Путь без иллюзий. Школа В. Каргополова
  • Групповые занятия проходят в Санкт-Петербурге по ул. Рентгена, д.10а (по вторникам, с 19:30 по 21:30). Сменная обувь обязательна. Занятия проводит преподаватель нашей Школы Анатолий Мамеев.
    Справки по телефонам: 8-931-200-2208, 8-911-723-8788
    Канал в телеграме: PBI_EMP
  • Владимир Михайлович Каргополов в связи с затяжной болезнью временно не записывает на консультации и не ведёт переписку. А так же не отвечает на посты на форуме сайта. Возобновление всех этих видов деятельности примерно в середине мая. Возможны уточнения.

    Администрация сайта.

Легендарный Владимир Данченко(№20) о МЕТОДЕ духовного развития о христианстве.

Статус
Закрыто для дальнейших ответов.

PetrZ

Форумчанин
#1
Здравствуйте.
Занимаюсь несколько лет медитаций в различных Группах,паралельно много читаю религиозной и эзотерической литературы.
Оказалась очень и Ваша работа.
Статью публикую с целью дискусии.Она абсолютно не фанатичная.Вместо этого схематичная и практичная.Затрагивает некоторые вопросы о которых Вы писали в книге.Надеюсь будет интересно.


Вы спрашиваете, не подменяю ли я дух человеческий Духом Господним, когда говорю, что сила духа, согласно христианским воззрениям, обитает лишь в тех людях, которые стремятся к Богу. Действительно, христиане различали эти два духа. Подобно грекам, которые "удваивали" ум, постулируя существование космического Ума, христиане удваивали дух, постулируя существование Святого Духа. Вместе с тем дух человека имеет самое непосредственное отношение к Духу Господню.
Согласно тексту Ветхого Завета, "создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни ("вдохнул в него дух жизни" – Прем 5:11), и стал человек душею живою" (Быт 2:7). Дух человека есть несотворенный элемент его состава, непосредственное представительство Святого Духа, изустно "вдутая" в прах земной искра Божия. Как я уже говорил, благодаря ей человек причастен подлинному бытию, истине и благу; но искра эта еле теплится, представляя собой скорее возможность, нежели действительность дарованных человеку богоподобных способностей быть, понимать и любить. Поэтому хотя и говорится, что "тело без духа мертво" (Иак 2:26), апостол говорит также о людях, не имеющих духа (см. Иуд 19), – практически не имеющих, как сказали бы мы сегодня.
Дух – нечто такое, что появляется или проявляется в человеке, нечто такое, что первоначально как бы отсутствует. Это появление или проявление приравнивается ко второму рождению и называется "рождением свыше" или "рождением от Духа". "Рожденное от плоти есть плоть; а рожденное от Духа есть дух" (Ин 3:6). Иными словами, христиане отрицали возможность "самовозгорания", полагая, что искра духа не только даруется, но и возжигается Богом, благодатью Святого Духа. Сам по себе дух человеческий бессилен перед вожделениями плоти: "Вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас" (Рим 8:9). Причем возжигание искры духа – такой же свободный, незаслуженный дар Божий, как и сама эта искра. Человек неспособен не только возжечь ее личным усилием, но и вынудить к тому Бога личными заслугами. Зато он вполне способен угашать ее – или не угашать (см. 1Фес 5:19). Ответственность за судьбу благодатного дара Святого Духа всецело лежит на самом человеке; и хотя благодатная помощь предоставляется всем людям без исключения, далеко не все принимают ее.
Таким образом, дух человеческий представляет собой переменную величину, рост которой обусловлен неким надличным фактором, неподвластным личной воле человека. Христиане назвали этот фактор Святым Духом. В основе христианских представлений о духе лежат тонкие наблюдения за работой механизмов мотивационной сферы психики.
Этой возможностью быть, равно как и возможностью понимать и любить, человек обязан нисходящей на него благодати Духа Господня. Но, как я уже сказал, первые две возможности для авторов Нового Завета менее актуальны, чем третья. "Бог есть любовь", – дважды повторяет апостол (см. 1Ин 4:8,16). "Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем". И перед тем, что Бог есть любовь, как-то на второй план отходит то, что он есть Сущий, Логос, Истина, Свет и т.д. Перед любовью отступает не только Мудрость, но и вера. "Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто" (1Кор 13:2).
"Как ни прекрасно познание и истина, – писал Платон в "Государстве", – но если идею блага ты будешь считать чем-то еще более прекрасным, ты будешь прав". Он называл идею добра, блага "самым важным знанием", однако познание этой идеи представлялось ему сложнейшей теоретической задачей. Что есть добро? Что такое "хорошо"? Ответы на подобные вопросы терялись за трудно различимым пределом познаваемого. Напротив, для христиан, видевших истинное Благо не как объект, а как отношение, как божественную Любовь, подобных проблем не существовало. "Господь знает умствования мудрецов, что они суетны". "Ибо весь закон в едином слове заключается: люби ближнего твоего как самого себя" (1Кор 3:20; Гал 5:14).
Важно отметить, что ранние христиане противопоставили любовь не только мудрости эллинов, но и закону иудеев. Последние культивировали не боговидение, а богослышание, – не теоретическое, а харизматическое, богооткровенное знание. Возможно, это психокультурное различие объясняется условиями природной следы обитания: в отличие от, скажем, Платона, который наслаждался визуальным разнообразием Средиземноморского побережья и пытался усмотреть истоки красоты вещей, патриарх иудейской культуры Моисей обитал в Синайской пустыне. Правда, он научился говорить с Богом еще в Египте, но практика его египетских учителей также была связана с пустынным или храмовым уединением, предполагавшим общение со словом – писанным или изустным, – а не созерцание предметного мира. Как бы там ни было, иудейские представления о благе были в высшей степени конкретны: богоизбранный народ располагал сообщенным через Моисея законом, в котором подробнейшим образом излагались все требования, предъявляемые человеку Богом. Добро, благо заключается в исполнении заповедей закона; и наоборот, преступление закона, непослушание Богу – это зло, грех.
Однако христиане отметили, что закон, призванный упорядочить человеческие отношения, сам по себе служит не уничтожению, а именно утверждению греха. Парадокс морального закона заключается в том, что посредством закона "грех становится крайне грешным". Вот как анализирует этот факт апостол Павел; его соображения заслуживают того, чтобы привести их в развернутом виде.
"...Неужели от закона грех? Никак; но я не иначе узнал грех, как посредством закона, ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: "не пожелай".* Но грех, взяв повод от заповеди, произвел во мне всякое пожелание; ибо без закона грех мертв.
Я жил некогда без закона, но когда пришла заповедь, то грех ожил, а я умер; и таким образом заповедь, данная для жизни, послужила мне к смерти, потому что грех, взяв повод от заповеди, обольстил меня и умертвил ею... Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр, а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которое не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я то делаю, но живущий во мне грех.
Итак я нахожу закон, что когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих". (Рим 7:7-11,15-23)
* Десятая заповедь: Не пожелай ничего, что у ближнего твоего, – дома, жены, поля, раба, вола, осла и т.д. (см. Исх 20:17).
По мнению ветхозаветных авторов, единственное, что способно удержать человека от преступления закона, то есть от порожденного законом греха, – это страх перед наказанием. Поэтому страх Господень считался очень ценным душевным качеством – корнем, началом, полнотой и венцом премудрости (см. Сир 1:11-21; Еккл 12:13), – а пророки усматривали одну из основных своих задач в том, чтобы держать народ в страхе перед Богом. Таким образом, если эллины пытались склонить человека к мысли быть "хорошим", то иудеи – запугать его последствиями "плохого" поведения. Однако вторая стратегия оказалась столь же непродуктивной, как и первая; во всяком случае, изложенная в Ветхом Завете история иудеев после получения закона Моисеева выглядит преимущестИтак, раннехристианское отрицание господствующих форм моральной культуры идет по двум линиям – по линии отрицания "мудрости эллинов" и "закона иудеев": эллины, познав Бога, не заботились иметь его в разуме и, "называя себя мудрыми, обезумели", иудеи же, получив от Бога закон праведности, не смогли исполнить его и стали "пленниками закона греховного". Новозаветные авторы отрицают не мудрость и закон как таковые; по существу, они отрицают разум и страх в качестве основных регуляторов морального поведения. Обе линии отрицания сходятся в утверждении человеколюбия: любовь к людям утверждается в качестве единственного средства, единственно возможного пути к действительному исполнению закона и обретению действительной мудрости.
