Путь без иллюзий. Школа В. Каргополова
  • Групповые занятия проходят в Санкт-Петербурге по ул. Рентгена, д.10а (по вторникам, с 19:30 по 21:30). Сменная обувь обязательна. Занятия проводит преподаватель нашей Школы Анатолий Мамеев.
    Справки по телефонам: 8-931-200-2208, 8-911-723-8788
    Канал в телеграме: PBI_EMP
  • Владимир Михайлович Каргополов в связи с затяжной болезнью временно не записывает на консультации и не ведёт переписку. А так же не отвечает на посты на форуме сайта. Возобновление всех этих видов деятельности примерно в середине мая. Возможны уточнения.

    Администрация сайта.

Соционика Аушры Длинная Фамилия.

Kargopolov

Руководитель школы
#1
Гело

Пора изучать соционику. Кстати если у кого есть опыт работы с соционикой поделитесь на халяву Please.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#2
Kargopolov

То, что Вас заинтересовала типология личности (акцентуаций и психопатий) - понятно. Это всем интересно. Но почему такой, на мой взгляд, совершенно неудачный выбор? Почему соционика?
Я считаю. что типология, предложенная литовской учёной дамой Аушрой Аугустинавичюте - механистична и надумана. Она слишком логичная, слишком придуманная, я бы даже сказал, вычисленная, чтобы быть верной. Ну а логика - она же как мельница, что в нее засыплешь, то и перемелешь, то и получишь на выходе. Засыпешь зерно - получишь муку, засыпешь сухой навоз - получишь на выходе порошок из коровьего дерьма.

Насколько надежны и адекватны природе человека исходные постулаты соционики?

Как практический психолог с большим стажем работы с людьми смею утверждать, что это типология носит спекулятивный характер, это типология"от ума", а не из жизни. В соционике сначала была придумана теоретическая схема, а уже потом её ячейки наполнили конкретным психологическим содержанием. Совершенно уверен, что этот путь - от теории к жизненной реальности - намного хуже противоположного пути познания человека - сначала жизненная эмпирика, а уж затем её обобщение и концептуализация.

Я много работал в качестве медицинского психолога и в психиатрической больнице, и в поликлинике. Работал бок о бок со своими коллегами - с психиатрами, психотерапевтами и психологами. И никто из них, повторяю, НИКТО не использовал в своей практике соционику. И не потому, что эти профессионалы - такие жуткие консерваторы и ретрограды, а именно потому, что они профессионалы. Кстати, ко мне и к моим, совершенно нестандартным методам (цигун и медитация), они всегда относились с интересом и должным уважением.

Да, в последние годы соционика "раскрутилась" и стала очень популярной. Но среди кого? Отнюдь не среди профессионалов, которым каждодневно приходится работать с людьми и их проблемами. Она популярна среди дилетантов и аутсайдеров. Особенно она пленяет, как я заметил, лиц с техническим образованием. Пленяет своей. чуть ли не математической стройностью и логичностью. Однако, для профессионалов, работающих с людьми и имеющих серьёзные систематические знания по психологии индивидуальных различий и типологии личности (т. е. для медицинских психологов и психотерапевтов), соционика Аушры - слишком механистична и слишком спекулятивна. Это надуманная теория, весьма мало соотносящаяся с реальной жизнью.

Почему бы Вам не начать с классических работ по типологии личности? Могу порекомендовать следующих авторов: Петр Ганнушкин, Карл Леонгард, А.Е.Личко, Карен Хорни. Через поисковую систему все это можно найти в Интернете. А соционика - это всего лишь эрзац-психология для дилетантов.

Так что не стоит читать Аушру Длинная Фамилия. Лучше читайте Пеппи Длинный Чулок. Пользы будет много больше.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#3
Ласковый Гоблин

При всём уважении к Вам и Вашему опыту, Владимир Михайлович, позволю себе не согласиться с Вами по поводу оценки соционики.

Да, теория действительно вычисленная. Но вычисленная гениально. Теория относительности, например, тоже вычисленная, но это не делает её менее "верной".

Кроме того, как известно "Карта - не территория", а палец, указывающий на луну, не луна; поэтому, естественно, любая теория лишь приближение к реальности, но никак не реальность, и, наверно, практически всегда можно создать теорию, которая будет точнее описывать реальность, чем существующая.

Теория, это ведь инструмент, не так ли? Поэтому, наверно, стоит оценивать теории в понятиях не "верная-неверная", а "эффективная-неэффективная", "экологичная-неэкологичная", "удобная-неудобная".

