Для того чтобы наше с Вами, читатель, скромное исследование тибетской религиозной культуры обрело черты логической завершённости, нам следует допустить, что необычные явления, описываемые в этой традиции, возможно, имели место, но обладали несколько иным, чем обычно принято полагать, модусом существования. Нельзя отрицать возможности того, что феномен сверхъестественного мог существовать в личном субъективном опыте йогинов, пребывающих в галлюцинаторном состоянии (галлюциноз МКБ-9 291.3). Тибет всегда славился своим мощным психотехническим арсеналом. Суть многих тибетских религиозных практик сводится к вызыванию у себя особого рода галлюцинаций. Для примера рассмотрим существующую в тибетском буддизме и религии Бон тантрическую практику идама. Идам - это мифологический персонаж, с которым медитирующий полностью отождествляет себя, преследуя цель открытия природы своего ума. Идамы бывают разнообразной наружности, мирными и гневными, одиночными и в союзе, они могут быть огромными как горы и маленькими как пылинки, часто со звероподобными частями тела и устрашающими аксессуарами, такими, например, как ожерелье из окровавленных человеческих голов или элементы одежды из человеческой кожи. Идамы могут обладать множеством рук, голов и глаз. Делая эту практику, йогин обычно уходит в многолетнее затворничество, где круглосуточно с неослабными усердием и сосредоточенностью в мельчайших подробностях визуализирует себя в виде выбранного для практики идама. Практика считается завершённой, если в процессе очень длительного искуса медитирующий достиг полного самоотождествления с этим мифологическим персонажем. Часто для иллюстрации того, какой именно степени должно быть самоотождествление, некоторые тибетские учителя приводят такой пример. Некий практик делал практику своего идама, у которого была голова быка. Однажды, когда срок его затворничества подошёл к концу, йогину нужно было пройти сквозь дверной проём. Но пройти он не смог. Когда у него спросили, почему он не может выйти наружу, он ответил, что ему мешают рога. Полагаю, не подлежит никакому сомнению истинность утверждения, что опыт он при этом испытывал самый сверхъестественный.
Конечной же целью почти всех буддийских и бонских тантрических практик является достижение состояния галлюциноза в острой форме, а затем убеждения себя в том, что испытываемые галлюцинации не отличаются от реальности. Вообще психические болезни определяются как заболевания человека, при которых нарушается отражение реальности, изменяются самосознание, поведение и отношение к окружающему. Неразличение же галлюцинаций и реальности является одной из основных черт клинической характеристики многих психозов. Полагаю, Вам, мой читатель, известно, в чём состоит это различие. Впрочем, в противном случае вряд ли бы Вы читали сейчас эти строки: уверен, психиатрические лечебницы не предоставляют услуги доступа в Интернет. Следует также учесть, что в средневековом Тибете не существовало понятия психической болезни в современном его понимании, не было сегодняшнего представления о психологической гигиене, отсутствовали специализированные клиники, где принудительно лечили бы психиатрических больных. Именно поэтому не вызывает удивления тот факт, что поведение просветлённых йогинов в рассказах и книгах тибетских мастеров часто поразительно схоже с поведением пациентов психиатрических лечебниц. Интересующиеся описанием и классификацией симптоматики психических болезней могут найти их в книгах: В.А.Гиляровский «Психиатрия», 4-ое изд., М., 1954; «Справочник невропатолога и психиатра» под редакцией Н.И.Гращенкова и А.В.Снежневского, 2-ое изд., М., 1968.
Таким образом, делая заключающий наши рассуждения логический вывод из всех предыдущих посылок, мы можем утверждать, что тибетские учителя могут принадлежать только к одной из трёх категорий:
1)психически здоровые, но крайне экономно наделенные от природы умственными качествами, добросовестно заблуждающиеся люди;
2)психически здоровые плуты (мошенничество по ст. 159 УК РФ);
3)психически нездоровые люди, говорящие правду (галлюциноз МКБ-9 291.3).
