Путь без иллюзий. Школа В. Каргополова
  • Групповые занятия проходят в Санкт-Петербурге по ул. Рентгена, д.10а (по вторникам, с 19:30 по 21:30). Сменная обувь обязательна. Занятия проводит преподаватель нашей Школы Анатолий Мамеев.
    Справки по телефонам: 8-931-200-2208, 8-911-723-8788
    Канал в телеграме: PBI_EMP
  • Владимир Михайлович Каргополов в связи с затяжной болезнью временно не записывает на консультации и не ведёт переписку. А так же не отвечает на посты на форуме сайта. Возобновление всех этих видов деятельности примерно в середине мая. Возможны уточнения.

    Администрация сайта.

Апгрейд обезьяны?

Kargopolov

Руководитель школы
#1
Гело

Апгрейд обезьяны.

Рассматривание любой проблемы подобно разглядыванию кубика - никогда не получается увидеть сразу все 6 граней, а учитывая, что всегда подходишь с уже известной стороны, постоянно остаётся темная сторона луны. Но встречаются люди, которые поворачивают кубик тёмной стороной. Одним из таких людей является журналист, писатель, футуролог А.П.Никонов. Ниже привожу одну из глав его книги «Апгрейд обезьяны»:
ВЫ ЗВЕРИ,ГОСПОДА!
Нет, это просто поразительно, с каким отчаянным упорством отдельные представители цивилизованного человечества отрицают свою животность! Решительно отмежевываются от животного царства!.. Это, мол, дикие племена пусть считают своими предками медведей, кондоров, змей или даже акул… А цивилизованный Минкин признавать свое родство с животным миром упорно не желает!

И, в общем-то, я его понимаю. Осознание своей выделенности, своей непохожести на прочих существ вполне естественно для разумного создания: слишком уж далеко ушли люди по дороге социальной эволюции от своих биологических братьев. Больше скажу: высокомерное отрицание своей животности – очень обнадеживающий фактор! Который в будущем поможет нам навсегда покончить со своим биологизмом. Но об этом немного позже. А пока обращу внимание уважаемого читателя, что борьба с собственной животностью ведется человечеством не одну сотню лет.
Отшельники, в аскезе усмиряющие бренную плоть, – это борьба с животностью.
Подавление естественных запахов тела с помощью душа, духов, дезодорантов да и вообще существование всей парфюмерной промышленности – борьба с животностью.
Грезы фантастов о киборгизации человека и теологов об освобождении души от тела (разума от его обезьяньего носителя) – борьба с животностью…

Кто же побеждает в этой борьбе? Пока обезьяна. Обезьяна, которая сидит внутри нас.
На всем нашем мире, на всей цивилизации, на мировой экономике, на мировой культуре лежит неизгладимая печать зверя, от которого мы произошли. Стоит только вглядеться.

Нами руководят все те же животные устремления – желание вкусно есть, комфортно (лениво) жить, обладать самкой, голубить своего детеныша, удовлетворять любопытство, лидировать в стае, получать любовь и внимание соплеменников… Цивилизация лишь слегка прикрыла эти животные устремления легким флером социальности. То есть слов. Слов о долге и справедливости, добре и зле, Боге и дьяволе, преданности и предательстве, чести и бесчестии. Но за всей этой словесной мишурой, стоит лишь чуть-чуть расколупать ее, скрывается животное стремление к получению разнообразных чувственных (телесных и интеллектуальных) удовольствий.

Тем романтикам, кто мне не верит, рекомендую задуматься и проанализировать свои действия и желания за последнюю минуту, час, день, месяц. Советую докопаться до истинных причин своих устремлений, найти корни своих желаний. Чаще всего это бывает сделать просто. В редких случаях нужно будет углубляться в дебри психологии. Но все равно – упорное прорубание через психологические дебри неизменно приведет вас на яркую полянку, где сидят обезьяны…

