Путь без иллюзий. Школа В. Каргополова
  • Групповые занятия проходят в Санкт-Петербурге по ул. Рентгена, д.10а (по вторникам, с 19:30 по 21:30). Сменная обувь обязательна. Занятия проводит преподаватель нашей Школы Анатолий Мамеев.
    Справки по телефонам: 8-931-200-2208, 8-911-723-8788
    Канал в телеграме: PBI_EMP
  • Владимир Михайлович Каргополов в связи с затяжной болезнью временно не записывает на консультации и не ведёт переписку. А так же не отвечает на посты на форуме сайта. Возобновление всех этих видов деятельности примерно в середине мая. Возможны уточнения.

    Администрация сайта.

Мантра Праджняпарамиты

Макс

Форумчанин
#1
На протяжении нескольких лет, у меня сложилось впечатление, что с духом книги Владимира Михайловича "Путь без иллюзий" очень хорошо, естественно и гармонично сочетается мантра Праджняпарамиты. Приведу её текст:

ОМ ГАТЕ ГАТЕ ПАРАГАТЕ ПАРАСАМГАТЕ БОДХИ СВАХА

В связи с этим есть несколько вопросов:
1) Подскажите, какие могут быть рекомендации/противопоказания по её использованию?
2) Что больше она приносит: энергии или сознания?
3) Как она может сочетаться с Савитри (Гаятри) мантрой.

Спасибо за внимание.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#2
Знаете, Макс, должен Вас разочаровать - и та, и другая мантра, на мой взгляд, не годятся для практики. Я их никому не рекомендовал и не рекомендую. Да, с точки зрения смысловой, они выражают прекрасные идеи, особенно мантра из Сутры Сердца (гате, гате...), особенно призыв к "переступанию пределов"), но они слишком длинные и скорее напоминают текст молитвы. С точки зрения воздействия на сознание и обеспечение состояния умственной тишины они и в подмётки не годятся простой, краткой и могучей Пранаве - мантре ОМ. Я бы сказал, что на самом деле, как объект медитации, эти мантры ничем не лучше Махамантры кришнаитов (Хари Рама, Хари Кришна...).
Моя позиция относительно мантра-йоги сформулирована здесь:

" Дело в том, что, пожалуй, нет ни одной религиозной традиции где бы, наряду с формальной религиозностью, не присутствовало бы мистическое направление. Эзотерическая сторона религии никогда не бывает достоянием большинства. Большей частью обычные верующие и не знают о её существовании, а официальная церковь относится к ней с недоверием и подозревает в ереси. Эзотерическим направлением в иудаизме является Каббала, в исламе - учение суфиев, в христианстве - исихазм, с его традицией "умного делания". Главное отличие эзотерической или мистической религии от формальной религии, сводящейся к усвоению догмата и исполнению ритуала, заключается в использовании психотехник, имеющих много общего с восточными энергомедитативными практиками. Основной психотехникой, используемой в различных религиозно-мистических традициях, является длительное (по несколько часов ежедневно) повторение священных слов или кратких молитв (мантра-йога). В индуизме - это медитативный метод повторения священного слога "Ом", либо каких-либо других мантр, которых в индийской традиции существует великое множество. В мистическом христианстве - это Иисусова молитва "Господи Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй мя грешного". В тибетском буддизме - мантра "Ом мани падме хум" и великое множество других мантр. В буддизме Махаяны (школа Чистой Страны) – мантра (молитва) Амитабхи Будды. Основной метод этой буддийской школы - многократное повторение имени Амитабха-Будды. В суфизме (мистическое направление в исламе) - метод непрерывного памятования Аллаха, при котором также используются различные священные формулы, постоянно повторяемые вслух либо "про себя". Наконец, нельзя не упомянуть получившую в последнее время широкое распространение как в России, так и в странах Запада, новую школу индуизма - кришнаитов или, как они себя называют, вайшнавов, главным методом в которой является так называемая "маха-мантра" (великая мантра), состоящая из различных имён Господа Кришны: "Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе, Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе". Легко увидеть, что различные формы мантра-йоги (длительное повторение кратких словесных формул с полным сосредоточением внимания) являются разновидностями медитации-сосредоточения. Во всех случаях мистическая практика повторения священных слов имеет следующие общие черты:

• непременное включение имени (имён) Бога в состав молитвы-мантры;

• длительное многократное повторение молитвы-мантры с использованием чёток для контроля объёма медитативной (молитвенной) практики;

• требование полного сосредоточения внимания на священной формуле, являющейся, таким образом, объектом медитации;

• краткость молитвы-мантры.

