Путь без иллюзий. Школа В. Каргополова
  • Групповые занятия проходят в Санкт-Петербурге по ул. Рентгена, д.10а (по вторникам, с 19:30 по 21:30). Сменная обувь обязательна. Занятия проводит преподаватель нашей Школы Анатолий Мамеев.
    Справки по телефонам: 8-931-200-2208, 8-911-723-8788
    Канал в телеграме: PBI_EMP
  • Владимир Михайлович Каргополов в связи с затяжной болезнью временно не записывает на консультации и не ведёт переписку. А так же не отвечает на посты на форуме сайта. Возобновление всех этих видов деятельности примерно в середине мая. Возможны уточнения.

    Администрация сайта.

Махамудра Тилопы.

Kargopolov

Руководитель школы
#1
Шри Тилопа.

МАХАМУДРА УПАДЕША
(Устное наставление в Махамудре, данное Шри Тилопой Наропе на берегу Ганги.
Переведено с санскрита на тибетский язык Марпой)

Поклонение совозникшей мудрости!

Показать Махамудру невозможно. Но ты, преданный Гуру, овладевший
аскетической практикой, Терпеливый в страданиях, разумный Наропа,
Прими это в сердце, мой счастливый ученик!

Кье хо! Слушай же! Посмотри на природу мира, Она непостоянна, как
мираж или сон. Но даже мираж или сон не существуют.
Поэтому развивай отречение, оставь мирскую деятельность.

Откажись от слуг, родных - это причины страсти и агрессивности.
Медитируй в лесном уединении, в келье, в пустынных местах. Оставайся
в состоянии без медитации. Если достигнешь не-достижения, достигнешь и
Махамудры.

Мелка дхарма сансары. Она вызывает страх и агрессивность. Созданные
нами вещи не обладают субстанцией, потому ищи субстанцию наивысшего.
Дхарма ума не способна увидеть смысл трасцендентного ума. Дхарма
действия не в состоянии открыть смысл неделания.

Если хочешь достичь постижения трасцендентного ума и неделания, Отсеки
корень ума; пусть сознание останется обнаженным. Пусть очистятся
грязные воды умственной деятельности. Не стремись остановить проекции,
пусть они успокоятся. Если не отвергать и не принимать, Ты освобожден
в махамудре.


На дереве растут листья и ветви; А если ты срубил корни, вянет
множество листьев и ветвей. Точно так же, если рассечешь корень ума,
Прекратятся его различные действия.


Один факел рассеет тьму, собравшуюся за тысячи кальп. Так и мгновенное
переживание сияющего ума Растворит завесу кармической нечистоты.

Люди малого понимания, неспособные постичь эту истину, Сосредотачивайте
осознание, устремляйте его на дыхание; Пользуйтесь любыми практиками
сосредоточения и устремления глаз; Дисциплинируйте ум, пока он не
успокоится естественно.


Если ты воспринимаешь пространство, Растворяются устойчивые идеи центра
и окраин. Точно так же, если ум воспринимает ум, Прекращаются все виды
деятельности ума, Постигаешь высочайший разум бодхи].


Испарения земли становятся облаками, А затем исчезают на небесах,
Никто не знает, куда ушли облака, когда они растворились. Точно
так же волны мыслей, происшедшие от ума, Растворяются, когда ум
воспринимает ум.


У пространства нет ни цвета ни формы; Оно неизменно, не окрашено
черным или белым. Так и сияющий ум бесцветен и бесформен, Не
окрашен ни черным ни белым, ни добродетелью, ни пороком.

Как чистую и сияющую сущность солнца Невозможно закрыть тьмой,
которая длится тысячу кальп, Так и сияющую сущность ума Невозможно
затмить долгими кальпами сансары.

Хотя можно сказать, что пространство пусто, Описать его невозможно.
Точно так же, хотя хотя можно сказать, что ум лучезарен, Такое
название не подтверждает его существования. Пространство совершенно
не имеет местоположения, Так и ум махамудры не прибывает нигде.