Основное преимущество соционики (и похожих систем типа Типологии, ПсихоЙоги и т. д.)в том, что она делит человечество на типы "без остатка", то есть по ряду признаков любой человек может быть отнесён к одному определённому типу.

После работ Григория Рейнина стало понятно, что выделение 4 типообразующих признаков, в общем-то, случайно, и можно было составить 16-членную классификацию на основании совершенно других признаков. Но это и не важно - важно, чтобы у нас был инструмент, позволяющий свести необозримое разнообразие мира к небольшому количеству типов - то, что называется "абстрагирование". Ну, а дальше? А дальше, как говорил Декарт: "Знание принципов освобождает от знания фактов".

Что же касается "профессионалов" - психиатров, психотерапевтов, психологов - с которыми Вы работали в клинике, то, не будь Вас, не думаю, что они относились бы к энергомедитативной практике лучше, чем к соционике (честно говоря, скорее всего, даже хуже, так как эти методы ещё дальше отстоят от "карты реальности" среднего психиатра).

Вы часто подчёркиваете в Книге, что мало иметь методы, нужна ещё методика - как эти методы реализовать на практике. Методика соционики для психотерапии ещё, увы, не создана.

Хотя - есть некоторые попытки. В частности Р. Болстадом и М. Хэмблет создана система так называемых "Сильных сторон личности", в которой используется "обурбленный" вариант Типологии ("заокеанской сестры" соционики), где логика/этика проинтерпретированы как склонность к диссоциации (оставаться на расстоянии от опыта)/ассоциации (входить в опыт), интуиция/сенсорика - как склонность к абстрагированию ("не видеть за лесом деревьев")/ детализации ("не видеть за деревьями леса").

Эта типология позволяет сориентироваться в наиболее вероятных психологических нарушениях у того или иного типа и подобрать наиболее удобные для него психотерапевтические интервенции.

Думаю, эта типология могла бы быть использована и для индивидуального подбора техник энергомедитативной практики.

Кстати, Вы ведь тоже используете одну из соционических дихотомий в несколько изменённом виде, когда говорите о "созерцательном" и "деятельном" типе людей (интраверсия/экстраверсия)?
 

Kargopolov

Руководитель школы
#4
Kargopolov

Вы ведь тоже используете одну из соционических дихотомий в несколько изменённом виде, когда говорите о "созерцательном" и "деятельном" типе людей (интраверсия/экстраверсия)?
Нет, уважаемый Ласковый Гоблин, это не так - автором дихотомии "экстраверсия - интроверсия" является отнюдь не "гениальная" Аушра, а Карл Густав Юнг. И вообще соционика - это суп из топора - сочетание концепции информационного метаболизма польского учёного Антони Кемпинского и теории Карла Юнга об разных видах экстраверсии и интроверсии. В отличие от Вас, я в своё время внимательно прочитал работы того и другого автора. Кстати, слово "интроверсия" пишется через "о" (экстраверсия - через "а").

Так что Вы не правы, когда говорите, что я тоже использую соционическую дихотомию (экстраверсия - интроверсия). Это Аушра тоже использует эту дихотомию. :D
То есть обсуждаемая дихотомия отнюдь не соционическая, а общепсихологическая, не созданная в рамках соционики, а всего лишь используемая соционикой, т. е. заимствованная.
Изначально, это не соционика, это не "гениальная" Аушра, это Карл Густав Юнг. И эти его термины (экстраверсия и интроверсия) задолго до Аушры использовал каждый профессиональный психолог.

Кстати, кроме Аушры, типологию личности, основанную на учении К. Юнга об экстраверсии-интроверсии также предложили американские исследователи Кэтрин Бриггс и Изабел Майерс.
http://turtle-t.livejournal.com/208708.html

Никак не могу согласиться с Вашим заявлением о гениальности соционики. Напротив, я считаю её крайне примитивной, механистичной и далёкой от реальной жизни.
И именно эта механистическая логичность соционики, это мертворождённое системотворчество, эта её примитивная матрица и обеспечивают такой удивительный успех псевдонаучной соционической типологии личности у дилетантов, у тех, кто не имеет серьёзных знаний в этой области.

Естественно, никакого опыта психотерапевтической живой работы с людьми она не имела, как не имела ни специального психологического образования, ни соответствующего профессионального обучения психодиагностической и психотерапевтической работе с людьми. По образованию она экономист (Вильнюсский университет, экономический факультет, специальность - финансист).

Должен сказать, что у меня есть своя собственная типология личностных особенностей, имеющая тонкоматериальную субстратную основу. Построена она благодаря моей способности к энергетической диагностике (состояние энергетических каналов и центров). Согласно моему опыту, уж извините за нескромность, - это наилучшая типология.

Почему?

