понимания! Но даже об этом ты не имеешь ни малейшего понимания."
Мой комментарий:
Существует множество людей, которым кажется, что они следуют духовному пути и даже "продвигают духовность" в этом мире. На самом же деле,они "не имеют ни малейшего понимания". Проблема в том,что эти люди никогда не отнесут слова старого Мастера на свой счет.

Тот, кто пытается рассуждать о высоких материях, но при этом не работает над своим сознанием, не практикует сидячую медитацию (самонаблюдение) - всего лишь скользит по поверхности, не будучи в состоянии проникнуть в глубину. Более того, он даже не подозревает о существовании этой глубины! Причиной тому является пребывание в познавательной двойственности, сильнейшая замусоренность сознания, а самое главное - сильнейшая обусловленность некоей системой верований (религиозных или научных).

Такой человек предлагает дискуссию в русле его собственного, весьма искажённого, ограниченного и обусловленного понимания. Уровень такой дискуссии с неизбежностью будет на два порядка ниже заявленной темы. На отказ вступать в эту, заведомо бесплодную дискуссию,он сильно обижается, воспринимая это как духовный снобизм и интеллектуальное высокомерие.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#8
Kargopolov

Alek, Когда Вы рассуждаете о самонаблюдении, Вы демонстрируете потрясающее невежество. Ваши домыслы о том, что медитация-самонаблюдение приводит к своего рода душевной анестизии и бесчувственности, что она исключает эмпатию глубоко ошибочны. Они не основаны ни на личном опыте, ни на подлинном понимании и относятся к категории интеллектуальных сплетен. Стыдно столь самоуверенно рассуждать о том, чего Вы напрочь не понимаете. Ну нельзя любую, вступившую вам в голову мысль, воспринимать как нечто истинное и весьма ценное. Между тем, вы именно так и поступаете.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#9
Volegova

Alek, в ваших сообщениях чувствуется горечь и скрытый упрек в равнодушии к окружающим тем, кто считает, что самонаблюдение - это важно. Рефлексия - это стереотипное реагирование на ситуацию. Самонаблюдение - напротив, метод очистить сознание от такого безусловного рефлексирования. Это совсем не довольство собой и окружением. Человек всегда считает сам себя абсолютной нормой, а вокруг все не очень то нормальные, он в принципе не способен осознать свои базовые изъяны, они скрыты от него по природе вещей. И только самонаблюдение, если хотите - особая охота за самим собой, своими привычками, стереотипами может помочь выйти из некоего замкнутого круга. Это просто расширяет его сознание. И это человек обязан делать сам. И все, что он получит в результате это его достояние, которым он, к сожалению, до конца не может ни с кем поделиться напрямую.
Просто не поймут, пока сами не попробуют.
Валентина.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#10
Alek

Милая Валенька, ну как мне объяснить то, что бросаеться в глаза?
Несомненно я человек не без проблем, выражеясь по христиански грешный, но работаю над этим. Но я все же человек с ручками и ножками и могу осязать. анализировать....
Что бросается в глаза? - Техника. Какая? - Направленная на себя жестко.
Будет давать результаты? - Наверняка! И факты говорят, что дают, иначе вы не говорили о ней.
Я задам один наводящий вопрос который думаю многое прояснит. Как хорошо помнит своих пациентов - учеников ваш учитель? Не вас Валя, которая искренне его любит, и не тех которые часто ему говорят "Виват", напоминая кодируя собой?

Самонаблюдение известно многим, известно и православию, установки другие. "И только самонаблюдение, если хотите - особая охота за самим собой, своими привычками, стереотипами может помочь выйти из некоего замкнутого круга. Это просто расширяет его сознание". Этот круг всегда останется замкнутым, центр то один. Для мамы этот центр не в себе, даже забыть себя может человек, живя другими.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#11
Mr. Hriublin

"Ну, положим, отследил ты* свое ЧСВ, а дальше что?"
А дальше, как раз, самое интересное и, как ни странно, это интересное состоит в том, что "не делаешь", но в действительности делаешь очень много. С рефлексией это всё не имеет ничего общего.

