Путь без иллюзий. Школа В. Каргополова
  • Групповые занятия проходят в Санкт-Петербурге по ул. Рентгена, д.10а (по вторникам, с 19:30 по 21:30). Сменная обувь обязательна. Занятия проводит преподаватель нашей Школы Анатолий Мамеев.
    Справки по телефонам: 8-931-200-2208, 8-911-723-8788
    Канал в телеграме: PBI_EMP
  • Владимир Михайлович Каргополов в связи с затяжной болезнью временно не записывает на консультации и не ведёт переписку. А так же не отвечает на посты на форуме сайта. Возобновление всех этих видов деятельности примерно в середине мая. Возможны уточнения.

    Администрация сайта.

Критика медитации Випассана в интерпретации С.Н. Гоенки.

Слава

Форумчанин
#21
2 точки зрения.
1. http://ezotera.ariom.ru/2011/06/20/vipassana.html

2.Ошо о Гоенке.
Osho. The Great Pilgrimage: from here to here, pp. 75-78 & 162-163

09/09/1987

...И мир все больше и больше интересуется медитацией. Не за горами тот день, когда медитация станет вашим окончательным образованием. Ваше обычное образование посвящено внешнему. Медитация будет образованием о внутреннем, о вашей внутренней сущности.
Конечно, это займет некоторое время, потому что будет много обманов; будет много притворщиков, фальшивых пророков, техников. Вам нужно понять разницу между медитирующим и человеком, знающим технику медитации; он сам не медитирует - он техник.

Например, я не видел здесь Дулари; она - одна из моих старых попутчиц. Сегодня я поинтересовался, что случилось с Дулари, и услышал, что она была в медитационном лагере одного человека. Этот человек крайне глуп. Но он знает технику, в этом нет сомнений. Он был в Бирме... а в Бирме... он был просто бизнесменом, оно он научился бирманской технике випассаны.

У випассаны есть много форм: бирманская, цейлонская, тибетская, китайская, корейская, японская. Японская лучше всех. Но все эти техники пришли от Гаутамы Будды; должно быть, он никогда не думал, что будет возможно выучить технику и не делать медитацию. Техника - это просто как ее делать.

Этот человек, Гоенка... я никогда не думал, что стоит что-нибудь о нем говорить. Должно быть, многие из вас были на его медитационных лагерях... Всего за несколько дней до того, как я покинул Америку, я получил рекламку, в которой он упоминал обо мне. Это меня удивило - это было начало. Я начал вглядываться в возможности, потенциал, реализацию этого человека. Он заявил, что виделся со мной и разговаривал со мной часами в Мадрасе. Но я был в Мадрасе в Индии только один раз. Это было двадцать пять лет назад, и я совершенно уверен, что ни с кем не встречался и ни с кем не разговаривал часами о випассане. Даже слово «випассана» не упоминалось в течение трех дней, пока я был в Мадрасе.

Глядя на это заявление, я понял, что этот человек не может быть медитирующим. Если он может врать так легко... Теперь Дулари посетила его лагерь, и после лагеря она медитировала, используя данную им технику, по десять часов в день.

Я хочу предупредить Дулари. А ее муж должен заявить в полицию, потому что медитацию - особенно випассану - не следует делать больше двух часов. И эти два часа должны быть рано утром; лучшее время - до рассвета. Если человек будет медитировать по десять часов, в конце концов он сойдет с ума. Будут и другие побочные продукты: например, человек, медитирующий по десять часов, полностью потеряет сон.
У меня был случай, когда ко мне прислали с Цейлона, буддийской страны, где столько буддийских священников проповедуют медитацию випассаны... Техника так проста, но они никогда не делали ее сами. Учить других тому, что вы никогда не делали - и не испытывали все возможности, обстоятельства, сложности, проблемы, к которым это может привести - тогда вы преступник.

Человек, которого послали ко мне, был буддийским монахом. Он потерял сон три года назад, и его лечили всеми возможными способами, но ни один не помог; ни одно лекарство не сработало. Его учитель - я не могу назвать его мастером - велел ему делать випассану ночью. Даже если вы делаете випассану днем, ее эффекты продолжатся ночью; поэтому я советую самое дальнее - до рассвета. Всего двух часов достаточно; больше этого... даже нектар может стать ядом в определенном количестве.

