Ответ для Mysterious.
Ваши представления о воздействии медитации на человека типичны для людей не имеющих спрособности к восприятию энергии-праны (энергопотоков внутри собственного тела и процессов энергообмена с окружающей средой). Понятное дело, объяснение чего-либо всегда даётся исключительно в тех рамках, которые задаются собственным опытом. А поскольку обычно у людей отсутсвуют способности к экстрасенсорному восприятию, то и личный опыт жёстко привязан к сфере грубоматериального.
Конечно, нейрофизиологический аспект рассмотрения медитации и её воздействия на человека, имеет право на существование. Но только как второстепенный и подчинённый более важным аспектам - энергетическому (т. е. тонкоматериальному) и психоэмоциональному. Но, конечно, самым важным является духовный аспект медитации, который ну никак не может быть рассмотрен с позиций нейрофизиологии.
Вот материал на эту тему, взятый из ПБИ (2-й том, часть 1-я, глава "Современная Хатха-йога и духовное развитие"):
"Предпринимаемые попытки дать объяснение тому, что происходит во время медитации, основываясь на ресурсах современной науки, да ещё при отсутствии необходимого личного опыта - конечно же, совершенно несостоятельны. Работа с сознанием через медитацию - это нечто качественно иное, чем просто психическая саморегуляция, как она понимается в современной научной психологии. Здесь мы снова имеем дело с материалистическим редукционизмом, объяснением неизвестного через известное с потерей подлинной сути объясняемого. Современные теоретики Йоги с большим уважением цитируют «научное определение» медитации, которое даёт немецкий учёный Дитрих Эберт в своей книге «Физиологические аспекты Йоги»: «Медитация есть не что иное, как трофотропное состояние с преобладанием активности парасимпатической части высшей нервной системы».
Во-первых, физиологический аспект состояния медитации вторичен по сравнению с психологическим. Во-вторых, существует энергетический, то есть тонкоматериальный аспект медитации, который наукой вообще не рассматривается. В-третьих, медитация - это метод развития сознания - феномена и вовсе необъяснимого с позиций материалистической науки, поскольку он имеет духовную природу и относится к ещё более далёкой, духовной сфере бытия.
Даже если мы остаёмся в рамках грубоматериалистического подхода к медитации, всё равно непонятно, о каком виде медитации идёт речь? Похоже, что и автор этого определения и те, кто его столь сочувственно цитирует, не знают о том, что существуют разные виды медитации, сильно различающиеся по своему физиологическому и психологическому воздействию.
На мой взгляд, следует избегать таких объяснений, которые на самом деле ничего не объясняют и которые приводят к грубому упрощению весьма сложных феноменов. Представьте себе, уважаемый читатель, что некий учёный муж даёт следующее «современное научное определение» любви: «Любовь - это процесс взаимного трения двух эпидермисов, происходящий на фоне выраженного гормонального сдвига во внутренней среде организма каждого из партнёров».
То «научное» определение медитации, которое даёт физиолог Эберт и которое столь уважительно цитируют современные йоги, лично для меня выглядит столь же грубым и неприемлемым. Нет! Медитация есть нечто неизмеримо большее и неизмеримо высшее. Медитация по своей сути, по своей качественной уникальности, выходит далеко за пределы грубоматериальной сферы бытия и присущего ей весьма ограниченного способа познания. То, что является самым главным, то есть самой сутью медитации - принципиально не может быть познано посредством дискурсивного мышления и выражено посредством слов. Процесс медитации задаёт тот вектор развития сознания, который, начинаясь в сфере грубоматериального, постепенно, по мере расширения сознания, выходит сначала в сферу тонкоматериального, а затем и в сферу духовного. Медитация - это стрела эволюционного развития сознания, пронизывающая все три сферы бытия. Медитация - это великий и непревзойдённый путь к духу. Попытки же её объяснения с так называемых «научных позиций» для практика медитации выглядят, мягко выражаясь, весьма поверхностными и незрелыми."