Последнее требует некоторого разъяснения. Дело в том, что для вхождения в состояние глубокого медитативного погружения, требуется "однонаправленность ума", то есть его полная сосредоточенность на одном объекте. И этот объект должен быть как можно более простым и целостным (атомарным). Вот почему длинные молитвы "не работают", так как задают не один объект, а множество объектов. Отсюда легко увидеть, что чем короче молитва-мантра, тем сильнее её медитативный эффект.

Фундаментальным фактом является то, что сосредоточение на одном объекте, выполняемое регулярно, в достаточных объёмах времени и с полной мобилизацией произвольного внимания, с неизбежностью приводит к йогическим трансцендентальным результатам независимо от выбора объекта сосредоточения. Любой объект сосредоточения представляет собой врата в сферу тонкоматериального. Прилежная практика, создающая однонаправленность ума, каким бы ни был объект этой фокусировки внимания, метафорически выражаясь, высверливает отверстие в тонкий план, в сферу, запредельную грубоматериальному, явленному миру. Из этой сферы тонкоматериального в практикующего поступает неограниченная энергия, прежде всего проявляющая себя как состояние благодати (санскрит - Ананда)."
 

Kargopolov

Руководитель школы
#3
Вот текст Гаятри мантры:

ОМ БХУР БХУВА СВАХА ТАТ САВИТУР ВАРЕНЬЯМ
БХАРГО ДЭВАСЬЯ ДХИМАХИ ДХЙО ЙО НАХ ПРАЧОДАЯТ

Для меня вполне очевидно, что эта мантра фактически является молитвой и совершенно непригодна в качестве объекта медитации - сосредоточения хотя бы по причине слишком большого количества слов (объект сосредоточения должен быть атомарным, мантра должна быть краткой).
 

Kargopolov

Руководитель школы
#4
Ещё одна цитата из ПБИ:

"Любая форма медитации-сосредоточения в конечном счёте оказывает влияние на соответствующий ей энергетический канал и его чакрам. Это происходит даже в том случае, если практикующий о них вообще ничего не знает. Так, например, любая мантра непременно соотносится с определённой зоной нашей энергосистемы, с определённым каналом и чакрамом. Чакрам (энергетический центр) является свое-образным мотором, энергетическим сердцем данного канала. Таким образом, любая форма медитации-сосредоточения, после определённого периода практики, превращается в сосредоточение на чакраме, биджей (семенем, санскр.) которого она является. Когда практика повторения мантры достигает определённой зрелости, автоматически происходит соединение этой мантры с сосредоточением на её центре. Другими словами, мантра начинает произноситься из центра.

Не существует метода медитации, который не влиял бы вполне определённым, специфичным для этого метода, образом на энергосистему человека. Поэтому любые методы медитации-сосредоточения, в конечном итоге сводятся к воздействию на определённую часть нашей энергосистемы, на определённый энергетический канал. Не бывает медитации, которая влияет только на психику, на сознание и при этом не затрагивает энергосистему человека. Вот почему правильнее будет говорить не о медитации, а об энергомедитативной практике."

Т. о. длинная (многословная) мантра неэффективна как объект сосредоточения, а краткая мантра как правило является специализированным методом практики, имеющим свои показания и противопоказания. Удивительным исключением является самая знаменитая и самая почитаемая мантра индийской традиции - мантра ОМ.
Так что, Макс, никаких советов относительно мантры Хридайя Сутры и мантры Гаятри я Вам дать не могу, поскольку эти мантры не входят в арсенал методов моей школы по принципиальным соображениям.
 