Теорема, утверждающая, что Великое Совершенство – свод тибетской и дотибетской мифологий, совместный плод религиозного вымысла и народной сказочной традиции, доказана. Всякая теория или, если угодно, учение, из которого следует, по меньшей мере, один опровергаемый опытом вывод, ошибочно. Устройство мира едва слышно шепчет «да», но очень громко и внятно произносит «нет».
Нет сомнений в том, что именно сейчас дотошный читатель воскликнет: да ведь не в сверхъестественном же цель тибетского буддизма, а в благородном стремлении к окончательному избавлению от страданий и пр.! Но и здесь, любезный знакомец мой, ждёт нас закавыка. Буддийские психология и психофизиология основаны на столь древних, траченных молью идеях об устройстве и взаимных отношениях человеческой психики и окружающего мира, о сути страданий и механизме избавления от них, что и способ лечения психозов с помощью обряда умилостивления злокозненных духов. Бесспорно, духовная практика тибетских учений способна принести некоторое избавление от страданий, но лишь дорогою ценою ряда злокачественных побочных эффектов, простирающегося от социальной неадекватности до распада личности.
Словом, как и о философии, о Дзогчене можно сказать, что он претендовал на самое большее, а достиг самого меньшего. Что ж, мироздание, по-видимому, создано не для удобства тибетского буддизма и религии Бон. Признаюсь, я сам огорчён, мне очень бы хотелось, чтобы учение Великого Совершенства было верным. Чтобы вместо вымороченного мирка товарно-денежных отношений, олигархов и налогов существовали бы реализация радужного тела и потусторонние измерения; силою мантры можно было бы проходить сквозь стены, останавливать Солнце и оживлять умерших; в очарованных рощах жили бы белые единороги; гномы хранили бы в подземельях кольца всевластья и сундуки, набитые бриллиантами вперемешку с золотыми дукатами; и прочие сюжеты жанра фэнтези. Но, chere amie, с фактами да здравым смыслом разве поспоришь.
Но будемте справедливы, как не бывает худа без добра, а света без тьмы, так и в учении Дзогчен есть и верные элементы. Во всякой, даже ошибочной, теории можно обнаружить правильные утверждения. Даже в алхимии, гомеопатии, астрологии, фашизме и марксизме-ленинизме. Но правильные посылки в этих учениях помещены в неверный контекст и развиваются с нарушением законов логики. Из того, что только один блок в фундаменте здания не разрушен и достаточно крепок, не следует, что здание пригодно для жилья. Из несомненно верного утверждения, что всё во Вселенной связано со всем, не следует достоверность астрологических предсказаний. Из безусловно правильного высказывания, что практика медитативного транса приятна и при разумном отношении к ней полезна, не следует верность мистических догматов и метафизических построений учения Дзогчен и прочих религий.
Что ж, осталось нам взять несколько аккордов и этой повести конец. Все эти утомительные рассуждения, разбирательства и расследования, сеанс разоблачения чудес были проведены с одной целью. Привлечь Ваше внимание к вопросу: разумно ли основывать свою жизнь и духовную практику на ошибочном учении? Полагаю, Вам, мой читатель, нет нужды предъявлять грустные примеры последствий развития учений подобного толка и рассказывать о том, что во множестве ситуаций можно доказывать и проверять вместо того, чтобы надеяться и верить. Часто мы так хотим поверить во что-то, что готовы лгать самим себе. Пожалуй, это всё, что я хотел сказать. Здесь я оставляю Вас наедине с самим собой. На прощание желаю Вам, впрочем, как и себе самому, взращивать в себе здравомыслие и развивать способность к самостоятельному обнаружению природы вещей. Возможно, это лучшее из того, что можно прихватить с собой в религиозное, да и жизненное, путешествие. А уж обладая этими драгоценными свойствами, решайте сами, по какой дороге Вам идти.
Физическому благополучию и умственной полноценности всего живого посвящается.
Пусть все живые существа будут действительно счастливы.