Путь без иллюзий. Школа В. Каргополова
  • Групповые занятия проходят в Санкт-Петербурге по ул. Рентгена, д.10а (по вторникам, с 19:30 по 21:30). Сменная обувь обязательна. Занятия проводит преподаватель нашей Школы Анатолий Мамеев.
    Справки по телефонам: 8-931-200-2208, 8-911-723-8788
    Канал в телеграме: PBI_EMP
  • Владимир Михайлович Каргополов в связи с затяжной болезнью временно не записывает на консультации и не ведёт переписку. А так же не отвечает на посты на форуме сайта. Возобновление всех этих видов деятельности примерно в середине мая. Возможны уточнения.

    Администрация сайта.

Читая Кодо Саваки.

Kargopolov

Руководитель школы
#1
Kargopolov

ЧИТАЯ КОДО САВАКИ.

Сейчас читаю записи высказываний японского мастера Сото-дзен Кодо Саваки (1880-1965).Вот некоторые из них с моими комментариями (слова Мастера Кодо выделены жирным шрифтом).

"Жить в Дзен - значит проживать свою жизнь голым и без игрушек."

"Самое лучшее-это просто сидеть в дзадзен (сидячей медитации). Что бы ты ни делал другое, чаще всего тебя просто к этому соблазняет чёрт."

Мой комментарий (ВМ):

И даже это не всегда спасает от "чёрта".
Есть люди, для которых даже сидение в медитации - всего лишь еще один способ восхищаться собою.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#2
Kargopolov

"Если бы ты, по крайней мере, понял, что ты не имеешь ни малейшего понимания! Но даже об этом ты не имеешь ни малейшего понимания."

Мой комментарий (ВМ):

Существует множество людей, которым кажется, что они следуют духовному пути и даже "продвигают духовность" в этом мире. На самом же деле,они "не имеют ни малейшего понимания". Проблема в том,что эти люди никогда не отнесут слова старого Мастера на свой счет.
Тот, кто пытается рассуждать о высоких материях, но при этом не работает над своим сознанием, не практикует сидячую медитацию (самонаблюдение) - всего лишь скользит по поверхности, не будучи в состоянии проникнуть в глубину. Более того, он даже не подозревает о существовании этой глубины! Причиной тому является пребывание в познавательной двойственности, сильнейшая замусоренность сознания, а самое главное - сильнейшая обусловленность некоей системой верований (религиозных или научных).
Такой человек предлагает дискуссию в русле его собственного, весьма искажённого, ограниченного и обусловленного понимания. Уровень такой дискуссии с неизбежностью будет на два порядка ниже заявленной темы. На отказ вступать в эту, заведомо бесплодную дискуссию,он сильно обижается, воспринимая это как духовный снобизм и интеллектуальное высокомерие.

"Нет ничего более жалкого,чем питаться деньгами и властью."

Мой комментарий, написанный в том же стиле:
Если ты считаешь,что деньги спасут тебя от жизни, которую ты проживаешь, - ты непроходимо глуп."
 

Kargopolov

Руководитель школы
#3
Kargopolov


"Дзадзен начинается там, где заканчивается работа локтями."

"Нет ничего,что было бы так тихо и благородно, как дзадзен."

"Когда ты практикуешь дзадзен, ты абсолютно обновляешь себя."
 

Kargopolov

Руководитель школы
#4
Kargopolov

Старый мастер сказал:

Все высказывают свое мнение, но кого оно интересует? Заткнись!

Мой комментарий (ВМ):

Две молодые девушки увлеченно общаются. Одна говорит: "Серёжка - клевый!" Другая: "Да ты что! Серёжка - отстой!" Но в жизни существует только один Серёжка.
Без практики самоосознания (сикан-тадза в Сото-Дзен) душевный мир человека превращается в королевство кривых зеркал.

Наш ум - территория, оккупированная врагом, скопище эгозащитных механизмов. И как только человек открывает свой рот - он тут же предоставляет трибуну этому врагу. Так что это высказывание - вовсе не эпатирующая грубость старого мастера, а прямое указание на то, что не надо отождествляться со своими мнениями и взглядами, порождениями нашего дикорастущего ума, а следует их осознавать. Следует понять, что это всего лишь "читта-вритти", внутренние объекты, подлежащие растворению в процессе правильной медитации.

