Путь без иллюзий. Школа В. Каргополова
  • Групповые занятия проходят в Санкт-Петербурге по ул. Рентгена, д.10а (по вторникам, с 19:30 по 21:30). Сменная обувь обязательна. Занятия проводит преподаватель нашей Школы Анатолий Мамеев.
    Справки по телефонам: 8-931-200-2208, 8-911-723-8788
    Канал в телеграме: PBI_EMP
  • Владимир Михайлович Каргополов в связи с затяжной болезнью временно не записывает на консультации и не ведёт переписку. А так же не отвечает на посты на форуме сайта. Возобновление всех этих видов деятельности примерно в середине мая. Возможны уточнения.

    Администрация сайта.

Доктор Новиков о морали и религии.

Kargopolov

Руководитель школы
#1
Некоторые наблюдения о морали, атеизме и религии
Взято из: http://drnovikov.livejournal.com/61301.html#cutid1

Религиозные пропагандисты, пытаясь обосновать "необходимость" и "значимость" религии для общества, продолжают создавать образ врага. Врагами, разумеется, назначают атеистов. Рисуют страшные картины "атеистического общества без морали и нравственности, где все позволено, раз бога нет".

А что же на самом деле? Недавно попались мне на глаза любопытные работы на тему распространенности религии среди различных групп населения в Штатах -- одной из самых религиозных стран мира.
Так вот, в 1998 году в самом, наверное, престижном научном издании мира -- журнале Nature -- было опубликовано исследование, по данным которого среди ученых верит в бога лишь 7% (среди представителей биологических наук -- 5,5%). 93% ученых -- атеисты или агностики.
Другие исследователи изучали распространенность религии среди преступников. Что же оказалось? Почти 90% заключенных исповедуют одну из авраамических религий и их ответвлений! Атеистов там всего 0,209%.
В российских тюрьмах, по данным ФСИН на 2007 год, к верующим себя относят 84,4% опрошенных, причем 76% считают себя православными.

Что же это такое получается?
Если бы были правы те, кто делает из атеистов пугало, все было бы наоборот. Тюрьмы были бы переполнены ужасными атеистами, а ученые, двигающие прогресс цивилизации, были бы сплошь верующими и искали бы, разумеется, дорогу к богу.
А ведь как беззастенчиво пропагандисты религии вдалбливают миф об ужасах атеизма и о том, что религия, якобы, "необходима, поскольку несет нравственные ориентиры".

Кстати, среди атеистов и процент разводов оказался значительно ниже, чем среди консервативных христиан! Оказывается, религия с предлагаемой ей "моралью и ориентирами" не особо мешает грабить, воровать и разводиться.
Господа, как только в вашем присутствии пропагандисты какой-либо религии затянут уже набившую оскомину песню про "без религии общество скатится в ад", про "религия несет обществу мораль и нравственность", про "если нет бога, то все позволено" и особенно про "необходимость знакомить детей с религией в школе" -- вспомните вот эти цифры и прервите поток лжи.

В каком обществе вы хотите жить?
Задумайтесь, в каком обществе вы хотите жить. В таком, где окружающие образованны, признают и уважают права и свободы других людей и принимают это в качестве фундаментальных ценностей?
Или же в новом средневековье, где вас не убивают только потому, что боятся некое выдуманное божество, а жрецы культа пока не имеют к вам претензий?
Ведь это так удобно -- ограбил, украл, смошенничал, потом покаялся, наколол купола, подарил священнослужителю джип, поставил свечку -- и удобный бог все простит, можно продолжать. Как поется в известной песне: "Ведь ваши боги все прощают вам".

Нельзя строить мораль на религиозных выдумках
Нельзя подменять мораль богобоязненностью. Нельзя выводить нравственные ориентиры из выдуманных божеств и религиозных сказок. Ориентиры, построенные на лжи, заведут в пропасть.
Если мы хотим, чтобы в нашем обществе жить стало лучше и безопаснее, чтобы наша страна перестала отставать в развитии, то распространять нужно ни в коем случае не религию, а образование и ценности светского гуманизма. Но сегодня движение, похоже, идет в обратном направлении.