Неизменным прибывай свободно в первоначальном состоянии, Несомненно,
твои узы ослабнут. Сущность ума подобна пространству, И потому
нет ничего, не охваченного умом.

Пусть движения тела станут мягкими и подлинными. Прекрати праздную
болтовню, пусть речь станет эхом. Не имей ума, но усмотри дхарму
прыжка.


Тело, как полый бамбук, не имеет субстанции; Ум подобен сущности
пространства, где нет места для мыслей. Оставь свой ум свободным,
не удерживай его, но и не позволяй ему странствовать. Если ум не
имеет цели - то это махамудра. Достигнув ее, ты достигнешь
высочайшего просветления.


Светоносна природа ума, в ней нет объекта восприятия. Когда не
станет пути медитации, откроешь путь Будды. Медитируя об отсутствии
восприятия, достигнешь высочайшего бодхи.

Здесь царь всех мнений, за пределами неподвижности и удержания.
Этот царь медитаций - без блуждающего ума. Это царь
действий - без усилия. Когда нет надежды и нет страха - ты понял цель.

Нерожденная алайя[8] не имеет ни привычек, ни завес. Оставь ум в
нерожденной сущности, не делай различия между медитацией и
временем после нее. Когда проекции исчерпают дхарму ума, достигнешь
царя мнений, свободного от всех ограничений.


Безграничен и глубок верховный владыка медитации. Свободно от
усилий самосуществование - верховный владыка действий. Свободное от
надежд самосуществование есть верховный владыка осуществления.

В начале ум подобен бурлящей реке, В середине подобен Ганге,
медленно текущей, В конце подобен слиянию всех рек - встрече матери и
сына.


Последователи тантры праджня-парамита, Винайи, сутр и других
религий - все они в своих текстах и философских догмах
не увидят светоносной махамудры.


Не имея ума, свободный от желаний, Самоуспокоенный, самосущий,
Он подобен водяной волне. Лучезарность закрыта лишь возникновением
желания.

Истинный обет самайя нарушается мышлением в понятиях заповедей.
Если ты никогда не пребываешь, не воспринимаешь, не
отходишь от конечного, Тогда твоя практика свята, тогда ты подобен
факелу во тьме.

Если у тебя нет желаний, если ты не пребываешь в крайностях,
ты узришь дхарму всех учений. Если будешь стремиться в этом
направлении, освободишься от тюрьмы сансары. Если будешь так
медитировать, сожжешь завесу нечистоты кармы. Поэтому тебя называют
"Факелом Учения".

Даже невежественных людей, не проявляющих преданности этому учению.
Ты можешь спасти от постоянного погружения в реку сансары.

Какая жалость! Живые существа претерпевают тяжкие страдания в низших
сферах! Желающим освобождения от страданий следует искать
мудрого гуру; Тогда ваш ум подвластный адхиштхана будет освобожден.

Если ищешь карма-мудру, возникает мудрость союза радости с пустотой;
Союз искусных средств и знания приносит благословение. Осуществи его и
дай начало мандале, Пошли ее в нужные места, распространи ее по всему телу.

Если внутри нет никакого желания, возникает союз радости и пустоты;
Приобретаешь долгую жизнь без седых волос, будешь сиять подобно луне.
Станешь лучезарным, сила твоя будет совершенной. Быстро достигнешь
относительных сиддхи, а после них надо искать абсолютные. И да
останется это заостренное наставление о махамудре В сердцах всех
живых существ!

Источник: http://jnana.ru/classics/mahamudra.html#snos


--------------------------------------------------------------------------------
 

ga3ry

Забанен
#2
А зачем развивать свое осознание? (вопрос из серии "А почему быть умным лучше, чем дураком?" - если подумать, так ли однозначен выбор?)
 

