Kargopolov
Продолжение.
Термин "Просветление - Боддхи" относится к буддистской традиции и не к какой-либо другой. Все основные духовные системы древней индийской традиции, включая Санкхью, Йогу, Адвайта-Веданту Шанкары, использовали другой термин, а именно "Освобождение - Мокша". Таким образом, строго говоря, использование этого термина вне буддистской традиции является некорректным. В наше время на эзотерических сайтах этот термин широко используется и тематика просветления активно обсуждается великим множеством невежественных, но весьма самоуверенных людей.
Время от времени мне задают вопросы: "А что такое просветление? А вы сами-то просветлённый или нет?. Владимир Михайлович, ответьте: "Вы-Будда?" И т.д. и т.п ...
При этом понимание того, что означает буддийский термин "просветление", у вопрошающих отсутствует. Также отсутствует минимально необходимый уровень развития психологического интеллекта (к сведению,кроме психологического ещё имеются интеллект вербальный и интеллект практический). В противном случае человек не допустил бы такой вопиющей бестактности, как задавание подобных вопросов на общественной информационной площадке. Ведь это всё равно, что спросить человека: "Вы - великий мудрец, достигший полного совершенства? Отвечайте искренне и чистосердечно - да или нет?". Ясное дело, в такого рода вопросах имеется скрытый заряд изначальной агрессии и нездоровой критичности. Иначе речь бы шла о содержательной стороне учения, а не о личности учителя.
И что далее?
Если сказать, "Нет, я не просветлённый.", тогда вопрошающий в нравоучительно-обвинительном тоне скажет : "Тогда какое вы имеете право кого-либо учить и вообще, что-то писать на эти темы?"
Если же ответить положительно: "Да, я просветлённый", тогда это расценивается как вопиющее самомнение. При этом немедленно подставляешь себя под огонь неизбежной критики. Ведь просветлённый должен быть, по их мнению, абсолютно совершенной личностью, лишённой каких- либо недостатков, между тем как подобных людей в природе просто не существует.
Получается точно по присказке: "Орёл - я выиграл, решка - ты проиграл."
Наконец, если отказываешься давать прямой ответ на этот провокационный вопрос, то тоже не слава богу - значит ты увиливаешь, не желаешь быть искренним, значит ты не способен на прямой и честный ответ. Сразу же следует атака в духе безумно-напористого Кургиняна: "Да или нет? Отвечайте и не юлите - да или нет?"
Между тем, третий (последний) вариант - единственно возможный для разумного человека. Нужно быть последним идиотом, чтобы начинать прилюдно обсуждать вопрос о собственной "просветлённости". Для любого нормального и вменяемого человека совершенно очевидна низкопробность и пошлость подобного обсуждения.
Таким образом, тот, кому задаются подобные вопросы, находится в заведомо проигрышном положении независимо от того, как он ответит.
И даже после этих моих разъяснений оппонент не применёт язвительно заметить: "Ну, если бы вы в самом деле были бы просветлённым, разве вас стало бы так беспокоить как вас расценивают? Такое развёрнутое самооправдание явно говорит не о просветлённости, а об активности эгозащитных механизмов."
На что я отвечу, что на самом деле, его мнение и мнение подобных ему бестолковых людей, мне безразлично. Ну, не в том я возрасте, чтобы с упоением играть в эти детские игры. Ровно через месяц мне исполняется 67 лет. Доживите до моего возраста и тогда поймёте, насколько с возрастом меняется отношение ко многим вещам, насколько все эти игрища воспалённых самолюбий становятся неинтересными, насколько оценки людей невежественных и неумных, явно не входящих в референтную группу, становятся безразличными (будь то положительные или отрицательные оценки).
А беру на себя труд столь подробно и обстоятельно отвечать, по той простой причине, что от моих ответов зависит и отношение многочисленных читателей к моей книге "Путь без иллюзий" и к моей Школе. А вот это уже для меня не безразлично. Подобные критические нападки (да, да, это не просто любопытствование, а своего рода критический наезд, способ обесценивания автора и его компетентности, а следовательно и всей концепции Школы "Путь без иллюзий"). Будет жаль, если серьёзные и достойные люди, настроенные на работу над собой и находящиеся в духовном поиске, сделают ошибочные выводы о моей Школе, исходя из предлагаемых "вопрошателями" невнятных критериев "просветлённости".
Так что, защищаю я не себя, а Путь, который мною изложен в книге ПБИ.
Продолжение следует.