Тревожные наблюдения
Сегодня в российских школах сокращают преподавание естественнонаучных предметов. И одновременно, всеми правдами и неправдами, религия пытается пролезть (и пролезает) в школы (под видом ОПК), детские сады, ВУЗы, воинские части. Завтра вместо "модернизации" мы можем оказаться в новом средневековье.
Бонус из комментариев: наглядная табличка, иллюстрирующая связь между понижением уровня образования, повышением религиозности и ростом преступности.

Для тех, кому интересны источники:

Статистика Federal Bureau of Prisons по заключенным.
Статистика из статьи в Nature по ученым.
Данные по разводам среди религиозных и атеистов.
 

Kadykoff

Администратор
#2
Re: Новиков о морали и религии.

Еще стоит сравнить моральное состояние общества при советском атеизме и современное общество, уже двадцать лет направляемое церковью.
 

ga3ry

Забанен
#3
Re: Новиков о морали и религии.

Ой, не знаю. Я уже как-то писал, что для большой части населения религия вполне могла бы быть благом - с их состоянием сознания. Именно для того, чтобы боялись Бога и не делали дурного.
Другое дело, что религия должна быть делом добровольным.
Рисуют страшные картины "атеистического общества без морали и нравственности, где все позволено, раз бога нет".
- для некоторых так оно и есть.
В российских тюрьмах, по данным ФСИН на 2007 год, к верующим себя относят 84,4% опрошенных, причем 76% считают себя православными.
Чушь. Неужели это - верующие? Просто формальное обозначение. Спорю, что до тюрьмы им было наплевать.
Задумайтесь, в каком обществе вы хотите жить. В таком, где окружающие образованны, признают и уважают права и свободы других людей и принимают это в качестве фундаментальных ценностей?
Или же в новом средневековье, где вас не убивают только потому, что боятся некое выдуманное божество, а жрецы культа пока не имеют к вам претензий?
А почему, собственно, или - или? Черное - или белое? Прием продавцов: купите, и ваша жизнь круто изменится, или так и останетесь лохом.
Ведь это так удобно -- ограбил, украл, смошенничал, потом покаялся, наколол купола, подарил священнослужителю джип, поставил свечку -- и удобный бог все простит, можно продолжать. Как поется в известной песне: "Ведь ваши боги все прощают вам"
Камешек, мне кажется, в огород РПЦ. Где здесь изЬян религии?

Не поймите меня правильно. ;) Я вовсе не за религиозное общество. Я против крайностей - с любой стороны.

P.S. Kadykoff:
Еще стоит сравнить моральное состояние общества при советском атеизме и современное общество, уже двадцать лет направляемое церковью.
:cry: Это Чаплин, что-ли, 20 лет направляет общество, рассказывая женщинам как одеваться? :)
 

Kadykoff

Администратор
#4
Re: Новиков о морали и религии.

Это Чаплин, что-ли, 20 лет направляет общество, рассказывая женщинам как одеваться?
Ну если и не направляет, то, по крайней мере, имеет возможность направлять, проповедовать, учить и пр. Вы же поняли, о чем я.
 

ga3ry

Забанен
#5
Re: Новиков о морали и религии.

