Путь без иллюзий. Школа В. Каргополова
  • В. М. Каргополов читает в Санкт-Петербурге цикл лекций «Путь без иллюзий. Теория и энергомедитативная практика». Подробнее...
  • Видеозаписи лекций публикуются на этой странице.

Нужно ли во время медитации сидеть в полной неподвижности?

Kargopolov

Руководитель школы
#1
Kargopolov

Нужно ли во время медитации сидеть в полной неподвижности?


В современной интерпретации медитативной практики Южного буддизма (Випассана, Сатипаттхана) общераспространённым является требование сохранения полной неподвижности во время сидячей медитации. Неподвижности несмотря ни на что - несмотря на нарастающую мучительную боль в спине, несмотря на отсиженные ноги и боли в коленных суставах. В качестве примера приведу текст, в котором хорошо и понятно представлена эта медитативная установка:
ezotera.ariom.ru/2016/07/21/meditation.html
На ритрите по Випассане м-ра С. Н. Гоенки есть практика неподвижного сидения. Три раза в день в течение часа вы должны сидеть, совершенно не шевелясь, наблюдая любые приходящие и уходящие ощущения в теле.

Это очень полезная и эффективная практика, потому что за короткое время способна научить вас бесстрастному наблюдению.

97% новичков чувствуют боль, когда стрелка часов переваливает за полчаса. И они просто подыхают, когда до конца медитации остаётся десять минут.

Я на своём первом ритрите входил в эти девяносто семь процентов, хотя и был тогда на двадцать лет моложе и вялотекуще занимался Хатха Йогой.

Я сидел на свёрнутом шерстяном одеяле, скрестив ноги, с прямой спиной, и ноги мои отваливались, а спина разламывалась.
Но я не шевелился, я наблюдал, я терпел.
Я терпел, страдал и снова терпел, потом опять страдал, но изо всех сил наблюдал.
Это странно, что такая боль (как будто кто-то не спеша, сосредоточенно вкручивает тебе штопор в позвоночник) может возникнуть всего лишь от неподвижного сидения. И я знал, что если пошевелиться, то боль пройдёт. Но я не шевелился – молодой ещё был, упрямый.
Далее там говорится о замечательных результатах такого подхода к медитации в духе "Кто претерпит всё до конца - тот спасётся".

Можно ли согласиться с таким подходом к медитативной практике и следует ли считать его наиболее эффективным и вообще приемлемым? Лично я, исходя из своего многолетнего опыта собственной практики медитации , а также многолетнего обучения этой практике, считаю, что ответ должен быть отрицательным.

Продолжение следует.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#2
Kargopolov

Само собой разумеется, что сидячая медитация, будучи статической практикой, подразумевает сохранение неподвижного положения тела. Телесная неподвижность особенно важна во время практики медитации внутренней остановки, переходным этапом к которой является
медитация присутствие. (см. соответствующие главы во 2-м томе книги "Путь без иллюзий"). Также требование сохранения телесной неподвижности выходит на первый план для тех учеников, которые отличаются особой непоседливостью. Они постоянно ёрзают, почёсываются, делают множество разнообразных движений - крутят головой. двигают туловищем. двигают пальцами рук и так далее. Непрерывное "броуновское движение". Сидеть неподвижно они не могут по чисто психологическим причинам. Фактически, через всевозможные телесные движения и шевеления проявляется свойственное им скрытое внутрипсихическое беспокойство.

В таких случаях, рекомендация не поддаваться этой тенденции, не двигаться, перетерпеть и отнаблюдать свои внутренние побуждения к этим движениям, является абсолютно правильной.
Однако есть другие ситуации, при которых жёсткое требование терпеть и сохранять неподвижную позу, несмотря ни на что, уже будет нездоровым и неправильным. Требование телесной неподвижности всё-таки не стоит абсолютизировать и превращать в своего рода категорический императив.

Подробнее об этом в следующем посте.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#3
Kargopolov

Боли в ногах.

Все начинающие, за очень редкими исключениями, во время сидения в позе скрещённых ног ( в Сиддхасане), либо сидя по-японски на пятках ( в Сейдза, она же Ваджрасана), начинают испытывать всевозможные неприятные ощущения. Как правило, это нарастающие боли в коленях и синдром отсиженных ног(это наиболее типичные жалобы начинающих). Коленки болят, ноги затекают; нередко возникают судороги в ногах, а также боли в спине, чаще всего в пояснично-крестцовом отделе. Медитация становится всё более и более мучительной, однако приходится терпеть и продолжать сидеть в той же самой мучительной позе, ибо так говорит строгий наставник. Нельзя поступиться принципами! Ну никак нельзя!
А может быть всё-таки можно?

