Путь без иллюзий. Школа В. Каргополова
  • Групповые занятия проходят в Санкт-Петербурге по ул. Рентгена, д.10а (по вторникам, с 19:30 по 21:30). Сменная обувь обязательна. Занятия проводит преподаватель нашей Школы Анатолий Мамеев.
    Справки по телефонам: 8-931-200-2208, 8-911-723-8788
    Канал в телеграме: PBI_EMP
  • Владимир Михайлович Каргополов в связи с затяжной болезнью временно не записывает на консультации и не ведёт переписку. А так же не отвечает на посты на форуме сайта. Возобновление всех этих видов деятельности примерно в середине мая. Возможны уточнения.

    Администрация сайта.

Практика осознанности

third

Форумчанин
#1
Видео с практическими рекомендациями и лекциями о развитие
осознанности, усилении восприятия, достижении эмоциональной
стабильности и др. http://de-trening.ru/zanyatiya-video.html
 

Kargopolov

Руководитель школы
#2
А чем это отличается (в смысле "полезностей") от той практики осознанности, которая дана в ПБИ?
 

@igolarin

Форумчанин
#3
Присоединяюсь. Я бы тоже с удовольствием прочёл рецензию уважаемого third.
 

third

Форумчанин
#4
ВМ.
А чем это отличается (в смысле "полезностей") от той практики осознанности, которая дана в ПБИ?
Наличием тонких моментов и нюансов, позволяющих ежесекундно обращать внимание на практику осознанности и организовать ее, а не только сидя в формальной МП или МС. Я никоим образом не противопоставляю "это" и замечательно и подробно изложенную в ПБИ ЭМП, а рассматриваю как дополнение.
 

@igolarin

Форумчанин
#5
[quote="third" post=11513]

Наличием тонких моментов и нюансов, позволяющих ежесекундно обращать внимание на практику осознанности и организовать ее, а не только сидя в формальной МП или МС. [/quote]
Например:…. Здесь это хорошо видно….Хорошим примером является…и т.п. продолжения мысли.
 

third

Форумчанин
#6
Игорь, я стараюсь не навязывать свою точку зрения, а сопоставлять ее со своим собеседником. Но, если Вы не в теме, вам это не интересно или не увидели ничего нового, то диалог бессмыслен.
 

third

Форумчанин
#8
Игорь, чтобы быть в теме, надо кликнуть по ссылке и посмотреть видео, например, Практика осознанности. Базовые техники. :)
 

@igolarin

Форумчанин
#9
Потратить более 2-х часов на просмотр? Тем более что Вы даже не попытались обосновать, почему это нужно смотреть.
Яндекс на запрос: « Практика осознанности», выдал более 2 миллионов ссылок.
 

third

Форумчанин
#10
Видео, на которое я ссылаюсь - 37 мин. Мы больше с Вами препираемся. :) . Я не вижу у Вас интереса к заявленной теме, а только желание подискутировать со мной, Видимо, о практике осознанности Вы знаете все и у Вас нет интереса к очередной информации на эту тему.
Использовать 2 миллиона ссылок не обязательно. Достаточно одной, на которую я ссылаюсь :)
 

@igolarin

Форумчанин
#11
Так и не понял, чем она лучше остальных двух миллионов. Извините.
 

@igolarin

Форумчанин
#13
Как учил советский писатель Н. Островский: «Самое дорогое у человека — это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы …не превратиться в компьютерного задрота знавшего более двух миллионов способов достижения осознанности». Личный опыт подсказывает, что в жизни и в практике срабатывают только простые методы. Конечно, методическое разнообразие хорошо, но только тогда, если владеешь (понимаешь, видишь, осознаёшь) им по-настоящему.
 