Випассана десять часов в день может свести с ума любого. Поэтому я хочу прояснить это, потому что если Дулари сойдет с ума, будут обвинять меня, потому что она ассоциировалась со мной в течение двадцати лет. Она должна прекратить делать эту технику. Максимум два часа до рассвета она может ее делать; это будет полезно, это принесет ей глубокое видение и понимание. Но десять часов - это слишком много. Ее сознание не сможет вместить так много. Вместо прорыва у нее есть большая возможность надорваться. Это может стать напряжением - это станет напряжением.

Поэтому я говорю, что если она будет продолжать, ее мужу следует сообщить в полицию. И если она сойдет с ума, он должен подать в суд на этого невероятно глупого Гоенку за то, что он свел его жену с ума.

Вокруг есть много идиотов. И из-за того, что человечество дошло до кризиса, когда требуется новое измерение сознания, естественно, что появится много людей с фальшивыми идеями. Или, возможно, идеи правильные, но неправилен человек, несущий их; тогда идея также причинит вред человечеству.

Медитация Випассана от Ошо.http://oshoavis.ru/?a=4&b=9
 

Kargopolov

Руководитель школы
#22
Конечно. Ошо перебарщивает в своей критике. Правильно выполняемая медитация самонаблюдения не может повредить даже при больших объёмах практики (по 8-10 часов в день). А вот фантазийная медитация или же неправильно подобранная специализированная практика могут серьёзно навредить, даже если будут выполняться по 2часа в день.

О подводных камнях Випассаны по Гоенке пишет Денис Болвинов:

"Реальный эффект от Випассаны

Скажу сразу, в чём состоит основная ошибка всех подобных массовых мероприятий.
На ритрит набирается группа в 200 – 300 человек совершенно разных по качеству энергетики, по лёгкости своего внутреннего состояния. Естественно, что никто не занимается специальным подбором группы. Там встречаются люди от самых тяжёлых, энергетических вампиров, до более – менее лёгких и совсем позитивных, но не обладающих видением людей, которые не могут понять, куда они попали, и что с ними на самом деле происходит.
Как только люди начинают жить и медитировать вместе, их энергетика «перемешивается». Тяжёлые люди автоматически выравниваются за счёт лёгких. Позитивные люди сжигают на себе чужие «грехи», не получая по итогу ритрита никакой трансфомации, а только лишь сливая свою энергетику.
Таким образом, вы можете приехать с Випассаны совершенно «разобранным», с ощущением, что вы больше не вписываетесь в социум, что ничего не хочется делать, что у вас нет энергии и т.д., т.е. сильно усложнить себе жизнь. Бывают и такие случаи, когда люди делают для себя открытия там, но реальную трансформацию эта практика почти никому не даёт (для этого вам нужно научиться жить от души!).
Это беда всех массовых духовных практик, в которых нет специального подбора группы, основанного, например, на равном уровне энергетики её участников, или более тонкого подбора людей по их личным сочетаемостям. Как правило, набор группы осуществляется по критерию – едет тот, кто в состоянии заплатить, а в данном случае – едет просто любой, кто смог добраться.
Именно поэтому нельзя рекомендовать Випассану Гоенки всем и называть её строго позитивным деянием."

Моё мнение - Денис прав. Подбор людей абсолютно необходим, поскольку для совместных занятий необходима психоэнергетическая совместимость. А для этого "на входе"требуется высококвалифицированная экспресс-диагностика. Сразу возникает вопрос о компетентных специалистах, способных провести такую диагностику. Если в группу попадёт даже 2-3 человека с патологическим поглощением энергии и несколько человек с серьёзной соматической или психической патологией, то ничего хорошего остальным участникам это не сулит.
А если делать такой отбор, то он должен производиться до приезда, а значит заочно. В противном случае организаторам придётся отказывать уже приехавшим, порой издалека, людям.
Т. е. возникает множество вполне серьёзных и никоим образом не надуманных проблем, без грамотного решения которых 10-дневный ретрит превращается в нечто подобное лотерее.
 