Давайте разберёмся, что такое боль? Это защитный механизм, вмонтированный в наше тело, защищающий и оберегающий его. Встречаются несчастные люди, у которых болевая чувствительность отсутствует. К среднешкольному возрасту у них всё тело покрыто шрамами и следами от ожогов. Уже за первые 10-12 лет жизни они переносят множество переломов. Вот картинка с натуры: мальчик скачет по аллее на одной ноге, другая нога не работает - открытый перелом, торчит белая кость. При этом он весело кричит: "мама, мам, ты только не пугайся, я снова ногу сломал!"

Игнорировать болевые ощущения просто неразумно. Не случайно в Хатха - Йоге существует правило: "Ничего не делать через боль", которое нарушают только безответственные учителя. Нормальные и адекватные наставники в этом отношении всегда проявляют должную осторожность. Ибо чревато.

Дело в том, что болевое ощущение устанавливает для нас границу безопасного. Если некое воздействие на организм не выходит за пределы этой границы, то оно оказывает лечебное и развивающее воздействие. Но пересекать болевую границу нельзя, ибо после её пересечения, то же самое воздействие оказывается патогенным ( вредным и разрушительным). Чтобы не быть слишком категоричным, я допускаю возможность дискомфорта и слабых болевых ощущений на протяжении сравнительно небольшого периода времени. Однако болевые ощущения средней степени выраженности, а тем более сильная боль неприемлемы и недопустимы самым категорическим образом. Ну не надо идти против собственного тела. Это ему может не понравится и оно может на вас сильно обидеться. :D

В полной мере это относится к длительному сидению в позе со скрещёнными ногами, а также (и даже ещё в большей степени) к сидению на пятках ( традиционная японская поза Сейдза). Для неподготовленного человека такое длительное неподвижное сидение небезобидно и может привести к тяжёлым последствиям. Вполне можно заполучить тяжёлое заболевание коленных суставов, с которым потом придётся мучиться всю оставшуюся жизнь. Коленные суставы могут пострадать даже у практически здоровых людей, тем более это справедливо для людей, уже имеющих проблемы с суставами ног.
То же самое относится и к столбовому стоянию, выполняемому "через силу", игнорируя боли в ногах.

Продолжение следует.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#4
Kargopolov

Продолжение темы.

О пользе непроизвольных движений.

Об этом подробно рассказано во 2-м томе моей книги ПБИ, в главе "Медитация статическая и динамическая. Взаимопорождение покоя и движения в процессе энергомедитативной практики".
Это здесь: http://kargopolov.spb.ru/book/volume2/part1/55-2113.html
Вот несколько цитат из этой главы:
Статическая медитация (Инь), после более или менее длительного периода своего развития, рано или поздно переходит в свою противоположность, порождая непроизвольные движения. Китайский мастер даосской медитации по имени Цзян Вэйцяо, автор знаменитой и весьма популярной в своё время книги «Инь ши цзы» (Метод тихого сидения), впервые изданной в Китае в 1914 году, следующим образом описывает свой опыт непроизвольных движений:

«Я практиковал даосскую медитацию свыше 10 лет, сосредотачиваясь на нижней части живота5. Но затем я сменил это на сосредоточение на «Центральном Месте» (энергетический центр, расположенный в верхней части живота выше пупа - В.К.), и через некоторое время заметил глубокие изменения в своём теле…

Однажды ночью жар в Центральном Месте вибрировал настолько сильно, что заставлял тело наклоняться вперёд и назад, вправо и влево. Эти наклоны чередовались в одном и том же порядке, причём соблюдалось определённое количество повторений без каких-либо нарушений. Затем вибрация заставила мои руки вращаться вперёд и назад, подобно колесу, довольно быстро, с одной и той же угловой скоростью. Затем она достигла ног, так что левая нога сгибалась, пока правая выпрямлялась, и наоборот…