third

Форумчанин
#14
Все правильно. И видио, которое Вы не хотите смотреть , как раз об этом.
Я считаю не совсем правильно приравнивать 2 миллиона ссылок на тему достижения сознания к 2 миллионам способам достижения сознания. :) . Хотел бы я поучиться у того компьютерного задрота, который знает 2 миллиона способа достижения осознанности. :D Ну, а если серьезно- наш диалог мало продуктивен и свидетельствует об отсутствии той самой осознанности и применении на практике методов, ее повышающих, поэтому, как говорят индейцы в вестернах «хау» — «я все сказал». Спасибо за внимание и общение
 

@igolarin

Форумчанин
#15
[quote="third" post=11526] Хотел бы я поучиться у того компьютерного задрота, который знает 2 миллиона способа достижения осознанности.[/quote]
Сохрани и помилуй. Боже упаси.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#16
Уважаемый third на вопрос "а что там. собственно нового по сравнению с ПБИ и чем этот материал вообще отличается?" пишет:

"Наличием тонких моментов и нюансов, позволяющих ежесекундно обращать внимание на практику осознанности и организовать ее, а не только сидя в формальной МП или МС. Я никоим образом не противопоставляю "это" и замечательно и подробно изложенную в ПБИ ЭМП, а рассматриваю как дополнение. "

Прежде всего, у нас осознанность практикуется не только "сидя в формальной МП или МС". В качестве доказательства прочтите главу "Психоэнергетика общения и сохранение осознанности в повседневной жизни" См. здесь: http://kargopolov.spb.ru/book/volume2/part1/57-2115.html
Как видите, этому вопросу в моей книге посвящена целая большая глава. Я уже не говорю о том, что проблема сочетания сидячей медитации (как Вы изволили выразиться, "формальной МП или МС") и сохранения осознанности в повседневной жизни обсуждается и во многих других разделах книги ПБИ.
Так что это объяснение просто "не катит".
Кстати, судя по Вашим словам, у Вас отсутствует правильное понимание надлежащего соотношения соотношения между сидячей "формальной" медитацией и сохранением осознанности в повседневной жизни. У меня создалось впечатление, что Вы всерьёз считаете, что повседневной осознанности вполне достаточно, а "формальная" сидячая медитация необязательна. Если я в этом отношении прав ( я не исключаю того, что ошибаюсь относительно Ваших взглядов на практику осознания), то тогда на фоне столь грубой ошибки, вообще никакой речи не может идти о неких "тонких нюансах".

Если же говорить о собственно наличии или отсутствии "тонких моментов или нюансов", то, похоже, что Вы так и не прочитали (в лучшем случае просмотрели по диагонали), 2-й том ПБИ, в котором, как мне представляется, этих самых нюансов предостаточно.

Но, пожалуй, самое главное - это полное отсутствие конкретики в Ваших постах. Если там и в самом деле есть ценные и важные дополнения и тонкие нюансы, которых нет в ПБИ и которые нам следовало бы немедленно взять на вооружение, то, пожалуйста не будьте голословны и поделитесь с нами этим ценным знанием. Уверяю Вас, мы будем очень благодарны.
Если же Вы этого сделать не в состоянии, тогда я вынужден рассматривать Ваш начальный пост всего лишь как рекламу.


"
 

Kargopolov

Руководитель школы
#17
Достаточно было открыть ссылку, чтобы всё стало понятно. В самом начале:

"Евгений Трубицин начинает проводить семинары и практики в новом формате для тех,
кто не может присутствовать на онлайн-занятиях."

Конечно же это голимая реклама. И этот говорливый молодой человек лично мне совершенно неинтересен со всеми его "тонкостями" и "нюансами".
Я понимаю, "интеллект - это извилины. а не морщины" и всё такое, но лично у меня сильное впечатление, что этому молодому человеку следовало бы учиться, а не учить других.
 

third

Форумчанин
#18
Якоря осознанности
Евгений Трубицин
Для многих людей, «практикующих осознанность», не секрет, что сознание человека не является непрерывным или устойчивым, любое событие, мысль или желание может увести внимание от действительности на долгое время, поглотив наши силы. Однажды, задавшись вопросом, что можно сделать для сохранения осознанности на более продолжительный срок, я нашел способ, помогающий продлить моменты внимательности и усилить присутствие в моменте «сейчас». Устанавливая определенное событие как знак, который способен пробудить, становится возможным быть осознанным практически весь день.