"Любящий другого исполнил закон, – указывает апостол. – Ибо заповеди "не прелюбодействуй", "не убивай", "не кради", "не лжесвидетельствуй", "не пожелай чужого" и все другие заключаются в сем слове: "люби ближнего твоего, как самого себя". Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона" (Рим 13:9-10). Любовь видится христианам универсальной силой единения, воссоединяющей не только человека и человека, разъединенных враждой и корыстью, но также человека и Бога, разъединенных первородным грехом отпадения, забвения Отца. Как сказал Иисус, "кто любит Меня, тот соблюдает слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим" (Ин 14:23).
Любовь к Богу служит залогом мудрости, богопознания. Впрочем, тема богопознания в Новом Завете раскрыта лишь в форме отдельных намеков. Говорится, что мудрость "мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих, но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей,... как написано: "не видел того глаз, не слышало ухо и не приходило на сердце человеку того, что приготовил Бог любящим Его"" (1Кор 2:6-7,9). Короче говоря, будет любовь – будет и мудрость. Любовь к человеку как раз и является необходимым предварительным условием любви к Богу. "Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?" (1Ин 4:20). Человеколюбие есть путь к богопознанию, – утверждению в "знании единого истинного Бога" и обретению жизни вечной (см. Ин 17:3), утраченной вследствие отпадения праотцов от Первоистока.
Таким образом, любовь к людям мыслилась новозаветным авторам как средство осуществления дохристианских целей – исполнения закона и познания Бога. Собственно же христианская доктрина служила средством осуществления этой центральной идеи – любви к людям. Именно эта идея, а не идея исполнения закона или познания Бога выступила в качестве системообразующего фактора христианского вероучения.
Скажем, откуда в Новом Завете этот пафос веры? Нам он представляется вполне естественным. Мы говорим: вера в Бога. В этом словосочетании есть что-то торжественное, какое-то величие. Для нас акт веры – это глубоко личностный, осмысленной акт, акт личного выбора. Мы избираем веру в Бога – таков наш личный выбор. Мы не можем доказать, что Бог есть – мы верим в это. Верим вопреки всему. Избрать веру в Бога и твердо стоять в ней – это, в общем-то, героический путь.
Но это для нас так. А две тысячи лет назад вера в Бога еще не была верой в современном значении этого слова, она носила гораздо более тривиальный характер. Люди верили в богов так, как мы верим, скажем, в атомы или гравитационное поле. Они некритически принимали на веру свидетельства "тех, кто знает" – жрецов, – подобно тому как мы принимаем на веру свидетельства ученых, жрецов науки. Такого рода вера не была актом личного выбора, поскольку боги были неотъемлемым элементом культуры, – тот же "античный материалист" Демокрит назвал свои атомы "богами". Отрицание богов было уделом эксцентриков, отрицавших вместе с богами и культуру как таковую. Что касается веры в единого Бога, которую позднейшие христиане ставили себе в заслугу перед язычниками, то творцы Нового Завета были иудеями, а иудеи издревле признавали истинным только одного, "своего" Бога. Более того, для языческой культурной элиты Единое Божество – пребывающая причина преходящего мира – по меньшей мере со времен Платона было не предметом веры, а предметом познания, успехи которого, как я уже говорил, признавались новозаветными авторами.
Возможно, новозаветный пафос есть пафос веры в миф о Христе? Непорочное зачатие, исцеления и чудеса, хождение по воде, воскрешение разлагающихся трупов, самовоскрешение, – чтобы признать, что тут обошлось без красавца-легионера и литературной фантазии, без гипноза и ловкости рук, без розыгрышей и психофизиологических трюков, без тибетской школы йогов, наконец, – чтобы признать все это, от нас требуется героический акт веры. Но две тысячи лет назад мифы не нуждались в естественных объяснениях, ибо таковые отсутствовали даже для сферы естественных явлений. Действительность ограничивалась узкой областью повседневной практической деятельности, а за ее пределами действительный мир сливался с миром воображения, где не было ничего невозможного. В мифе же о Христе не было ничего такого, что делало бы его менее убедительным, чем другие, конкурирующие мифы, и требовало в связи с этим от верующих каких-то дополнительных усилий; по существу, он представлял собой комбинацию традиционных ближневосточных мифологем, легко узнаваемых людьми того времени.
Почему же возникла проблема веры? Для тогдашнего человека не составляло проблемы поверить в то, что некто – Сын Бога; трудно было поверить в то, что Сын Бога – этот человек, Иисус, образ и проповедь которого никак не вписывалась в рамки традиционных представлений о Боге. "Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие" (1Кор 1:22-23). И тех и других можно понять. Казалось бы, чего-чего, а чудес Иисус явил предостаточно; но это были не те чудеса, которых иудеи ожидали от Бога – они ожидали от него чудесных наказаний. Сравнив Ветхий и Новый Завет мы обнаружим, что речь в них идет как бы о двух разных Богах. Эмоционально неустойчивый ветхозаветный Яхве все порывается стереть с лица земли свой бестолковый народ, и лишь доводы Моисея ("Подумай, что скажут египтяне?") вынуждают его заменить высшую меру наказания рядом менее суровых, но зато регулярных мер. И тут вдруг нам говорят, что бояться не надо, что Бог есть любовь. И кто это говорит? Ученики человека, который, называя себя "Сыном Бога", никого как следует не проучил, – не поразил громом, не провалил в тартары, не наслал мор, язву, саранчу на худой конец, – никак не проявил своего родства с грозным Отцом еврейского народа. Напротив, этот человек, называя себя "Царем Иудейским", водился со всяким сбродом, подонками общества, блудницами, пил вино, преступал закон, богохульствовал и кончил, как и следовало ожидать, на кресте, в обществе воров и убийц. Иудеи привыкли, что Бог их наказывает, а тут получилось, что они сами его наказали; согласитесь, это был очень крутой поворот сюжета.
Эллинов мало волновали коллизии инокультурной мифологии. Эллины смотрели в корень: что нового? (см. Деян 17:21). Земная женщина родила от Бога? Что ж, такие случаи в литературе описаны, ничего нового в этом нет. Чему учил Сын Бога – вот что интересно. Что он хотел сказать такого, о чем бы мы еще не знали? А сказал он, что чтобы познать Бога, нужно любить людей – всех людей, включая больных, слепых, хромых, увечных, убогих и прочих изгоев, не нужных ни себе, ни миру. Более того, он даже придавал особое значение этим "нищим духом", поставив оных во главу угла и объявив, что "их есть Царство Небесное" (Мф 5:3). Да, – сказали эллины, – подобной нелепицы мы еще не слыхали. Как могут люди, прикованные к земле нуждами плоти и не имеющие духа, вознестись к Высочайшему?
Чтобы понять недоуменную реакцию античной культуры на христианский призыв к человеколюбию, необходимо принять во внимание, что это была совершенно бесчеловечная, я бы даже сказал, демонстративно бесчеловечная культура. Она видел в человеке только тело, вещь, и относилась к нему соответственно – как к одной из вещей природного космоса.
Едва-едва приступив к освоению когнитивного блока психики, античные мудрецы способны были лишь к усмотрению непосредственных очевидностей. Очевидно, что человек – это тело, оперирующее в одном или двух мирах, общих для всех людей, – чувственном и умозримом, – мирах, столь же очевидных, как и человеческое тело. Напротив, существование частного, личного, внутреннего мира не очевидно, поскольку, в отличие от чувственного и умозримого миров, внутренний мир другого человека невидим, непосредственно не воспринимаем. А исходя из одной только непосредственной очевидности умозримого мира невозможно умозаключить, что это мой, личный, а не всеобщий мир. Ибо совершенно очевидно, что этот умозримый мир живет своей жизнью; а разнообразие мнений о законах умозримого мира свидетельствует лишь о несовершенстве соответствующего органа восприятия, ума, а не о различии воспринимаемых миров.
Поскольку внутренний мир человека для античной культуры был абсолютно невидим, она была абсолютно бихевиористична: человек здесь сознавал себя и другого не как уникального носителя опыта, обретавшегося бесчисленными поколениями предков, не как "резюме истории", а как "политическое животное", говорящее тело, взаимодействующее с другими телами. Разумеется, это не значит, что античный человек неспособен был принять в расчет, отфиксировать у другого человека наличие определенных мыслей и чувств. Но моменты такой фиксации не сливались в непрерывность сопереживания. Сопереживать было некому, ибо отсутствие своего, внутреннего, постоянного было взаимным. Лишь Единое пребывало неизменным в далекой занебесной области; а тут, внизу неизменным оставалось только изменение, "тела и души текли, как ручьи", и невозможно было вступить дважды в вечно новый поток стимулов и реакций.