Эти непроизвольные круговые движения были поистине чудесными и непостижимыми. Когда вибрация достигала кончиков пальцев рук и ног, пальцы вытягивались и двигались, ноги попеременно сгибались и выпрямлялись, а верхняя и нижняя челюсти стучали друг о друга, причём все эти движения совершались быстро. Когда вибрация достигала носа и глаз, внезапно ноздри сокращались и расширялись, а веки открывались и закрывались автоматически, наружные оболочки двигались синхронно с веками. Наконец, вибрация6 заставляла мочки ушей слабо двигаться. Все эти движения влево и вправо были естественными и самопроизвольными, с одним и тем же числом оборотов в каждом направлении…

В другой раз, когда вибрация пошла вниз по лицу, плечи и руки подвернулись; ноги согнулись и выпрямились, раздвинулись и сдвинулись, и затем, когда ступни были на полу, а колени согнуты, спина изогнулась так, что плечи коснулись пола. Ягодицы и поясница качались влево и вправо, а всё тело тряслось; затем оно упало на пол. Подошвы тёрлись друг о друга, и каждая массировала другую ногу одно и то же число раз. Когда вибрация достигла плеч, кисти начали массировать друг друга, голову, шею, плечи и руки, затем от низа живота и до плеч, потом всё тело сверху вниз до пальцев ног. Наконец, мои кулаки сжались и по очереди похлопывали, мяли и тёрли меня повсюду. Всё это происходило систематически и упорядоченно, непроизвольно и совершенно удивительно. Так продолжалось шесть месяцев, после чего движения постепенно прекратились. Всё это, вероятно, происходило из-за того, что все энергетические каналы моего тела открывались и прочищались…».

В непроизвольных движениях, возникающих на определённой стадии статической медитации, нет ничего патологического или неправильного. Они появляются вполне закономерным образом и отличаются высокой степенью систематичности и упорядоченности.
Если рассматривать энергомедитативную практику в «длиннике», то есть в большом временном масштабе, измеряемом неделями и даже месяцами занятий, то мы увидим, что она представляет собою повторяющийся цикл взаимопорождения покоя и движения. Приведённые выше цитаты из книги Лу Куан Юя убедительно показывают, что статическая практика медитации-сосредоточения на определённом этапе вызывает непроизвольные движения.
Сразу же отмечу, что эта закономерность относится не только к практике медитации сосредоточения, но и к медитации самонаблюдения. Об этом в следующем посте.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#5
Kargopolov
Как внешние непроизвольные движения, так и внутренние эмоциональные наплывы неизбежно и закономерно возникают на определённых этапах энергомедитативной практики. Они являются признаками прохождения через трансформирующий кризис и свидетельствуют о том, что длительный процесс накопления количественных изменений завершился, и о том, что сейчас происходит качественный скачок в психоэнергетическом развитии. Какой бы разновидностью энергомедитативной практики вы ни занимались, если вы занимаетесь правильным образом, она рано или поздно приведёт вас к этому трансформирующему кризису.

Мой собственный опыт подтверждает закономерность, согласно которой длительная практика сидячей медитации, в конце концов, приводит к непроизвольным движениям и эмоциональному отреагированию, подтверждает необходимость и неизбежность прохождения через трансформирующий кризис.

В то далёкое время я с большим усердием и регулярностью практиковал даосское дыхание (не менее 30 минут за одно занятие), сидя в Сиддхасане8, сложив руки у живота; а затем, продолжая сидеть в этой позе, сразу же переходил к медитации-самонаблюдения (при закрытых глазах). Занятия по такой методике проводились два раза в день, утром и вечером, без всяких пропусков. Первое, что появилось в ходе практики, - это разогревы в руках и животе, особенно в руках. Постепенно тепло усиливалось и поднималось по наружной (янской) поверхности рук от кистей к плечам.