Грубый окрик мастера - это волшебный пендаль, назначение которого - остановить ум, прекратить отождествление со своими мыслями, которые разрослись настолько, что уже выпирают наружу.

Человек ума тут же "поймает меня за руку", дескать, а разве вы сейчас не высказываете свои мысли и не озвучиваете свои взгляды? Совершенно логично, даже безупречно с точки зрения чистой, не омраченной никакой там мифической интуицией-Праджней логики. Но, увы, совершенно неверно. А почему неверно? Объясните, докажите. А вот не буду. Какие бы слова я не говорил, без личной (и приличной) практики медитации-самонаблюдения это не может быть понято. И никакое образование и самый могучий интеллект здесь вам не помогут.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#5
Kargopolov

Красивая женщина и тыква - чем они будут отличаться, когда ей стукнет 80?

Мой комментарий (ВМ):

Ты все еще собираешься жить вечно? А если нет, то почему ты не пратикуешь сидячую медитацию?

Мы носимся в машине, но куда мы, собственно, едем?

Мой комментарий (ВМ):

Хорошая дорога, отличная машина. Но с какой скоростью бы ты не гнал по дороге жизни - всё равно, от себя не убежишь, к себе не прибежишь!
Отличный компьютер, открытый доступ в информационное пространство Интернета... Какие огромные возможности открываются перед современным человеком, чтобы избежать встречи с самим собою!
 

Kargopolov

Руководитель школы
#6
Kargopolov

Чтобы не видеть вещи криво, просто расслабься.

Не запихивай Путь Будды в какие-либо рамки.

Монах Дзэн - это тот, кто ведёт свободную жизнь, в центре которой стоит Путь Будды.


Мой комментарий (ВМ):

Это высказывание старого Мастера как-то особенно меня трогает. Возможно потому, что сам я веду жизнь, весьма далекую от этого идеала. Ученики, пациенты, работа над книгой (имеется огромный материал по терапии посредством энергомедитативной практики, который непременно нужно записать, чтобы он не пропал) - все это сильно напоминает ситуацию, описанную Л. Кэрролом в "Алисе в Зазеркалье", когда надо бежать изо всех сил, только для того, чтобы остаться на том же самом месте.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#7
Kargopolov

Учение Будды - не для туристов!

Оставь даже хорошее, а плохое и подавно.

Ты ошибаешься, потому что думаешь обо всем как человек из мяса.

Учение Будды безгранично и абсолютно непонятно для заурядного человека.

Мой комментарий (ВМ):

В словах старого Мастера - полное пренебрежение политкорректностью, полное отрицание психологического "коммунизма", личностной, в отличие от имущественной, уравниловки, свойственной современному западному обществу.

Вопреки общераспространенному мнению,подлинное духовное учение, ярчайшим и непревзойденным образцом которого является Сутра Помоста Шестого Патриарха, - всегда элитарно, всегда плохо воспринимается посредственностью. Вспоминаются слова из Дао-Дэ-Цзина ( собственный перевод с английского, китайского, увы, не знаю):

"Если человек высшего уровня услышит о Дао-Пути, его следование этому пути будет безупречным (he will do his best to practise it).
Если человек среднего уровня услышит о Дао-Пути, то временами он будет следовать ему, а временами утрачивать его.
Если же человек низшего уровня услышит о Дао-Пути, он будет громко смеяться над услышанным. Если же он не смеётся, - значит это не Дао-Путь."
 
Последнее редактирование:

Kargopolov

Руководитель школы
#8
Kargopolov

Нет Будды кроме практики, нет учения кроме не-думания. Это основные принципы Сото-дзэн.

Для Догэна Дзэндзи процветание Буддадхармы означает практику дзадзэн (сидячей медитации), а не строительство храмов и пагод
.

Мой комментарий (ВМ):

В современной России за "возрождение христианства" совершенно ошибочно принимают всё большее строительство храмов. Но это всего лишь возведение еще одной внешней формы. А где же внутреннее содержание? Тщетные усилия! Даже если говорить об этом с христианских позиций, то храм нужно строить, прежде всего, в собственной душе. У меня есть по этому поводу собственный афоризм:

Церковь - это резервация для Господа Бога.

