Путь без иллюзий. Школа В. Каргополова
  • Групповые занятия проходят в Санкт-Петербурге по ул. Рентгена, д.10а (по вторникам, с 19:30 по 21:30). Сменная обувь обязательна. Занятия проводит преподаватель нашей Школы Анатолий Мамеев.
    Справки по телефонам: 8-931-200-2208, 8-911-723-8788
    Канал в телеграме: PBI_EMP
  • Владимир Михайлович Каргополов в связи с затяжной болезнью временно не записывает на консультации и не ведёт переписку. А так же не отвечает на посты на форуме сайта. Возобновление всех этих видов деятельности примерно в середине мая. Возможны уточнения.

    Администрация сайта.

Авангардная и экспериментальная музыка

dual-berettas

Форумчанин
#1
Решил создать под это направление отдельную тему, т.к. есть как минимум несколько альбомов, которые можно охарактеризовать именно так, и которые хотелось бы затронуть. На практике этими терминами может быть охарактеризована разная музыка - от неоклассики до эмбиента, электроники, или (например) такого жанра как пост-индастриал. В широком смысле это всё что охватывает широкий спектр стилей и плохо поддаётся категоризации.

Предлагаю постить такой материал сюда.
 
Последнее редактирование:

dual-berettas

Форумчанин
#2
Chaostar - Anomima
(2013)

И в качестве первого поста по этой теме, хотелось бы рассказать о работе, благодаря которой я когда-то познакомился с этим жанром. Знакомство это было неожиданным и ярким. Мне тогда нужно было уехать
кое-куда с ночёвкой, и я подыскивал себе что-нибуть интересное послушать на ночь. Моё внимание привлекла обложка выполненная в символическом стиле и сине-фиолетовых тонах, а краткое, но ёмкое и
интригующее название коллектива подхлестнуло любопытство:

a3229267025_10 2.jpg
И вот я лежу в тёмной комнате, с плотно закрытыми окнами, намереваясь послушать перед сном пару альбомов. На дворе полночь, свет в квартиру не проникает, как и посторонние звуки сквозь вакуумные наушники. Если бы я знал, какое приключение меня ждёт в течение последующего часа...

Эта работа представляет из себя гипнагогическое путешествие через череду языков, культур и музыкальных стилей, проносящихся перед внутренним взором слушателя подобно яркому увлекательному сну. Но при всей калейдоскопичности происходящего, это не бессвязный скомканный сон, а ясное, хоть и яркое, повествование, которое имеет напряжённое ожидание начала (MA), яркое вступление (Un Pensiero Per Il Destino), драму (Medea), катарсис и момент истины (Truth Will Prevail), развязку (L'Idee Fixe) и подведение итогов с послесловием (Misery’s King). Стилистической основой музыки и связующим материалом частей работы является неоклассика.

Именно по причине того что альбом богат на сюрпризы, не хочется заранее описывать его примечательные моменты - для того чтобы не испортить впечатление. Так же как держат в секрете самые вкусные сюжетные повороты, пока не придёт их черёд :) В последних работа недостатка не испытывает - она подобна кроличьей норе, летя по которой изумлённый слушатель, словно Алиса из всем известной книги, обнаруживает всё что угодно, кроме предсказуемости и обыденности. А в моём случае отключение от внешних источников чувств (наушники, темнота, одеяло) ещё и усилили эти впечатления в несколько раз :). По меткому выражению одного рецензента, "альбом "Anomima" порождает поочередно восторг и страх от искусства." Это пожалуй так, но ведь никакое приключение невозможно без напряжения и интриги.

Chaostar это сторонний проект нескольких музыкантов из Греции - Кристоса Антониу, Спироса Антониу и других, - чьё основное поле деятельности лежит в плоскости экстремального метала с уклоном в оркестровки. Сам проект был создан с целью делать в нём всё то, что не умещается в жанровые рамки основной команды. Интересно что один из первых альбомов вообще был дипломной работой для музыкальной школы. На описываемой работе (Anomima) в сравнении с предыдущими, коллектив перешёл на какой-то новый уровень, на котором появилось ощущение мощи, одухотворённости и новизны. Профессионализм был и раньше, но теперь к нему добавилось что-то ещё. В творческом пути часто можно выделить подъём и поступательное развитие, затем вершину, и последующие работы которые эту вершину в опр. степени отражают, иногда удачно, а иногда и не очень. Дак вот, этот альбом для Chaostar, по моему мнению, такая вершина и есть.

Практически всю вокальную часть здесь вывозит на себе вокалистка Андроники Скоула, которая на протяжении альбома поёт в разных стилях (от оперного до джаза) и на разных языках. В частях, где она поёт на английском, можно услышать что присутствует лёгкий акцент нетипичный для него, но на мой взгляд, это даже придаёт некоторой экзотичности звучанию, что можно рассматривать как черту и не как недостаток.

Вообще, если после прослушивания альбома возникнет такое желание, можно ознакомиться с документальным фильмом о его создании, который какие-то добрые люди перевели русскими субтитрами и выложили на Youtube:
А сам альбом вот (как всегда в вариантах с нескольких ресурсов):

VK | Youtube (плейлист)

Приятного прослушивания!
 
Последнее редактирование:

zagrebnoy

Форумчанин
#3
"Решил создать под это направление отдельную тему..." " В широком смысле это всё что охватывает широкий спектр стилей и плохо поддаётся категоризации" .