Примерно через 7-8 месяцев таких занятий, во время вечерней практики у меня возникло ощущение сильнейшего неудобства в голове, в области межбровья, а также в области лба (два разных энергетических центра). Неудобство это относилось не к физическому телу, я бы скорее назвал его «психоэнергетическим» неудобством. Хотя его и нельзя было характеризовать как физический дискомфорт или физическую боль, но, тем не менее, оно было очень неприятным и весьма интенсивным. Немедленно у меня возникли непроизвольные движения лицевых мышц, особенно вокруг глаз, распространяющиеся на всё лицо. При этом глаза открывались-закрывались, выполняя, так сказать, движение силового зажмуривания, субъективно центрированное относительно межбровья. Эти движения мною воспринимались как принудительные и носили характер пульсирующих гримас. Далее к ним добавились самопроизвольные движения головой вправо-влево, субъективно центрированные относительно середины лба. При выполнении этих двух разновидностей непроизвольных движений я постоянно ощущал наличие сильной помехи (блокировки) в области лба, а также в области межбровья. Это ощущение было сильным и весьма дискомфортным. Оно сопровождалось огромным желанием избавиться от этой помехи. Мотания головой продолжались со всё возрастающей скоростью. Всё это выглядело так, как будто моё тело пыталось заглушить испытываемый мною дискомфорт от энергетической «занозы» в области лба и межбровья, усиливая интенсивность непроизвольных движений. Внутреннее напряжение всё более нарастало, а движения становились всё более сильными и быстрыми. Было чувство своеобразного «проламывания» через некую преграду, голова неистово моталась вправо-влево, глаза с силой зажмуривались-открывались, снова зажмуривались, снова открывались. Все душевные силы были сосредоточены на том, чтобы вырваться из этой стеснённости и оставить позади эти перемалывающие меня жернова. Моё тело дрожало, я издавал стоны и мычание, как какое-то страдающее животное. Было ощущение, что ещё немного и моя голова просто оторвётся, не выдержав этих интенсивных мотаний.

Сколько это длилось - я затрудняюсь сказать, однако не думаю, что более получаса. Периоды интенсивного «мотания» чередовались с замедлением амплитуды движений и временными остановками, после которых всё начиналось заново.

Последующие дни практики ознаменовались продолжающимся разогревом рук, а также мягким прогревом всей головы. Во время медитации возникало ранее никогда мною не испытанное состояние невыразимого мягкого покоя, ясности и прозрачности сознания. В этом состоянии «тихой радости» наличествовала некая глубинная удовлетворённость и самодостаточность. Это состояние, пожалуй, также можно определить как некую сытость, но не такую сытость, которая наступает после еды, а иную, значительно более тонкую. До этого никогда в жизни я подобного состояния не испытывал. Для меня было совершенно очевидно, что оно выходит за пределы нашего повседневного опыта и не может быть истолковано в его терминах.

После прохождения через этот период непроизвольных движений и через сопутствующие ему переживания, у меня появилась экстрасенсорная чувствительность и некоторые другие способности, которых ранее не было, и которые в очень большой степени увеличили мои профессиональные возможности.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#6
Kargopolov

Продолжение цитирования ("Путь без иллюзий", 2-й том, часть 1, глава 13 " Взаимопорождение покоя и движения в процессе энергомедитативной практики") http://kargopolov.spb.ru/book/volume2/part1/55-2113.html
До сих пор я говорил о возникновении непроизвольных движений на определённом этапе сидячей медитации (будь то медитация- сосредоточение или же медитация-самонаблюдение). Однако то же самое происходит и в столбовом стоянии (статическая медитация в положении стоя).

Хорошо известно, что в стоянии столбом весьма часто наблюдаются всевозможные самопроизвольные движения: самомассаж (похлопывания, растирания, разминания, постукивания), дрожание всего тела и ритмичные трясущие движения, разнообразные движения туловищем, плечами, конечностями, вращение рук, подпрыгивания и т.п. Кроме непроизвольных движений в стоянии столбом также могут появиться реакции эмоционального отреагирования (смех, слёзы, рыдания).

Механизм порождения этих непроизвольных движений и эмоциональных реакций заключается в следующем. Состояние глубокого покоя приводит к усиленному энергонаполнению. При этом энергия, поступающая через наиболее сильные зоны нашей энергосистемы, начинает циркулировать внутри нашего тела. Во время медитации столбового стояния, объём энергии, двигающейся по каналам, вырастает в очень большой степени, тогда как пропускная способность энергетических каналов остаётся прежней. В результате, в тех зонах, где имеются блокировки, где снижена пропускная способность каналов, возникает энергетическое переполнение. В этих зонах постепенно накапливается избыток энергии, создающий энергетический напор. При этом занимающийся испытывает всё нарастающее чувство дискомфорта в этой области. Когда этот процесс достигает определённого порогового значения, возникают самопроизвольные движения или эмоциональные реакции (смех или слёзы). Такого рода двигательное или эмоциональное отреагирование в высшей степени полезно и целесообразно. Оно обеспечивает прочистку энергетических каналов и восстановление их нормальной проходимости. Кроме того, оно снимает нервно-психическое напряжение, долгое время хранившееся в глубинах нашей психики в скрытом состоянии, постоянно отравляя нас изнутри. Тем самым такая разрядка также очищает и освобождает нашу психику от гнёта неотработанных переживаний.