Kargopolov

Руководитель школы
#3
В качестве ответа - цитата из ПБИ (начало 2-го тома):

"Тем, кто практикует медитацию, нередко приходится слышать вопросы такого рода: «А зачем вообще всем этим заниматься, какой в этом смысл и какой от этого прок?». В подобных случаях можно задать встречный вопрос: «А можете ли вы сказать, зачем былинка тянется к солнцу? А зачем мы вообще живём?». Нетрудно увидеть, что все эти вопросы одного порядка. Уже сама их постановка является порочной. Разве жизнь нуждается в логическом обосновании? Точно так же и духовное развитие не нуждается в интеллектуальном одобрении, подтверждающем его право на существование. Низшее не может быть использовано как критерий оценки высшего. Ответ на вопрос о целесообразности духовного развития следует искать в сфере духовного же, но не в сфере интеллектуального, не в мышлении и не в логических рассуждениях. Парадокс состоит в том, что если человек этого не понимает, если у него нет внутренней устремлённости, то никакие, сколь угодно умные и пространные ответы ему не помогут, и тогда говорить бесполезно. Если же человек это понимает, то в словах тоже нет необходимости. Таким образом, если вам непонятно зачем нужно заниматься практикой самосовершенствования - тогда вам и не нужно ею заниматься - таков правильный ответ на этот вопрос.

О великой пользе медитации можно говорить долго, горячо и обильно. Да, действительно, грамотная энергомедитативная практика способна излечить человека от тяжких недугов, избавить от душевных страданий. Да, через такую практику человек меняет свою судьбу к лучшему, обретает паранормальные способности и т.д. и т.п. И тем не менее, совсем не это является главным.

Величайшая польза медитации заключается в преображении сознания человека. Вот что действительно важно! Всё остальное по сравнению с этим вторично и малозначимо. Полноценная духовная практика должна быть бескорыстной и самодостаточной.

На метафорическом уровне это можно уподобить получению образования. Когда ребёнок учится в школе, для него важна не сама учёба, а совсем другое - важно избежать наказания за двойки, важно то, что если он успешно закончит учебный год, то ему купят обещанный велосипед и так далее. Однако, когда ребёнок становится взрослым, он начинает понимать, что всё это совершенно неважно по сравнению с великой ценностью образования как такового, образования самого по себе. То же самое, в полной мере относится и к медитации. Для зрелой личности она самоценна и не нуждается ни в какой дополнительной мотивации в виде различных «полезностей». Не требует она и никаких логических обоснований, ибо по достижении определённого уровня развития сознания необходимость и величайшая ценность такой практики становятся интуитивно самоочевидными."

Ga3ry, слишком много "нет" так же плохо, как и слишком много "да". Двойственность, однако...:D
 

DB

Форумчанин
#4
[quote="ga3ry" post=7687]А зачем развивать свое осознание?[/quote]А чёрт его знает :)
Если сравнить взаимодействие сознания с окружающим его миром с импровизацией на музыкальном инструменте - то просто для того чтобы она была гармоничнее, красивее, мелодичнее, осмысленнее и т.д.
В конце концов, чтобы получать удовлетворение от собственной игры. :)
Т.е., типа, цель не находится снаружи, она заключена в самом действии.
Высказывание в тему - "нужно любить жизнь, а не её смысл"
Извините, поумничал немного :)
 
M

Maksim

Неактивен
#5
[quote="ga3ry" post=7687]А зачем развивать свое осознание? [/quote]

Про себя скажу- я себя не устраиваю, такой какой я есть. Поэтому всеми силами стараюсь себя изменить.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#6
Хорошая, вполне достойная мотивация.
"Себя собою от себя к себе" (цитата из одного малоизвестного советского поэта".
 

ga3ry

Забанен
#7
Ага, интересно!

Владимир Михайлович,
Не поверите, но цитату эту я помню, и именно она пришла в голову, когда отвечал Вам. Ясно, что для кого-то ценность этого самоочевидна, а другому ее доказать невозможно. Что тут сказать, наверное, вопрос мой не имеет смысла, ибо я вкладывал в него одни смыслы, а люди, которые отвечают, вкладывают другие. Разговор глухих. Но я все же думаю, что эти наши дискуссии имеют смысл, ибо верю в возможность налаживания мостиков между пониманиями разных людей.

