Kargopolov
Нужно ли во время медитации сидеть в полной неподвижности?
В современной интерпретации медитативной практики Южного буддизма (Випассана, Сатипаттхана) общераспространённым является требование сохранения полной неподвижности во время сидячей медитации. Неподвижности несмотря ни на что - несмотря на нарастающую мучительную боль в спине, несмотря на отсиженные ноги и боли в коленных суставах. В качестве примера приведу текст, в котором хорошо и понятно представлена эта медитативная установка:
ezotera.ariom.ru/2016/07/21/meditation.html
Далее там говорится о замечательных результатах такого подхода к медитации в духе "Кто претерпит всё до конца - тот спасётся".
Можно ли согласиться с таким подходом к медитативной практике и следует ли считать его наиболее эффективным и вообще приемлемым? Лично я, исходя из своего многолетнего опыта собственной практики медитации , а также многолетнего обучения этой практике, считаю, что ответ должен быть отрицательным.
Продолжение следует.
Нужно ли во время медитации сидеть в полной неподвижности?
В современной интерпретации медитативной практики Южного буддизма (Випассана, Сатипаттхана) общераспространённым является требование сохранения полной неподвижности во время сидячей медитации. Неподвижности несмотря ни на что - несмотря на нарастающую мучительную боль в спине, несмотря на отсиженные ноги и боли в коленных суставах. В качестве примера приведу текст, в котором хорошо и понятно представлена эта медитативная установка:
ezotera.ariom.ru/2016/07/21/meditation.html
На ритрите по Випассане м-ра С. Н. Гоенки есть практика неподвижного сидения. Три раза в день в течение часа вы должны сидеть, совершенно не шевелясь, наблюдая любые приходящие и уходящие ощущения в теле.
Это очень полезная и эффективная практика, потому что за короткое время способна научить вас бесстрастному наблюдению.
97% новичков чувствуют боль, когда стрелка часов переваливает за полчаса. И они просто подыхают, когда до конца медитации остаётся десять минут.
Я на своём первом ритрите входил в эти девяносто семь процентов, хотя и был тогда на двадцать лет моложе и вялотекуще занимался Хатха Йогой.
Я сидел на свёрнутом шерстяном одеяле, скрестив ноги, с прямой спиной, и ноги мои отваливались, а спина разламывалась.
Но я не шевелился, я наблюдал, я терпел.
Я терпел, страдал и снова терпел, потом опять страдал, но изо всех сил наблюдал.
Это странно, что такая боль (как будто кто-то не спеша, сосредоточенно вкручивает тебе штопор в позвоночник) может возникнуть всего лишь от неподвижного сидения. И я знал, что если пошевелиться, то боль пройдёт. Но я не шевелился – молодой ещё был, упрямый.
Это очень полезная и эффективная практика, потому что за короткое время способна научить вас бесстрастному наблюдению.
97% новичков чувствуют боль, когда стрелка часов переваливает за полчаса. И они просто подыхают, когда до конца медитации остаётся десять минут.
Я на своём первом ритрите входил в эти девяносто семь процентов, хотя и был тогда на двадцать лет моложе и вялотекуще занимался Хатха Йогой.
Я сидел на свёрнутом шерстяном одеяле, скрестив ноги, с прямой спиной, и ноги мои отваливались, а спина разламывалась.
Но я не шевелился, я наблюдал, я терпел.
Я терпел, страдал и снова терпел, потом опять страдал, но изо всех сил наблюдал.
Это странно, что такая боль (как будто кто-то не спеша, сосредоточенно вкручивает тебе штопор в позвоночник) может возникнуть всего лишь от неподвижного сидения. И я знал, что если пошевелиться, то боль пройдёт. Но я не шевелился – молодой ещё был, упрямый.
Можно ли согласиться с таким подходом к медитативной практике и следует ли считать его наиболее эффективным и вообще приемлемым? Лично я, исходя из своего многолетнего опыта собственной практики медитации , а также многолетнего обучения этой практике, считаю, что ответ должен быть отрицательным.
Продолжение следует.