Каждая энергетическая блокировка (энергетический тромб) является причиной определённых, строго ей соответствующих, соматических нарушений и психоэмоциональных проблем. Именно нарушения циркуляции жизненной энергии внутри нашего тела, в сочетании с нарушениями энергообмена с окружающей средой, являются истинной причиной любой патологии - от язвенной болезни и до навязчивых страхов. Именно энергетика является подлинным тонкоматериальным субстратом психических процессов и лежит в основе любых психосоматических проблем, любых болезней души и тела.

На этом и основан оздоровительный эффект энергомедитативной практики. Самопроизвольные движения являются выражением глубинной мудрости нашего тела и имеют исключительно точную диагностическую прицельность. Другими словами, они точно соответствуют наиболее заблокированной зоне. Как пишет современный китайский мастер цигун Чжао Цзиньсян:

«На первый взгляд, в этих движениях тысячи поз и сотни состояний, но тщательное наблюдение показывает, что спонтанные движения тесно связаны с болезненными зонами и состояниями при различных заболеваниях. Движения чаще возникают в тех зонах, где гнездится болезнь или имеется непроходимость канала. Так, у страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями, в начале спонтанной работы часто вибрирует всё тело сверху донизу, и они похлопывают и массируют область сердца. У страдающих болезнями в области поясницы много движений по скручиванию и наклонам в пояснице. Страдающие болезнями печени совершают множество массирующих движений в области печени…

Истинная энергия-ци, как высокоразумный врач, может помочь автоматически найти зону, поражённую болезнью и нанести туда удары, сопровождающиеся непроизвольными движениями. Когда одного удара недостаточно, необходимо повторить воздействие вновь и вновь, пока каналы не прочистятся. Таким образом, жизненная энергия-ци может и выявить болезнь, и вылечить её»

Если вновь вернуться к методу стояния столбом, то общая схема его воздействия на энергосистему человека такова:

1) Наполнение энергией и усиление энергетической циркуляции в теле практикующего.

2) Создание энергетического напора в тех местах, где находятся энергетические блокировки.

3) Появление самопроизвольных движений, либо реакций эмоционального отреагирования.

4) Самопроизвольные движения и эмоциональные реакции полностью себя исчерпывают и прекращаются.
При этом, как последействие, обнаруживается значительное ослабление патологических симптомов, вплоть до полного их исчезновения. Как правило, после завершения этого периода отреагирования, происходит снятие энергетической блокировки и восстановление нормальной циркуляции энергии.

Посредством такого рода энергомедитативной практики, при наличии необходимого терпения и усердия со стороны занимающегося, вполне возможно полное исцеление даже при тяжёлых хронических заболеваниях. Опыт многих людей, занимающихся цигун и медитацией, даёт тому многочисленные и несомненные подтверждения.
На мой взгляд, большой проблемой как мастеров Дзен буддизма, так и мастеров Випассаны является недооценка энергетической составляющей энергомедитативной практики и отсутствие необходимых знаний в этой области.

Завершение темы в следующем посте.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#7
Kargopolov

Что делать? (мои рекомендации).

Итак, и в Южном буддизме Тхеравады, и в Махаянском Дзен буддизме, общераспространённым является требование сохранения полной неподвижности во время сидячей медитации. Неподвижности несмотря ни на что - несмотря на нарастающую мучительную боль в спине, несмотря на отсиженные ноги и боли в коленных суставах.
В предыдущих постах я привёл аргументацию относительно того, почему такая жёсткая позиция является ошибочной. Что же я предлагаю взамен? Что делать практикующему сидячую медитацию, когда возникает вся эта неприятная симптоматика - боли в спине, в коленях, неприятные ощущения в отсиженных ногах (следствие нарушения кровообращения)?