С утра, еще в сонной замутненности, вспоминаешь о своем намерении сохранять внимательность как можно чаще и устанавливаешь якорь №1: любой подъем тела (с кровати, стула, с сиденья в общественном транспорте и т. д.). Поднимаясь, осознаешь:
1. Кто совершает действие — «Я» (пытаясь охватить все, что для вас представляет «Я»),
2. Какое действие производится — подъем тела с кровати,
3. Напряжение всех мышц, движения различных частей тела при подъеме.
В процессе установления якоря движения совершаются намеренно медленнее, чем обычно.
Первые 5-10 раз желательно четко проговаривать в уме все, что осознается. Например: Я сейчас поднимаюсь с кровати, ощущаю напряжение мышц спины и живота, ощущаю прохладу комнаты и сонливость, мои ноги соприкасаются с полом, вызывая чувство сопротивления подъему и желание снова заснуть. Внутренняя речь должна быть четкой и ясной, после закрепления якоря надо постепенно отказаться от внутреннего диалога. Через 1-2 дня закрепленное действие должно осознаваться без какого-либо внутреннего проговаривания с четкой фиксацией на ощущениях тела и пространства.

Якорь № 2: любое движение затрагивающее лицо. Как только заметите, что тянитесь к лицу (например почесать нос), осознайте, что именно Вы это делаете, замедлите движение руки, почувствуйте сопротивление воздуха. Осознание возвращается, как правило, на середине пути, когда рука уже проделала некоторое движение или в момент соприкосновения с лицом. В таком случае осознавайте возвращение руки при движении в обратную сторону.

Якорь № 3: открывание любой двери. Осознавайте: того, кто открывает дверь - «Я», замедлите движение, прочувствуйте момент контакта с ручкой, медленно, ощущая напряжение различных мышц руки, опустите руку.

Якорь № 4: любой разговор. Постоянно ощущайте свое тело во время разговора, чтобы не погрузится в диалог и не потерять осознание. Прочувствуйте артикуляцию, осознавайте тембр и темп своей речи (в дальнейшем и речи собеседника), делайте специальные непродолжительные паузы, избегая «мычания» и лишних слов.

Якорь № 5: ходьба. Осознавайте каждый шаг, специально замедлив походку. Ощущайте движения и напряжения ног, момент контакта с поверхностью и подъема ступней. Для усиления внимания можно специально при соприкосновении с полом наступать на пятку.

Также можно установить множество якорей, предварительно проговорив осознаваемое действие несколько раз. Возможные якоря: мытье посуды (или любое взаимодействие с водой), перемещение предметов, любые движения, появление отрицательных эмоций, расфокусировка зрения, свидетельствующая о появлении внутреннего диалога и т. д.

Устанавливая якорь, вы таким образом настраиваете свое сознание на ощущение текущего момента, на пребывание в «сейчас». Перед установкой любого якоря проговаривайте свое намерение сохранять осознанность в этом действии (например: я буду осознавать себя в процессе ходьбы). Проговаривайте намерение от 5 до 10 раз, четким и бодрым внутренним голосом.

В каждом действии осознавайте:
1. Кто совершает действие «Я»;
2. Когда и где совершается действие (здесь и сейчас);
3. Ощущения своего тела;
4. Любые физические движения и напряжения;
5. Внутренний диалог или его отсутствие.

С каждым днем создавайте все больше и больше якорей, возвращающих вас в момент «сейчас». Через несколько дней некоторые действия вновь станут автоматическими и необходимо будет придумывать новые якоря, отбрасывая недействующие. В идеале, можно прийти к моменту, когда вы будете осознавать любое свое действие практически весь день.

