Путь без иллюзий. Школа В. Каргополова
  • Групповые занятия проходят в Санкт-Петербурге по ул. Рентгена, д.10а (по вторникам, с 19:30 по 21:30). Сменная обувь обязательна. Занятия проводит преподаватель нашей Школы Анатолий Мамеев.
    Справки по телефонам: 8-931-200-2208, 8-911-723-8788
    Канал в телеграме: PBI_EMP
  • Владимир Михайлович Каргополов в связи с затяжной болезнью временно не записывает на консультации и не ведёт переписку. А так же не отвечает на посты на форуме сайта. Возобновление всех этих видов деятельности примерно в середине мая. Возможны уточнения.

    Администрация сайта.

Андрей Фурсов. Эпоха джокера. Шансы и риски нашего времени.

Kargopolov

Руководитель школы
#1
https://dzen.ru/a/Y5pLCM_krRud_IqA
Цитаты:
"В такие периоды, меняются соотношения малых событий и групп - и массовых процессов. Конвенциональная наука исходит из того, что общество – это равновесная система. Это позавчерашний день. На самом деле, специалисты и в разведке, и в бизнесе, и в математике, и в квантовой физике, в сейсмологии, особенно в военной сейсмологии, говорят: «общество – неравновесная система». И поскольку это неравновесная система, особенно в периоды джокеров, то есть самоорганизованной критичности, но не в периоды русел, незначительные события или действия небольшой группы могут иметь самые серьёзные последствия."

"Ну, и наконец, последнее. Ещё одна штука, связанная с неравновесными периодами - это нарастающая вероятность маловероятных событий. С каждым новым маловероятным событием, вероятность повторения маловероятных событий учащается. Это принципиально другой анализ ситуации. Если мы этого не понимаем, то мы в условиях кризиса просто проиграем внешнему противнику. Да, и внутреннему тоже".

"Вот это и есть ограниченность профессорско-профанной науки, и она сейчас для нас опасна.
Иными словами, мы вступаем в эпоху, когда традиционные формы знания, даже если их использовать, нужно десять раз оговориться. А вообще, нужна принципиально новая наука,
принципиально новые научные структуры, которые будут в себе сочетать принципы действия аналитических структур, спецслужб и научных институтов. Я это называю когнитивно-разведывательные структуры (КРС). И в принципе, здесь нет ничего невозможного. Это всё можно делать. Причём, небольшими силами. Для этого нужна только воля и заинтересованность, мотивация.

В современных структурах, которые существуют, сделать это невозможно. Поэтому я в 2017 году ушёл из Академии наук, а в 19-м – из МГУ. И занимаюсь своими институтами, где я могу работать с теми, с кем я работаю. Где не нужно обсуждать какие-то вопросы с теми людьми, которые не очень хорошо это понимают. То есть, иными словами, нужна новая наука, новые дисциплины, новые структуры."
 
Последнее редактирование:

Kargopolov

Руководитель школы
#2
Моя книга "Путь без иллюзий", изданная в конце 2006 года и моя новая книга, которая сейчас в работе (написана примерно на одну треть) "Мышление и интуиция как творческий тандем" как раз и относятся к таким маловероятным событиям и новой науке, о которой пишет А. Фурсов. Моя книга ПБИ фактически прошла незамеченной, либо отвергаемой, поскольку она несовместима ни с научно- материалистическим, ни с религиозным мировоззрением; ни с магией, ни с современной западной эклектической эзотерикой, которая является, по сути, ущербной "винегретной" смесью научных взглядов с религией и магией.

В этом, конечно , нет ничего неожиданного. Новые концепции, основанные на новой парадигме, всегда на первых порах, отвергаются традиционными концепциями. И чем более необычной и радикально отвергающей привычные заблуждения, является эта концепция, тем более длителен и её "инкубационный период". Инкубационный период есть и у любой инфекционной болезни, и у любой концепции, любой новой парадигмы, будь то концепция позитивного или негативного характера.
 