Макс

Форумчанин
#5
Да, я не совсем полно сформулировал вопрос. Эти мантры я никогда не использовал как объект медитации, а только в периодически и в качестве "помощников", которые запускают или усиливают мои "собственные" процессы растворения разного рода загрязнений тонкого характера , которых я почему-то накопил просто в промышленных масштабах. :)
Так же и с текстами, после чтения Нисаргадатты Махараджа некоторое время присутствует эффект какого-то светлого влияния "издалека". После (и во время) чтения текста ПБИ добавляется влияние, которое я бы охарактеризовал как более сильное и конкретное. Эффект носит устойчивый характер. Одноко я предполагаю, что испытывая эти влияния, тем самым я как бы подсаживаюсь на чужую энергетику, чего бы мне категорически не хотелось делать. Поэтому я и занят выбором подходящих "освобождённых сущностей", для которых помощь людям - это их смысл существования.
 

Макс

Форумчанин
#6
[quote="Kargopolov" post=7962]Ещё одна цитата из ПБИ:
Удивительным исключением является самая знаменитая и самая почитаемая мантра индийской традиции - мантра ОМ.
Так что, Макс, никаких советов относительно мантры Хридайя Сутры и мантры Гаятри я Вам дать не могу, поскольку эти мантры не входят в арсенал методов моей школы по принципиальным соображениям.[/quote]

Благодарю Вас, Владимир Михайлович. Кстати, кроме "ОМ" есть ещё и мантра "А", но она почему-то не в ходу.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#7
Ну, если использовать эти мантры не как основной метод практики, а как вспомогательно- настроечное средство - ничего не имею против. Мне самому очень понравилась в этом плане мантра Запредельной мудрости из Сутры Сердца.

Вы пишете:
"Поэтому я и занят выбором подходящих "освобождённых сущностей", для которых помощь людям - это их смысл существования."

Не думаю, что имеет смысл специально искать такого рода "сущности". Всё-таки такого рода поиск тоже нас обусловливает и ограничивает. Я бы это сформулировал иначе - есть смысл время от времени активизировать в своём сознании любую информацию, которая нас вдохновляет и задаёт высокую устремлённость. Это могут быть не только мантры, но и стихи, и музыка, и выдержки из философской и духовной литературы - всё, что угодно. Важно только на этом не зацикливаться и всегда помнить, что всё это имеет сугубо вспомогательный и второстепенный характер по сравнению с базовыми энергомедитативными практиками. Такого рода ошибка экзальтированной, фонтанирующей эмоциями духовности очень распространена среди суфиев, начиная с великого поэта Джелаладдина Руми.
 

Макс

Форумчанин
#8
(Немного о мантре "А". Текст взят из библиотеки центра www.kunpendelek.ru)


Праджняпарамита-экакшара сутра.

Сутра победоносной Запредельной Мудрости, Матери всех Татхагат, в Одну Букву.

Так я слышал однажды.

Победоносный пребывал в Раджагрихе, на Орлиной горе вместе с большим собранием монахов-бхикшу, со 120 монахами и с великим собранием бодхисаттв.

В это время Победоносный обратился к достопочтенному Ананде, сказав так:

"Ананда, восприми на благо и спасение всех живых существ эту Запредельную Мудрость в Одну Букву, а именно букву "А".

Так проповедовал Победоносный. Преподобный Ананда, большое собрание монахов, великое собрание бодхисаттв и [существа] во всей Вселенной со всеми богами, людьми, асурами и гандхарвами возрадовались и восхвалили проповедь Победоносного.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#10
Ну, мы здесь не верующие буддисты и для меня буддийские сутры - отнюдь не священное писание, не подлежащее кощунственному критическому рассмотрению. А вот, великий Наставник, великий Мастер сказал. Ну и что, что сказал? Для меня позиционирование некоего Мастера как великого и просветлённого никак не является аргументом и доказательством истинности его поучений. Вот, к примеру, "великий" Шри Ауробиндо для меня таковым не является, а предлагаемая им практика Нисходящей Силы ярко свидетельствует о его вопиющей некомпетентности в качестве Учителя. Сосредоточение на макушке и пространстве над головой не является духовной панацеей и имеет свои показания и противопоказания, о которых ни Шри Ауробиндо, ни Сат Прем, ни другие его последователи не имеют никакого представления. То же самое относится и ко многим другим знаменитым восточным Учителям.
Кстати, вообще говоря, во всех традициях мантры предназначены для длительного медитативного повторения. А для контроля объёма практики (количества повторений) используются чётки.
Что касается мантры А, то она узко специализирована и не идёт ни в какое сравнение с мантрой ОМ. В Индии с незапамятных времён именно мантра ОМ почиталась как наивысшая и наилучшая.
И что это Вы так зациклились на мантрах? Вы отдаёте себе отчёт, что таких мантр сотни и тысячи? Как говорят мудрые даосы: "И маленькие тропинки бывают заманчивы, но не стоит заходить по ним слишком далеко". Подразумевается, что кроме малых тропинок также имеется большой, великий Путь.
 