DB,
Maksim,

Ответы понятны, спасибо. Дело вот в чем. Мотивации, которые побуждают Вас менять себя - они же принадлежат Вам теперешнему. Меняете Вы именно себя,теперешнего, и у другого Вас - разве не будут другие смыслы? Вы вступаете на тропу, которая ведет... никто не знает куда. Значит, вся затея имеет смысл только если 1)есть некая часть Вас, которая не изменится и 2) ваши смыслы и мотивации должны принадлежать именно ей, этой неизменной части. Иначе это все бег вслепую. Вопрос: как узнать, что именно вечный и неизменный Вы стоите за Вашими побуждениями?

ВладимирМихайлович, считаете ли Вы эти рассуждения имеющими смысл или просто играми ума, тогда как Праджня не увидит здесь никаких противоречий?
 

DB

Форумчанин
#8
Вы вступаете на тропу, которая ведет... никто не знает куда.
В любом случае, гулять в неизвестном направлении всяко интереснее чем стоять и пытаться высчитать неизвестно что :)
Вопрос: как узнать, что именно вечный и неизменный Вы стоите за Вашими побуждениями?
Как то особо не заботит. Может и нет никакого вечного и неизменного. Но есть косяки, которые хочется исправить, в этом сомнения никакого нет :) Кому они принадлежат - это вопрос десятый, но они вносят диссонанс в мелодию, и это мне определённо не нравится.
Надеюсь я правильно понял ваш вопрос..

Исчезнут одни побуждения - появятся другие. Постепенно мотивация стать абсолютно белым может вообще перетечь в мотивацию стать абсолютно чёрным, да и тот кто это осуществляет может быть противоположностью саму себе "тому", и всё равно это всё будет частью одного большого движения.
Стоять на месте без всякой мотивации вряд ли получится - всё равно назреют вопросы, которые будут требовать решения, сначала мелкие. потом наслаиваясь один на другой, станут весить больше, и всё равно в конце концов всё выльется в великий поход за счастливым будущим :evil: Этого не избежать.
Короче для меня все эти вопросы бессмысленны. всё равно буду дрыгаться, как бы оно там ни было :)
 
M

Maksim

Неактивен
#9
Мотивации, которые побуждают Вас менять себя - они же принадлежат Вам теперешнему.
Я сразу отмечу, что не очень разбираюсь в вопросе, могу только догадываться.
Что такое Я Теперешний? Человеческое сознание, как мне кажется лишь проекция чего то большего.
Хочет ли бицепс, чтобы его качали спортзале?

Вы вступаете на тропу, которая ведет... никто не знает куда. Значит, вся затея имеет смысл только если 1)есть некая часть Вас, которая не изменится и 2) ваши смыслы и мотивации должны принадлежать именно ей, этой неизменной части.
Той самой части, проекцией которой я являюсь.
Иногда я смертельно устаю от себя, такого какого я есть сейчас, так водитель устает от маломощного и постоянно ломающегося автомобиля. Он понимает, что пересев в спортивный кабриолет все будет по другому.
С другой стороны классно водить спортивное авто будет только тот, кто водил и жигули и фургоны, а не тот, у кого эта машина первая.
 

ga3ry

Забанен
#11
Нет, мне не очевидно. Видимо, потому, что опыта другого рода у меня не было. Но я, по крайней мере, усвоил, что мой ум иногда заводит меня в дебри - потому и переспрашиваю. Спасибо за ответ.
 