M

Maksim

Неактивен
#23
Согласен.
Принимал участие в групповых медитациях, правда не более 4-х человек
Действует правило общего знаменателя.Короче, все уравнивается по самому отстающему.
В том числе и в жизни. У благополучного участника начинают дела идти из рук вон плохо., а бездельнику и лентяю прет по жизни.
Кстати, примерно тоже самое происходит в церкви.
Недаром убогие и больные так любят службы, а здоровые и благополучные их избегают, пусть даже неосознанно.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#24
Хорошо сказано, Максим! Согласен с Вами.
В моей школе всего две небольшие группы. При этом все участники периодически ходят ко мне на консультации и непременно ежедневно занимаются дома. Есть люди, которые занимаются только дома, индивидуально, а групповые занятия не посещают, но нет тех, кто на группу ходит, а дома не занимается. Как только человек выправляется по энергетике и по здоровью, можно снова ходить на группу. У нас только так.
 

virabhadra

Форумчанин
#25
Я бы сказал так...

человек за тысячелетия эволюционировал для успешного выживания в джунглях, прериях и т.д.
Его естественное состояние, это бег с копьём за мамонтом по прерии, продирания через джунгли в поисках плодов природы способных послужить продуктами питания.
Чтобы эволюция, как факт, имела место, выработан ряд инстинктов, таких как размножения.
И вот под всё это, упрощённо говоря, "заточены" тело человека и его сознание, так как они помогают ему стать гармоничной составляющей частью природы.
По-этому какая угодно техника духовных практик всегда будет идти хоть в чём-то в разрез с этим естественным состоянием человека. Всегда что-то будет подавляться.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#26
И каковы будут практические выводы из этих размышлений о естественном и противоестественном?
 

virabhadra

Форумчанин
#27
Ну моя мысль в том, что любая духовная практика, это борьба с диким началом и когда ты реально что-то реально делаешь, будет что-то болеть по любому. Просто к этому нужно быть готовым.
Каждый сам выбирает бороться или нет и на сколько полно.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#28
Я бы сказал проще - духовная практика - это всегда самопреодоление как антитеза самопотаканию.
 

virabhadra

Форумчанин
#29
На счёт тонкого дыхания...

Оно должно быть прежде всего естественным!!!
Ни в коем случае нельзя делать усилия над дыхание и принуждать его быть тонким. Тогда действительно будет поступать мало кислорода, в том числе и в мозг.
В повседневной жизни человек двигается и дышит нормально в соответствии с потреблением кислорода организмом. Если заставить себя дышать интенсивнее или наоборот слабо, очень быстро организм начинает бунтовать: или устаёшь или начинает что-то болеть.

Большую часть кислорода потребляют мышцы. Если сидеть в неподвижной позе, в которой ничего не напрягается, то есть мышцы максимально расслаблены и даже в некотором оцепенении, то они потребляют гораздо меньше кислорода и тогда дыхание само собой естественным образом становится тонким. И если никаких неприятных ощущений в организме не наблюдается, то всё нормально.
Если, например, постоянно дёргаться, менять позу, нагибаться и разминаться, то мышцы начинают работать и потреблять больше кислорода.

Ни в коем случае не принуждайте себя дышать тонко!!!
Даже Гоенка предупреждает в этом же 10д-курсе, что это не практика контроля дыхания как, например, Пранаяма. Дыхание нельзя контролировать напрямую ни в коем случае, оно должно быть естественным.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#30
Цитата:
Дыхание нельзя контролировать напрямую ни в коем случае, оно должно быть естественным.
Ну что за глупости! Конечно же можно и нужно. Другое дело, что следует различать две практики:
а) осознание дыхания без какого-либо вмешательства в самоестественный процесс (в Сатипаттхане буддизма Тхеравады, а также в Дзен-буддизме). Это разновидность самосозерцания, которая собственно дыхательной практикой никоим образом не является.
б) дыхательная практика, т. е. именно контролируемое дыхание, выполняемое согласно определённым правилам (индийская Пранаяма, китайский дыхательный цигун).

Уважаемый Вирабхадра!
На этом сайте не надо заниматься ликвидацией методической безграмотности. Оно как-то не глядится и воспринимается как удручающая самонадеянность и неадекватность. Почему бы вам сначала не почитать самому то. что написано в книге "Путь без иллюзий" и о дыхательной практике и о её отличии от буддийского созерцания дыхания? Возможно, будет польза.
http://kargopolov.spb.ru/book/volume2/part1/53-2111.html