Путь без иллюзий. Школа В. Каргополова
  • Групповые занятия проходят в Санкт-Петербурге по ул. Рентгена, д.10а (по вторникам, с 19:30 по 21:30). Сменная обувь обязательна. Занятия проводит преподаватель нашей Школы Анатолий Мамеев.
    Справки по телефонам: 8-931-200-2208, 8-911-723-8788
    Канал в телеграме: PBI_EMP
  • Владимир Михайлович Каргополов в связи с затяжной болезнью временно не записывает на консультации и не ведёт переписку. А так же не отвечает на посты на форуме сайта. Возобновление всех этих видов деятельности примерно в середине мая. Возможны уточнения.

    Администрация сайта.

дыхательная практика

third

Форумчанин
#1
Владимир Михайлович, как распределить внимание в режиме обратного круга (полное дыхание с полным запрокидыванием головы) по восходящим и нисходящим ветвям. Цикл одного дыхания таков:
Вдох - (10-15) сек. Остановка после вдоха- (35-40) сек. Выдох -(20-28) сек. Ост. после выдоха - 2 сек.
Диапазон фаз зависит от состояния на момент практики и может меняться в этих рамках в течении практики.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#2
Лучше всего не пытаться во время дыхания вести внимание по каким-либо траекториям (по ходу каналов). Самая оптимальная и самая эффективная работа внимания такая:
На фазе вдоха внимание следует держать на «ниточке вдоха», т.е. на медленном и непрерывном процессе вдоха.
На фазе выдоха внимание следует держать на «ниточке выдоха», т.е. на медленном и непрерывном процессе выдоха.
Во время задержки (точнее остановки) дыхания выполнять простое осознание (то же самое, что и самонаблюдение, только при открытых глазах).

И ещё - бога ради, не надо никаких счётов, никаких секунд, никаких нормативов для дыхания.
Вот выдержка из моей книги ПБИ, относящаяся к практике дыхания:

"Дело в том, что йогические пранаямы, как правило, относятся к техникам жёсткого воздействия и имеют специализированный характер, а следовательно, могут быть опасными при передозировке. Во всяком случае, их нельзя, не подвергая себя серьёзному риску, практиковать по 30-50 минут два раза в день, как это требуется для дыхательного цигун. Исключением является полное йоговское дыхание. Однако, современные йоги, как правило, его недооценивают, предпочитая практиковать такие Пранаямы как Чандра-Сурья Пранаяма (попеременное дыхание через ноздри), Бхастрика-Пранаяма, Капалабхати, Уджайи и прочие.

По какой же причине классические Пранаямы считается опасным практиковать в больших объёмах?

Дело в том, что дыхание является функцией двойного подчинения. С одной стороны, оно полностью автоматизировано (человек спит, а организм дышит), с другой, оно подвержено волевому контролю. Факт простой и общеизвестный, но, вместе с тем, очень важный. Двойная подчинённость дыхательной функции, при определенных условиях, чревата серьезными неприятностями.

Оказывается, йогическая Пранаяма, особенно если она практикуется со всем усердием и в больших объёмах, может привести к такой неприятной вещи, как деавтоматизация дыхания.

Что же это такое?

Применительно к дыханию, деавтоматизация – это утрата способности к автоматическому поддержанию дыхательной функции. В этом случае дыхательный автоматизм нарушается, деятельность, которая ранее успешно выполнялась на бессознательном уровне, теперь требует сознательного контроля. Другими словами, в результате неправильной дыхательной практики организм может разучиться дышать самостоятельно. Типичным проявлением деавтоматизации дыхания являются приступы удушья по астматическому типу. Крайне неприятно и очень обидно – человек усердно практиковал йогическую Пранаяму, а в результате начинает задыхаться.

Поэтому современные учителя Хатха-Йоги, опасаясь неприятных осложнений в виде деавтоматизации дыхания, задают весьма скромные объёмы дыхательной практики (обычно 10-15 минут, максимум – 20-25 минут). А рекомендуемые мною, достаточно большие объёмы дыхательного цигун (два раза в день по 30-50 минут) – вызывают у них бурю негодования. Конечно же, они по-своему правы. Те дыхательные упражнения, которые они имеют в виду, которые даются в многочисленных руководствах по Хатха-Йоге и которым они обучают своих учеников, действительно могут привести к расстройствам дыхательной функции. Однако я говорю не о йогической Пранаяме, а о дыхательном цигун, который, при всей его великой пользе, совершенно безопасен для занимающихся даже при больших объёмах практики.