а) это не спекулятивная (умозрительная) теория личности, а основанная на практическом опыте работы с людьми. Её истинность полностью подтверждается на большом эмпирическом материале.

б) имеется тонкоматериальный (энергетический) субстрат. Конечно же такого рода диагностика основана на совершенно иной парадигме и требует от специалиста экстрасенсорной чувствительности.

По сравнению с обычным психологом я имею очень большие преимущества, т.к. работаю с энергосистемой человека и знаю. как те или иные энергетические блокировки влияют на соматику, психику и даже на событийный ряд жизни. Используя Вашу метафору, я бы сказал, что располагаю отверткой там, где обычные психологи или врачи даже не подозревают о наличии шурупа.

Это проверено на опыте и доказано самой жизнью. Многие люди, прошедшие моё консультирование, могут подтвердить успешность такого подхода. Должен Вам сказать, что я - прагматик. Если бы я увидел, что соционика( или какая-либо другая система ) может дать мне нечто большее - я бы немедленно пошел бы туда учиться. Однако, увы, мне у социоников учиться нечему.

Поскольку я напрямую работаю с тонкоматериальной (энергетической) составляющей человека, обычная психология, не знающая энергетики и ее связей с психикой и соматикой, мне, честно говоря, стала малоинтересна. С годами я все меньше читаю психологическую литературу, да и эзотерическую тоже.

Знаете, ЛГ, я очень спокойно смотрю на то, что собеседник имеет другие взгляды и в чем-то со мною не согласен. Пока еще Госдума не приняла к рассмотрению проект о введении единомыслия в России (привет от Козьмы Пруткова!). Но мне жаль, что способный и толковый человек тратит свое время и силы совсем не на то, на что следовало бы, в то самое время, когда рядом большое перспективное направление, открывающее огромный новый континент.

Всего Вам доброго, ВМ.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#5
Ласковый Гоблин

Kargopolov написал:
"Но, всё-таки, как я понимаю, Вы - не психолог и не психотерапевт (или я ошибаюсь)?"
Да, я не психолог. Я - врач, акушер-гинеколог. Правда, некоторое время довольно активно "варился" в около-психологических кругах (НЛП, Пост-Саентология).
 

Kargopolov

Руководитель школы
#6
Kargopolov

Прежде всего, уважаемый Ласковый Гоблин, позволю себе Вам напомнить, что Вы, будучи врачом гинекологом (уверен, что прекрасным гинекологом) в обсуждаемой области (типология личностных особенностей и её практическое использование) являетесь дилетантом. Признание этого факта автоматически должно сделать Вас намного более сомневающимся в истинности, полноценности и адекватности своих представлений в этой области.

Несколько мыслей вдогонку по поводу соционики.
Аушра Аугустинавичуте, творец соционики, по образованию экономист, работала в Министерстве финансов Литвы, затем преподавателем политэкономии. Это я к тому, что ни психологического образования, ни опыта живой работы с людьми в качестве психолога или психотерапевта на момент создания ею своей теории у нее не было. Несомненный факт - соционика - это творение сугубо теоретического ума. Основана соционика на идеях Карла Юнга и польского ученого Антони Кемпинского. Т. о. это сугубо "умственная", спекулятивная теория. " Сначала было слово." Сначала были приняты некие принципы, затем - типологическая схема, а лишь после этого сконструированные ячейки теоретической схемы стали заполняться подходящим конкретным психологическим материалом.

Такой подход коренным, драматическим, образом отличается от создания типологии индивидуальных различий практическими психологами, психиатрами и психотерапевтами (Карл Леонгард, Петр Ганнушкин, А. Е. Личко и др.). Они шли, наоборот, от жизненных реалий, от многолетнего опыта профессиональной работы с людьми - к его обобщению. Разница в результатах очень большая. Но почувствовать ее может только тот, кто профессионально работает с людьми. К сожалению. объяснить это аутсайдерам очень трудно. Здесь я, уважаемый ЛГ, апеллирую к Вашему собственному профессиональному опыту. Ведь как много есть нюансов в Вашей профессиональной сфере (акушерство и гинекология), которые для Вас совершенно очевидны, но которые так трудно объяснить непрофессионалам.

Соционика подкупает дилетантов своей завершенностью, логичностью и понятностью. Она дает исчерпывающие ответы (по крайней мере, в главном), но это, увы, в значительной своей части суррогатные ответы. Соционика невероятно популярна среди дилетантов, но профессионалы в своей работе ею не пользуются.