Бесчеловечность античной культуры была обусловлена не только уровнем психического развития ее творцов, но и уровнем их социальной организации. Будучи продуктом рабовладельческого общества, построенного на вещных отношениях между людьми, античная культура призвана была служить и служила воспроизводству именно таких отношений, – ведь неспособность людей поддерживать отношения по типу "человек человеку вещь" привела бы к распаду наличной социальной структуры и гибели цивилизации. На закате этой цивилизации бесчеловечность ее культуры во всей полноте явила себя на аренах и трибунах римских колизеев – последнего отчаянного средства педагогического воздействия, воспитывавшего безличное, вещное отношение к человеку.
Рассматривая людей в качестве вещей, идеологи античной культуры не видели в данном классе вещей ничего возвышенного, ничего достойного служить предметом любви, которая, согласно Платону, есть "жажда целостности и стремление к ней". Иное дело, когда речь идет о какой-то конкретной вещи данного класса, напоминающей нам некогда потерянную нашу половину; но стремиться к единению с вещами негодными, испорченными, безобразными – не безумно ли это? Не безумно ли по примеру христиан раздавать свое состояние нищим, то есть, обрекая себя на страдания, продлевать страдания этих несчастных? Где тут логика? Культурной элите античного мира, людям "духовно богатым" и, несомненно, знавшим, что такое любовь к Богу, христианский призыв ко всеобщему человеколюбию во имя богопознания представлялся произвольной и теоретически безграмотной декларацией. Действительно, только безумец мог проглядеть тот очевидный факт, что устремляясь к людям – чувственным вещам преходящего мира, – мы тем самым отвращаемся от Единого Божества, запредельного вещам не только чувственным, но и умопостигаемым. А то, что внутри каждого человека заключено якобы Царствие Божие (см. Лк 17:21), – так это ведь еще доказать надо.
Вот почему Иисус настойчиво втолковывает ученикам, что он Сын Бога – и, разумеется, демонстрирует это, добавляя, впрочем, что "блаженны не видевшие и уверовавшие" (Ин 20:29). Вот почему ученики так же настойчиво и даже навязчиво повторяют: кто уверует, что автор проповедуемого учения был Сыном Бога, тот спасется, обретет жизнь вечную и т.д. Вот почему за утверждением родственных связей между Иисусом и Богом, а также восхвалением веры в действительность этих связей как бы отходит в тень самое спасительное учение. Потому что когда все умные и уважаемые люди в один голос заявляют, что это учение безумно и самонадеянно, принять его можно лишь уверовав, вопреки всему, что оно изошло от самого Бога. Потому что лишь уверовав, что оно изошло от самого Бога, можно осуществить в бесчеловечном мире рационально взаимодействующих тел это удивительное учение, состоящее всего из одной фразы: "Сия есть заповедь Моя: да любите друг друга, как Я возлюбил Вас" (Ин 15:12).
И это все. Остальное служит концептуальной броней – иллюстрацией, объяснением, обоснованием и средством осуществления этой незащищенной сути, этого бесхитростного вверения себя эпохе, прогрессирующей в своей бесчеловечности. Возлюбите друг друга, как я возлюбил вас.
В этом "как я" – весь смысл явления Христа, Спасителя европейской культуры, выведшего ее из античного тупика. Буржуазная эпоха впоследствии популяризовала другую, более созвучную себе максиму: возлюби ближнего, как самого себя. Но это еще дохристианская максима, хотя и она произносилась Христом, который относил ее к числу важнейших заповедей (см. Мф:22,36-40). Это сокращенный вариант ветхозаветного "не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя" (Лев 19:18). И хотя в новозаветном, чисто позитивном варианте этой формулы нет обычного ветхозаветного запретительства, порождающего запретный плод, хотя она сосредотачивает наше внимание на том, что следует делать, а не на том, чего делать не следует, – она остается таким же благим пожеланием, как и негативный ее вариант ("не мсти, не имей злобы"), причем пожеланием двусмысленным, несущим в себе зерно насилия.
Не будем забывать, что формула "возлюби ближнего, как самого себя" – это не просто житейская рекомендация, а религиозное наставление, даваемое в контексте исполнения закона Божия. Если человек воспринимает данное наставление серьезно, как руководство к действию, он столь же серьезно воспринимает и закон, выполнить который не может; а сознание собственной несостоятельности порождает в нем чувство вины и самоагрессию. "Я плохой, греховный, я достоин всяческой кары, Господи", – вот как такой человек себя любит. Самоагрессия естественно обращается вовне, в ненависть ко вкусившим запретного плода, и для любви не остается места, ибо все мы не без греха.
Заповедь, которую Иисус дал ученикам на последней, тайной вечере, – возлюбите друг друга, как я возлюбил вас – исключает возможность подобного исхода. "Сие сказал Я вам, чтобы вы не соблазнялись. ...Не говорил же сего вам сначала, потому что был с вами. А теперь иду к Пославшему Меня..." (Ин 16:1,4-5). Новая заповедь – Иисус сам называет ее "новой" (см. Ин 13:34) – сосредотачивает наше внимание не на самих себе, не на совокупности наших несовершенств, а на образе Христа, образе нашего "потребного я", наших потенциальных возможностей; иными словами, она сосредотачивает наше внимание не на том, кто мы есть, а на том, кем мы можем быть. "Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит" (Ин 14:12).
Иисус показал, как – явил пример (см. 1Пет 2:22); явив пример, он тем самым привел в действие силу примера, которая возникает в зоне разрыва между явленной возможностью и наличной действительностью.
Такова формальная сторона этого события; в содержательном плане Иисус показал, каким может быть человек, явил пример совершенного человека, движимого во всех делах своих любовью – благой силой, силой добра, то есть, по определению, Духом Господним. Он показал также пример совершенной любви, – показал, что "любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает..." (1Кор 13:4-8). И "нет больше той любви, как если кто положит душу за друзей своих" (Ин 15:13).
Явив благой пример, пример совершенного действенного блага, Иисус привел в действие неведомую ранее модификацию благой силы – силу благого примера. По словам апостола, "закон дан через Моисея, благодать же и истина произошли через Иисуса Христа" (Ин 1:17). Сам Иисус говорит ученикам на тайной вечере: "лучше для вас, чтобы Я пошел (к Пославшему Меня – В.Д.); ибо если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам". "Сие сказал Он о Духе, который имели принять верующие в Него; ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен" (Ин 16:7; 7:39).
Сама по себе концепция, равно как и психологическая реальность Духа Святого не является христианским открытием; это ветхозаветная идея. Но в функциональном отношении ветхозаветный Дух – Дух премудрости (см. Ис 11:2) – был крайне слабо связан с духом человеческим: он действовал лишь в тех немногих праведниках, у которых оказалось достаточно личной силы для исполнения закона. Напротив, благодатная сила новозаветного Духа гораздо более доступна: она доступна каждому, причем, как подчеркивает апостол, даром (см. Рим 3:24). В собственно христианском смысле Дух Святой, возжигающий дух человеческий, представляет собой именно силу благого примера Христа, – и "если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности" (Рим 8:10).
Сама по себе сила примера также не является христианским открытием; это несущая сила процесса производства человека – производства, изначально основанного на свободном подражании, то есть самостоятельном освоении образцов полагаемых в качестве совершенных. Культ предков, культ героев – все это различные формы использования силы примера для культивирования человеческих существ. Но в отличие от множества исторически-обусловленных, эпохально-конъюнктурных образцов совершенства, которые постоянно появляются и исчезают на гребне прогресса, христианство дало человечеству абсолютный, непреходящий образец: оно поместило образец человеческого совершенства в самое сердце культурного космоса. Потому что Иисус действительно был (и есть, ибо он "вчера и сегодня и во веки Тот же" – Евр 13:8) не только Христом, Спасителем, но и Сыном Бога.
Давайте рассмотрим, что есть Бог. Не будем делать из этого вопроса проблему и рассмотрим его в духе новозаветной катафатики. "Я открыл имя Твое человекам", – говорит Иисус (Ин 17:6). "Я открыл им имя Твое", – напоминает он в завершение тайной вечери (Ин 17:26). К именам же в те времена отношение было очень серьезное, – ведь узнав имя, человек получал возможность призывать обладателя имени, вступать с ним в отношения; поэтому имена духов, не говоря уже об именах Бога, хранились в глубокой тайне – примерно так, как сегодня хранятся телефоны высоких начальников. Но благодаря Иисусу всем нам сегодня известно, что Бог есть любовь. Таково главное из новозаветных имен, собственно христианское имя Бога; произнося слово "Бог", новозаветные авторы подразумевают прежде всего любовь. Именно "прежде всего", потому что у Бога много имен. Однако главное имя оттого и главное, что оно включает в себя остальные; все эти имена приоткрываются нам, когда мы приоткрываем тайну любви. Что есть любовь? Любовь есть "совокупность совершенства" (Кол 3:14).
