Путь без иллюзий. Школа В. Каргополова
  • Групповые занятия проходят в Санкт-Петербурге по ул. Рентгена, д.10а (по вторникам, с 19:30 по 21:30). Сменная обувь обязательна. Занятия проводит преподаватель нашей Школы Анатолий Мамеев.
    Справки по телефонам: 8-931-200-2208, 8-911-723-8788
    Канал в телеграме: PBI_EMP
  • Владимир Михайлович Каргополов в связи с затяжной болезнью временно не записывает на консультации и не ведёт переписку. А так же не отвечает на посты на форуме сайта. Возобновление всех этих видов деятельности примерно в середине мая. Возможны уточнения.

    Администрация сайта.

Поза для Дза Дзен мастера Кодо Саваки. Критические замечания.

Kargopolov

Руководитель школы
#1
Мастера Кодо Саваки я глубоко и искренне уважаю, а также часто цитирую. Однако, как говорится. "Платон мне друг, но истина дороже". У меня имеются серьёзные претензии к той позе для выполнения Дза Дзен, которая принята в Школе мастера Кодо (см. http://lib.rus.ec/b/302355/read ).
Там пишется следующее: " язык должен быть прижат к верхнему нёбу, Руки лежат у живота, кончики больших пальцев сомкнуты и расположены напротив пупа."
На мой взгляд, это неправильно и даже чревато неприятностями. Дело в том, что такая позиция рук и языка оказывает весьма специализированное воздействие на энергосистему и на психоэмоциональную сферу практикующего. Для кого-то эта позиция будет очень полезной и благодатной (грубо оценивая - примерно для трети практикующих), для кого-то - нейтральной, а ещё для одной трети она будет вредной и чреватой деформацией личности по паранойяльному типу. К сожалению великий мастер плохо разбирался в энергетике.
Вот почему в моей школе для тех, кто не прошёл индивидуальную консультацию рекомендуются только общие (неспециализированные) методы. Ну а прижатие языку к нёбу и смыкание кончиков больших пальцев - это, во первых, задаёт обратный круг циркуляции энергии, а во-вторых, имеет свои, весьма чёткие, показания и противопоказания. Рекомендовать эти техники всем без разбору, является грубой ошибкой.
Вот фото мастера Кодо Саваки, сидящего в Дзадзен:
http://images.yandex.ru/yandsearch?p=6&text=%D0%9A%D0%BE%D0%B4%D0%BE%20%D0%A1%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D0%BA%D0%B8&img_url=www.mahajana.net%2Fttd%2FSawaki%2520Kodo%2520-%2520Do%2520ciebie%2Fimg%2Fsawaki5.jpg&rpt=simage

Шамс Тебризский: "Все ссылаются на своего шейха, я же пью воду прямо из источника".
 

Oleg

Забанен
#2
Добрый вечер, Владимир Михайлович!
Вы писали, что Кодо Саваки плохо разбирался в энергетике. В чём, по Вашему, причина? Наличие слепых зон, особенности практики, что-то другое?
Спасибо!
 

Kargopolov

Руководитель школы
#3
А кто из Дзен-буддистов вообще разбирается в энергетике? Где биоэнергетическая теория? Где разнообразие методов? Где диагностически прицельная ЭМП. В Дзен буддизме всего этого нет. Мастер Дзен это не мастер цигун.

Что касается "А почему так?", то подобные вопросы можно задавать в любых количествах и по любому поводу. Никакой практической и реальной познавательной ценности они не имеют. Мне это неинтересно, а Вам вряд ли принесёт какую-либо пользу. И вообще, я что, должен знать (и ещё давать вам отчёт) по какой причине кто-то чего-то не знает?

К примеру, я тоже могу вас спросить, а почему вы, Олег, не знаете китайского языка? Ну так, по той же самой причине дзен-буддисты не знают энергетики - их этому не учили и они этому не учились. Но вы ведь не успокоитесь и станете меня спрашивать дальше, как будто я обязан детально выяснять причины чьего либо невежества.

Ваш вопрос и агрессивен и неадекватен одновременно. Он априори предполагает непогрешимую мудрость мастеров Дзен-буддизма и невозможность того, что они могут быть некомпетентны и невежественны в чём-то, относящемся к сфере развития человека.
 

