Интересная вещь - как мне кажется, Дзэн практически игнорирует вопросы энергетики. Это тем более странно, что корни его - китайские, а с Китаем вряд ли кто может сравниться по глубине разработанности учения о энергетике человека.
Дзен же полагается только на изначально данную человеку энергию и никак не пытается её увеличить. Конечно, некоторый уровень энергии есть у любого живого существа (иначе оно бы не было живым!), конечно, вопрос энергетики есть в деле спасения вопрос вспомогательный, но ведь очевидно, что при наличии достаточного количества свободной энергии любая практика только выиграет.
Так почему мы же имеем то, что имеем? Могу только высказать догадку. Вероятно, Вы замечали, что вся китайская цивилизация чрезвычайно прагматична. Что по мне - так даже до отвращения прагматична! А из йоги мы знаем, что непременным условием успешной практики, является в узком смысле - яма и нияма, а в широком - устремлённость к высшему, выход за пределы ограниченно-эгоистических итересов, то есть, задаётся направление прямо противоположное типичному "китайскому". К сожалению, в йоге не разъясняется, чем грозит пренебрежение этими требованиями, и может показаться, что в худшем случае мы просто не получим то, чего хотели... Однако, всё намного страшнее!
Теперь, позвольте мне перенестись в кельи древних православных подвижников. А они практиковали так называемое "умное делание", имеющее много общего с восточными медитативными учениями, и также ставили непременным предварительным условием практики нравственное очищение и устремлённость к высшему. Но, в отличие от своих восточных "коллег", отцы-пустынники оставили описание того, что случается с человеком, который пытается проникнуть в высокие сферы не очистив своего сознания - это учение о "прелести"... Например, Исаак Сирин пишет, что "многие совершали знамения, воскрешали мёртвых, сотворили великие чудеса... а после впали в скверные и мерзостные страсти и погубили сами себя". Ему вторит Макарий Великий: "некотрый подвижник, живший вместе со мной получил дар исцелений в таком обилии, что исцелял больных одним возложением рук, но ... возгордился и ниспал в самую глубину греховную". Есть ещё масса подобных высказываний. Судя по писаниям отцов, обычный конец жаждущих сверхспособностей - это полный духовный крах, а очень часто - сумасшествие и самоубийство.
Интересно было бы проследить жизненный путь тех китайских "артистов", которые демонстрируют не фокусы, а настоящие чудеса развитых энергетических способностей! Долго ли они живут, как живут, как заканчивают свою карьеру? К сожалению, у меня нет такой информации.
Так вот, мне кажется, что отказ от энергетических практик в дзэн был сознательным, и вызван он чисто практическими причинами, а именно - желанием предупредить подобные печальные случаи, которых, надо полагать, первоначально было немало. Вероятно, монахи решили: подпитанное избытком энергии быстрое движение по Пути слишком опасно, лучше двигаться медленно и с трудом, но не подвергая большому риску душевное здоровье. Некоторым подтверждением такого мнения может служить то, что в литературе встречаются упоминания о "чаньской болезни", но нет никаких сведений о существовании "дзэнской болезни".
Таким образом перед нами встаёт вопрос - а стоит ли играть с огнём? Нужна ли нам работа с энергией? Хотелось бы узнать, что думают уважаемые форумчане по этому поводу.
Дзен же полагается только на изначально данную человеку энергию и никак не пытается её увеличить. Конечно, некоторый уровень энергии есть у любого живого существа (иначе оно бы не было живым!), конечно, вопрос энергетики есть в деле спасения вопрос вспомогательный, но ведь очевидно, что при наличии достаточного количества свободной энергии любая практика только выиграет.
Так почему мы же имеем то, что имеем? Могу только высказать догадку. Вероятно, Вы замечали, что вся китайская цивилизация чрезвычайно прагматична. Что по мне - так даже до отвращения прагматична! А из йоги мы знаем, что непременным условием успешной практики, является в узком смысле - яма и нияма, а в широком - устремлённость к высшему, выход за пределы ограниченно-эгоистических итересов, то есть, задаётся направление прямо противоположное типичному "китайскому". К сожалению, в йоге не разъясняется, чем грозит пренебрежение этими требованиями, и может показаться, что в худшем случае мы просто не получим то, чего хотели... Однако, всё намного страшнее!
Теперь, позвольте мне перенестись в кельи древних православных подвижников. А они практиковали так называемое "умное делание", имеющее много общего с восточными медитативными учениями, и также ставили непременным предварительным условием практики нравственное очищение и устремлённость к высшему. Но, в отличие от своих восточных "коллег", отцы-пустынники оставили описание того, что случается с человеком, который пытается проникнуть в высокие сферы не очистив своего сознания - это учение о "прелести"... Например, Исаак Сирин пишет, что "многие совершали знамения, воскрешали мёртвых, сотворили великие чудеса... а после впали в скверные и мерзостные страсти и погубили сами себя". Ему вторит Макарий Великий: "некотрый подвижник, живший вместе со мной получил дар исцелений в таком обилии, что исцелял больных одним возложением рук, но ... возгордился и ниспал в самую глубину греховную". Есть ещё масса подобных высказываний. Судя по писаниям отцов, обычный конец жаждущих сверхспособностей - это полный духовный крах, а очень часто - сумасшествие и самоубийство.
Интересно было бы проследить жизненный путь тех китайских "артистов", которые демонстрируют не фокусы, а настоящие чудеса развитых энергетических способностей! Долго ли они живут, как живут, как заканчивают свою карьеру? К сожалению, у меня нет такой информации.
Так вот, мне кажется, что отказ от энергетических практик в дзэн был сознательным, и вызван он чисто практическими причинами, а именно - желанием предупредить подобные печальные случаи, которых, надо полагать, первоначально было немало. Вероятно, монахи решили: подпитанное избытком энергии быстрое движение по Пути слишком опасно, лучше двигаться медленно и с трудом, но не подвергая большому риску душевное здоровье. Некоторым подтверждением такого мнения может служить то, что в литературе встречаются упоминания о "чаньской болезни", но нет никаких сведений о существовании "дзэнской болезни".
Таким образом перед нами встаёт вопрос - а стоит ли играть с огнём? Нужна ли нам работа с энергией? Хотелось бы узнать, что думают уважаемые форумчане по этому поводу.