Кыпчак

Форумчанин
#3
Конвенциональная наука исходит из того, что общество – это равновесная система.
Не знаю о какой конкретно науке говорит Андрей Ильич, но это неверно.
Вот это и есть ограниченность профессорско-профанной науки, и она сейчас для нас опасна
Фурсов здесь путает понятия. Либо наука, либо профанное знание. Любое общество находится в постоянном развитии, сопровождаемом постоянным комплексом противоречий. Наиболее научный подход в этом вопросе даёт марксисткий подход в науке. То что предлагает Фурсов, это прикладные штуки, а не системное изучение общества. В РАН сейчас обосновались интеллектуальные пигмеи (в том что касается истории и социологии), поэтому т.н. поп-наука, адептом которой является Фурсов, имеет сейчас такой успех. Историк из Фурсова так себе, тем более его взгляды гремучая компиляция из Тойнби, мирсистемного подхода и всяких мракобесных теорий типа клёсовщины. Андрей Ильич типичный представитель охранительского лагеря и вся его деятельность это идеологическое оправдание существующего режима.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#4
Ну я бы не стал так строго судить А.Фурсова. Он способен самостоятельно мыслить и, на мой взгляд, у него много интересных идей. Я уважаю учение Маркса и, как и Вы, отвергаю капиталистическое устроение общества и считаю, что будущее за воплощением коммунистических идей, как наиболее согласующихся с принципами социальной справедливости. Однако есть многое за пределами учения Маркса-Энгельса и Ленина. Многое, что у классиков марксизма- ленинизма вообще выпало из поля зрения и не было рассмотрено. Ярким тому примером является ревизионистское учение неправоверного коммуниста Антонио Грамши (смотрите его "Тюремные тетради"). Грамши преодолел чрезмерно экономический подход Карла Маркса и пересмотрел отношения базиса и надстройки.

Есть такой анекдот о том, что великие мыслители еврейского происхождения говорили об Истине:

Пророк Моисей, который 42 года водил евреев по пустыне, заявлял, что истина есть Бог и показывал при этом вверх, на небо.
Бенедикт Спиноза говорил, что Истина в разуме и показывал на лоб.
Иисус Христос говорил, что Истина в любви, и показывал на сердце.
Карл Маркс, который заявлял, что Истина здесь, похлопывая при этом по животу.
Далее следует Зигмунд Фрейд, который считал что Истина расположена ниже живота.:)
И наконец, Альберт Эйнштейн, который считал, что Истина в том, что всё относительно.

Надеюсь, что я никого не обидел, приведя этот анекдот. Он является хорошей иллюстрацией к тому, что кроме жёстко марксистской точки зрения существуют и другие подходы. Ширше надо мыслить, ширше.
Буддийская Махамантра на санскрите гласит: "Гате, гате, парагате, парасамгате. Боддхи Сваха!. Это можно перевести следующим образом (мой перевод):
"Иди, иди, переступай пределы, переступай пределы самого себя. Да свершится Просветление!"
Всего доброго.Желаю всем здоровья, благополучия и успешной практики! В.М.
 
Последнее редактирование:

Кыпчак

Форумчанин
#5
Ярким тому примером является ревизионистское учение неправоверного коммуниста Антонио Грамши
В том то и дело, что Грамши ревизионист. Хотя человек достойный и умный. Жизнь многократно подтвердила правоту Маркса в том, что экономический базис определяет надстройку. Просто оглянитесь вокруг или вспомните что с нами произошло за последние 30 лет.
Андрей Ильич человек, безусловно, умный, не без способностей. Но начётчик. Лично я сужу его деятельность как профессиональный историк, поэтому лишён иллюзий, которые навевает его харизма и словоохотливость.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#6
Спорить не стану, но считаю, что и базис влияет на надстройку, и надстройка тоже влияет на базис. А как же иначе?
 

Кыпчак

Форумчанин
#7
Спорить не стану, но считаю, что и базис влияет на надстройку, и надстройка тоже влияет на базис. А как же иначе?
Тут штука в том, Владимир Михайлович, что влияние базиса на надстройку является определяющим. Вот смотрите, в начале 60-х Хрущёвской группой проведены экономические реформы, известные как реформы Косыгина-Либермана, которые ввели в социалистический экономический базис регрессивные капиталистические элементы, которые в конце концов привели к пеперождению самого базиса и, как следствие, к контрреволюции 1991 - го. Т.е., да, влияние надстройки на базис было, но замаскировавшиеся враги не могли отменить социализм, но зная политэкономию они зашли через базис и всё произошло само собой. Но если бы не война, спутавшая все карты, вряд ли у них что нибудь получилось бы.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#8
Здесь у нас с Вами расхождение. Я считаю, что в контрреволюции 1991 года решающее значение имела идеология, влияние западного неолиберализма на общественное сознание. Об этой закономерности я писал в ПБИ:

"В завершение этой главы, пожалуй, имеет смысл рассмотреть проблему влияния господствующей идеологии на жизнь общества, в более широком контексте. Для лучшего понимания общей закономерности развития общества, для понимания социокультурной динамики, будет весьма полезен небольшой экскурс в историю марксистского движения.

В классическом марксизме всегда утверждалось, что материя первична, а сознание вторично. Применительно к общественной жизни это означает признание первичности общественного бытия и вторичности общественного сознания. Речь идёт только о классическом марксизме. Однако в начале ХХ века среди последователей Маркса нашлись люди, которые отвергли постулат о первичности общественного бытия и, в противоположность ему, выдвинули тезис о первостепенной важности доминирующего типа культуры, о том, что для революционного преобразования мира культура важнее, чем экономика.