Ну, да... Но многие ли его всерьез слушают? Стебаются, в основном.
А насчет "имеет возможность" - попы - тоже граждане, если запретить им, можно запретить и другим. К тому же, если не ошибаюсь, он скорее представитель РПЦ, чем духовный авторитет.
Короче, иметь возможность и реально делать - разные вещи ИМХО.
 

siroga

Забанен
#6
я тут краем глаза услышал, что во главе сегодняшней РПЦ стоят те же люди, что были на подкормке у гбистов в 80-90.... в общем одна лихая команда вместе с кремлем. Вопросы есть?
 

volegova

Забанен
#7
Этим летом я была на Валааме, как волонтер эколог. Место волшебное, монастырь нас курировал, отвел под наш палаточный лагерь вершину горы по дороге к Никольскому скиту. Что мне более всего понравилось, не было никакого нажима на то, чтобы мы посещали службы, даже крестик и то, инок Димитрий просто подарил, когда узнал, что товарищ крещен, но не носит. Это было скорее отеческое увещевание, очень мягкое и заботливое. И вообще отношение было очень заботливое, действительно отеческое и в заботе о нашем питании, каких-то житейских нужд. Многие монахи люди непростой судьбы, пришли к этому осознанно. А так все очень энергично, современно - мобильные телефоны, интернет, любой вопрос и деловой и духовный можно обсудить не опасаясь, что тебя не осудят или отнесутся пренебрежительно. То, что сверху, не берусь судить, но в РПЦ абсолютно не авторитарно. Надо сказать, что те, кто ехал и помолиться, проявили себя как очень славные, искренние и работящие. Были среди волонтеров и откровенные бездельники, болтуны и даже карьеристы, которые и "зеленую" и православную деятельность используют... Ну таких просто терпели. Но монастырь я зауважала искренне. Он заботился именно о нравственности, а не о морали. Все очень открыто, кроме некоторых скитов, где по уставу не положено допускать посторонних.
 

Kadykoff

Администратор
#8
Материал в тему:
Газета.ру - Бандитская вера
Преступники используют религию, чтобы придать своему образу жизни видимость законности

Религия в современной России вряд ли может быть источником общественной морали, поскольку не слишком влияет на поведение людей.

Татарские этнографы сделали интересное открытие. Оказывается, в последние годы преступники из крупнейших казанских ОПГ – «Хади такташ» и «Квартал» – стали не просто крышевать местных предпринимателей, но делать это по законам шариата. То есть с коммерсантов-мусульман они взимают закят — налог, идущий в пользу бедных и на распространение ислама. Но это вовсе не значит, что бизнесмены, которые ислам не исповедуют, могут вздохнуть спокойно. С них собирают джисью — налог, которым облагают в мусульманских странах иноверцев мужского пола. С чего бы это казанские бандиты впали в такое благочестие? Ларчик открывается просто. В тюрьмах и лагерях, через которые они проходят, проповедь ислама занимает не последнее место. Причем ислама в радикальном салафитском изводе. Звучит она настолько убедительно, что

зачастую ислам принимают и этнические русские. Чтобы потом вместе с новыми единоверцами собирать закят и джисью с подневольных коммерсантов.

Можно, конечно, воскликнуть — да какая это вера! В истории всех мировых религий есть замечательные легенды о раскаявшихся разбойниках. Жил себе такой изверг, убивал, грабил, а потом уверовал, раздал награбленное и скрылся с глаз людских спасать душу. Но в Казани, похоже, ничего подобного не происходит. Бандиты принимают веру, но живут по шариату очень избирательно. Преступного промысла не бросают, просто придают ему религиозную видимость. То есть легитимизируют в собственных глазах свою криминальную жизнь. И все же происходящее имеет к религии прямое отношение, более того, свидетельствует о серьезных процессах, которые происходят в современной религиозной жизни в целом.

Вера в преступной среде вещь крайне популярная и вовсе не ограничивается исламом. Хорошо известно, что российские бандиты принимают живейшее участие в православной жизни и немало жертвуют на храмы. При этом занятий своих не бросают. Поговаривают, что среди ктиторов храма Христа Спасителя половины уже нет в живых. Пали в разборках и отпеты были по высшему разряду. В интернете недавно появились фотографии камер, в которых содержатся крупные криминальные авторитеты. По числу икон и крестов на стенах они значительно превосходят монастырские кельи. Но отличаются от них еще и роскошными кроватями, которые непонятно как попали в исправительные заведения. Впрочем, нет, понятно. Но речь сейчас о другом. Что влечет нераскаявшихся разбойников к церкви или мечети?