А "совокупность совершенства" – не скрывается ли она и за именем культуры как совокупности средств производства человека? Не составляет ли специфику этого производства именно то, что в качестве основных средств здесь выступают цели?
Попадая в мир, младенец попадает в незримую сеть культуры, "сеть совершенств" – ориентиров роста, явленных возможностей развития, которые были осуществлены предшествующими поколениями. Полагая эти возможности в качестве ценностей, ребенок делает их предметом своего стремления. Осуществляя их, осваивая опыт человечества, он как бы растворяет в себе соответствующие ячейки сети, присваивает их и становится все более совершенным. При этом растворенные совершенства утрачивают для него свой ценностный ореол, становятся чем-то само собой разумеющимся. Так человек овладевает прямохождением, ложкой, речью; растворяя в себе начальные крупные ячейки сети, он улавливается все более тонкими и продолжает движение по ступеням совершенства – углубляет свой опыт целеполагания и расширяет свой ценностный горизонт, то есть становится все более культурным. Именно благодаря наличию этой сети – системы ценностных ориентиров роста, канализирующих энергию живого существа, – люди становятся людьми. Не уловленный ею, если и выживает, остается животным; выпавший из нее погибает.
Сеть культуры начали плести еще наши звероподобные предки, и во всех последующих поколениях находились люди, которые, догадываясь о ее значении, посвящали себя ремонту, обновлению и расширению "сети совершенств". Во все времена особое внимание уделялось сохранению и упрочению тончайших ее ячеек, рассчитанных на уловление лиц, для которых обычные человеческие ценности среднего уровня утратили свою смысложизненную силу. Эти тончайшие ячейки предельных ценностей, предельных совершенств, – таких как благо, истина, бытие, покой, красота, справедливость и т.п. – были увязаны в одно понятием Бога – творца всей совокупности совершенства, всего сущего. Бог стал центром культурного космоса, центром "сети совершенств" и предметом благоговейного преклонения. Религиозный культ Творца "совокупности совершенств" обеспечил надежное сохранение и воспроизводство этих совершенств, значительно облегчил передачу знания о них от поколения к поколению. А те совершенные, для кого истина, бытие и тому подобное превратились во что-то само собой разумеющееся, оказались прочно уловлены апофатической Бездной Отца, пребывающего "во Мраке неприступном от чрезмерности изливающегося из Него Света".
"Итак, будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный" (Мф 5:48). То, что Бог являет собою "совокупность совершенств", было известно и до Христа. Он и Единый, и Благой, и Сущий, и Жизнь и многое другое. Все это различные имена Божественных Сил – "совершенств", в которых он действительно являет себя; но ни одно из этих имен не приложимо к совокупности сил в целом, "совокупности совершенства". Целостность совершенства, сокрытая во мраке бездны Отца, была явлена лишь Христом. Как сказано: "Бога не видел никто никогда; единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил" (Ин 1:18). Сын – изреченный Отец, "Слово жизни" (1Ин 1:1), "образ Бога невидимого" (Кол 1:15), в котором "обитает вся полнота Божества телесно" (Кол 2:9). Сын не просто произнес главное имя Отца, но явил Его, явил полноту любви: "Вдевший Меня видел Отца" (Ин 14:9). Таким образом, если бездна Отца есть непроявленная целостность совершенства, то любовь Сына – явленная ее целостность, интегральная функция совершенства. Поэтому и говорится: Бог есть любовь.
Важно отметить, что Иисус явил полноту именно божественной любви. "Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них" (Ин 17:26). Божественная и человеческая любовь различаются в христианстве как совершенная и вожделенная. Это два почти неотличимых по чувственной окраске процесса противоположной направленности. Определение вожделенной любви дал Платон, и я уже приводил его; это "жажда целостности и стремление к ней". Иными словами, вожделенная любовь есть стремление к какому-то определенному, отдельному совершенству, к соединению (слиянию, обладанию и т.д.) с чем-то, полагаемым в качестве ценности, блага. Вожделение направлено на конкретный предмет, так как обусловлено его недостатком или отсутствием. Напротив, совершенная любовь обусловлена полнотой наличного совершенства и не имеет конкретного предмета; это спонтанная неспецифическая реакция интегрального исхождения всей "совокупности совершенства" при соприкосновении с несовершенством. Ее можно определить как "жажду исцеления".
Поскольку же несовершенство – качество, свойственное исключительно предметам культуры, то есть делам рук человеческих, совершенная любовь есть не что иное, как безусловная любовь к людям, человеколюбие: "Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает и любовь Его совершенна есть в нас" (1Ин 4:12). Но самое способность безусловно "любить друг друга", совершенная любовь обретается лишь опытом стремления к совершенству, то есть опытом вожделенной любви, которая отнюдь не сводится к таким низким своим формам, как "похоть плоти, похоть очей и гордость житейская" (1Ин 2:16). В конце концов, любовь к Богу также вожделенна. А "любовь Его совершенна" обращена в ином направлении, не к Богу; ибо Бог любит не Себя – он любит Своих детей.
Итак, в лице Сына люди узрели незримую прежде полноту совершенной любви Отца в действии; явив пример совершенной любви, Сын привел в действие силу этого примера – Дух Святой, возжигающий дух человеческий. "И Сии три суть одно" (1Ин 5:7).
Открытие Троицы повлекло за собой переворот в области производства человека, сравнимый по масштабам разве что с великой промышленной революцией в области производства средств к жизни, – революции, последовавшей за изобретением паровой машины. Открытие Троицы преобразило мир. Увязав собою Отца и Дух в триединое функциональное целое, Христос дал людям невиданное ранее средство самокультивирования, на несколько порядков повысившее уровень их контроля над мотивационной сферой собственной психики. Тем самым человек подымался на новую ступень психической эволюции, и неофиты видели это. "Кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое", – писал апостол Павел. – "...Ибо вы храм Бога живого, как сказал Бог: "вселюсь в них и буду ходить в них..." (2Кор 5:17; 6:16).
Три лица Троицы фиксируют три основных элемента психологического механизма ценностного регулирования движущих сил человеческого поведения. Во-первых, существует некая ценностная сфера, "сфера совершенства", "всего самого лучшего" для данного человека, всего того, что он находит хорошим, добрым, правильным, справедливым, должным, короче говоря, – совокупность его ценностного опыта. Эта недифференцированная целостность "всего самого лучшего", этот ценностный потенциал не сознается; о нем известно только, что он есть, и что он способен актуализироваться в колизийных ситуациях нравственного выбора, благоприятствуя их позитивному разрешению. Такие спорадические непосредственно переживаемые акты спонтанного исхождения ценностной сферы в операциональную сферу сознания составляют второй компонент психологического механизма ценностного регулирования поведения. И наконец, существует более-менее сознаваемый "образ совершенства", образ "потребного себя", руководствуясь которым человек строит сознательную стратегию своего морального поведения.
Эти три элемента – неосознаваемая "сфера совершенства", акты ее спонтанного исхождения в сферу сознания и сознаваемый "образ совершенства" – присутствуют в каждом человеке и участвуют в регулировании его поведения вне зависимости от того, слышал ли он что-либо и Троице или нет. Троица представляет собой окультуренную и усовершенствованную форму этого механизма; в отличие от паровой машины, Троица была не изобретена, но именно открыта, и сообщение знания о ней представляет собой не что иное, как окультуривание и усовершенствование наличного механизма ценностной регуляции поведения.
А совершенствовать тут есть что, поскольку элементы "дикорастущего" механизма складываются стихийно, не сознаются и функциональные связи между ними чрезвычайно слабы. Так, содержанием "сферы совершенства" становятся ценностные реалии непосредственного социального окружения – семьи, группы, социума, – а также случайные отрывки ценностного опыта человечества; не подозревая о существовании этой сферы, то есть ценностного опыта как такового, человек не заботится и об углублении такого рода опыта. Акты исхождения ценностной сферы в сферу сознания фиксир
 