Что касается "самоцели" самонаблюдения. Вообще постановка вопроса неправильная. Нету у медитации-самонаблюдения никакой цели, и не может быть. И если эта цель есть, то она со временем растворится в процессе практики, какой бы хорошей или полезной она ни была.
Всё это потому, что любое действие - это просто действие, любой феномен - просто феномен, он просто есть и всё, а делит его на правильно-неправильно, хорощо-плохо, добро-зто и т.д. и т.п., на любые другие состояния, уже субъект. Да и состояние субъекта и объекта тоже со временем растворится. Но у этого всего нету никакой цели и быть не может. Это совершенно бесцельное занятие. Мне порой приходит в голову мысль, что если бы меня спросили, "Какая польза от медитации-самонаблюдения", я бы скорее ответил "Никакой". И как раз в этом-то вся прелесть, вся целостность, которой обладает эта практика.
"Как хорошо помнит своих пациентов - учеников ваш учитель?"
А это, простите, тут при чём? И что бы было с того, что кто-то кого-то помнит или не помнит?
 

Kargopolov

Руководитель школы
#12
Volegova

Попробую все же что-то объяснить на личном примере. Я пришла заниматься в школу ВМ очень давно, по моему 91-92 год. С одной стороны перестройка – нет денег, маленькие детки, нужно много работать, чтобы просто выжить. С другой стороны появилась личная свобода, очень много возможностей для нового знания, все разрешено, информации навалом. Я занималась астрологией, йогой, очень интересен был цигун. Захотела заниматься, конечно же, у настоящего китайца. И попала случайно на занятия ВМ. Меня сразу впечатлил уровень преподавания, открытость ВМ. За те знания, которые мы получали на его занятиях, где-нибудь на Востоке нужно было бы лет 15 носить учителю воду и рубить дрова. При этом в школе абсолютно никогда не ставился вопрос о каком-то превозношении ВМ, хотя безусловно его понимание всегда было на другом уровне, чем у нас – большинства его учеников. Его принцип и тогда был тот же – никого вверх за уши не тянуть. Ученик получает методику, практикует насколько хватит его желания и упорства, всегда на занятиях очень четко отслеживалась правильность выполнения, если ситуация менялась, то сразу шла корректировка в соответствии с личными особенностями. Прямо скажу, что другой такой настолько взвешенной, глубокой и грамотной работы в группах я больше не встречала. Я занималась в общей сложности, наверное, лет 10. Ну и как мне не относиться к ВМ? Конечно, я ему очень благодарна и до сих пор считаю его своим учителем.

Очень рада, что вышла книга, это его огромный отдельный труд по ее написанию. И, конечно, он помнит всех своих учеников, столько внимания было уделено нам, я даже не очень понимаю, что Alek хотел этим сказать. Мы, как его ученики вообще достаточно близки друг к другу, какое тут может быть сравнение или ревность? А то, что я перестала заниматься на группе – ну так сложилась жизнь. Я, как человек гиперответственный, умудрилась на работе загнать себя в ситуацию, что работать пришлось просто без продыху. Я занималась информационными системами (программист, аналитик, технолог баз данных по операциям на рынках валюты и ценных бумаг). Это практически бесконечный труд (в пропуске стояли все отметки – работа в выходные и праздники, работа 24 часа, работа во всех филиалах и площадках). Конечно деньги, авторитет у пользователей и колоссальная ответственность, просто памятник самой себе – она всегда знает, как нужно сделать, ну пусть и делает. К сожалению, вообще ни на что времени просто не оставалось, в том числе и на школу ВМ. Те, кто работает в IT технологиях знают, что ситуация это достаточно обычная.