Несмотря на то, что мы уходим по дороге прогресса все дальше от животного, решительного отрыва пока еще не произошло. Но рано или поздно это случится. Правда, и тогда какие-то животные следы на новом искусственном носителе разума останутся. Однако, чтобы покончить с обезьяной внутри нас, нужно четко увидеть ее в себе. Знать, как говорится, врага в лицо. Ведь чтобы избавиться от чего-либо, нужно знать, от чего именно вы хотите избавиться, не так ли? В противном случае возникает парадокс – именно те, кто так тревожно и гневно курлычит о том, что человек не есть животное, почему-то сильнее всего протестуют против полного отрыва разума от биологического носителя, каковой обещает нам развитие технологий. Всякие слова о генетическом улучшении человека, о возможной его киборгизации, о переносе разума на иные носители воспринимаются интеллигентами-романтиками с гневом! Они, отрицая нашу животность, ужасно к ней привязаны! Поэтому давайте для начала найдем в себе зверя…
А.П.Никонов.Апгрейд обезьяны.(Гл.15).
 

Kargopolov

Руководитель школы
#2
Kargopolov

На мой взгляд, рассуждения Никонова незрелые и весьма поверхностные. При этом потрясающая самоуверенность и безаппеляционность. "Нет, твой голос нехорош - очень громко ты поёшь!"

На эту тему хорошо высказался Ортега - и - Гассет:
"Человек одновременно и естествен, и сверхъестествен. Это своего рода онтологический кентавр, одна половина которого вросла в природу, а другая - выходит за её пределы, то есть ей трансцендентна. Данте мог бы сказать, что человек находится в природе, как лодка, вытащенная на берег, когда одна половина её лежит на песке, а другая - в воде. Природное, или естественное, человеческое начало осуществляется само по себе - здесь нет проблемы. И именно потому человек не считает природное подлинным бытием. Наоборот, сверхъестественное, надприродное в человеке никак не может считаться осуществлённым, итоговым - оно всегда в стремлении к бытию, в жизненном проекте. Это и есть наше подлинное бытие, наша личность, наше "Я"."
(трактат "Размышления о технике".)
 

Kargopolov

Руководитель школы
#3
Kargopolov

Познавательная проблема существует только до тех пор, пока существует познавательная двойственность. Как только познавательная двойственность преодолевается, эта проблема, как таковая, просто исчезает. При этом мы вовсе не разрешаем эту проблему, не находим её решения, а просто с превеликим удивлением обнаруживаем порочность и бессмысленность самой её постановки.

К сожалению, огромное большинство дискуссий и в СМИ, и на различных форумах Интернета проводятся в рамках познавательной двойственности. Представьте себе взрослых людей, на полном серьёзе обсуждающих, что лучше и правильней - всё время лежать или всё время бежать? На повестку дня ставится проблема выбора между двумя противоположностями и взрослые дяди и тёти спорят до хрипоты, отстаивая свой полюс и охаивая другой. Но ведь истина двуедина и это не просто красивые слова и не просто любовь к парадоксам, а сама жизнь!
К примеру, что лучше - рыночная саморегуляция или же плановая экономика, контролируемая государством? Национализм или космополитизм? Эгоизм или альтруизм? Перечень можно продолжать до бесконечности.

Все эти рассуждения в полной мере относятся и к проблеме двойственной природы человека ("онтологический кентавр", существо, одновременно имеющее и духовную, и животную природу). Может быть, всё-таки не стоит раскалывать человека на две друг другу оппонирующие половины - на дикого зверя и дрессировщика, вынужденных всю жизнь проживать в одной клетке? Ведь на самом деле тот, кто "приручает" и тот, кого "приручают" - единое целое, так сказать, одно и то же лицо. Когда вы идёте по улице, что происходит? Это, так сказать, без вас, само по себе идёт ваше тело или же вы ведёте своё тело, подобно тому, как шофёр ведёт машину? Ни то, ни другое. По улице вы идёте как единая материально-духовная целостность. Разве не так? Любое другое восприятие себя (в повседневной жизни, я не говорю про медитацию) - прямая дорога в шизофрению.
То, в чём, на самом деле мы все нуждаемся - не приручение, предполагающее и усугубляющее раскол человека на две части, оппонирующие и противостоящие друг другу, а ИНТЕГРАЦИЯ разных частей себя самого в единое и гармоничное целое.

Всего доброго. ВМ.