amigo

Модератор
#2
Re: Легендарный Владимир Данченко(№20) о христианстве.

Автор! Из правил форума:
6. Запрещается любое обсуждение религии во избежание попадания в трясину нескончаемых и, при этом, совершенно непродуктивных споров с религиозными людьми. Просто этот сайт не для них. Он предназначен для тех, кто занимается ЭМП, а не богословскими спорами.
Немного прочитал, но не вижу даже и намека на дискуссию - что тут можно обсуждать.
Автор сей статьи:
Владимир Данченко
ЕВРОПЕЙСКИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ КУЛЬТУРЫ
АНТИЧНОСТЬ И ХРИСТИАНСТВО
Глава из "Очерков эзотерической психологии эпохи развитого социализма"
 

PetrZ

Форумчанин
#3
Re: Легендарный Владимир Данченко(№20) о христианстве.

Прошу прощения за нарушения правил форума и благодарю за уточнение не знаю почему не опубликовалась ссылка.
А подискутировать хотелось не об "религии",ни над "верованиями",а о методе который предлагается в этой статье.
Ответ на вопрос:как можно любить если нет "любилки" и т.д
 

amigo

Модератор
#4
Re: Легендарный Владимир Данченко(№20) о христианстве.

[quote="PetrZ" post=5064]Ответ на вопрос:как можно любить если нет "любилки" и т.д[/quote]
Если Вы внимательно читали Путь без иллюзий, то в главе критики христианства, есть замечательный топик о Любви и "Возлюби ближнего своего как себя". Рекомендую ознакомится, думаю вопрос сам отпадет. Из себя, лично я, не могу вытащить любовь и ее культивировать в себе - не вижу смысла.
 

PetrZ

Форумчанин
#5
Часть 2

"Образ совершенства" формируется по тому же принципу, что и "сфера совершенства", и является ограниченным ее представительством на уровне сознания; но поскольку связь между ними не сознается, образ "потребного себя" не становится посредником между сознанием человека и его ценностным потенциалом.
Троица совершенствует естественный механизм ценностной регуляции поведения, описывая (то есть делая содержанием сознания) все его элементы, равно как и существующие между ними функциональные связи, что позволяет целенаправленно этот механизм использовать; и она окультуривает его, описывая его элементы не в их естественных, стихийно сложившихся формах, но в их культурной полноте и завершенности, конденсирующей фундаментальный ценностный опыт человечества.

Характерной конструктивной особенностью Троицы является содержательное или сущностное тождество ее функциональных элементов, прежде всего "сферы совершенства" и "образа совершенства", Отца и Сына. Сын здесь именуется не просто образом, но единосущным образом Отца. "Я и Отец – одно", – подчеркивает Иисус. – "Я в Отце и Отец во Мне... И все Мое Твое, и Твое Мое" (Ин 10:30; 14:10; 17:10). Иными словами, в отличие от стихийно возникающего "образа совершенства", сообщаемый человеку образ Отца (Сын) несет в себе всю полноту содержания, незримо присутствующего в "сфере совершенства" – бездне Отца. Чтобы лучше понять функциональную роль различных элементов Троицы, давайте вкратце рассмотрим ветхозаветную предысторию ее открытия.

Первоначально люди осознали существование незримого Отца, исходящего к ним в Духе, который, подобно дуновению ветра, чудесно появляется и исчезает. Отцом был дан перечень ценностей, которыми люди должны были руководствоваться в своих отношениях (закон); но Дух никак не помогал им в осуществлении этих ценностей, ибо оно было целиком возложено на личную ответственность самих людей. Нельзя сказать, конечно, что исхождение Духа не имело никакой связи с человеческими усилиями – он являлся им в качестве награды или наказания; однако в конце концов стало ясно, что люди просто не в состоянии осуществлять закон посредством одного только личного усилия. И тогда Отец послал им на помощь своего Сына – "образ совершенства", изначально "сущий в недре Отчем", – Сына, который был всегда, но существования которого люди не осознавали: "Истинно, истинно говорю вам: прежде, нежели был Авраам, Я есмь" (Ин 8:58). Сын и открыл людям Троицу, став фактически центральной ее фигурой.

Итак, сообщение знания о бездне Отца, бездне совершенства не делает человека совершенным, – хотя уже одно это дает ему немало. У него появляется знание о том, что бездна есть, и что он может заглянуть в нее настолько, насколько сам совершенен; у него появляется критерий оценки собственного совершенства; у него появляется чувство перспективы роста. Знание о бездне Отца, которая раскрывается человеку в меру его совершенства, само по себе неспособно помочь человеку расти именно потому, что не дает ему никаких ориентиров роста. Такие ориентиры предоставляются путем сообщения знания о Сыне, единосущном образе недифференцированной бездны совершенства.

