Путь без иллюзий. Школа В. Каргополова
  • Групповые занятия проходят в Санкт-Петербурге по ул. Рентгена, д.10а (по вторникам, с 19:30 по 21:30). Сменная обувь обязательна. Занятия проводит преподаватель нашей Школы Анатолий Мамеев.
    Справки по телефонам: 8-931-200-2208, 8-911-723-8788
    Канал в телеграме: PBI_EMP
  • Владимир Михайлович Каргополов в связи с затяжной болезнью временно не записывает на консультации и не ведёт переписку. А так же не отвечает на посты на форуме сайта. Возобновление всех этих видов деятельности примерно в середине мая. Возможны уточнения.

    Администрация сайта.

Страх потерянного времени

ga3ry

Забанен
#21
С возвращением, Владимир Михайлович!

Я так понимаю, данный выше прием полезен и для проработки других негативных переживаний (недовольства собой в различных аспектах, кажущегося отсутствия целей в жизни, либо прогресса в их достижении и пр.). Естественно, фраза должна быть модифицирована соответственно.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#22
Спасибо Ga3ry!

Да,Вы правы, эта техника (я её называю "метод текстов") применима для самого широкого круга ситуаций. Требуется всего лишь модификация на основе общего принципа, о котором я много писал в ПБИ. То же самое трансцендирование двойственности, причём конкретного вида двойственности для конкретного индивидуума. Тонкость и сложность этого метода заключаются в точной диагностике проблемы человека и в создании текста, адекватного этой проблеме.

В качестве примера приведу реальный случай моей работы с молодой женщиной, страдающей своего рода пищевым неврозом ( случай 12-летней давности, очень показательный).
Женщина обратилась ко мне за помощью из-за весьма мучительной для неё проблемы - она сильно беспокоилась по поводу сохранения нормального веса. На самом деле избыточного веса у неё не было, но в подростковом возрасте она была толстушкой (глядя на неё, в это трудно было поверить).

Так вот, она рассказала, что в течение дня, в период бодрствования, она следит за своим питанием и старается себя ограничивать. Однако посреди ночи она встаёт и как сомнамбула движется в направлении холодильника, а далее, в этом состоянии полусна и полубодрствования предаётся обжорству. Проснувшись утром очень расстраивается и ругает себя.
Свою просьбу она сформулировала так: " Можно ли сделать так, чтобы я не вставала и не объедалась по ночам?"

Я сказал, что то, что я ей предложу, будет для неё очень неожиданным и очень неприятным, но если она мне доверяет, можно попробовать. Женщина согласилась: "Я уже так с этим замучалась, что готова на всё."
Я попросил её, обращаясь к самой себе, мысленно повторить следующий текст (сейчас я не могу точно воспроизвести этот текст, да это и не имеет особого значения, точный набор слов не так уж важен, важна их смысловая начинка):
" Я согласна с тем, что мне никогда не удастся от этого избавиться, что я так и буду по ночам вставать к холодильнику и объедаться. Я с этим согласна, я это принимаю".

Женщина закрыла глаза, мысленно повторила этот текст и тут же пошли слёзы и бурные рыдания.
Когда слёзы прекратились и она немного успокоилась, я попросил её перейти к медитации самонаблюдения. Спустя 10-15 минут, когда она ещё более успокоилась, этот цикл (текст - отреагирование через слёзы - самонаблюдение) повторили ещё раз. На этот раз слёз было меньше.

По завершении я ей дал задание (то же самое, что мы сейчас делали, т.е. текст и последующее самонаблюдение) для ежедневной самостоятельной работы (лучше всего в вечернее время). При этом рекомендовал выполнять завершающую медитацию самонаблюдение по 40-60минут.
Нашу встречу я закончил своеобразной, нацеленной именно на женское восприятие, специфической психотерапией. Я объяснил пациентке, что в ней живёт этакий милый, симпатичный, но глубоко несчастный даосик. А несчастный он потому, что очень любит вкусно покушать, а вы его держите в чёрном теле и вообще морите голодом. Днём он голодает, а ночью, когда ваш самоконтроль ослабевает, он вырывается на свободу и оттягивается на полную катушку. Вам нужно подружиться с этим даосиком и в дневное время кушать побольше.

Не скажу, что тут же всё прошло. Для полного исчезновения этой невротической симптоматики потребовалось два месяца ежедневных самостоятельных занятий. Однако с каждой неделей шло постепенное уменьшение ночных походов к холодильнику, а через два месяца они полностью прекратились. Женщина наконец подружилась со своим даосиком и излечилась от невроза. Между тем такой невроз со временем угрожал перерасти в тяжёлое и трудноизлечимое психическое заболевание, которое называется "анорексия невроза", кстати,очень распространённое в современном мире.
С тех пор уже прошло более 12 лет, рецидивов не было. Сейчас эта дама вполне благополучна и имеет нормальный вес и стройную фигуру, не будучи ни полной, ни измождённой.

Нетрудно увидеть, что проблема "пищевого лунатизма" была связана с определённым видом психологической двойственности. Тексты же всегда задают вытесненный полюс двойственности.
Об этом можно почесть здесь: http://kargopolov.spb.ru/book/volume1/part3/38-book-1-3-3.html
 
Последнее редактирование:

Kargopolov

Руководитель школы
#23
Приведу выдержку из 2-го тома ПБИ, в которой рассказывается о МЕТОДЕ ТЕКСТОВ:


"Тот же самый подход использовал Хуэй-нэн и в индивидуальной работе со своими учениками. Вот один из примеров.