Оказывается, между этими двумя подходами к дыхательной практике – индийским и китайским, имеются очень большие различия.

Для всех йогических Пранаям, как они даются в современных руководствах, характерно наличие определенной нормативной базы (столько-то счётов вдох, столько – выдох, столько – задержка после вдоха, столько – после выдоха). Конечно, эти нормативы варьируют – более лёгкий для начинающих, более трудный – для продвинутых учеников, но для нас важен сам факт наличия таких нормативов.

При обучении Пранаяме также задаётся и определённое соотношение продолжительности разных фаз дыхательного цикла. Через эту нормативную базу организму навязывается определенная эталонная модель дыхательного цикла. В ходе дыхательной практики ученик должен соблюдать указанные ему нормативы.

Таким образом, йогическая Пранаяма достаточно жёстко задаёт определенный эталон дыхания. При этом полностью игнорируется заложенный в нашем теле и автоматически осуществляемый естественный режим дыхания. Другими словами, йогическая Пранаяма задаёт конкурирующую модель дыхательного процесса. Это уже совсем другой дыхательный гештальт по сравнению с тем, который внутренне присущ нашему организму. Пока такая Пранаяма практикуется в сравнительно небольших объёмах (по 10-15 минут), конкурирующая модель дыхания остаётся значительно более слабой, чем естественная (внутренняя) модель дыхания. Польза от таких упражнений есть, а неприятностей – нет. Однако стоит только увеличить объёмы дыхательной практики до 40-60 минут, как тут же появляются расстройства дыхательной функции, вызванные её деавтоматизацией. Причина же заключается вовсе не в слишком больших объёмах практики, а в несовместимости двух способов (моделей, паттернов) дыхания – естественного, присущего нашему организму и искусственного, привнесённого практикой Пранаямы.

Совершенно иной подход к дыхательной практике, в основе которого лежат принципы китайского дыхательного цигун, исповедуется в моей школе. Он весьма сильно и, я бы сказал, драматически, отличается от йогической Пранаямы.

Прежде всего, и это очень важно, в моём подходе полностью отсутствует нормативная база дыхательного цикла. Напомню, что в йогической Пранаяме всегда задаётся, на сколько счётов надо делать вдох, на сколько – выдох, сколько счётов длится задержка дыхания. Также задается эталонное соотношение (пропорция) между продолжительностью различных фаз дыхательного цикла.

Современный учитель йоги Виктор Бойко пишет: «Как известно, основная дыхательная пропорция выглядит так: 1:4:2:4, где «1» – продолжительность вдоха, «4» – задержка после вдоха, «2» – продолжительность выдоха, «4» – задержка после выдоха. Существует так называемая облегченная пропорция - 1:2:2:2, и есть вообще начальная – 1:1:1:1» 3


Однако, никакая вариативность не в состоянии устранить сам факт наличия дыхательного эталона. Всё равно во время практики имеется ориентация на заданную пропорцию дыхания, а не на то, чтобы следовать естественному дыхательному Дао собственного организма.

По моему глубокому убеждению, нормативный подход является фундаментальной ошибкой, ошибкой стратегического уровня, даже если выбранная пропорция вполне соответствует возможностям и уровню физической подготовленности практикующего. Нет и быть не может правильного следования дыхательному эталону. Само по себе следование наперёд заданному образцу уже является неправильным. Следовать нужно не образцу, а принципам правильного дыхания, главнейшим из которых является уважительное сотрудничество с собственным телом, говоря в даосской терминологии – следование естественности. Руководствоваться нужно принципами, а не нормативами.

Таким образом, в практике моей школы дыхательных нормативов нет отнюдь не по причине методической недоразвитости, а для того, чтобы избежать привязки к жестким и искусственным моделям дыхательного цикла, чтобы избежать дурной и неадекватной конкретизации.