"Я есмь врата... Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу как только через Меня" (Ин 10:9; 14:6). Сын, совершенный "образ совершенства", отличается от Отца своей дискретностью, различимостью, изреченностью. Он описан в нескольких книгах людьми, знавшими его лично. Он не только явил совершенство любви, он жил обычной жизнью, наполненной мелочами быта. Он не только Сын Божий, но и Сын Человеческий. У него была семья: отец и мать, братья и сестры. Он совершал конкретные поступки в конкретных ситуациях, он рассказывал притчи, учил. Его легко любить и о нем легко размышлять. Это образ, способный дать пищу как сердцу, так и уму. И "о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам" (Ин, 16:23). На имя Сына бездна Отца откликается Святым Духом.

Сообщение знания о Святом Духе выделяет из слаборефлексируемого континуума психической жизни человека особый класс событий – акты исхождения неосознаваемой ценностной сферы ("сферы совершенства") в операциональную сферу сознания, – и превращает их в события из ряда вон выходящие, чрезвычайные, с нетерпением ожидаемые. Человек сознает причинную обусловленность этих по видимости спонтанных актов и начинает воспринимать их как акты благодатной помощи, которыми он может воспользоваться.

Оказание такой помощи как раз и является функцией Троицы. Но чтобы осуществление данной функции стало возможным, механизм нужно правильно использовать, а для этого необходимо ясно различать характер функциональных связей между его элементами. Причинные связи исхождения благодатной помощи описываются в следующем отрывке: "Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне" (Ин 15:26). Иными словами, Сыном посылается Дух, исходящий от Отца; оказывая человеку помощь ("наставляя на всякую истину" – см. Ин 16:13; отсюда и название – "Дух истины"), Дух свидетельствует тем самым о действенности Сына как посредника, вызвавшего исхождение. В этом смысле Дух представляет собой силу примера Христа: вдохновленный Христом, как истинным примером для подражания, человек становится способен на такие чувства, мысли и поступки, которые ранее были для него нехарактерны. Таким образом, благодатная помощь – это фактически помощь в подражании Христу, уподоблении Сыну. Она становится возможной лишь в том случае, если человек принял Христа, сделал этот "образ совершенства" устойчивым содержанием своего сознания.

Между тем Иисус, сказавший, что "никто не приходит к Отцу как только через Меня", говорит также, что "никто не может придти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего" (Ин 6:65). Есть и другие неясности. Говорится, например, что Дух посылается не Сыном, но Отцом (см. Ин 14:26; 2Кор 1:22; Гал 4:6). Утверждается, что Дух исходит от Отца, но встречаются упоминания также о "Духе Иисуса Христа", "Духе Христовом", да и просто о "Духе Сына" (см. Рим 8:9; Гал 4:6; Фил 1:19). Однако то, что Бог един в трех лицах, вовсе не означает произвольности связей между лицами Троицы. Просто за всеми этими разночтениями стоит описание благодатной помощи процессу, который отличается от процесса богоподражания, выступая его предварительным условием, равно как и конечным результатом, – помощи процессу богопознания.

О первом шаге на пути богопознания сказано следующее: "Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым" (1Кор 12:3). В самом деле, давайте рассуждать здраво: ну кто такой Иисус Христос? Иисус Христос – это литературный герой, вроде Павлика Морозова. Да, был такой пионер и что-то там у него не сложилось с отцом, так что в конце концов принял Павлик мученическую смерть. А потом добрые люди, присочинив кое-что, описали эти события в нескольких книгах. И что произошло на самом деле, выяснить теперь совершенно невозможно; достоверно неизвестно даже, был ли несчастный Павлик пионером.

Иисус Христос – действительно литературный герой; ведь мы знаем о нем только из книг, повествующих о фантастических событиях, аналогом которых в нашем реальном жизненном опыте могут служить отчасти лишь выступления иллюзионистов. Но несмотря на это, что-то в нас восстает против сравнения Иисуса с таким литературным героем, как Павлик Морозов. Что-то в нас восстает и против сравнения его с любым другим литературным героем. Есть в нас что-то такое, что узнает в Иисусе Христе не просто литературного героя. И эта непроизвольная реакция узнавания является не чем иным, как исхождением "сферы совершенства" в сферу сознания, то есть Святым Духом.

Сам факт этой реакции узнавания есть знак незримого присутствия Отца, ибо "никто не знает Сына, кроме Отца" (Мф 11:27). Сила же реакции обусловлена уровнем ценностного потенциала человека, то есть полнотой освоения им ценностного опыта человечества или, говоря другими словами, полнотой стихийного вверения себя Отцу и принятия его в себя. "Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаем из того, что Он дал нам от Духа Своего" (1Ин 4:13). Вместе с тем реакция может так и остаться реакцией. Чтобы за первым шагом последовали другие, человек должен принять этот "дар Отца", сделать эту непроизвольную реакцию предметом осмысления.

Таким образом, первый шаг на пути богопознания связан с принятием единственной в своем роде благодатной помощи, не только исходящей от Отца, но и посылаемой им непосредственно: в ответ на имя Сына, Отец дает нам "залог Духа" – Дух, утверждающий нас во Христе (см. 2Кор 1:21-22). Поэтому Дух в данном случае и называется "Духом Христовым". Если мы принимаем его, то, по словам Иисуса, этот "Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам" (Ин 14:26). Тем самым Дух Христов подводит нас к следующему шагу – принятию самого Христа как Сына, образа незримого Отца. Принять Христа – значит сделать его устойчивым содержанием своего сознания и начать соотносить свои дела, помыслы, мысли и чувства именно с этим, а не каким-то иным "образом совершенства". Принять Христа – значит, попросту говоря, полюбить его: "Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня... Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих" (Ин 14:21,24).

Приняв Христа, мы можем воспользоваться описанным ранее механизмом благодатной помощи богоподражанию; но процесс богопознания на этом не заканчивается. Если наша любовь к Сыну достаточно сильна и если мы достаточно упорны в своем уподоблении ему, этот "образ совершенства" становится нашим "учителем совершенства" и открывает нам Отца, – ибо "Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть" (Мф 11:27). Поэтому открытие Отца есть не что иное, как усыновление (или удочерение); по словам Иисуса, "кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат и сестра и матерь" (Мф 12:50).

Усыновление осуществляется по тому же принципу, что и помощь в уподоблении Сыну. Говорится, что "через Него... имеем доступ к Отцу в... Духе" (Еф 2:18), то есть Сын выступает посредником, посылающим Дух, который называется в данном случае "Духом усыновления". "Сей Самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии. А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу..." (Рим 8:16-17). В отличие от уподобления Сыну, процесса постепенного, открытие Отца происходит сразу, точнее, в два приема. Усыновление – одномоментный акт исхождения Духа, благодаря которому мы видим свой исток – всетворящую бездну Отца. И хотя мы уже – дети Божии, но нам "еще не открылось, чтó будем. Знаем только, что когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть" (1Ин 3:2). Совершенное открытие Отца, равное совершенному уподоблению Сыну, богословы называют обóжением: обóженный человек становится по благодати тем, чтó есть Сын по природе.

Представим теперь для наглядности описанные выше механизмы благодатной помощи в виде двух схем (цифрами указаны причинно-следственные связи):


СЫН --------------------> ОТЕЦ (Дух исходит от Отца)
посылает | посылает
Дух усыновления (4) | Дух Христов (1)
^ |
| v
ЧЕЛОВЕК <---------------- ДУХ
принимает Христа (3) утверждает во Христе (2)
узнает Отца (6) открывает Отца (5)

Рис. 1. Помощь в богопознании


СЫН --------------------> ОТЕЦ (Дух исходит от Отца)
посылает |
Дух истины (2) |
^ |
| v
ЧЕЛОВЕК <---------------- ДУХ
просит о помощи (1) наставляет на истину (3)
утверждается во Христе (4)

Рис. 2. Помощь в богоподражании

Мы видим, что в обоих случаях механизм осуществления благодатной помощи по существу один и тот же: Сын выступает в качестве посредника между человеком и остальными лицами Троицы. Благодаря Сыну из бездны Отца исходит Дух, приоткрывающий человеку эту бездну, – либо наставляющий его на истину во всякого рода проблемных ситуациях. Таким образом, сообщение знания об этом механизме есть сообщение знания об условиях, в которых благодатное исхождение Духа, не утрачивая своей неподвластной человеческой воле спонтанности, становится в принципе "вызываемым".