Через несколько месяцев подобной тренировки мне удалось соединить всю свою жизнь с «медитацией», с пребывание в текущем моменте, лишь изредка выпадая из осознанности. Первое время подобные занятия сопровождаются большими усилиями и требуют много энергии, но с каждым днем осознанность появляется все чаще. И в один прекрасный день в вас появляется нечто, что не позволяет вам выпадать из момента «сейчас». Тогда осознанность сопровождает вас постоянно, вы уже не совершаете никаких усилий для этого. Каждый ваш день становится радостным и интересным событием. Вы забываете о скуке и отрицательных эмоциях, о неудовлетворенности и страхе. Импровизируя, совершаете любое действие наилучшим способом, осознавая любую деталь, появляющуюся в фокусе вашего внимания.
Данная методика "якорей"похожа на методику "маленьких целей" школы четвертого пути
(последователи школы Гурджиева - Успенского), где для каждого центра Инстинктивного, Двигательного, Эмоционального, Интеллектуального используются свои "якоря", которые заменяются на новые по мере привыкания.
 

third

Форумчанин
#19
Мыслеформы. Пустотные якоря осознанности
Евгений Трубицин
Человек, развивающий сознание, непрерывно совершенствует свое восприятие, стараясь находиться в состоянии повышенной внимательности как можно дольше. Удерживая внимание на различных внешних и внутренних впечатлениях, например на ощущениях своего тела, любой сможет значительно увеличить промежуток осознавания. Но существуют способы продлить и углубить осознанность с помощью намеренно создаваемых мыслеформ. Каждая мыслеформа представляет собой сгусток внимания, объем, в который заключено определенное ощущение или эмоция.

Чтобы понять, что представляет из себя движение мыслеформы можно проделать простое упражнение. Очень медленно поднимите и опустите руку, сохраняя при этом полную внимательность к ощущениям возникающим в ней. Прочувствуйте напряжение различных групп мышц, сопротивление воздуха, появление холода или тепла, а также другие ощущения, сопровождающие ваши движения. Подвигайте рукой подобным образом 5-6 раз, медленно и плавно. После каждого повторения спокойно опустите руку и почувствуйте расслабление мышц. Затем, оставив руку в положении покоя, попытайтесь воспроизвести движение мысленно, вызывая при этом те же по реальности переживания, что присутствовали и при настоящем движении. Необходимо воспроизводить ощущения без визуального представления, не проговаривая свои действия. Почувствуйте как можно более ярко, что вы по-настоящему подняли руку, какое-то время подержали ее и опустив, расслабили. Понемногу меняйте траекторию движения иллюзорной руки, добиваясь все более четких ощущений. Самое главное - генерировать эти переживания в текущем моменте, ощущая всё с каждым разом по-новому, а не вспоминать впечатления от движения настоящей руки.

Овладев вышеописанным упражнением, человек сможет создавать пустотные якоря осознанности, никак не привязанные к внешним объектам или существующим ощущениям. Прогуливаясь по улице и вспомнив о намерении осознавать себя, поднимите свою мысленную руку и затем удерживайте ее непрерывно в каком-либо положении, в то же время продолжая ощущать свои реальные движения и различные чувства возникающие в теле. Если же сохранять ощущения своей мысленной руки, постоянно осознавая её присутствие и зафиксировать ее в непривычном положении, например высоко над головой, то можно добиться устойчивого осознавания себя и повышенной внимательности.