Валентина.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#13
Aspirant

Нет, можно конечно сидеть на попе ровно и ждать у моря погоды. Но тогда ОЖИДАТЬ от любой практики каких бы то ни было результатов - просто абсурдно. Т.е. ты, конечно, сиди... у моря-то, погода какая-нибудь да будет (может шторм, может зной, но какая тебе разница, ведь в природе нет ничего ни плохого, ни хорошего).
 

Kargopolov

Руководитель школы
#14
Alek

В.М. приводит слова дзенского наставника Кодо Саваки:
"Если бы ты, по крайней мере, понял, что ты не имеешь ни малейшего понимания! Но даже об этом ты не имеешь ни малейшего понимания."
Валентина специально для вас!
В заявлении Владимира Михайловича есть основание? Откуда знать что я на две ступеньки ниже своих же слов? Унижая другого человек становится выше (опустив меня на две ступеньки сам разве станешь выше?)?
 

Kargopolov

Руководитель школы
#15
Mr. Hriublin

Алек, вот уже тот факт, что Вы усмотрели в том, что написал ВМ какое-то унижение, уже говорит очень и очень много о том, на каких вы ступеньках Вы находитесь. Всё уже становится понятно по постановке вопроса, кто есть кто.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#16
Volegova

Ох уж эта любовь! Вы не любите кошек, да вы просто не умеете их готовить! Жуть!
Все же у женщин, обычно, всегда проще с чувством собственной важности. У нас свои тараканы, не буду Вас грузить.
Коварный ВМ в таких случаях перед медитаций самонаблюдения, давал как задание - сказать самому себе очень твердо и отчетливо фразу:

«Я самый обычный, ничем не замечательный, средний человек».

Сказать это всерьез и после этого наблюдать тот фонтан мути и болезненного несогласия, который начинает подниматься в сознании и теле. Есть на что посмотреть и всерьез попрактиковать отрешенность. Если Вам это кажется слишком простым, то сначала попробуйте, а потом уже высказывайтесь. Он действительно злодей и абсолютно безжалостный, за что ему и спасибо. Для меня отсутствие жалости это признак уважения к человеку и доверия к его собственным силам. Для каждого у ВМ находится отдельный абсолютно нестандартный крючочек, чтобы вытащить проблему для собственного осознания. Поэтому для меня и важно, что школа есть, что можно обратиться к ВМ, если зашла в тупик. Можно получить объективную и честную оценку, верность и ценность которой начинаешь понимать обычно позднее, когда отработаешь хотя бы часть своей проблемы.
ВМ абсолютно не нуждается в моих комментариях, просто я никогда не стесняюсь благодарить.
А как творческий человек, он действительно не имеет права тратить свою энергию на непродуктивные споры, у него есть свои задачи, которые требуют большой концентрации энергии. Пусть лучше пишет книги, развивает свои методики, помогает тем, кто решил заниматься всерьез. Тут не должно быть никакой претензии. Этот сайт его пространство, которое он любезно предоставляет нам для общения.

Успеха всем в новых начинаниях.
Валентина
 

Kargopolov

Руководитель школы
#17
Aspirant

Слава пишет:
"А Вы просто попробуйте отслеживать и, по возможности, регулярно. И тогда сами увидите, что не так это просто. Словом, попробуйте. Если будете отслеживать свои мысли, чувства, желания, например, во время формулировки и написания поста, (задача очень трудная) , то многое прояснится, во-первых, по поводу своей личности и многие вопросы отпадут и может даже не захочется ничего доказывать и писать в "форум для свободного трепа".
Добрый день!

Слава, во-первых никто не говорит, что практиковать метод рефлексии в отношении личного развития - "это так просто".

Во-вторых, как это я, простите, буду отслеживать свои мысли, чувства и желания во-время формулирования и написания поста, если необходимым условием медитации-самонаблюдения является поза "сидя на полу скрестив ноги и непременно при закрытых глазах"?
Вы себе это как представляете, стесняюсь спросить? А если начальник зайдет?