Первым из этих марксистских ревизионистов был венгерский коммунист Дьёрдь Лукач, агент Коминтерна и автор книги «История и классовое сознание». В своей книге он пишет: «Всемирное изменение человеческих ценностей не может произойти без уничтожения ценностей прежнего мира и без создания новых революционных ценностей». Особое внимание Дьёрдь Лукач уделял разрушению традиционной сексуальной и семейной морали, призывая к свободной любви и сексуальной раскрепощённости.

Вторым крупным идеологом-ревизионистом был итальянский коммунист Антонио Грамши. Это был исключительно умный человек, который утверждал, что революционное преобразование мира следует начинать не с захвата власти, а с постепенного изменения общественного сознания. Вот как описывает Патрик Бьюкенен выдвинутую Антонио Грамши новую стратегию революционной борьбы: «Вместо того, чтобы захватывать власть и насаждать культурную революцию сверху, полагал Грамши, западным марксистам следует перво-наперво изменить культуру — и тогда власть сама упадёт к ним в руки, как перезрелый плод». Однако для этого, говорит Грамши, необходима упорная борьба за влияние на умы, борьба за овладение информационным пространством и средствами массовой информации. «Всё дело в культуре, глупцы!», — восклицает А. Грамши, обращаясь к твердолобым классическим марксистам.

Полную правоту взглядов Дьёрдя Лукача и Антонио Грамши подтвердил весь последующий ход событий. В 1923 г. при Франкфуртском университете ревизионисты основали «Институт марксизма», который получил впоследствии название «Франкфуртской школы». В ходе его деятельности классический марксизм был радикальным образом переосмыслен, так сказать, переведен с языка экономики на язык культурологии. В 1933 году, с приходом к власти А. Гитлера, представители Франкфуртской школы были вынуждены эмигрировать в США, где и продолжили свою деятельность. Их главной задачей было разрушение всех основных устоев традиционной западной культуры, в том числе семьи и сексуальной морали, традиционного разделения социальных функций между мужчиной и женщиной, иерархической структуры общества, национализма и патриотизма, фактически всех тех ценностей, на фундаменте которых была построена великая цивилизация Запада.

«Самой влиятельной из многочисленных книг Франкфуртской школы, — пишет Патрик Бьюкенен, — оказалась «Авторитарная личность» Адорно. Это своего рода священный текст франкфуртцев, в котором экономический детерминизм Карла Маркса уступает место детерминизму культурному». При этом франкфуртцы выдвинули исключительно важный, с практической точки зрения, тезис о том, что дорога к культурной гегемонии лежит через психологическую обработку, а не через философский диспут.

Деятельность Франкфуртской школы и широкое распространение её критических идей привело к Великой культурной революции, произошедшей на Западе, прежде всего в США, в 1963–1965 г.г. В ходе этой революции произошла резкая смена цивилизационно-культурного типа, «распалась связь времен», — как сказал бы В. Шекспир. Америка послевоенная (после II мировой войны) и Америка послереволюционная, Америка наших дней — это два сильно отличающихся и несовместимых друг с другом социокультурных гештальта.

Итак, современный западный неолиберализм, победивший в результате культурной революции шестидесятых годов, представляет собою порождение марксизма, правда не классического марксизма, а обновлённого и подвергшегося радикальному пересмотру (ревизии). Классический марксизм изменил своей законной жене — экономике и согрешил с легкомысленной красавицей культурой. В результате появилась на свет Франкфуртская школа — незаконнорожденное дитя классического марксизма.

На мой взгляд, первопричиной всему тому, что сейчас происходит в культуре и общественной жизни современного Запада, является доминирующий метод познания, а именно научный позитивизм, основанный на наивной вере в непогрешимость и всесилие разума (рационального мышления). Приложение этого способа познания к социальным проблемам породило два величайших социальных проекта Нового времени — коммунистический и либерально-демократический. И тот, и другой имеют мощную теоретическую базу, вне которой они просто немыслимы. И тот, и другой растут из одного корня — из тех базовых идей и ценностей, на волне которых произошла великая кровавая французская революция. Это идеи свободы, равенства, демократии, социальной справедливости и прав человека. Поскольку оба грандиозных социальных проекта основаны на разуме, который малопригоден для подлинного решения проблем человека и общества, — они изначально обречены на провал. Для коммунистического проекта это уже произошло, а для либерально-демократического — это дело недалёкого будущего. Однако вернёмся к основной теме.

По моему глубокому убеждению, в споре о том, что в общественной жизни первично, а что вторично, правы ревизионисты, тогда как классический марксизм ошибается. Именно общественное сознание является определяющим по отношению к общественному бытию. В этом пункте ревизионисты совершенно правы. Они неправы только в своём понимании того, каким именно должно быть содержание общественного сознания.