Лучше бы эти деньги употребили для помощи нуждающимся людям.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#9
Kargopolov

Когда ты так сильно сосредоточился на своем коане, что тебе уже не мешает ни одна посторонняя мысль, это всего лишь означает, что ты на какое-то время забил все эти мысли в дальний угол. В простом сидении Догэна (в Сикан-тадза) речь идет о гораздо большем, ты должен обозревать всю местность самого себя.

Мой комментарий (ВМ):

Сикан-тадза, она же - Нирбиджа-самадхи классической Йоги, она же - медитация-самонаблюдение, по праву расценивается как высшая форма духовной практики. Об этом говорят и мастера Дзэн, об этом же прямо сказано и в Йога-Сутре Патанджали. Интересно, что этот метод медитации сам Патанджали вообще выносит за пределы описанной им восьмичастной (не восьмиступенной, как ошибочно переводят) Йоги,называя его наивысшим.

Однако отвергать метод сосредоточения (Сабиджа-самадхи или медитация с семенем) тоже не стоит. Он очень эффективен по своему воздействию, но требует предварительной энергетической диагностики, без которой он просто опасен. Есть очень сильная в методическом отношении буддийская школа Тянь-Тай, в которой непременно практикуются оба метода (самонаблюдение и сосредоточение) параллельно - и в этом, безусловно, есть свой резон.

Кроме того, работа с коанами в Буддизме школы Риндзай все-таки очень сильно отличается от классической медитации-сосредоточения, как она дана в Йоге и Даосизме. Лично я - не сторонник Дзена коанов, этого методического новодела и полностью присоединяюсь к его критике с позиций значительно более зрелого и мудрого Буддизма школы Сото, ярким представителем которого и является Кодо Саваки.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#10
Kargopolov

В нашем учении суть еды - не просто в поглощении пищи. Еда - это абсолютная еда.

Мой комментарий (ВМ):

Разумеется, речь идет о полноценном сохранении осознанности в повседневной жизни.

Радиус действия наших рук и ног - не более одного квадратного метра, но мы все равно действуем во всей Вселенной.

Комментарий:
Кто практикует медитацию-присутствие (медитацию пространственного осознания) - прекрасно понимает, о чём речь.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#11
Kargopolov

Когда летит воробей, он всегда летит во всем небе. Это означает жить здесь и сейчас, в бесконечном пространстве и в бесконечном времени.

Мой комментарий (ВМ):
Когда ты идёшь по улице - ты идёшь по всей Земле.

Буддадхарма состоит из практики вечности в это самое мгновение.

Мой комментарий (ВМ):

Ключом к овладению временем является осознание настоящего момента. Тот, кто сумел выйти на полноценное осознание настоящего - немедленно обретает как прошлое, так и будущее.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#12
Kargopolov

Если ты отсутствуешь хотя бы одно мгновенье, то в это мгновенье ты - как мертвый. Постарайся стать человеком без дыр.

Мой комментарий (ВМ):

Дхиана - дхарана, пунктирный Будда - сплошной Будда.

Недостаточно один раз попасть в яблочко. Точный выстрел прошлого года ничего не стоит в нынешнем.

Мой комментарий (ВМ):

Да, когда-то ты добился успеха и во время медитации попал в потрясающее состояние. Ну а где оно теперь? Может быть лучше практиковать, а не тешиться воспоминаниями?

Просто есть эту рисовую кашу... В этом "просто делать" нет ни высших, ни низших, ни умных, ни глупых. Это "просто делать" - суть пути Будды и именно это "просто делать" весь мир не хочет понимать.

Мой комментарий (ВМ):

Не выпендривайся! Жить бесхитростно, жить безыскусно - в этом Дзен и Дао едины.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#13
Kargopolov

Все буддистские сутры - не что иное, как вранье, если то, о чем в них говорится, не воплощено на практике. Без Дзадзен ( сидячей медитации) буддизм - вранье чистой воды!

Мой комментарий (ВМ):

Так и вспоминается Нео-Адвайта. Всплывает образ из детской книжки "Приключения Буратино": Буратино идет в школу с новеньким букварем под мышкой (папе Карло пришлось продать куртку). Идет мимо цирка. Там развеваются яркие флаги, звучит громкая бравурная музыка и кричат зазывалы. Буратино соблазняется, продает букварь и вместо школы попадает в цирк. Современная неоадвайта с её псевдодуховными посиделками и есть такой цирк.