В-третьих, если медитация-самонаблюдение так много проясняет Вам по поводу своей личности, что у Вас отпадают многие вопросы и желание писать в форум для свободного трепа, то... зачем же Вы, Слава, простите, отсюда читаете и сюда пишете?

С уважением, Алексей.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#18
Mr. Hriublin

Алексей, что касается медитации-самонаблюдения, позы и т.д. Медитация-самонаблюдения, во всяком случае, по своему опыту говорю, порождает несколько иной, при регулярной практике, способ функционирования ума, сознания и вообще психики. Соответственно, такой человек остаётся осознанным даже вне специализированной позы, хотя эффект от этого менее сильный, менее интенсивный. Это не значит, что он всегда прав, может сдержать конформные импульсы и т.д. и т.п., но это значит, что он всё это содержание наблюдает, получает полный опыт, а, значит, действует в соответствии с Гегелевским законом перехода количества в качество.

Что касается Вашего "в-третьих". Такое ощущение, что Вы себе придумали ситуацию, когда чувак тупо садится в сиддхасану, закрывает глаза, 50 минут потерпел и обрёл просветление, святость, правильность и вообще всё о себе знает мгновенно.
Я сам, например, в эту тему пишу только потому, что являюсь "счастливым обладателем" двойственности, которая постоянно маячит у меня перед лицом. Делю мир на "правильно" и "неправильно", знаете ли. И на "могу сделать правильно" - "не могу сделать правильно", вот и пишу сюда, даже считаю это довольно глупым занятием в этом контексте. Но наблюдаю сейчас, сидя на работе в обеденный перерыв. А потом ещё и дома, вечерком, тоже обязательно буду эту делёжку шкуры неубитого медведя наблюдать. И, знаете, аналогичные вещи творились и с другими состояниями, и, знаете ли, они меня уже не беспокоят, они совершенно естественны, контекстуальны и адекватны. Я, например, раньше делил всё и вся, в т.ч. себя, на "Свой" - "чужой". И это вызывало определённые эмоциональные ощущения, а также некоторые физиологические неприятности. И ничего, донаблюдался, как-то так вопрос больше и не стоит, и даже мир стал адекватнее вместе со мной.

Специально для Вас, дорогой товарищч, я это рассказал. Не знаю уж, поможет ли, правда, в том, чтобы получить большее понимание сути всего этого дела (хотя моё понимание тоже весьма скромное), но, знаете ли, at least I tried))
 

Kargopolov

Руководитель школы
#19
Kargopolov

Уважаемый Аспирант, Судя по Вашим высказываниям,Вы так и не поняли, что медитация самонаблюдения, то есть систематическая практика осознания себя, это и есть практика установления обратной связи. И отрицать это невозможно без надругательства над здравым смыслом.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#20
Kargopolov

Представление о том, что практика медитации самонаблюдения делает человека эгоцентричным, чёрствым и схлопнутым на самом себе - глубоко ошибочно, умозрительно и не имеет никакого отношения к реальному положению вещей.

Наши оппоненты, не имея никаких практических оснований ( а такими основаниями может быть личный опыт, а также опыт наблюдения над теми изменениями, которые происходят с практикующим медитацию), с великой, но увы, совершенно неоправданной самоуверенностью, утверждают, что медитация самонаблюдение приводит к своего рода душевной анестезии, эмоциональной холодности и бесчувственности, что она убивает любовь к ближнему и способность к сопереживанию.

Такие представления являются глубоко ошибочными и надуманными.
Существует, так сказать, "нормальное" невежество, которое, в той или иной степени, в той или иной сфере, свойственно каждому из нас. Это невежество, трезво себя оценивающее и в полной мере осознающее самое себя. Но есть и злокачественная форма невежества, при которой человек даже не сомневается в своём праве высказывать свои суждения в той сфере, где у него нет ни опыта, ни знаний, ни подлинного понимания. Такой человек с восхитительной лёгкостью озвучивает всё, что вступает в его голову.

