Путь без иллюзий. Школа В. Каргополова
  • В. М. Каргополов читает в Санкт-Петербурге цикл лекций «Путь без иллюзий. Теория и энергомедитативная практика». Подробнее...
  • Видеозаписи лекций публикуются на этой странице.

Тонкие тела

#1
Владимир Михайлович, как укладываются в Вашу биоэнергетическую концепцию представления о так называемых "тонких телах" - эфирном, астральном, ментальном и т. д.?
 

Kargopolov

Руководитель школы
#2
Вот большая цитата из моей книги как раз по Вашему вопросу.( "Путь без иллюзий", том 1-й, часть 2-я, глава "Мировоззрение нерелигиозной духовности".). Подробнее - в этой же самой главе. Всего доброго, ВМ.


При рассмотрении концепции оболочек, умственно­му взору читателя представляется структура, устроенная по принципу русской матрёшки: одно тело вложено в другое и чётко отделено от него. Это не совсем так. С одной стороны, оболочки имеют качественное отличие друг от друга, с дру­гой – они пронизывают друг друга и влияют друг на друга. Общий принцип влияния таков: более тонкое управляет бо­лее грубым, но (и это очень серьёзное ограничение) в меру своего присутствия на этом, более грубом плане. Чем плотнее оболочки, тем меньше духовного света к ним поступает из центра, тем более груб и неразвит человек.

«Все эти оболочки не разделяются как слои, кристал­лизующиеся вокруг твёрдого ядра, а скорее имеют природу взаимопроникающих форм энергии, от тончайшего всепро­никающего лучезарного сознания до самых плотных форм материализованного сознания, которое кажется нам на­шим видимым физическим телом. Таким образом, грубая оболочка пронизывается и поддерживается более тонкими оболочками»*.

Во всех вышеприведённых классификациях тел (обо­лочек) содержится много ценной информации, но вместе с великим знанием присутствует и определённая путаница, возникшая как результат смешения разнородных понятий. На мой взгляд, принципиально важно различать:

1. Тела (оболочки) как субстанциональные структуры, то есть тела в собственном смысле этого слова.
2. Различные формы содержания сознания.
3. Различные уровни развития сознания.

Эти три группы понятий и стоящих за ними явлений следует чётко различать и рассматривать не вперемешку, а строго отдельно друг от друга. И только после этого следует установить их взаимосвязь и взаимообусловленность. Рискну предложить собственную интерпретацию.

I. Тела (оболочки).
Это понятие относится к субстанциональной основе всего сущего. Возможны три основных вида субстанции, ка­чественно отличающихся между собой, причём в большей степени, чем твёрдое, жидкое и газообразное состояния ве­щества. Это:
а) грубоматериальная субстанция;
б) тонкоматериальная субстанция (привычно, но не вполне корректно, именуемая «энергетической»);
в) духовная субстанция.

Подробно об этом я говорил в разделе, посвящённом трём сферам бытия. В отличие от традиционной классифи­кации (буддистской и ведантической), я полагаю, что как с практической (йогическая практика), так и с теоретической точек зрения, теория пяти оболочек слишком тяжеловесна и малоубедительна. Вспомним золотое методологическое пра­вило – бритву Оккама: «не умножайте сущностей сверх не-обходимости» (иначе вся система взглядов делается слиш­ком громоздкой и неудобной для пользования). Я полагаю, что трём сферам бытия чётко соответствуют три уровня субстанциональности, три уровня информационного содер­жания сознания и три уровня развитости сознания. И этого вполне достаточно для нас, достаточно как для теоретиче­ского осмысления, так и для практического использования. Увеличение количества этих градаций (количества тел, ста­дий развития сознания и т.п.) совершенно неоправданным образом увлекает нас в сферу сомнительного и неверифици-руемого.

Конечно же, сфера тонкоматериального устроена ничуть не менее сложно, чем хорошо нам известная сфера грубоматериального, являющаяся средой нашего обитания. В физическом мире мы выделяем три классических агрегат­ных состояния вещества – твёрдое, жидкое и газообразное, а также состояние плазмы. Электромагнитное поле и свето­вое излучение – также относятся к сфере грубоматериаль-ного. Таким образом, физический план бытия имеет весьма сложное устроение и внутри него имеет место очень большое разнообразие. Различные его составляющие, с одной сторо­ны, качественно отличаются друг от друга, а с другой – все они принадлежат к сфере грубоматериального и в этом от­ношении представляют собою некую общность. То же са­мое можно сказать и про тонкоматериальную сферу бытия. Конечно же, внутри диапазона частот, относящихся к этой сфере, также имеются области, качественно отличающиеся друг от друга. Как я уже упоминал, тонкий (энергетический) план бытия устроен значительно более сложно, нежели хоро­шо нам известный физический план бытия. Однако в насто­ящее время, как мне представляется, любые попытки дать полное структурное описание и осуществить подробный ана­лиз устроения этой сферы бытия, являются преждевремен­ными. Наши знания о тонком плане бытия ещё не достигли необходимой для этого глубины и зрелости. О чём тут вообще говорить, если для огромного числа наших современников даже сам факт существования тонкоматериальной сферы бытия представляется крайне сомнительным. Так что лучше всего предоставить эту, весьма непростую задачу будущим поколениям исследователей.