Макс

Форумчанин
#11
[quote="Kargopolov" post=7992]
И что это Вы так зациклились на мантрах? Вы отдаёте себе отчёт, что таких мантр сотни и тысячи? Как говорят мудрые даосы: "И маленькие тропинки бывают заманчивы, но не стоит заходить по ним слишком далеко". Подразумевается, что кроме малых тропинок также имеется большой, великий Путь.[/quote]

Это не я зациклился, это жизненные ситуации постоянно меня к этому подталкивают, как и к тому, чтобы зарегистрироваться здесь. Вообще-то я не писатель, а читатель. К тому же я очень скромный - я же не спрашиваю Вас про настоящие боевые мантры. :)
Вот например, мой сосед сверху всю жизнь занимается какой-то энергетической практикой (выкосив вокруг себя почти всех) и, как я понимаю, видит некоторые тонкие планы. Иногда проявляет скотство своего характера, бормочет какие-то проклятья, иногда в мой адрес, топает и т.д. После применения мантры Савитри (мысленно) - ни звука от него не доносится, тишина.
Соседская пара сбоку - та же картина, только хуже, последний год каждый день стучат, сверлят перфоратором, целый день "чертей гоняют". После начала тотального применения с вечера прошедшего воскресенья мантры Праджняпарамиты - у них наступает ремиссия, тишина и покой. Впервые за последний год, что удивительно. С понедельника тишина в доме! И это при том, что эти мантры я применяю не вслух. Так что это у меня как бы не от хорошей жизни или желания какой-либо экзотики.
Мантр, конечно, много, поэтому и хочется выбрать получше и побезопаснее.
Мантра "А" - это тибетский аналог "ОМ"?
 

Макс

Форумчанин
#12
[quote="Kargopolov" post=7967]Я бы это сформулировал иначе - есть смысл время от времени активизировать в своём сознании любую информацию, которая нас вдохновляет и задаёт высокую устремлённость. Это могут быть не только мантры, но и стихи, и музыка, и выдержки из философской и духовной литературы - всё, что угодно. Важно только на этом не зацикливаться и всегда помнить, что всё это имеет сугубо вспомогательный и второстепенный характер по сравнению с базовыми энергомедитативными практиками. Такого рода ошибка экзальтированной, фонтанирующей эмоциями духовности очень распространена среди суфиев, начиная с великого поэта Джелаладдина Руми.[/quote]

Да, насчёт фонтана это очень верно, прямо по Козьме Пруткову. Года три назад, в самом начале практики, у меня были забавные совпадения - при изменении режимов работы нижнего энергетического центра мог запросто погаснуть свет в моём многоподъездном доме или в соседней шестнадцатиэтажке. Сейчас подобные совпадения локализовались до радиуса нескольких метров. Так что и со всякими фонтанами я, при помощи Вашей методики, надеюсь, справлюсь потихоньку. :)

Спасибо!
 

ga3ry

Забанен
#13
Макс,

Ну ни фига себе! В каком удивительном мире Вы живете. Соседи со сверхспособностями, боевые мантры...