С эзотерической точки зрения существует непреложный закон, согласно которому более тонкий уровень является и более высоким в иерархическом отношении. Поэтому он является основой для более грубого уровня, оказывая на него управляющее и регулирующее воздействие. Более тонкий уровень является определяющим. Общественное сознание (господствующее в данном обществе мировоззрение) определяет общественное бытие, а не наоборот. При этом, конечно же, признаётся и обратное влияние общественного бытия на общественное сознание, но только как второстепенное, а не определяющее. Таким образом, позиция эзотериков по данному вопросу диаметрально противоположна позиции классического марксизма. В исторических судьбах различных стран и наций роль господствующего мировоззрения всегда была исключительно важной. Гибель одной социально-культурной системы и её замена другой всегда начинаются с мировоззренческого (идеологического) уровня. Именно этот информационный уровень является основой и первопричиной всех социальных изменений. Сначала появляется новая идеология, по многим пунктам противоречащая господствующему, официально признанному мировоззрению. Эта новая идеология постепенно растёт и развивается на неформальном уровне. Сначала она охватывает интеллигенцию и студенческую молодёжь, а затем и широкие массы населения. В конечном счёте, она побеждает прежнюю идеологию. Сначала эта победа происходит только на неформальном уровне, без какого-либо официального признания. Как только новое мировоззрение в умах людей победило старое, социальная система и государственное устройство, основанные на прежнем, уже устаревшем мировоззрении, сохраняются только по инерции, завершая свой цикл развития. На следующем этапе те изменения, которые уже произошли на информационном уровне (в массовом сознании) переходят с уровня общественного сознания на уровень общественного бытия. Происходит замена одного социокультурного гештальта на другой. А такая смена не может происходить постепенным образом. Смена гештальтов всегда происходит скачкообразно. Таким образом, на этом этапе происходит революция, т. е. очень быстрое, скачкообразное изменение в обществе. Один гештальт, включающий в себя социальные, культурные, экономические и политические параметры заменяется на другой, построенный уже на иных мировоззренческих принципах. Таким образом, новая идеология, победив старую, с неизбежностью порождает и новое общество, новое государственное устройство и новый тип цивилизации.

Таков был переход от одной социокультурной системы к другой в России в 1917 году. Он произошёл как следствие победы коммунистической идеологии над идеологией самодержавия. Такой же была и бескровная революция 1989–1991 г.г., — закономерное следствие поражения в информационной войне с Западом. Фактически, уже во времена Брежнева все образованные люди в СССР к официозной коммунистической идеологии относились с насмешливой критичностью. После того, как в общественном сознании окончательно победила идеология западного либерализма, вся эта колоссальная социальная система существовала только по инерции и её крах был неизбежным. В итоге, выражаясь в марксистской терминологии, произошёл революционный переход, который ликвидировал противоречие между устаревшим общественным бытиём и драматически изменившимся общественным сознанием. Старый социокультурный гештальт распался и на его месте, мучительно трудно и болезненно начал создаваться новый. Таким образом, можно сделать важный вывод: если общественное бытие устроено на основе устаревшей, изжившей себя и не конкурентоспособной идеологии, в то время как в массовом сознании уже господствует новая идеология — это означает, что данное общество находится в глубоком кризисе. При этом, на внешнем уровне всё может выглядеть вполне благополучно. Вспомним распад СССР. За несколько лет до этого грандиозного события никому и в голову не могло придти, что такое вообще возможно. Однако же этот колосс рухнул, что на самом деле было не случайностью, а исторической неизбежностью. Та же самая участь ожидает и цивилизацию современного Запада, основанную на ущербной и неадекватной идеологии неолиберализма. Как сказал Артур Миллер: «Эпоху можно считать завершенной, когда истощаются её основополагающие иллюзии».
 
Последнее редактирование:

Kargopolov

Руководитель школы
#9
Кстати, в 1-м томе ПБИ я даю следующее определение мировоззрения:

"Мировоззрение, доминирующее в общественном сознании (господствующая идеология) — это система принципов, взглядов, убеждений и верований, дающая базовое информационное обеспечение всей жизнедеятельности данного общества."
 

ea_kl

Форумчанин
#11
Кто "они"? Ни одного факта, крупным шрифтом только "предположительно администрация президента" - ну сколько можно на такое вестись... Фильтровать надо информацию все-таки

https://solovyeva.livejournal.com/363186.html
 
Последнее редактирование:

Kargopolov

Руководитель школы
#12
Кто "они"? Ни одного факта, крупным шрифтом только "предположительно администрация президента" - ну сколько можно на такое вестись... Фильтровать надо информацию все-таки
А вы ссылку из моего предыдущего поста прочитали?