Ну, а сейчас будет вполне разумным довольствовать­ся рассмотрением трёх сфер бытия и, соответственно, трёх
уровней субстанциональности (трёх тел), избегая спекулятив­ных построений и излишней детализации. Таким образом, я выделяю три следующих тела:

1.Физическое тело – самая грубая и самая плотная оболочка. Физическое тело всецело относится к грубоматери-альной вещественности. Интересно, что англоязычные эзоте­рики для обозначения тела (санскр. – коша) используют слово vehicle – экипаж, то есть то, на чём мы едем, что нас везёт; или инструмент – то, чем мы пользуемся.

2.Тонкоматериальное или энергетическое тело.
К этому телу относится энергосистема человека – сложнейшая система энергетических каналов и энергетических центров (чакрамов). Это «тонкое тело» человека связано с физическим через энергетический шнур (тонкоматериальную пуповину). На кармически обусловленный период жизни энергетическое тело соединено с физическим и может отделяться от него только во время сна или обморока. Опытные эзотерики спо­собны намеренно отделять тонкое тело от физического (так называемая астральная проекция или путешествия вне тела, а также «тело сновидения»).

3.Духовное тело. Это ещё более тонкое тело, которое качественно отличается от энергетического. Отличие это столь же велико, как отличие между физическим и энерге­тическим телами. Тот из читателей, кто практикует цигун и медитацию, пусть вспомнит то время, когда он впервые по­чувствовал реальность существования жизненной энергии – праны. Так вот, сколь велико отличие грубоматериального аспекта мира от энергетического, столь же велико (ещё один качественный скачок!) отличие духовного от энергетическо­го. Разница эта настолько громадна, что обсуждать духовную сферу с теми, кто слеп даже по отношению к сфере тонкома­териального (энергетического), особого смысла не имеет.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#3
Вдогонку еще одна цитата из той же главы:

II. Различные формы содержания сознания.

Я не понимаю, что такое «витальное тело» (тело стра­стей, желаний, инстинктов), что такое «эмоциональное тело» (тело эмоций), что такое «ментальное тело» (тело мыс­лей). Такого рода классификация – следствие великой пу­таницы, когда смешивают совершенно разнородные вещи. Авторы таких классификаций путают субстрат (оболочку) с информационными потоками, через этот субстрат про­ходящими, то есть с информационными процессами. Витальное тело, ментальное тело, даже Анандамайякоша (тело блаженства) или Праджнямайякоша (тело мудро­сти) – разве это тела? Разве это субстанциональные струк­туры, разве это субстратные образования? Нет, это всего лишь различные формы психической информации, иду­щей сквозь субстрат. Несомненно, эта информация, прохо­дя через сознание человека и реализуясь на определённой субстратной основе, влияет, и порой очень сильно, на сам субстрат. Тем не менее, она им не является. В противном случае можно утверждать, что и физическое тело человека вовсе не единственно, что на самом деле существуют три тела: тело белков, тело жиров и тело углеводов, а некоторые авторы смогут пойти ещё дальше и заявить о существова­нии тела витаминов, тела микроэлементов и т.д. Конечно же, это не тела, а то, что идёт через наше тело, проходит через пищеварительный тракт, оказывая при этом силь­ное влияние на само физическое тело и, тем не менее, им не являясь. Так же обстоят дела и с содержимым нашего сознания. Мысли, эмоции, ощущения – всё, что проходит через нашу психику, это не тело, не субстрат, а информа­ция; это то, что идёт сквозь наши тела, то, что циркулирует внутри них, обеспечивая необходимый энергоинформаци­онный обмен с окружающей средой.

Таким образом, я полагаю, что не существует отдельно­го витального или эмоционального, или ментального тела. Все эти псевдотела – не более чем умозрительная фикция, про­дукт недоразумения (в подлинном смысле этого слова).
На мой взгляд, намного более разумным будет следую­щее соотнесение форм содержания сознания с различными сферами бытия.

Далееможно прочесть в книге. Всего доброго. ВМ.
 

