Продолжение.
На мой взгляд, в МиМ главный посыл Михаила Афанасьевича представлен уже в самом начале книги. Представлен невероятно мощно и ярко. Это сильнейший удар по вульгарному марксистскому научному атеизму, не только в самой грубой и бесцеремонной форме отрицающему религию (прежде всего, православное христианство), но и вместе с мыльной водой религиозной мифологии, выбрасывающего ребёнка ( духовное содержание).
Замечу, что отрицать наличие духовного содержания в эзотерическом христианстве (византийский исихазм) или в исламе ( суфийские Школы) - невозможно. В отличие от официально-ритуальной религии, большей частью совершенно бесплодной в духовном отношении (под духовным развитием я пониманию развитие сознания с помощью медитативной практики), эзотерические ответвления религии, благодаря своим практикам безусловно дают духовное развитие.
В самом начале романа автор даёт два сюжета, совершенных по своему воплощению и невероятно мощных по своему эмоциональному воздействию. Первый - встреча Берлиоза и его спутника молодого поэта Ивана Бездомного с загадочным Воландом на Патриарших прудах и предсказание Воланда о судьбе Берлиоза (" Вам отрежет голову комсомолка" и "Аннушка уже пролила масло"). Второй - сцена встречи Христа ( Иешуа Га Ноцри) с прокуратором Иудеи, римским наместником Понтием Пилатом. Та самая сцена, в которой Иисус отвечает на вопрос Пилата о том, что есть истина.
Эти два раздела книги наносят невероятной силы удар по научному атеизму советского разлива. При этом Булгаков не прибегает к философствованию и логической аргументации, хотя вскользь упоминает про доказательства бытия божьего. При этом он их не приводит и не разъясняет. Всего лишь устами Воланда упоминает в этом контексте профессора Канта и его доказательство , причём весьма скептически. У Булгакова нет никакой рациональной аргументации, он наносит сокрушительный удар по по материалистическому мировоззрению исключительно с помощью эмоционально-образного воздействия.
На мой взгляд, именно это является главным в романе Булгакова МиМ. По сравнению с этим всё остальное вторично и менее значимо.
К таким вторичным темам относится его разоблачение всей невероятной пошлости и бездуховности советского мещанства. Той самой "шариковщины", которую Михаил Афанасьевич глубоко презирает и ненавидит всеми фибрами своей души. Также, столь близкая сердцу Булгакова, трагедия Мастера, прототипом которого является сам писатель. Непризнанного гения, который отказывается идти в ногу со своим временем. Временем торжества посредственности. Временем, преисполненным пошлой и самоуверенной бездуховности, которая осуждает то, чего не в состоянии понять. И, конечно же, трогающая наши сердца история романтической любви Мастера и его музы, грешной и очаровательной Маргариты, преданной подруги и помощницы в главном деле жизни Мастера. Таким главным делом , конечно же, является написание Книги, не просто книги, а Настоящей Книги, Большой Книги. Далеко не всем большим писателям повезло иметь рядом преданную подругу и помощницу. Противоположных примеров Мастера без Маргариты - сколько угодно: Лев Толстой, Жан Жак Руссо и многие другие. А вот Михаилу Афанасьевичу в этом отношении очень и очень повезло. В течение жизни рядом с ним всегда была преданная женщина, подруга и помощница.