Соответствующие условия создаются принятием Христа, а принять Христа, как уже говорилось, значит полюбить его, сделать этот "образ совершенства" устойчивым содержанием своего сознания и начать равняться на него в своей жизни. Иными словами, принять Христа означает начать проделывать определенную работу, а именно работу по углублению своего ценностного опыта. Эта работа ведется по двум взаимосвязанным линиям: внешней, то есть путем осознания ценностного содержания конкретных ситуаций и обстоятельств реальной жизни, и внутренней, то есть путем общения с Христом, – ибо устойчивым содержанием сознания стала не "идея Христа", а живой образ. В общении же, равно как и в реальной жизни, мы участвуем полностью, всем своим существом.

Следовательно, принятие Христа создает условия для целостного освоения ценностного опыта, заключенного в "образе Отца", а не чисто интеллектуального ознакомления с этим опытом. В процессе уподобления Сыну и общения с Сыном происходит окультуривание ценностной сферы человека, перетекание содержания из принятого совершенного "образа совершенства" в стихийно сложившуюся "сферу совершенства" данного индивида; тем самым содержанием его личного опыта постепенно становится вся "совокупность совершенства" ценностного опыта человечества. Как сказано, "исповедующий Сына имеет и Отца", ибо "кто Меня примет, тот не Меня принимает, но Пославшего Меня" (1Ин 2:23; Мк 9:37).

В процессе уподобления Сыну происходит не только освоение опыта, то есть "ввод данных" в ценностную сферу индивида; в этом процессе для человека становится очевидным собственное несовершенство и он естественно преклоняется перед совершеной любовью Отца, пославшего людям такого Сына. Естественным выражением преклонения является молитва, искреннее обращение всего человеческого существа к незримому Отцу. Молитва фактически служит "программированию выхода" ценностной сферы ("о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам"). Все в целом – изменение содержания неосознаваемой ценностной сферы, а также активная сознательная деятельность по "вводу данных" и "программированию" – приводит к существенным изменениям на "выходе": благодатные акты интегрального исхождения ценностного опыта учащаются и постепенно превращаются из чудесных событий в одну из составляющих повседневной жизни.

Однако машинные термины вроде "ввода данных", "программирования выхода" и т.п. могут служить не более чем объяснительной аналогией, данью "веку сему", веку информатики. А феноменология реального процесса функционирования механизма Троицы построена как раз на личных отношениях со всеми лицам – и с Сыном, и с Духом и с незримым Отцом. При наличии этого "механизма" человек превращается именно в "храм Бога живого". Ведь бездна Отца – не просто "банк данных", доступ к которому можно получить, зная код – имя Сына. Бог жив. И он любит нас.

Такова феноменология реального процесса. Все сказанное Иисусом об Отце, Сыне, Духе и об их отношениях – правда. Как и Платон, Иисус описывает непосредственную очевидность того, что есть, – того, что открылось его видению, и что может увидеть каждый из нас. Сила его слов и слов апостолов – в нашем смутном узнавании сказанного. Нам трудно увидеть со всей ясностью то, о чем они говорят, потому что мы знаем неизмеримо больше, – ведь нас разделяют две тысячи лет человеческого опыта, который ушел в бездну Отца и определяет теперь наше видение вещей. Но наше видение станет яснее, если мы рассмотрим еще одно из имен Бога: Творец.

Сказанное выше о роли и значении культуры наводит на мысль, что этот мощный живой образ пронизанной творческими разрядами бездны Божественного Мрака представляет собой проективное выражение интуиции онтологической функции культуры.

Действительно, культура в широком смысле, культура как родовой опыт творит не только человека – существо, обладающее способностью воспринимать мир, – она творит и сам предмет человеческого восприятия, мир человека. Воспринимаемый нами мир вещей есть отражение мира идей, конденсирующего освоенный нами родовой опыт человечества. Однако отождествить Творца и культуру означало бы сделать шаг назад к язычеству, идолопоклонству. Культура – мир смыслов и значений, мир целей и средств, опредмеченных предшествующими поколениями; и как таковая культура сотворена и мертва. Делать из нее Творца означало бы создавать себе кумира, то есть нарушать вторую заповедь закона Моисеева.

Кто живой творец культуры? Ответ напрашивается сам собой: человек. Распредмечивая опыт предшествующих поколений и окружающих людей, делая его своим, то есть осваивая культуру, человек становится человеком; опредмечивая свой собственный, обретаемый в неповторимых условиях опыт, человек создает культурный материал, осваиваемый окружающими людьми, а то и последующими поколениями. Диалектический процесс опредмечивания-распредмечивания, человеческая деятельность и есть жизнедеятельность культуры. "И это хорошо сказано!" – как говорил в подобных случаях Мейстер Экхарт, – "Но мы скажем еще лучше".

Прежде всего, где находится распредмеченный нами родовой опыт? В сознании его нет. Возможно, он в памяти? Но что я помню? Помню, что дважды два четыре, что Волга впадает в Каспийское море, что E=mc2 (хотя и не понимаю, что это значит). А вот как называется столица Бельгии – этого я, к стыду своему, в данный момент не припоминаю. Конечно, есть разные виды памяти – оперативная, долговременная и т.д., – но факт остается фактом: память – это копилка, заглядывая в которую мы обнаруживаем ("вспоминаем") лишь конкретные факты, а не совокупность распредмеченного нами опыта. Да и можно ли обнаружить, усмотреть, воспринять нечто распредмеченное? Ведь тем самым оно стало бы предметом восприятия.

Далее, что означает словосочетание "человек – творец культуры"? Надо полагать, имеется в виду, что культура – продукт совместной деятельности, сотворчества множества человеческих индивидов. Но что представляет собой сотворчество в каждом конкретном случае? Некто творит (открывает, изобретает) нечто новое, а другие находят это новое достойным воспроизводства, то есть заимствования. В процессе такого воспроизводства новое претерпевает цепь постоянных преобразований, – либо просто становится старым, традиционным элементом культуры. Важно, однако, что в начале процесса, сотворческий ли он или чисто репродуктивный, мы всегда находим индивидуальный творческий акт – акт создания нового, чего-то такого, чего раньше не было.

Как это происходит? Давайте рассмотрим такую наглядную форму творческого акта, как создание новой научной идеи. Характерно, что сами авторы новых идей предпочитают говорить не о "создании", а об "открытии" или "рождении", косвенно указывая тем самым на факт непроизвольности появления нового, его неволевого происхождения. Личный вклад автора в творческий процесс очевиден: он пожелал явить идею на свет, он освоил идеи предшественников, он упорно вопрошал себя, какой должна быть эта идея, он уловил ее в момент появления, он ее концептуализировал и т.д. Менее очевидно то, что непосредственно в творческом акте, акте создания нового автор не участвовал. При ближайшем рассмотрении творческий акт оказывается актом откровения, а не создания. Новая идея открывается автору как бы в награду за его труды, – она именно рождается, и нередко совсем не такой, какой грезилась своему "создателю".

Возникает вопрос: откуда рождается новая идея? Я опущу все эти хрестоматийные факты и объяснения из области психологии творчества. Очевидно, что новое рождается оттуда, где пребывает распредмеченный индивидом родовой опыт. И поскольку новое не только рождается оттуда, но и создается там, мы можем с уверенностью утверждать, что это место – не просто склад, не просто копилка; мы можем с уверенностью утверждать, что родовой опыт именно живет там. Это и есть то место, где живет Творец – живой творец культуры. Именно отсюда пришло в свое время все то, что составляет содержание нынешнего всеобщего процесса опредмечивания-распредмечивания, то есть жизнедеятельности культуры как целого. Именно отсюда приходит сегодня все то, что составит реальный вклад в культуру будущего.