Oleg

Забанен
#4
Владимир Михайлович!
Конечно, Вам виднее, что приносит пользу, а что нет. Только вот приходиться констатировать, что будь я в своё время настойчивей в выяснении моментов, которые Вы находите малозначимыми или само-собой разумеющимися, может быть, сейчас не оказался бы в ситуации, в которой оказался.
Вы, являясь авторитетом (для меня в частности), делаете большое дело - даете развивающий импульс и указываете путь. Некоторые детали помогли-бы задать более верное направление.

Что криминального в моём последнем вопросе? Кто из участников форума может утвердительно сказать: недостаток какой сферы развития приводит к подобному однобокому результату (неспособность наблюдать энергетические процессы)?
Наверное, благодаря развитой чувствительности могла появиться биоэнергетическая теория, а не наоборот?
По имеющейся у меня информации, некоторые школы дзен практикуют дыхательные техники с открытыми и закрытыми глазами. По идее, это должно обеспечивать всестороннее развитие.
 

@igolarin

Форумчанин
#5
Способность видеть энергетические процессы определяет тонкая настройка внимания. Но опять же сколько не говори об этом , понять это поможет только и только практика всё остальное «от лукавого». Поэтому утвердительно говорю: «Занимайтесь, Олег, и всё рано или поздно придет. Не Вы первый, не Вы последний».
С уважением. Игорь.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#6
Но причём здесь Кодо Саваки и Дзен -буддизм? Зачем мне судить и гадать почему у них игнорировалась энергетика и почему они этого не знали? Почитайте разные практические рукрводства по Дзен буддизму, ну например книгу Филиппа Капло "Три столпа Дзен". Вы там не найдёте ровно ничего про строение энергосистемы, про каналы, про диагностику и т.п. В дзен буддизме ошибочно считают. что вполне достаточно " чистой" работы с сознанием, а работу с энергией игнорируют. Таковы факты. Ну и зачем мне выяснять почему у них этого нет? Вам это интересно, Вы и выясняйте, а мне вполне достаточно самого факта. Я бы ещё мог понять вопрос о том, как надо заниматься, чтобы развитие было гармоничным и сбалансированным. Я бы в таком случае ответил, что для развития человека необходимо работать как над сознанием, так и над энергией. И ещё бы ответил, что в арсенале методов моей школы даны методы и для того, и для другого. и что при систематической практике этих методов рано или поздно развивается соответствующая чувствительность к энергетике собственного тела и тогда биоэнергетическая теория моей школы подтверждается собственным опытом.
Мне думается. что за вашим вопросом на самом деле стоит недоумение, дескать как же так , великая многовековая традиция, великие просветлённые мастера Дзен буддизма, как же они этого не могли знать? Каргополов знает. а они нет. Да быть того не может. Однако это подход людей, верующих в общепризнанные авторитеты и не имеющих собственных критериев различения разных учений с точки зрения содержательной. Поэтому, если Вы с чем-то несогласны - приводите свои аргументы, но простая ссылка на великие авторитеты и древность традиции здесь не принимается.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#7
Олег пишет:
"По имеющейся у меня информации, некоторые школы дзен практикуют дыхательные техники с открытыми и закрытыми глазами. По идее, это должно обеспечивать всестороннее развитие. "

Имеющаяся у Вас информация ошибочна. На самом деле, это даже не информация, а всего лишь Ваше личное ошибочное мнение, которое ни на чём не основано. Предъявите мне источник, в котором говорится, что классический Дзен буддизм использует дыхательные техники. Таких источников нет.В Дзен буддизме вообще не используют дыхательные техники, а практикуют (причём исключительно на начальных этапах для облегчения последующей основной практики) наблюдение обычного (т. е. без какой-либо техники) дыхания.
Олег, Вы заставляете меня тратить время, пытаясь на равных дискутировать со мною. Извините, но Вам не дискутировать надо, а учиться, хотя бы внимательно прочитать мою книгу, где все эти вопросы хорошо освещаются. Учиться и практиковать, а не спорить.
А по поводу того, что дыхание при открытых и при закрытых глазах "должно обеспечить всестороннее развитие", то это очень безграмотное утверждение. Ваша самоуверенность меня просто шокирует.
"Дайте русскому школьнику карту звёздного неба, которую он ранее никогда не видел и наутро он вернёт её в исправленном виде".:D
Фёдор Достоевский из "Братьев Карамазовых".
 

Oleg

Забанен
#8
Сожалею. Мне бы хватило фразы о том, что в дзен-буддизме игнорируется работа с энергией.