Tolli

Форумчанин
#4
[quote="Kargopolov":7qy9zdmh] Таким образом, я полагаю, что не существует отдельно­го витального или эмоционального, или ментального тела. Все эти псевдотела – не более чем умозрительная фикция, про­дукт недоразумения (в подлинном смысле этого слова).[/quote]
Хорошая тема пополемизировать.
Появляется человек с вопросом: а как Ваша концепция существования соотносится той или этой. Будьте добры - задайте соотношение.
Встречный вопрос: смысл?
Я понимаю, что большинство имеет возможность волевого взаимодействия с окружающей средой только в рамках осознания наличия этой самой среды. В противном случае мы становимся пассивными участниками неизвестно чего.
Вопрос с тонкими телами актуален тем, кто имеет достаточную чувствительность для оценки воздействия на эти тела. Или на что-то, что можно охарактеризовать как тонкие тела. Визуализация в данном случае не более, чем отражение осознания. Это тоже надо учитывать.
Такое вот наблюдение. Может кого заинтересует.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#5
Согласен с Tolli Действительно,обсуждение такого рода вопросов имеет смысл только при наличии способности к восприятию тонкоматериального. Эта информация - "на вырост".
И, тем не менее, не будем забывать, что форум называется "Вопросы и ответы". Если человек интересуется этой темой,очевидно у него для этого есть основания и я отношусь к этому с должным уважением. ВМ.
 

Tolli

Форумчанин
#6
Есть мнение, что таким образом мы создаём структуру восприятия. Программируем себя. Подменяем желаемым действительное.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#7
Если нет реальных способностей к восприятию тонкоматериальных структур, то так оно и есть.
Можно добавить, что и религиозность огромного большинства верующих ллюдей, вовсе не Богопознание, а всего лишь Богоконструирование. ВМ.
 
Последнее редактирование:

Tolli

Форумчанин
#8
[quote="Kargopolov":3hygkvyn]Если нет реальных способностей к восприятию тонкоматериальных структур, то так оно и есть ВМ.
Можно добавить, что и религиозность огромного большинства верующих ллюдей, вовсе не Богопознание, а всего лишь Богоконструирование. ВМ.[/quote]
Способности есть у всех (99%) и ни у кого. Все мы начинали с зачаточного состояния. Однако, кто-то ограничился Богоконструированием, а кто-то Богопознанием. И познанием возможностей своего потенциала в этом мире.
 
#9
Спасибо за ответ и ссылку. И прошу прощения за невнимательность.

Насчёт конструирования... Наверно, всегда искать легче, когда хотя бы приблизительно знаешь, что ищешь.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#10
Ласковому Гоблину: Согласен. Заниматься много легче,если имеется предваряющая личный опыт базовая осведомленность.Для того и моя безбрежная книга написана.
С уважением, ВМ.
 

Hope

Форумчанин
#11
Одним из "представителей" тонкоматериального тела является наше внимание. Вы его можете потрогать? Нет. Но оно существует. Если заниматься развивитием внимания, то через какое-то время с его помощью можно лечить себя и других людей.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#12
Одним из "представителей" тонкоматериального тела является наше внимание. Вы его можете потрогать? Нет. Но оно существует.
Тонкое тело - это тонкоматериальная (праническая) оболочка. А вот внимание - это уже функция. Чего? Этих "вялых сил" (выражение Шанкары), которые и составляют нашу психику? Нет. Внимание теснейшим образом связано с сознанием. Я даже в книге ПБИ использую собственный термин "осознающее внимание". А великий Учитель Адвайта-Веданты Шанкара (Шри Шанкарачарья) дал блистательное, на мой взгляд, наилучшее, определение Атмана: "Атман - это самосветящийся свет сознания." Замечу, что для индийской традиции Атман (он же Пуруша Санкхьи-Йоги) это не "тело", не тонкоматериальная оболочка, а индивидуальное духовное начало. Это сама сердцевина, сама суть того, что из себя представляет человек.

Вопрос: "Есть ли у человека душа?" изначально ошибочен, потому что человек и есть душа (Атман), воплощенная в физическое тело. В древних, очень древних, упанишадах пишется, что физическое тело - это как верхняя одежда, праническое (знергетическое) тело - как нижняя одежда. А внутри этих оболочек скрывается индивидуальное духовное начало - сияющий Атман. Хорошая метафора - русская матрёшка. Также очень хороша метафора индийского комментатора Йога Сутры знаменитого Таймни - Пураша (он же Атман) - это как лампа с абажурами возрастающей плотности, скрывающими её свет.

К сожалению, вынужден повторять то, что уже подробно изложено в моей книге ПБИ.
 

sit2602

Форумчанин
#13
Тогда получается, что душа - это субстрат, сознание - основная функция этого субстрата, а произвольное внимание - это та часть ресурсов сознания, которой мы можем, более или менее осознанно, управлять. Ну вот как-то так, если вкратце.