Причин несколько. Прежде всего, это элементарная вера в магию.

Жизнь человека, преступившего закон, полна риска. И для того, чтобы риск преуменьшить, все средства хороши. Поставил свечку перед иконой, глядишь — поможет. Перекрестился в трудный момент — вот и пронесло. Заказал благодарственный молебен, авось не поймают.

Вторая причина психологическая. Груз преступления давит на душу, хочется от него избавиться. Помолишься или исповедуешься доброму батюшке, вроде стало легче. От настоящего раскаяния, которое заставляет поменять образ жизни, это далеко, но жить помогает. Может даже сложиться целое мировоззрение, оправдывающее греховную жизнь. Оно остроумно описано у Лескова в рассказе «Чертогон». Там забубенный купчик кутит напропалую, напивается до безобразия, бьет зеркала в ресторации, унижает половых. А потом неистово молится, постится и являет собой образец праведности и благочестия. Но ненадолго. Вот он снова в кабаке и безобразничает с прежним рвением. А на удивленный вопрос, какой смысл в этом круговороте праведности и греха, отвечает, что смысл есть и немалый. И грешит он вполне сознательно, потому как не согрешишь – не покаешься. Подозреваю, что такая диалектика не чужда и сегодняшним браткам. Она очень удобна для того, чтобы жить в согласии с совестью, не меняя привычный образ жизни.

В этом и заключается суть бандитской веры.

Казанские лихие парни, собирая с бизнеса закят и джисью, верят, что они вершат богоугодное дело, но при этом дело остается прежним — то есть противозаконным и преступным. Прежней остается и их жизнь, вовсе не являющая собой пример праведности. Но на нее теперь наброшен флер законности. Все по шариату, какие могут быть претензии.

Аналогичным образом и их православные братья по ремеслу, жертвуя на храмы и совершая положенные обряды, оправдывают в своих глазах собственную жизнь. И менять ее не собираются. По крайней мере, сколько-то заметного оттока из преступного мира в монастыри в настоящее время не наблюдается.

Здесь можно было бы поставить точку, если бы не одно «но». Вышесказанное несложно отнести и к российской религиозной жизни в целом. Конечно, в ней все обстоит гораздо менее драматично. Понятно, что простым обывателям вовсе не нужно оправдываться в своих и чужих глазах за какие-то особые преступления. Но основные векторы совпадают. Это и надежда на магическую помощь. И снятие психологического напряжения. И, наконец, самое главное: способ приобщиться к респектабельному большинству, не прилагая для этого лишних усилий. То есть легитимизировать свой образ жизни, не меняя его. Этим и объясняются парадоксы, которые с удивлением обнаруживают социологи в своих исследованиях отечественной религиозности.

Вот лишь некоторые. Православными нынче называют себя около 70 процентов населения страны. Однако на одном дыхании две трети из них признаются, что вера не играет большой роли в их жизни, то есть никак не меняет ее. Эти слова подтверждаются и поступками, вернее, их отсутствием.

Подавляющее число номинально православных (93%) честно говорят о том, что не принимают никакого участия в общинной церковной жизни. Что это значит? Прежде всего вот что. Они не спешат претворять свою веру в дела, становиться лучше, чем были раньше. Скажем, помогать бездомным, больным, инвалидам.

В этом отношении они уступают даже казанским бандитам, которые (по крайней мере, на словах) собирают закят на нужды единоверцев.

В России сейчас возлагают большие надежды на религию как на источник общественной морали. Но, похоже, пока она не слишком влияет на поведение людей и скорее выполняет иные функции. Преступный мир это вполне устраивает, но вряд ли может устраивать общество в целом.
 

green

Форумчанин
#9
Перешел на обратный круг и покрасил яйца. Жизнь удалась.