Путь без иллюзий. Школа В. Каргополова
  • Групповые занятия проходят в Санкт-Петербурге по ул. Рентгена, д.10а (по вторникам, с 19:30 по 21:30). Сменная обувь обязательна. Занятия проводит преподаватель нашей Школы Анатолий Мамеев.
    Справки по телефонам: 8-931-200-2208, 8-911-723-8788
    Канал в телеграме: PBI_EMP
  • Владимир Михайлович Каргополов в связи с затяжной болезнью временно не записывает на консультации и не ведёт переписку. А так же не отвечает на посты на форуме сайта. Возобновление всех этих видов деятельности примерно в середине мая. Возможны уточнения.

    Администрация сайта.

«У нас из–за Ивана Грозного люди могут подраться»

#1
«У нас из–за Ивана Грозного люди могут подраться»: Андрей Зорин о травмах прошлого и политических манипуляциях.

Невозможно представить историю, которая бы не испытывала влияние политики. Мне доводилось говорить об этом: это всегда скверно и часто преступно, но иначе не бывает — как не бывает общества, в котором не было бы преступности. Политика коррумпирует историю — а политическое использование истории в подавляющем большинстве случаев служит усилению ненависти и агрессивности.
Пул исторических фактов является важным средством общественной и национальной мобилизации. «Здесь мы кровь проливали, это наша история, это земля, на которой жили наши предки и так далее» — это очень мощный эмоциональный ресурс. Необходимость в такого рода мобилизации указывает на то, что рутинные механизмы управления обществом не работают, нужны какие-то экстремальные приемы и сильные аффекты.
...история перестает быть достоянием определенной профессиональной касты. Это вызов для профессионалов. Снобистская реакция, наверное, здесь будет не самой разумной
Один из специалистов по публичной истории — английский историк Джером де Гру — рассказывал, что как-то сидел в библиотеке и писал диссертацию об истории Английской революции XVII века. Он вышел на улицу и увидел побоище: люди в костюмах того времени изображали круглоголовых и кавалеров и дрались с оружием в руках. Тогда он подумал: а чем его способ понимать историю является более привилегированным по отношению к деятельности этих людей? Он сидит и читает — а люди играют, пытаются телесно испытать, что чувствовали герои интересующей их эпохи.
— Как быть со всеми непрофессиональными историками — которые вследствие демократизации истории будут появляться во все в большем количестве?
— Человек, который надевает костюм семнадцатого века, и есть непрофессиональный историк — и это вполне имеет право на существование. Я могу критиковать его только за то, что он надел неправильный костюм, хотя, как правило, люди, которые этим занимаются, знают факты и детали хорошо. Если человек провел изыскания по истории своей семьи, то он является уникальным профессионалом в этой области, и никакой профессиональный историк не может с ним в этом сравниться. Но если человек выходит на поприще профессиональной истории, ему полезно знать профессиональные правила и процедуры, иначе он рискует осрамиться. У меня не вызывает никакого возражения массовая история в той мере, в которой она соответствует своим задачам и возможностям. Но если ты собираешься заниматься историческим исследованием, нужен определенный объем знаний и представлений о том, как это делается и как это не делается.
Нет ничего типично русского в том, чтобы выяснять отношения с давно ушедшими предками. Но я бы, пожалуй, согласился, что у нас это понервнее, чем во многих других местах. Кромвеля во время Реставрации выкопали из гроба и отрубили ему голову — но сейчас после посещения экспозиции в доме Кромвеля тебе предлагается самому оценить его деятельность. Обсуждение продолжается, но его форма — игровая, и градус из–за этого сильно снижается. В этом музее не будут друг друга убивать те, кто считает Кромвеля великим революционером, и те, кто считает его великим негодяем, разрушившим старую добрую Англию. Подобная модель амортизирует агрессию — а у нас из–за Петра Первого и Ивана Грозного люди могут подраться. Я и сам, правда, из–за более недавних примеров, впадаю в страшный пафос — несомненно, и для меня существуют исторические факты и имена, вызывающие такое истерическое возбуждение.
— Как вы охарактеризуете современное историческое сознание России (в превью вашей лекции звучали такие характеристики, как исторический детерминизм, теория заговора, национальное единство и, конечно, всеподчиняющее значение власти)?
— Оно печально. С одной стороны, люди фатально ничему не верят и знают, что все обман. Мы живем в эпоху триумфального шествия постмодернизма, потому что все знают, что все — неправда. С другой стороны, именно эта тотальная недоверчивость порождает дикую податливость безумным фантомам, теориям заговоров и вообще любому бреду. Я недавно читал, что 45% нашего населения считает, что существует мировое правительство. О каком историческом сознании при этом можно говорить?
 