«Хуэй-нэн обратился к Хуэй-мину:
– Позволь мыслям покинуть твой ум, и тогда я буду учить тебя.
После того, как Хуэй-мин в течение долгого времени выполнял дзадзэн, Хуэй-нэн сказал ему:
– Не думай «это хорошо» или «это плохо». Когда ты не думаешь о хорошем и плохом - что такое подлинное «я» монаха Хуэй-мина?
Услышав эти слова, Хуэй-мин сразу достиг великого просветления. Везде по его телу выступил пот. Из глаз у него потекли слёзы4.

В данном примере Хуэй-нэн сначала использует базовую технику медитации-самонаблюдения для приведения сознания Хуэй-мина в состояние умственной тишины, для растворения различных внутрипсихических шумов, мешающих полноценному восприятию слов наставника. Однако даже по прошествии длительного периода медитации, в психике ученика остаются главные его блокировки - жёсткие и ригидные умственные конструкции. Это то, что современные психотерапевты называют главной проблемой личности; то, что является главным «внутренним врагом» человека. Эти блокировки расположены в зонах, недоступных для нашего осознания. Наше осознающее внимание буквально выталкивается из этих зон. По этой причине самостоятельно привести своё сознание в контакт с наиболее сильными блокировками практически невозможно. Во всяком случае, без помощи Учителя это потребует многих лет интенсивной медитативной практики. В данном примере Хуэй-нэн, обладая способностью видеть людей, непосредственно воспринимать их личностные свойства и глубинные проблемы, использовал метод, который я называю МЕТОДОМ ТЕКСТОВ. Через словесную формулировку он привёл сознание Хуэй-мина к его главной проблеме, которая до этого им совершенно не осознавалась. Но это совсем не метод коанов. Это сугубо индивидуальное указание, основанное на прямом интуитивном видении личностных проблем ученика.

Итак, во-первых, текст индивидуален и имеет точную диагностическую прицельность. У другого ученика могут быть совершенно иные проблемы, требующие совершенно другого текста. Таким образом, любой конкретный текст не является панацеей. Те слова, которые освобождают сознание одного человека, для другого будут совершенно безразличны и недейственны. Во-вторых, сам по себе этот текст (слова наставника) не является самодостаточным и не может применяться в отрыве от базовой медитативной практики.

Правильная методика работы с текстами включает в себя три следующих этапа:

Сначала выполняется медитация-самонаблюдение (первый этап).

Затем следует текст, который, как я уже говорил, должен быть диагностически прицельным, бьющим в самую сердцевину главной проблемы ученика. Текст вначале даётся учителем, а впоследствии мысленно повторяется самим учеником. Текст оказывает сильнейшее воздействие именно потому, что он дан Учителем, обладающим развитой интуитивной мудростью-праджней. Такой текст позволяет сознанию ученика прорваться через многолетнюю блокаду и выйти в полноценный контакт с соответствующей блокировкой. При этом возникают бурные психосоматические реакции: учащённое дыхание, обильное потоотделение, слёзы, рыдания, смех, тремор конечностей, различные непроизвольные движения и так далее. В практике работы с текстами различные формы психосоматического отреагирования наблюдаются весьма часто.

Наконец, на третьем, завершающем этапе, ученик вновь переходит к медитации-самонаблюдения. Предыдущий этап привёл к выбросу в сферу, доступную осознанию, значительного количества ранее вытесненного материала. Задача завершающей медитации - отработать и растворить этот материал."
 

ga3ry

Забанен
#24
Спасибо, интересно. Ну, тогда остается, последний, терминальный вопрос.
Kargopolov:
Тонкость и сложность этого метода заключаются в точной диагностике проблемы человека и в создании текста, адекватного этой проблеме.
Эти блокировки расположены в зонах, недоступных для нашего осознания. Наше осознающее внимание буквально выталкивается из этих зон. По этой причине самостоятельно привести своё сознание в контакт с наиболее сильными блокировками практически невозможно.
Затем следует текст, который, как я уже говорил, должен быть диагностически прицельным, бьющим в самую сердцевину главной проблемы ученика. Текст вначале даётся учителем, а впоследствии мысленно повторяется самим учеником. Текст оказывает сильнейшее воздействие именно потому, что он дан Учителем, обладающим развитой интуитивной мудростью-праджней. Такой текст позволяет сознанию ученика прорваться через многолетнюю блокаду и выйти в полноценный контакт с соответствующей блокировкой.
- значит, самостоятельно это делать бесполезно? Есть же блокировки, о которых человек и сам знает. Точные слова - да, с этим проблема...
 

Kargopolov

Руководитель школы
#25
Если имеется достаточно серьёзная проблема, то самостоятельно увидеть её у самого себя очень трудно. Здесь требуется работа профессионала, компетентного специалиста. Но, возможно, кому-то удастся и самостоятельно подобрать себе текст. Мне удавалось. Дерзайте!
 

chaOsyd

Форумчанин
#26
Здравствуйте, Владимир Михайлович! На каком круге лучше всего работает метод текстов ? (Предполагаю, что на обратном. Прошу поправить, если ошибся.)
 

amigo

Модератор
#27
chaOsyd сказал(а):
Здравствуйте, Владимир Михайлович! На каком круге лучше всего работает метод текстов ? (Предполагаю, что на обратном. Прошу поправить, если ошибся.)
chaOsyd, метод текстов никак не привязан к кругу - это работа с сознанием и выводом его на блокировку.
Аналогия работы метода текста - "Согласен, принимаю" в савмонаблюдении, когда проявляются реакции в теле, разуме.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#28
Амиго совершенно прав и дал толковый ответ, за что ему и спасибо.
С методом текстов можно работать на любом круге. Всего доброго.ВМ.