На самом деле именно медитация самонаблюдения является наивысшим методом не только самопознания, но и устранения эгоистической схлопнутости в самом себе. Она растворяет незримые стены, отделяющие человека от окружающего мира и окружающих людей. Только при достижении состояния внутреннего безмолвия душа расцветает изнутри и появляется ранее скрытая за душевной коростой особая способность СОЕДИНЕНИЯ. Я под этим имею в виду то, что в психологии называется эмпатией (способность к эмоциональному сопереживанию). Но на самом деле это нечто большее и доходящее до уровня сиддхи ( особой способности, возникающей и развивающейся именно через практику медитации самонаблюдения). Её также можно называть психосоматической эмпатией.

Как это проявляется в реальной жизни? В отличие от Вас, Алек, я это знаю не понаслышке и за свои слова отвечаю.

Я - практический псхолог (образование - Ленинградский Государственный Университет, факультет психологии). На протяжении многих лет работаю с людьми (индивидуально и с группами). Стаж такой работы, которая не является любительством, но основной профессиональной деятельностью -более 30 лет. Ранее работал и психиатрической больнице, и в поликлинике (сидел на приёме). Последние годы я продолжаю ту же самую работу с людьми, но в качестве индивидуального предпринимателя (т. е. сам себе хозяин).

За все эти годы мне посчастливилось реально помочь большому количеству людей. Поэтому, когда меня призывают к тому, чтобы жить по принципу деятельной любви и деятельного добра, мне хочется спросить, а как лично у Вас с этим обстоят дела и насколько Вы сами имеете моральное право на подобные поучения.

Когда я работаю с пациентом или консультирую своего ученика обычно сажусь от него достаточно далеко (оптимальное фокусное расстояние). Именно необходимое (хотя конечно и несовершенное) осознание самого себя - то, что приобретается и развивается через практику самонаблюдения, даёт возможность во время консультации СОЕДИНИТЬСЯ с другим человеком, реально принять его в своё сознание КАК ЧАСТЬ САМОГО СЕБЯ.

При этом происходят удивительные вещи. К примеру, сижу с клиентом, у которого хронические головные боли. Даю ему элементарные инструкции - сидеть спокойно, не впадать в думание, наблюдать своё тело и своё душевное состояние, не говорить, не двигаться. Далее мы сидим молча. При этом я созерцаю этого человека, воспринимаю напрямую его внутренние ощущения, его блокировки (тяжесть, болезненность, вижу места, где заблокирована его энергия, его эмоциональное состояние, порой даже его мысли (последнее значительно трудне, т. к. мысли имеют значительно меньшее энергетическое наполнение). Всё неприятное и болезненное, что и составляет соматическую или психоэмоц. проблему пациента, я воспринимаю у самого себя, чужое страдание как своё собственное.

После консультации человек испытыват большое облегчение, ну а мне приходиться всё это пропускать через себя. После депрессивного больного дня два приходится пропускать через себя депрессию. Так что эта работа мёдом не намазана. Без собственной ЭМП можно просто заболеть.

Интересно, что у меня возникает боль, тяжесть и дискомфорт в тех зонах тела, которые расположены зеркально неблагополучным зонам пациента. Благотворные эффекты имеют место всегда, иногда больше, иногда меньше. Иногда очень сильные эффекты. Конечно, я в обязательном порядке даю человеку практические методы и программу самостоятельных занятий.

Ну и где здесь эгоцентрическая схлопнутость на самом себе? Стыдно высказывать подобные предположения, ничего не зная ни о медитации, ни о её влиянии на людей!
Ну, а то, что это соответствует действительности, могут подтвердить мои многочисленные пациенты и мои ученики.

Всего доброго. ВМ.