Благодарю за ответы! С уважением, Олег
 

Oleg

Забанен
#9
1. Секида Кацуки "Практика Дзен (методы и философия)"
2. Владимир Михайлович! Вы сами упоминали, что практика полного дыхания обеспечивает всестороннее развитие.

Соответствующие ссылки и цитаты попробую представить после праздника.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#10
Дорогой Олег! Ей -богу, я знаю, что я писал, и в каком контексте.
Достаточно просто по диагонали просмотреть книгу ПБИ, чтобы увидеть мою позицию относительно базовых методов развития. Это:
1) медитация-самонаблюдение
2) медитация- присутствие
3)дыхательная практика
4) динамическая медитация (медитативное хождение с остановками).
В практическом разделе ПБИ нигде, повторяю, НИГДЕ не даётся методический вариант, где есть только дыхательная практика. Всюду настаивается на необходимости медитации самосозерцания.
В принципе, можно практиковать и только дыхание, но эта практика будет чревата обострениями. Она не является гармоничной, сбалансированной и оптимальной.
Вместо того, чтобы спросить меня и уточнить, Вы начинаете со мною же спорить, используя в качестве аргументов мои же слова, забывая, что понимание тех или иных слов в огромной степени определяется контекстом, в рамках которого они сказаны. Это уже не позиция ученика, а позиция оппонента- спорщика.
Китайские мастера говорили о том, что "нельзя учить того, кто не понимает природу отношений между учителем и учеником".
 

Oleg

Забанен
#11
Владимир Михайлович!
Я не хочу и не могу с Вами спорить. Сошлюсь на ПБИ. Сейчас не могу дать ссылку, поэтому передам как смогу.
На сайте, в разделе практика, в главе 3-й "Даосское парадоксальное дыхание", в подразделе "Практика для даосского круга", ближе к концу (4-й от конца абзац) написано: "С методической точки зрения полное дыхание можно использовать либо как основной метод энергомедитативной практики, либо как вспомогательный. Здесь возможны три различных методических варианта:".
Там же, в последнем абзаце: "Наконец, вполне возможен и такой методический вариант, при котором базовой практикой является только дыхательная медитация, как единственный и самодостаточный метод энергомедитативной практики.".
Таже информация приведена на странице 523 2-го тома бумажного издания ПБИ.

Владимир Михайлович! Я не хотел бы вдаваться в подробности была ли, и кем допущена ошибка. Для меня, как и для многих, важно иметь возможность учиться и получать помощь у компетентного наставника.

С уважением, Олег
 

гело

Форумчанин
#12
Прошу прощения за вторжение в диалог, однако по моему мнению сначала надо расставить акценты в терминологии. "ДЫХАТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА" и "ДЫХАТЕЛЬНАЯ МЕДИТАЦИЯ " это одно и то же, или нет?
" Дыхательная практика " - принудительное дыхание основанное на определенной методике.
" Дыхательная медитация" - медитация самонаблюдения, где дыхание проходит в свободном режиме, являясь основным объектом наблюдения, а все остальные явления наблюдаются в фоне. Глаза закрыты или прикрыты.
Если это так, то вопроса, который задаёт Олег просто не существует.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#13
Такой методический вариант действительно возможен, но далеко не оптимален. Именно по этой причине в практической 3-й части 2-го тома нет ни одного рекомендуемого читателю методического варианта, в котором бы наряду с дыхательной практикой не давалась бы медитация самосозерцания.
А в классическом Дзен буддизме, и это знают все, кроме людей абсолютно невежественных в отношении методического арсенала Дзен - дыхания как метода практики не существует. Есть только созерцание дыхания и то только как вводная практика для новичков. Вот что пишет роси Филипп Капло в своей знаменитой книге "Три столпа Дзен":

«Причина, почему опытные дзенские наставники не анализируют и не объясняют процесс дыхания детально, состоит в том, что они не хотят, чтобы ученики увлекались техникой дыхания… Технические приёмы принадлежат миру технологии, а не духовному обучению».

Между тем, Капло принадлежит линии обучения классического Дзен. Его учитель - Ясутани Роси, а учитель его учителя - Харада Роси. Роси - титул дзенского монаха наставника. Сэкида Кацуки роси не является. Это всего лишь школьный учитель математики, увлекающийся буддизмом и написавший книгу, ставшую широко известной на Западе в силу названия "Практика Дзен". Однако не следует эабывать, что это книга отражает не столько классический Дзен, сколько его весьма вольную интерпретацию мирянином.