Что касается того, что Вам, Ласковый Гоблин, в свое время соционика сильно помогла, то, как мне кажется, это не столько ее заслуга, сколько Ваша (думаю, что Вы относитесь к разряду людей, предрасположенных к работе над собой и имеющих соответствующие способности). Я знавал людей, очень серьезно занимавшихся соционикой, и даже преподававших соционику, которые были жуткими начётчиками, закостеневшими в соционической догме и при этом, имевших очень серьезные собственные личностные проблемы, вполне очевидные для всех окружающих, но только не для них самих.

Всего доброго, ВМ.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#7
Kargopolov

В современной психологии хорошо известен так называемый эффект Форера-Барнума. Впервые этот феномен обнаружил психолог Бертран Форер (1914-2000). Вот одна из наиболее удачных формулировок, описывающих этот феномен:
"Эффект Форера относится к склонности людей оценивать наборы утверждений относительно собственной личности и её особенностей, как высокодостоверные, хотя на самом деле эти утверждения так же хорошо применимы к другим людям."
Другими словами, человек устроен так, что любые суждения относительно собственной личности, воспринимаются как истинные, при том условии, что они сформулированы в достаточно общем виде.
Вот что по этому поводу пишет в своём блоге профессиональный психолог, кандидат психологических наук Александр Невеев (его мнение весьма типично для профессиональных психологов и практикующих психотерапевтов):
"Совершенно очевидно, что на эффекте Форера (Барнума) основано принятие человеком описания его личности во множестве псевдонаучных систем диагностики личностных особенностей, таких, например, как:

- астрология (описание характера по знаку зодиака или натальному гороскопу)

- китайский календарь (описание характера по году рождения)

- хиромантия (описание характера по линиям ладони)

- физиогномика (описание характера по чертам лица)

- определение характера по имени (книжки Б.Хигира)

- ведические описания личности (например, на основе преобладающей гуны)

- соционика (описание типа информационного метаболизма, соционические тесты)

- описание личности на основе развлекательных тестов, периодически размещаемых в гламурных журналах

- описание личности на основе так называемых "репрезентативных систем" и "метапрограмм" в НЛП".
 

Kargopolov

Руководитель школы
#8
Kargopolov

Интересно, что у Аушры Аугуставичюте были свои предшественники. Точнее - предшественницы - американки Майерс и Бриггс (мать и дочь). Они тоже не имели формального образования, тоже основывали свою типологию на юнговском учении об экстраверсии - интраверсии и тоже выделили 16 личностных типов. Об этом можно прочесть в следующей статье:
http://turtle-t.livejournal.com/208708.html
Это вторая статья, а первая, тоже очень полезная, про юнгианскую типологию личности, здесь:
http://turtle-t.livejournal.com/205368.html
Автор этих двух полезных статей - Светлана Сененко. Вот выдержка из её статьи:
"Если Майерс и Бриггс разрабатывали свой опросник, чтобы помочь людям найти наиболее подходящее им профессиональное занятие, то главной движущей силой Аугустинавичюте было стремление определить подходящих и (это, наверное, самое главное) неподходящих партнеров для построения любовного и, соответственно, семейного союза. Ее идея была в том, что «не каждый физически приятный партнер может нам подойти», а только «индивидуум с определенными психическими качествами». При этом она не отрицала истинность расхожей формулы «противоположности сходятся» – но с важными уточнениями. А именно, есть такие противоположности, которые порождают постоянную напряженную конфликтность и(или) подавление одного партнера другим. А есть и «дополняющие противоположности, ведущие к уравновешиванию психики человека, к активации его жизни». Короче говоря, по словам самой исследовательницы, «есть совместимые типы людей и несовместимые... ответ настолько прост, что уму непостижимо, почему до сих пор до этого никто не додумался ни у нас, ни за границей».

Вот это, пожалуй, и есть самое слабое место соционики. Да, мы знаем, что есть люди, с которыми мы вряд ли «сойдемся характерами». Тем не менее, пока что нет никаких научных подтверждений тому, что залогом семейного счастья или несчастья является правильное или неправильное сочетание соционических типов. Да и в описательной части к соционике имеются те же претензии, что и к другим типологиям, а именно: если кое-какие базовые черты и бывают похожи на правду, то как только дело доходит до деталей, сразу же начинаются вопиющие расхождения, причем закон таков: чем деталей больше и чем они более конкретные, тем чаще они «мимо цели». К тому же и сама мать-основательница, и ее последователи склонны к жестким и окончательным «приговорам» – и это при том, что пока что нет никаких научных доказательств правильности соционики. Впрочем, доказательств ее неправильности тоже пока нет...

Ну, и из разряда «мелочь, а неприятно»: среди шестнадцати типовых соционических «модельных имён» не оказалось ни одного женского."