В моей школе нормативы продолжительности вдоха и выдоха, тем более, задержки дыхания, намеренно не задаются, по тем же самым причинам, по которым мы носим одежду и обувь индивидуального размера, а не среднестатистического. Для нас оптимально то, что удобно и естественно для нашего организма. Дыхательный режим должен быть естественным для занимающегося, а стало быть, сугубо индивидуальным. Поэтому вместо нормативов мы руководствуемся принципами.

Принцип первый: стараться дышать медленно, стараться увеличивать общую продолжительность дыхательного цикла.

Принцип второй, противоположный первому и его уравновешивающий: в своём старании дышать медленно не следует переходить ту границу, за которой начинается одышливость и возникает напряжение в дыхательной системе. Дыхание должно оставаться комфортным для занимающегося.

Самый же главный и самый важный принцип правильной дыхательной практики – это сотрудничество с собственным телом. Вместо того, чтобы навязывать ему некий, наперёд заданный эталон дыхательного цикла, мы стараемся сотрудничать с ним в процессе дыхательной практики. Согласно древней традиции китайского цигун, нельзя понукать собственное тело, нельзя заставлять его делать то, чего оно не хочет. Вместо этого нужно присоединиться к уже существующему, аутентичному4 для нашего организма, способу дыхания. Мы ни в коем случае не должны конкурировать с заложенной в нашем организме и внутренне ему присущей моделью дыхания. Напротив, мы должны сотрудничать с нею и взращивать её. В полном согласии с даосским мировоззрением мы должны вписываться в реальность, а не проламываться сквозь неё.

С точки зрения практической, это означает, что мы не должны заставлять своё тело делать вдох или выдох. Нам следует терпеливо дожидаться, когда этого захочет само тело. Точно так же, мы не должны намеренно задерживать дыхание, когда нашему телу это уже не нравится. Другими словами, в процессе дыхательной практики мы должны относиться к собственному телу, как к равноправному партнёру. Это полностью исключается, если во время практики ориентироваться на нормативы и держать в голове заданный дыхательный эталон.

Таким образом, в нашей практике нет никакой насильственности и нет жёсткого следования заданному образцу.

Такая практика нацелена не на создание конкурирующей модели дыхания (что, собственно, и приводит к его деавтоматизации), а на развитие естественной модели дыхания, той самой, с помощью которой осуществляется автоматическая и бессознательная регуляция нашего дыхания.

Наиболее эффективная и, вместе с тем, вполне безопасная дыхательная практика должна в полной мере соответствовать принципу «вэй увэй» (действовать недеянием). Это означает гармоническое сочетание сознательного контроля и естественно протекающего процесса дыхания. Правильный метод дыхательной практики, основанный на этом великом принципе, на следовании естественности, к сожалению был утрачен в индийской Йоге.

Правильным я считаю такой метод дыхания, который можно практиковать в больших объёмах, не подвергая себя опасности возможной деавтоматизации дыхания. Большие объёмы практики совершенно необходимы для качественного скачка, для духовной и психоэнергетической трансформации. Те мизерные объёмы дыхательной практики, которые рекомендуются в современной Хатха-Йоге, не способны привести практикующего к такому духовному преображению. Для этого необходимы намного большие объёмы практики и такая методика, которая обеспечивает успешное накопление количественных изменений в энергосистеме человека, вплоть до достижения качественного скачка. Тот подход к дыхательной практике, который я отстаиваю, вовсе не является моим изобретением. С большим уважением и благодарностью он заимствован из древней китайской традиции, из проверенного многими веками знаменитого китайского цигун.

И, надо сказать, этот подход себя полностью оправдывает. За все 25 лет ведения групповых занятий и индивидуального консультирования я не наблюдал ни одного случая деавтоматизации дыхания при больших объёмах дыхательной практики (тьфу, тьфу, чтоб не сглазить!). Ничего подобного у своих учеников не отмечают и китайские мастера дыхательного цигун."


Просьба Админу внести это в раздел FAQ. Заранее благодарю. ВМ.
 