Общаться с человеком, которому указывают на явные ошибки, а он вместо того, чтобы поблагодарить и исправиться, начинает с великим упрямством их отстаивать, не имеет никакого смысла. Воинствующее невежество на нашем форуме не приветствуется.
Пользователь Oleg забанен. Я устал с ним препираться. ВМ.
 

mr_Hriublin

Форумчанин
#14
Олег, если ВМ пишет, что дыхательная практика возможна как самодостаточный метод, это не равносильно тому, что дыхательная практика - это метод, обеспечивающий всестороннее развитие. Уж как минимум очевидно, что этот метод не даёт информационного развития, т.е. о всестороннем развитии уже можно забыть. К тому же, даже по части энергетики, этот метод имеет свои определённые особенности (просто даже по моим скромным разумениям). Чисто по собственным ощущениям, что на даосском, что на обратном круге и в любой позе, эта техника непременно прорабатывает ключицу, т.е. канал перикарда. Но может это только у меня, не знаю, я чувствую это воздействие. Плюс, втягивания с последующей кратковременной концентрацией воздействуют на мочеполовую сферу весьма хорошо (всяческие воспаления прорабатывает на ура, а согласно ПБИ даже аденому предстательной без операции может вылечить). Вот вам уже две акцентуации данного метода.
Точно так же медитативное хождение в позе Гунь Бу также в принципе воздействует на всю энергосистему, но имеет свои акценты, и присутствие в позе даос на вершине. Что уж говорить, если даже просто открыть-закрыть глаза или прижать язык к нёбу или ещё что-то уже определённым образом воздействует на энергосистему.

У ВМ по всему ПБИ идёт красной нитью мысль и указание на то, что необходимы взаимодополняющие медитативные практики, просто чтобы вас не "перекосило", как того же, простите если ошибусь в имени, Рамана Махарши со своим "Кто я?". Хотя это, безусловно, совсем уж специализированный метод у него был, дыхательная практика - более сбалансированный и общий. У вас же получилось так, что Вы словно увидели эти несколько строчек, и забыли об этой "красной нити".

По сути говорится тут о том, что дыхательная практика может быть основным методом, который необходимо практиковать не как "средство от перекоса - 10-15 минут", а как полноценную пранаяму 30-50 минут. Итого, там уж несколько вариантов - можно 30-50 минут дыхания + 15 минут самонаблюдения. Я лично предпочетаю 30 минут дыхания 30 минут самонаблюения (или сосредоточения - есть тут у меня на голове одна препоганенькая блокировка, которая так и обращает на себя внимание, хотя такое сосредоточение скорее естественно вытекает из самонаблюдения у меня при разгоне мыслей и наблюдении неоднородности ощущений тела), и с утра 10-20 минут медитативного хождения для бодрячка и силы, как доп. практику.

Во всяком случае, это то, как я это изначально понял.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#15
Mr. Hriublin, очень хорошая программа для утреннего занятия. Если ещё удаётся вечером дыхание, затем самонаблюдение, то можно ожидать неплохих результатов .
Спасибо, Вы хорошо разъяснили методические установки нашей школы, изложенные в ПБИ.
Всего доброго. ВМ.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#16
В завершение спора:
Олег приводит мои слова из ПБИ:
"... вполне возможен и такой методический вариант, при котором базовой практикой является только дыхательная медитация, как единственный и самодостаточный метод энергомедитативной практики.".

Да. такой вариант вполне имеет право на существование, но не для всех, а для определённой категории людей и для определённой энергетической ситуации.
Дело в том, что дыхательная практика, особенно даосское парадоксальное дыхание, это, прежде всего сублимационная техника, оказывающая самое сильное воздействие на дыхательную и иммунную систему (в моей терминологии - на каналы группы Ветра). Поэтому она особенно показана для гиперсексуальных людей и для периодов полового воздержания. Действительно, для таких людей и для таких периодов, когда имеет место постоянный и сильно выраженный наплыв сексуальной энергии, практика дыхания вполне может использоваться как основной метод практики.
Но даже в таких случаях я всегда рекомендую в качестве дополнительного метода практиковать самонаблюдение.
Надеюсь теперь моя позиция предельно ясна и никаких недопониманий относительно неё уже не будет.
Всего доброго ВМ.