Мои рекомендации очень просты и вполне эффективны. Речь не идёт о недопустимости вообще никаких неприятных и дискомфортных ощущений. Для развития способности сидеть в медитативной позе в течение длительного времени, они совершенно необходимы. Именно благодаря пребыванию с этими телесными неприятными ощущениями и происходит постепенное освоение медитативной позы. Однако, по своей интенсивности эти ощущения ни в коем случае не должны быть чрезмерными. Если появились умеренные дискомфортные ощущения и небольшая, без особых волевых усилий терпимая болезненность - ничего страшного. Это именно тот уровень телесного дискомфорта, который и обеспечивает безопасность (он не травматичен), и одновременно даёт хороший развивающий эффект. Если же болезненность нарастает и сидение становится мучительным, следует немедленно прекратить это издевательство над собственным телом, выйти из этой позы и дать своему телу отдохнуть. Будьте уверены - кто дружит со здравым смыслом, никогда не останется в накладе. :D

Прежде всего, нужно, оставаясь в сидячем положении, выпрямить ноги и растереть области вокруг коленных суставов, особенно заднебоковую сторону, где находится сухожилие. Далее проделать несколько осторожных движений, поочерёдно распрямляя и сгибая ноги в коленях. Делать это следует плавно и осторожно.
Теперь можно потихонечку вставать, опираясь на диван или стул руками. Далее, прежде чем делать какие-либо упражнения (о них речь пойдёт впереди), нужно просто походить по комнате в течение одной - двух минут.
После этого можно приступить к разминочным упражнениям.
Для обратного круга это:
1) Вращение тазом в положении стоя (по 3-6 вращений в каждую сторону). Колени подсогнуты, руки сбоку, на тазобедренных суставах. Делать плавно,неспешно и с полной амплитудой, с полноценной проработкой тазобедренных суставов.
2) Вращение колен в положении стоя (6 -12 вращений). Колени подсогнуты, руки ладонями сбоку колен. Каждое колено описывает круг, левое по часовой стрелке. а правое - против часовой стрелки. При этом они двигаются одновременно.
3) Махамудрасана (это упражнение дано в книге ПБИ).

Для даосского круга:
1)Вращение колен в положении стоя (по 6 вращений в каждую сторону).
2) Вращение тазом (делать так же, как и для обратного круга, но ступни ставим значительно шире)
3)Упражнение "Крокодил", ноги расставлены (дано в книге "Путь без иллюзий).

После выполнения упражнений можно снова принять медитативную позу и продолжить прерванную медитацию.

Кстати. при таком, гуманном по отношению к своему организму, подходе, развитие энергосистемы и кровообращения ног, на самом деле происходит намного быстрее и эффективнее, чем в том мазохистском варианте, на котором настаивают многие учителя Дзен -буддизма и буддизма Тхеравады. Если же при этом соблюдается строгая вегетарианская диета, то освоение медитативной позы вообще идёт на удивление быстро. Мне верить не обязательно. Попробуйте и убедитесь сами.

Завершая эту тему, дам ещё одну полезную рекомендацию - упражнение для подготовки ног перед сидячей медитацией. Настоятельно рекомендую выполнять всякий раз перед тем как садиться в Сиддхасану.

Вот это упражнение для разминки-растяжки ног, которое я всегда делаю перед Сиддхасаной:

Сесть на пол. Левая нога выпрямлена и лежит под углом 45 градусов влево. Правую ногу сгибаем в колене и берём обеими руками так, чтобы держать её на весу за голеностоп ( левая рука держит со стороны подошвы, а правая снизу за голеностоп). Упражнение состоит в том, что мы поднимаем ступню правой ноги, а её колено опускаем до касания пола. Ступню нужно именно поднимать, а не сгибать в голеностопе. Далее меняем позицию ног и делаем то же самое для другой стороны. Повторить 6-12 раз в режиме чередования. Растяжку через боль не делать.

Для хорошей растяжки также полезно раз в неделю (хороший день понедельник) посидеть один день на сыроедении (только сырые фрукты и овощи).

Желаю терпения, а успехи и сами появятся. ВМ.

P.S. Ну и конечно же, требование неподвижного сидения не должно распространяться на непроизвольные движения. Не нужно запрещать эти движения, не нужно их блокировать. Напротив, с ними надо сотрудничать. Пусть они будут сколько хотят. Но при одном важном условии - нельзя терять осознанность и выполнять эти движения в трансоподобном состоянии. Мы дозволяем своему телу совершать эти движения. памятуя о их полезности. Но, в то же самое время, мы полностью сохраняем контроль за собой и в любой момент можем остановить эти непроизвольные движения.