Следующим упражнением для развития свободной осознанности будет «создание объема внимания». Положите перед собой любой предмет простой формы, например сотовый телефон (кружку, тарелку), полностью сфокусируйте на нем свое внимание и попытайтесь почувствовать объем, занимаемый этим предметом. Удерживая четкое чувство объема, быстро передвиньте предмет, сохраняя ощущения, что он еще на месте. Повторяя подобные действия несколько раз, создавайте все более отчетливое ощущение объема предмета. При передвижении реального объекта, продолжайте смотреть на пустое пространство, где он секунду назад находился. С помощью данного метода мы создали мыслеформу предмета, которую теперь возможно перемещать, изменять, расширяя или сужая её, наполнять различными эмоциями или идеями. В дальнейшем, вы можете потренироваться перемещать созданную мыслеформу, сохраняя при этом осознанное состояние. Остановив взгляд на уровне горизонта и вглядываясь в пустоту оставшуюся от объекта, вы тем самым войдете в состояние расфокусированного зрения. Оставаясь в этом состоянии, перемещайте «объем пустоты» без движения глаз, ясно ощущая движение своего внимания. Таким образом вы научитесь перемещать свое внимание независимо от положения своего взгляда или вообще закрыв глаза. Если же ранее созданную мыслеформу растянуть до объема комнаты, в которой вы находитесь, то становится возможным ощущать присутствие любого человека или предмета не видя его.

По мере овладения мыслеформами можно переходить к более сложным упражнениям, например ощущать своим вниманием шероховатость стен, ощупывать им различные предметы, воспринимать тепло или холод и т. д. Создав мыслеформу, направьте ее к какому-либо предмету. Медленно перемещая вдоль предмета объем внимания, постарайтесь прочувствовать ощущения от его поверхности и температуры.

Работая подобным образом, человек нарабатывает ценные навыки свободного внимания, независимого от положения взгляда, любых внешних или внутренних впечатлений, все больше приближаясь к состоянию непрерывного осознавания.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#20
Ни Шестой Патриарх Хуэй Нэн, ни другие великие Мастера медитации осознания не заморачивались никакими якорями и никакими психотехническими манипуляциями, встроенными в медитацию самосозерцания.. В базовой практике самонаблюдения нет и не должно быть никаких словесных конструкций, никаких внутренних проговаривний и никаких якорей. Все эти усложнения и ухищрения, заимствованные из НЛП (якоря) - это привнесение в чистую практику самосозерцания весьма интенсивной работы ума. Я этим никогда не пользовался, да и своим ученикам не рекомендую.
Не надо пытаться усовершенствовать уже и без того совершенную практику - будет только хуже. В данном случае любые оптимизации, любые манипуляции психотехнического типа только вредят. Они превращают простую, лёгкую и естественную практику осознания, в нечто утомительное, в некую напряжённую внутрипсихическую работу. Ничего подобного в подлинном самосозерцании нет и не должно быть. Медитация самонаблюдение не утомляет, не приводит к психическому истощению. Ровно наоборот, она успокаивает, улучшает эмоциональное состояние и даёт мягкое энергетическое наполнение.
Нужно просто следовать рекомендации Хуэй Нэна и, по мере своих сил, стараться сохранять осознанность в повседневной жизни. При этом следует хорошо понимать, что самым важным, самым главным является серьёзная практика сидячей медитации, которая естественно, безо всяких искусственных потуг неуклонно повышает уровень осознанности и в повседневной жизни.
Как говорят китайцы, нужно различать "где гость. а где хозяин", т.е. где главное, а где второстепенное. Так вот, главное - это никоим образом не работа над сохранением осознанности в повседневной жизни. При всей её несомненной нужности и полезности, это всего лишь вспомогательная практика, обычно осуществляющаяся "пунктиром". Главное же средство развития сознания - э это специальная практика, выполняемая в специальной позе, при закрытых глазах, два - три раза в день по 30-50 минут (не менее).
Эти мои высказывания основаны на многолетнем личном опыте.

ЗЫ. Ну и, конечно же практика осознанности просто несовместима с манипуляциями различными мыслеформами. Наличие такого рода практик (работы с мыслеформами) говорит об отсутствии понимания вещей фундаментальной важности.
Об этом подробно говорится в ПБИ, в главе "Медитация фантазийная и медитация реалистическая".
http://kargopolov.spb.ru/book/volume2/part1/45-2104.html