#3
Как вовремя, как раз пытаюсь осваивать. В ПБИ написано гораздо больше про работу внимания, чем в комментарии выше.
(с умеренным подъёмом головы)
На фазе вдоха внимание следует держать на «ниточке вдоха», т.е. на медленном и непрерывном процессе вдоха. На фазе выдоха внимание следует держать на «ниточке выдоха», т.е. на медленном и непрерывном процессе выдоха. Кроме того, во время вдоха внимание плавно поднимается вверх по передней поверхности тела.
В конце вдоха и на задержке после выдоха требуется полноценное осознание сначала процесса Уддийана-бандхи, а затем Мула-бандхи и сжатия кулаков, согласно принципу «делать и думать одно». В самом конце дыхательного цикла (непосредственно перед началом следующего вдоха) важно направить внимание на сжатые кулаки.
После перехода к основному (без сжатия кулаков) режиму дыхания, на задержке после выдоха мы выполняем осознание при открытых глазах (медитация-присутствие).
(с полным запрокидыванием головы)
Одновременно с первой фазой движения головы наше внимание поднимается вверх по передней поверхности тела. Маршрут прохождения внимания соответствует восходящей ветви обратного круга (от нижней части живота через солнечное сплетение, грудную клетку, через горло и до межбровья).
Во второй части вдоха голова продолжает движение назад вплоть до позиции максимального запрокидывания.
Одновременно со второй фазой движения головы назад, наше внимание проходит через верхнюю часть головы и затем опускается вниз по задней поверхности тела. Маршрут прохождения внимания соответствует уже нисходящей ветви обратного круга (от верхней части головы через затылок и заднюю поверхность шеи, далее вниз по позвоночнику через верхнюю часть спины, поясницу и заканчивая областью копчика).
Таким образом, благодаря движению головы, во время вдоха наше внимание прорабатывает всю микрокосмическую орбиту.
Работа внимания в этот период зависит от позиции тела, в которой выполняется дыхательная практика. Если дыхание выполняется в Симпласане (кулаки на коленях), тогда во время задержки дыхания после выдоха внимание движется по ходу ручных янских каналов (выход энергии через руки по наружной поверхности рук). Маршрут прохождения внимания таков: по янской (наружной) поверхности рук от плечевых суставов вниз по направлению к локтевым суставам и далее, от локтевых суставов к янской (тыльной) поверхности рук, по-прежнему сжатых в кулаки. Важно не ограничиваться пределами собственного тела и вывести своё внимание в пространство перед собой, продолжая силовые линии ручных янских энергетических каналов.
Если же дыхание выполняется в сидячей позе всадника (кулаки на коленях), тогда во время задержки дыхания после выдоха внимание движется по ходу ножных янских каналов (выход энергии по задней и боковой, а также и по передней поверхностям ног). Маршрут прохождения внимания таков: от поясницы и тазобедренных суставов вниз по янской (наружной) поверхности ног, по направлению к коленным, а затем и голеностопным суставам.
Владимир Михайлович, поясните, пожалуйста. Я немного запутался. К примеру, во время задержки после выдоха осознаем сжатые кулаки или движение по янским каналам? Или "присутствуем"?
 

third

Форумчанин
#4
Владимир Михайлович, большое спасибо за столь подробный ответ и предупреждение об деавтоматизации дыхания, возможной при неправильной практике.
Способ дыхания, который я указал с циклом 70 - 80 секунд и соотношением вдоха, выдоха и пауз сложился у меня постепенно и сейчас не требует посекундного контроля фаз и не вызывает никакого напряга, не считая разогрева тела.
В начал был очень мощный разогрев, даже струйки пота стекали из подмышек и я практиковал с голым торсом. Сейчас все устаканилось, тем более, что сейчас я использую дых. практику, как дополнительный метод. т е практикую 15-20 минут днем и вечером. Был момент, когда я неделю практиковал по 30 - 40 минут днем и вечером, сочетая с МП и МС. Видимо появился излишек энергиии и тело ощущалось, как перекачанный воздухом шар, готовый взорваться. Амплитуда эмоций резко возросла, особенно негативных и я готов был взорваться по любому поводу. Был тихим - стал буйным. :) Пришлось сократить ДП до 15-20 минут.
С нетерпением жду лета, чтобы практиковать на природе. Рядом со мной под Питером есть местечко с высокими холмами, окруженными сосновым лесом с прекрасным видом на окраины Питера. На одном из них прошлым летом я в течении нескольких дней практиковал ДП и стояние столбом по 30 минут без всяких негативных последствий, наоборот чувствуя себя очень хорошо.
 