Дао - не то, о чём следует говорить, а то, что следует практиковать.

"Тот, кто желает, но не действует, плодит чуму."
(Уильям Блейк, из книги "Бракосочетание Рая и Ада").

Если бы Блейк был рождён в Японии, то наверняка был бы общепризнанным Мастером Дзэн.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#14
Kargopolov

Между противоположностями должно быть оживленное движение.

Мой комментарий (ВМ):

Гениально! В одной фразе - всё учение о двойственности.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#15
Kargopolov

Мастер Кодо сказал:

Что такое истинное Я?
Оно сияет как бриллиант, прозрачно как голубое небо, и нет никакого разрыва между истинным Я и всеми живыми существами.

Сатори просто означает обосноваться здесь и сейчас.

Практиковать дза-дзен (сидячую медитацию, ВМ) означает прекратить быть заурядным человеком.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#16
Kargopolov

У гроба (савана) карманов нет, а у души есть. На самом деле, единственная наша собственность - это наше сознание. Посмотрите вокруг себя и подумайте о том, как лет эдак через 50, когда Вас уже не будет в живых, в вашей квартире будет все совершенно иначе. Будет стоять другая мебель,другие обои и картины, будут жить другие люди, а еще через пару десятилетий о вас никто и помнить не будет.
Пойми. что на самом деле в этом мире ты голый и бездомный. Твое сознание - это все, что у тебя есть.
Приумножая богатство своего сознания, мы никогда не останемся в дураках.
Дзен - это ясный взгляд на нашу жизнь и на то, как мы ее проживаем.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#17
Kargopolov

Не быть "товаром на полке".
(Слова ученика Кодо Саваки и наследника его Дхармы Мастера Утияма Роси)

Утияма Роси сказал:

Девушка в ночном клубе, у которой самое большое количество клиентов - номер один. Но означает ли это, что она менее одинока чем другие? Разве она не просто товар в магазине, который в данный момент лучше всего продается? Но даже если ты хорошо продаешься, все равно сразу же почувствуешь себя одиноким, как только поймешь, что ты всего лишь товар на полке.

Мой комментарий (ВМ):

Прочитал эти слова мастера Сото-Дзен и сразу же подумал о наших телеведущих и их рейтингах. А также о тех девушках, у которых главная забота - найти мужчину, который обеспечит им шикарную жизнь и решит все материальные проблемы, а главный страх - потерять товарный вид. :D
Таким образом, проституция может быть не только краткосрочно-многоразовой, но и долгосрочно-одноразовой (удачно выйти замуж). Тот же товар на полке, но на других, значительно более бонусных условиях продажи.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#18
Kargopolov

Не имей ничего общего с тем большим дураком, которого называют "общественным мнением" и который живет в твоем телевизоре.

(Выражение "большой дурак" взято из лексикона Мастера Кодо Саваки).
 

Kargopolov

Руководитель школы
#19
Kargopolov

Душа тоже имеет свои глаза. Таким "глазом души" является наше сознание. У редких людей это огромный и сияющий глаз, у большинства же, вместо этого глаза - куриная гузка.
 
Последнее редактирование:

Kargopolov

Руководитель школы
#20
Amigo

Понравилось изречение Кодо Саваки - по иному выражены мысли Владимира Михайловича о мыслях во время медитации:

Ты жалуешься на свои мысли во время дзадзэн. Но разве это не совершенно естественно, если ты всю свою жизнь имеешь какие-то мысли? Не нужно объявлять их "мешающими" и пытаться уничтожить их. Не нужно считать их чем-то сильно важным. Просто дай твоим мыслям быть такими, какие они есть. Если они идут, дай им идти. Но не хватай их, чтобы плести одну из другой; так ты только потеряешься в своих мыслях. Если ты прекратишь это, то они растворятся сами собой. Если одна мысль исчезает, то сразу появляется другая. Если ты не занят ими, то все твои мысли исчезнут, не оставляя следов. И как будто из пустоты новые мысли появляются на поверхности твоего сознания. Просто сиди в дзадзэн тем, что ты даёшь идти тому, что идёт, не возясь с ним. Только дзадзэн позволяет тебе на самом деле не возиться с ним.