Но если мы попытаемся, подобно древним, выяснить, как выглядит это место, мы ничего не обнаружим – или, если угодно, обнаружим ничто: "пустоту", "бездну мрака". Мы можем лишь косвенно, по плодам ее догадываться, что эта несознаваемая пустота содержания скрывает в себе полноту всесодержащего сознавания, Плерому. Как бы там ни было, совершенно очевидно, что именно этой бездне мрака мы обязаны каждым нашим просветлением, каждой разрешенной проблемой; и когда мы посмотрим, что она для нас сделала и делает, то увидим, что она любит нас, откликаясь на каждую заботу, утешая во всех бедах, поддерживая во всех затруднениях и отвечая на все вопросы, если у нас таковые действительно имеются. "Как возлюбил Меня Отец, так и Я возлюбил вас", – говорит Иисус (Ин 15:9). Однако Отец наш пребывает в "чертоге брачном", закрытом для посторонних.

Называя это место "сверхсознанием", современный специалист по психологии творчества П.П.Симонов подчеркивает, что сверхсознание "осознанию не подлежит". Творческий процесс – это не просто "диалог с самим собой", как представляется человеку, а диалог со своим сверхсознанием, хранилищем освоенного индивидом непреходящего опыта культуры. Неосознаваемость сверхсознания представляет собой своеобразную "защиту от дурака", который бы вознамерился избавиться от какой-то части родового опыта как "устаревшего". Не сознавая существования сверхсознания и заключенного в нем опыта, замечает Симонов, древние полагали, что беседуют с Богом и получают от него божественные откровения.

Сверхсознание – хорошая объяснительная концепция; сомнительно, однако, можно ли "беседовать", вести диалог со "сверхсознанием". Ведь сверхсознание – это "что-то", а диалог можно вести только с "кем-то", то есть другим лицом. Полагая Бога лицом, христиане лишь фиксируют очевидный факт диалога, факт отклика, вовлеченности партнера в общение – вербальное и невербальное. Внутренний диалог – необходимый элемент любого творческого процесса, а богоподражание представляет собой по существу процесс непрерывного решения особого класса творческих задач: нравственных задач, где Сын, "образ Отца" выступает в качестве "образа решения". Работа с этим образом ("подражание") и приводит к самостоятельному творческому решению; как обещал Иисус, "дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит".

Напротив, познание Творца всего сущего, богопознание в традиционно античном смысле поиска предельных оснований бытия, не рассматривается новозаветными авторами как творческая задача. Познание Отца – сюрприз, ожидающий нас на пути богоподражания: если мы в достаточной мере уподобимся Сыну, то в один прекрасный момент благодатью Святого Духа приоткроется завеса "брачного чертога" и мы "увидим Его, как Он есть". Познание Отца – акт откровения, а не решение творческой задачи. Подобно всем великим человеческим открытиям, оно случается в русле творческого процесса, но не является результатом волевого акта. Такая постановка проблемы богопознания была обусловлена не чем иным, как опытом самоцельного познания Творца.
Владимир Данченко
ЕВРОПЕЙСКИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ КУЛЬТУРЫ
АНТИЧНОСТЬ И ХРИСТИАНСТВО
 

PetrZ

Форумчанин
#6
Re: Легендарный Владимир Данченко(№20) о христианстве.

[quote="amigos" post=5065][quote="PetrZ" post=5064]Ответ на вопрос:как можно любить если нет "любилки" и т.д[/quote]
Если Вы внимательно читали Путь без иллюзий, то в главе критики христианства, есть замечательный топик о Любви и "Возлюби ближнего своего как себя". Рекомендую ознакомится, думаю вопрос сам отпадет. Из себя, лично я, не могу вытащить любовь и ее культивировать в себе - не вижу смысла.[/quote]

Оба тома были перепрочитаны 2 раза с перерывов в 1,5 года.
Здесь немного о другом.
 

amigo

Модератор
#7
Re: Легендарный Владимир Данченко(№20) о христианстве.

Есть еще тема на сайте: Омраченность любовью:
http://www.kargopolov.spb.ru/forum.html?func=view&catid=5&id=1472
 

admin

Администратор
#8
PetrZ
Изменил Ваши сообщения, т. к. такие огромные тексты желательно прятать под спойлер.
 

гело

Форумчанин
#9
Не вижу смысла в данной дискуссии. Двигатель от самолета велосипеду не подходит.

Притча о луне.

Тибетская ночь. На горе около пещеры стоят два налджорпы.

- Чему ты улыбаешься? - спрашивает один другого.

- Да вот, любуюсь Луной.

- Чем любуешься?

- Луной, - налджорпа показывает на Луну пальцем, но его собеседник даже не поднимает головы.

- Какой Луной? - спрашивает он.

- Да вот же она, - удивляется налджорпа, - прямо перед вами, желтая такая.

- Желтая?! О, наг тебя за ногу. Надо кому-нибудь рассказать. Через полчаса вокруг налджорпы собирается толпа.

- О, Гуру, расскажи нам о Луне, - робко просит делегат от толпы.

- Какого нага тут рассказывать? - горячится налджорпа. - Поднимите головы и все увидите сами.

Кто-то, не отрывая от налджорпы преданных глаз, торопливо царапает на свитке :\'Стоит лишь поднять голову - и взору откроется Луна, желтый круг на фоне черного неба...\'

- Ты чего это пишешь?- настороженно спрашивает налджорпа.

- Кто-то должен сохранить учение для потомков, а если не я, то кто?

- Какое, дакини тебя за ногу, учение?! ПРОСТО ПОДЫМИ ГОЛОВУ!!!

\'Поднять голову - не сложно, а просто...\' - вновь начинает строчить новоявленный тантрист, но налджорпа бьет его снизу кулаком в подбородок и перед глазами пишущего мелькает желтое пятно.

- Что это было, Учитель???

- Луна.

- Боже, я увидел Луну. Я увидел Луну! Луну!!!

- Он увидел Луну, - волнуется толпа и начинает водить вокруг потирающего подбородок луновидца хоровод. Налджорпа, между тем, машет на все это дело рукой и уходит прочь, любуясь полнолунием.

Через две тысячи лет кто-то читает \'лунную тантру\' и тяжело вздыхает: \'А толку-то,- думает он. - В те времена Гуру был рядом и всегда мог дать тебе по зубам в нужный момент. Некоторые, правда, утверждают, что одной книги достаточно и что они собственными глазами видят Луну каждую ночь, но кому можно верить в наше время? А, может, и вообще - сказки все это, вот чего я вам скажу...\'
Притчу я уворовал на сайте zendaopai.org
 

Kargopolov

Руководитель школы
#10
Уважаемый Пётр!
Дискуссия действительно невозможна. Своё мнение о пути религиозного поклонения я высказал исчерпывающим образом. Повторять "по кругу" не имеет смысла. Наши мировоззрения и наше понимание духовности и духовного развития лежат в разных плоскостях, точек соприкосновения не имеющих. Значит вместо дискуссии будет "голимое" миссионерство. Извините, но нам это неинтересно.
Никакого желания спорить и переубеждать верующего человека у меня нет.
Пожалуйста, не обижайтесь, но я эту ветку закрываю. Лично к Вам я отношусь с уважением, полагаю, что Вы человек достойный и искренний, но взглядов, которые озвучиваются в Ваших постах я не придерживаюсь.
Желаю Вам всего доброго, с уважением, ВМ.
 
Статус
Закрыто для дальнейших ответов.