M

Maksim

Неактивен
#12
По поводу ума, кстати, интересно.
Давно замечено, что часто умные и соображающие люди абсолютно не преуспевают в жизни и более того - являются полными неудачниками.
И с другой стороны недалекие люди, но с жизненной смекалкой часто преуспевают.
Как говориться "Думать надо меньше - соображать больше".
То есть интенсивная работа аналитического аппарата не всегда выдает достаточный КПД.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#13
Инструкторы, обучающие вождению автомобиля особо отмечают как наиболее трудную категорию обучаемых, программистов - компьютерщиков. Ведь на самом деле компьютор - дебил, который не понимает контекста, который всё понимает предельно буквально и которому нужно очень долго всё разжёвывать. Ну и понятное дело, с кем поведёшься, от того и наберёшься...:D
Уж извините, господа программисты. Чем больше интеллекта, тем хуже с интуицией и общей адекватностью. Ситуация, когда интеллект интуицию запугал. Диагноз - "умный дурак". Не обижайтесь, я сам такой был, и мой одноклассник Юра Левин (впоследствии ставший зубным врачом) именно так меня охарактеризовал, когда мы учились в старших классах. И он был совершенно прав. :D
Так что, по большому счёту, слово" умный" - сомнительный комплимент. Владимир Набоков неплохо это показал в "Защите Лужина".
 

ga3ry

Забанен
#14
Не могу согласиться, что "троечники" обычно успешнее "отличников" из-за того, что последним мешают "лишние" умственные способности. Тут другое. Способности эти скорее с детства меняют характер интересов своих обладателей, делая его отличным от интересов сверстников. Результат - изоляция, не только от других, а от жизни вообще. Преуспеть тут можно лишь в чем-то узко-академическом.

Сужу по себе. Мне неинтересно было пить-проказить-драться, как одноклассникам. Сидел дома, паял, книжки читал. В результате этот "энергетический канал" еще больше пере-развивался, в ущерб "противоположному". "Умный дурак" - это я, да. Хотя, замечаю, что с возрастом стал сильно меняться: тело становится более "деревянным", а вот восприятие жизни - менее. Парадокс!

Ну а сами по себе хорошо работающие мозги еще никому не вредили, ИМХО.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#15
Так ведь речь идёт не о том, что плохо, когда "мозги хорошо работают". Плохо другое - когда интеллект интуицию запугал до полусмерти. Нужно, чтобы и мышление - интеллект, и интуиция-праджня, и то, и другое. были сильными , развитыми и взаимоуравновешенными. Не стоит переводить обсуждение в русло: что лучше - быть одноглазым, либо быть одноногим. :D
 
M

Maksim

Неактивен
#16
ga3ry, медитативные практики не вытесняют ум и не отключают аналитическое мышление.
Скорее они формируют и развивают в сознании более эффективные и развитые структуры, которые берут управление на себя, в том числе и аналитическим аппаратом.
Данные структуры помимо более эффективного взаимодействия с внешним миром, в том числе тем, что называется интуицией, могут помимо всего прочего оказывать воздействие на теорию вероятности и изменять структуру будущих событий.
 

ga3ry

Забанен
#17
[quote="Kargopolov" post=7727]Не стоит переводить обсуждение в русло: что лучше - быть одноглазым, либо быть одноногим. :D[/quote] Ладно, давайте заканчивать. Видимо, у меня не получилось выразиться достаточно ясно.
 

ga3ry

Забанен
#18
[quote="Maksim" post=7728]ga3ry, медитативные практики не вытесняют ум [...][/quote] Это все понятно, но говорили-то мы немного о другом.
 

DB

Форумчанин
#19
Ум рисует линии, обводит контуры. С помощью него можно придать некой мысли чёткость, обвести её, свести к формулировке. Но что-то теряется когда это происходит - взамен чёткости, которая приобретается.
Особенно остро это чувствуется в споре - только что ты видел "всю тыкву целиком", и казалось, знал как действовать, но как только пускаешься в конкретные формулировки, что-то забываешь, порой даже что сам хотел доказать. Вернуться к такому видению одной логикой трудно.
Я хочу сказать, что вот тут то и становится понятно, что не умом единым. По крайней мере - мне. :)
 

ga3ry

Забанен
#20
DB,
Спасибо, сие и мне знакомо.
Не знаю, покажется ли Вам это похожим, но у меня по утрам бывает: помнишь свой сон, но когда начинаешь его "втискивать" в имеющиеся образы и понятия, чтобы можно было запомнить, - он ускользает бесследно, как мелкая рыбешка.