Kargopolov

Руководитель школы
#2
И Вы полагаете, что в море этого безумия Акунин стоит как могучая скала научной объективности?
 
#3
Владимир Михайлович, ну конечно же, нет. Акунин заполнил пустующую нишу, эдакий исторический научпоп. Не сухие статьи для научных журналов, но и не худ. литература. Без фантазий.
Просто я не склонен относиться к этому так уж серьезно. Вряд ли из-за одного несчасного Акунина историческая научная мысль собъется теперь с верного направления, и мы все обречены. :)
 

Kargopolov

Руководитель школы
#4
Научная мысль не собьётся, но широкие и малообразованные массы населения - пренепременно.
К тому же, будучи либералом-западником, Акунин и историю России будет рассматривать с точки зрения своих мировоззренческих установок. А оно нам надо? Зачем поощрять идеологическую экспансию Запада? Ничего хорошего России она не принесла. Коммунистические идеи, инфицировавшие Россию (порождение западного мыслителя и, кстати, отъявленного русофоба Карла Маркса), принесли России кровавую революцию и ещё более кровавую гражданскую войну. В конце 20 века это повторилось снова, но уже в другом идеологическом варианте - мировоззрение западного неолиберализма инфицировало практически всю российскую интеллигенцию (по выражению В.Ленина -"говно нации") и привело к демократически-либеральной прозападной революции, также повлекшей неисчислимые бедствия для России.
Нет уж, в помойку всех этих прозападных интеллигентов, которым В. Ленин, хотя и сам к ним относился, тем не менее дал очень правильное определение.

Вот такой я свирепый и непреклонный. :D
ВМ.
 
#5
Научная мысль не собьётся, но широкие и малообразованные массы населения - пренепременно.
Учитывая, что вообще читают (если читают) "широкие и малообразованные массы населения", массы эти возможно сбить тилько к лучшему. :)
К тому же, будучи либералом-западником, Акунин и историю России будет рассматривать с точки зрения своих мировоззренческих установок. А оно нам надо? Зачем поощрять идеологическую экспансию Запада? Ничего хорошего России она не принесла. Коммунистические идеи, инфицировавшие Россию (порождение западного мыслителя и, кстати, отъявленного русофоба Карла Маркса), принесли России кровавую революцию и ещё более кровавую гражданскую войну. В конце 20 века это повторилось снова, но уже в другом идеологическом варианте - мировоззрение западного неолиберализма инфицировало практически всю российскую интеллигенцию (по выражению В.Ленина -"говно нации") и привело к демократически-либеральной прозападной революции, также повлекшей неисчислимые бедствия для России.
Честно говоря, я не совсем представляю, как исторический научпоп может способствовать идеологической экспансии. Максимум, что тут может сделать даже самый злобный либерал - замолчать одни события и в подробностях выпятить другие. И что это может сделать, само по себе? А вот если есть нездоровая зацикленность на определенной исторической парадигме - тогда да, тогда все ложится либо по шерстке, либо против, и мало что воспринимается нейтрально. Только вот - разве Акунин создает эту зацикленность?

Если человек не может выйти на улицу без того, чтобы насморк подхватить - может не на погоду надо грешить (микробы были, есть и будут после нас), а на собственное здоровьишко?
Идеи были всегда и всякие. Считаете ли Вы, что восприимчивость России к западным идеям обусловлена лишь наличием интеллигенции, и без нее, этой клятой пятой колонны, была бы благодать? Ампутировать ее к такой-то матери, как делали большевики, как идет и сегодня!

Что же до Ленина и интеллигенции - ведь и с другой стороны была та же интеллигенция, только та, что смогла пустить стране (и друг другу) кровищу. Она и пошла в герои, а другие, к этому неспособные, соответственно, в говно. История, как обычно, написана победителями.
Интересно, подходит ли эпитет "говно нации", скажем, Горькому? А Толстому?
 

chaOsyd

Форумчанин
#7
Рекомендую почитать(или перечитать) воспоминания Горького "Лев Толстой". Перестанете задавать подобные вопросы даже в качестве риторических.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#8
...ещё несколько лет назад выдающийся украинский историк академик Пётр Толочко абсолютно верно подметил, что «в настоящее время, когда история стала в значительной степени уделом дилетантов, не обремененных ни историческими знаниями, ни методикой научной критики источников, ни ответственностью за сказанное, ниспровержение научных авторитетов и хрестоматийных положений в исторической науке стало их самым излюбленным занятием».
На мой взгляд, это высказывание в полной мере относится к недавно изданной книге "История России", написанной беллетристом Борисом Акуниным.

Читать полностью: http://www.km.ru/science-tech/2016/01/18/istoriya-rusi/769876-otkuda-poshla-rus