Вспомнилось из "Не бойся, я с тобой":
"Вах! Туда ехали - за ними гнались. Обратно едут - за ними гонятся. Какая интересная у людей жизнь!" :D
 

Kargopolov

Руководитель школы
#14
Макс, мантра А не является тибетским аналогом мантры Ом, которая входит в состав многих тибетских мантр (например, знаменитая "ОМ МАНИ ПАДМЭ ХУМ").
Могу с Вами согласиться - если мантра даёт результат, значит есть смысл её использовать. Но меня всё-таки смущает Ваша определённая вовлечённость в магические методы. С полной уверенностью могу сказать, что базовые нефантазийные и немантрические методы духовной практики (ЭМП), а именно: самонаблюдение, присутствие и дыхательная практика, особенно если их сочетать, обеспечивают всё то,что могут сделать любые ритуальные магические методы, любые мантры и любые визуализации. И значительно более того. Именно такие методы являются наивысшими и непревзойдёнными ( Пранаяма, Шаматха, Випашьяна). Именно на этом и нужно сфокусировать свои усилия.
 

Макс

Форумчанин
#15
[quote="ga3ry" post=8001]Макс,Соседи со сверхспособностями, боевые мантры...[/quote]

Видение определённых тонких планов в ауре, несмотря на свою необычность, вряд ли можно назвать сверхспособностью, более того, некоторые школы утверждают, что эту способность можно развить. Мне по жизни почему-то часто встречались подобные люди, хотя я их не искал специально.

А насчёт боевых мантр - там смайлик стоял. :) Я лично считаю, что их лучше не то, что не применять, а даже не смотреть в их сторону, ибо возможны последствия.
 

Макс

Форумчанин
#16
[quote="Kargopolov" post=8006]Могу с Вами согласиться - если мантра даёт результат, значит есть смысл её использовать. Но меня всё-таки смущает Ваша определённая вовлечённость в магические методы. С полной уверенностью могу сказать, что базовые нефантазийные и немантрические методы духовной практики (ЭМП), а именно: самонаблюдение, присутствие и дыхательная практика, особенно если их сочетать, обеспечивают всё то,что могут сделать любые ритуальные магические методы, любые мантры и любые визуализации. И значительно более того. Именно такие методы являются наивысшими и непревзойдёнными ( Пранаяма, Шаматха, Випашьяна). Именно на этом и нужно сфокусировать свои усилия.[/quote]

Да, я целиком и полностью согласен с Вашей точкой зрения. Просто окружающие условия диктуют применение мантр. Магией я не занимаюсь, фантазиями стараюсь не сорить. :) За прошедшее время (порядка недели) мантра Праджняпарамиты показала очень хороший результат. Заодно попробовал мантру Будды Медицины, она тоже работает, причём очень мощно, но на соседей-сверлунов уже не действует, ну и ладно, у неё другое назначение. :)
Наверное, потому, что у меня нет Дхармы, приходится использовать мантры. Возможна ли практика совсем без Дхармы?

Добавлю, что последние 3, точнее, 3 с половиной года я только и стараюсь заниматься по Вашей методике почти всё время медитацией самонаблюдения и присутствия, даже когда мою посуду или смотрю веб-сайты. Может быть, мне не надо уделять столько времени? Правда, в последние несколько месяцев время вроде дело пошло веселее.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#17
Макс пишет:
"Наверное, потому, что у меня нет Дхармы, приходится использовать мантры. Возможна ли практика совсем без Дхармы?"

Не совсем понял что Вы имели в виду, поясните пожалуйста.
 

Макс

Форумчанин
#18
Я имел в виду, что когда человек занимается ЭМП в составе какой-либо школы, монастыря и т.д., то большую помощь ему оказывает так называемый эгрегор, Дхарма или Учение школы или монастыря, к которому он оказывается "подключен".
Мой пойнт в том, чтобы избавиться от всех подобных подключений и не создавать новых на постоянной основе. А то мне уже давно самому надоело, похоже, это ещё с прошлых жизней какую-то немного надоедливую карму с собой тащу.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#19
В основе любой обусловленности (Школой, доктриной, учителем и т.п.) лежит определённое содержание ума, определённые умственные стереотипы и навязчивости. Однако, если в качестве наиважнейшего метода пратикуется медитация самонаблюдения, растворяющая любые содержания ума, никакой опасности нет. Так что, если Вы заниметесь по методам нашей школы, беспокоиться нечего - чем больше Вы практикуете, тем более становитесь свободным. В том числе и от школы. и от учителя, и от любых доктрин. В моей школе для нас важным является не информационное содержимое сознания, а правильное функционирование сознания. Как пишут в рекламе, "почувствуйте разницу".