Люба

Форумчанин
#5
Здравствуйте Владимир Михайлович!
Несколько лет назад, до ЭМП, я занималась «бодифлексом». Бодифлекс дает и оздоравливающий эффект, но меня больше в нем привлекает косметический эффект. Можно делать упражнение для лица и шеи, для любой другой части тела. Основан он на дыхании. Сейчас я занимаюсь ЭМП, где способ дыхания другой. Если после/перед ЭМП (или в течение дня) я буду минут 5-10 заниматься бодифлексом, то не будет ли это нарушать ЭМП?
В определенной позе:
1. медленный выдох через трубочку губ;
2. резкий вдох через нос;
3. резкий выдох через открытый рот;
4. задержка дыхания на счет 6-8.
Заранее благодарю.
 

third

Форумчанин
#6
Сан Сарыч, по моим ощущениям, ВМ изменил свое отношение к методам ДП в сторону простоты и естественности. Наверное, появились случаи обращения к нему по поводу деактивации дыхания.
Но это чисто ИМХО. :)
 

amigo

Модератор
#7
Сан Сарыч сказал(а):
На фазе вдоха внимание следует держать на «ниточке вдоха», т.е. на медленном и непрерывном процессе вдоха. На фазе выдоха внимание следует держать на «ниточке выдоха», т.е. на медленном и непрерывном процессе выдоха. Кроме того, во время вдоха внимание плавно поднимается вверх по передней поверхности тела.
В конце вдоха и на задержке после выдоха требуется полноценное осознание сначала процесса Уддийана-бандхи, а затем Мула-бандхи и сжатия кулаков, согласно принципу «делать и думать одно». В самом конце дыхательного цикла (непосредственно перед началом следующего вдоха) важно направить внимание на сжатые кулаки.
После перехода к основному (без сжатия кулаков) режиму дыхания, на задержке после выдоха мы выполняем осознание при открытых глазах (медитация-присутствие).
(с полным запрокидыванием головы)
Одновременно с первой фазой движения головы наше внимание поднимается вверх по передней поверхности тела. Маршрут прохождения внимания соответствует восходящей ветви обратного круга (от нижней части живота через солнечное сплетение, грудную клетку, через горло и до межбровья).
Во второй части вдоха голова продолжает движение назад вплоть до позиции максимального запрокидывания.
Одновременно со второй фазой движения головы назад, наше внимание проходит через верхнюю часть головы и затем опускается вниз по задней поверхности тела. Маршрут прохождения внимания соответствует уже нисходящей ветви обратного круга (от верхней части головы через затылок и заднюю поверхность шеи, далее вниз по позвоночнику через верхнюю часть спины, поясницу и заканчивая областью копчика).
Таким образом, благодаря движению головы, во время вдоха наше внимание прорабатывает всю микрокосмическую орбиту.
Работа внимания в этот период зависит от позиции тела, в которой выполняется дыхательная практика. Если дыхание выполняется в Симпласане (кулаки на коленях), тогда во время задержки дыхания после выдоха внимание движется по ходу ручных янских каналов (выход энергии через руки по наружной поверхности рук). Маршрут прохождения внимания таков: по янской (наружной) поверхности рук от плечевых суставов вниз по направлению к локтевым суставам и далее, от локтевых суставов к янской (тыльной) поверхности рук, по-прежнему сжатых в кулаки. Важно не ограничиваться пределами собственного тела и вывести своё внимание в пространство перед собой, продолжая силовые линии ручных янских энергетических каналов.
Если же дыхание выполняется в сидячей позе всадника (кулаки на коленях), тогда во время задержки дыхания после выдоха внимание движется по ходу ножных янских каналов (выход энергии по задней и боковой, а также и по передней поверхностям ног). Маршрут прохождения внимания таков: от поясницы и тазобедренных суставов вниз по янской (наружной) поверхности ног, по направлению к коленным, а затем и голеностопным суставам.
Владимир Михайлович, поясните, пожалуйста. Я немного запутался. К примеру, во время задержки после выдоха осознаем сжатые кулаки или движение по янским каналам? Или "присутствуем"?
Скорее всего это для продвинутых, которую чувствуют энергетику . У них внимание само так движется. Пока нет такой чувствительности, стоит держать внимание на самом дыхании и в момент останова наблюдать за своими ощущениями в теле, за мыслями, эмоциями.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#9
Сан Сарыч, для второго издания я дам именно этот, вышеприведенный вариант, без каких либо излишних сложностей, которые я для второго издания уберу. Так что ориентируйтесь на этот пост:

Лучше всего не пытаться во время дыхания вести внимание по каким-либо траекториям (по ходу каналов). Самая оптимальная и самая эффективная работа внимания такая:
На фазе вдоха внимание следует держать на «ниточке вдоха», т.е. на медленном и непрерывном процессе вдоха.
На фазе выдоха внимание следует держать на «ниточке выдоха», т.е. на медленном и непрерывном процессе выдоха.
Во время задержки (точнее остановки) дыхания выполнять простое осознание (то же самое, что и самонаблюдение, только при открытых глазах).

И да, во время задержки просто осознаём, присутствуем.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#10
third пишет:

" по моим ощущениям, ВМ изменил свое отношение к методам ДП в сторону простоты и естественности. Наверное, появились случаи обращения к нему по поводу деактивации дыхания."

Предпочтение простоты и естественности у меня наблюдалось всегда. Но при объяснении дыхания я рассказал о том, как движется энергия на разных фазах. Однако сейчас я считаю эту информацию излишней и даже мешающей, поскольку работа внимания по каналам является неоправданным усложнением, отвлекающим от восприятия реальных процессов, происходящих как на телесном, так и на энергетическом уровне. Но привести к деавтоматизации дыхания или каким-либо иным проблемам поканальная работа внимания никак не может. Она всего лишь осложняет и затрудняет освоение дыхания и не более того. Таким образом речь не идёт о том, что эта техника является неправильной или не работающей. Это не так. Речь идёт только о том, что более простой вариант, без поканальной работы внимания, удобнее и методически предпочтительнее.

Никаких обращений ко мне и жалоб по поводу появления деавтоматизации дыхания (не называйте это деактивацией, это неправильно) за всё время моего преподавания медитативной и дыхательной практики НЕ БЫЛО. Представьте себе, не было ни разу. По причине кардинального отличия в моём подходе к дыхательной практике от индийской Пранаямы. Правильнее говорить о том, что это не моё изобретение, а классический китайский дыхательный цигун. Я уже более 30 лет веду группы и с самого начала давал именно безнормативную, ориентированную на естественность дыхательную практику. Ну и откуда же возьмётся деавтоматизация, если имеется тесное сотрудничество с собственным телом? Внимательно прочитайте главу про дыхательную практику в ПБИ и Вы увидите, что всё дано методически вполне грамотно, но в своём стремлении всё разъяснить исчерпывающим образом я впал в грех избыточности. А как известно, не только информационная недостаточность, но и информационная избыточность может помешать полноценному пониманию.
 

third

Форумчанин
#11
Спасибо за информацию. Извиняюсь за ошибочное предположение.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#12
Ответ Любе.

Можно ли параллельно заниматься бодифлексом. Конечно можно. Беды не будет. Но зачем? Зачем мешать разные методы дыхательной практики? У дедушки Крылова есть замечательная басня "Лебедь, рак и Щука".
Я бы на Вашем месте не стал параллелить. Уж лучше полноценно заниматься чем-то одним, методически наиболее надёжным и обоснованным.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#13
amigo сказал(а):
Скорее всего это для продвинутых, которую чувствуют энергетику . У них внимание само так движется. Пока нет такой чувствительности, стоит держать внимание на самом дыхании, а в момент остановки наблюдать за своими ощущениями в теле, за мыслями, эмоциями.
Совершенно верно. Именно так. На определённом уровне развития дыхательной практики человек начинает воспринимать, чувствовать движение энергии в теле на той или иной фазе дыхательного цикла. Не воображать, а реально чувствовать. Так что мною дана информация "на вырост". Поспешил, для второго издания исправлю.
Всего доброго. ВМ.
 
#14
Все ясно, спасибо.

Еще маленький вопросик. Ко всем, наверное, он простой.
Когда втягиваю живот, спина (поясничная область) подается немного назад. Нужно ли с этим бороться или неважно?