Отличная идея!

Альбом очень понравился. Действительно, композиции звучат очень свежо и необычно, ну и конечно же, впечатляет великолепный вокал Андроники Скоула.

Интересно, что на некоторые моменты музыки довольно сильно отзывается энергетика.

Последние несколько лет слушаю музыку только в хороших наушниках (правда у меня полузакрытые). Недавно решил сравнить звучание, и сразу же после наушников переключился на колонки. Разница в качестве восприятия оказалась довольно существенной. Многие детали исполнения при прослушивании мелодии через колонки просто не слышны.
 

dual-berettas

Форумчанин
#4
Спасибо :) Возможно, я немного скудно заполнил шапку, но дело в том что жанр действительно размытый, тут легче говорить про конкретные работы.

Альбом очень понравился. Действительно, композиции звучат очень свежо и необычно, ну и конечно же, впечатляет великолепный вокал Андроники Скоула.

Интересно, что на некоторые моменты музыки довольно сильно отзывается энергетика.
Не скажу за воздействие, но будоражит конечно неплохо местами, особенно в первое прослушивание :) Тут наверное живости ещё добавляет богатое использование динамики и тишины, хотя, это в какой-то мере присуще многим классическим аранжировкам, наверное.

Насчёт большей детальности музыки в ушах - сам так же считаю, да и в целом качественный звук в ушах наверное доступнее колонок, но всё таки, ощущения от ушей и колонок несколько разные, по моему опыту. У меня например довольно долго свои колонки стояли неправильно, и как следствие, звук мне не нравился, хотя я не понимал в чём дело. А оказалось всё просто - стол угловой, а колонки стояли как на прямоугольном, и левая была значительно дальше от уха. Оказалось это весьма существенно для различимости :) Теперь я почти всегда когда это возможно пользуюсь колонками. С ушами разница конечно есть всё равно, но теперь она не такая большая, и в 70% где-то случаев ею можно пожертвовать для того чтобы музыка звучала в пространстве, а не только в голове. :) Затрудняюсь так сразу сказать в чём тут разница, правда. Да и тут конечно многое от конкретной аппаратуры зависит, и от самой музыки. Что-то с ровным уровнем громкости это одно дело, а другое дело когда много перепадов громкости и мелких аспектов, как в этом альбоме (Anomima). Его таки да, лучше в ушах. Сложная тема, в общем )
 
Последнее редактирование:

zagrebnoy

Форумчанин
#5
Lisa Gerrard

Лиза Джеррард австралийская певица, музыкант и композитор, родилась в англо-ирландской семье. Ее родители в поисках лучшей жизни переселились из Соединённого Королевства в Австралию.

Гуляя в детстве по берегу реки Лиза слушала национальные песни занимавшихся стиркой женщин, в основном, выходцев из Средиземноморья и Ближнего Востока. Поскольку слов девочка не понимала, а мелодии ей нравились, она любила напевать их без слов. Так сформировалась своеобразная манера пения без слов – глоссалия. Похожий приём пения используется в джазовой вокальной импровизации где голос исполнителя звучит, как музыкальный инструмент без смысловой лексической нагрузки.

Вокальный диапазон Лизы – четыре октавы, что является редкостью для профессиональных исполнителей (свыше четырёх считается феноменально широким). Играет на различных музыкальных инструментах, в том числе этнических, но особенно виртуозно на 58-ми струнном китайском янцине.

До своей сольной карьеры поёт в составе группы «Dead Can Dance».

В одном из комментариев, посвящённых дебютному релизу группы говорится о том, что музыканты смогли завоевать внимание слушателей в Америке и Европе путем отображения "уникальной способности к манипуляции звуками и музыкальными текстурами из, казалось бы, противоположных сторон звукового спектра", создавая "звуковую основу, полностью уходящую от нашей современной культуры".

«Пение Лизы Джеррард, придающее композициям ритуальную глубину, в свое время привело музыкальных критиков в полное замешательство. Симфонический размах и таинственность вокала поставили группу вне общеизвестных рок-направлений».

Лизу Джеррард часто приглашают в качестве вокалистки для записи саунд-треков к фильмам.




 

zagrebnoy

Форумчанин
#6
Певица успешно сотрудничает с различными музыкальными коллективами. В данной записи Лиза Джеррард поёт с болгарским хором.

В произведении удачно сочетается болгарский фольклор с другими традициями и культурами.

Удивительный музыкальный стиль ансамбля описывается как «брак авангарда и Средневековья», а успешное освоение музыкантами разнообразных, вековых вокальных традиций Болгарии, вполне позволяет композиции звучать поразительно современно и оригинально.

 

dual-berettas

Форумчанин
#7
Очень приятные вещи, каждая по своему, спасибо, понравилось. Обладает успокаивающим эффектом) Dead Can Dance конечно же в планах к ознакомлению уже давно, но всё никак не дойдут руки, к сожалению..)
 

siroga

Забанен
#8
Был на концерте "Dead Can Dance" в Питере. Крутые ребята
Но, по моему ИМХО, гонят депресуху сильно. С определенного момента, как чувствительность к энергии подросла, просто НЕ МОГУ слушать, что слушал раньше...Но здесь кому куда нужно :))) Есть огромное кол-во пипла, которому нравиться зависать в этом. С точки зрения Этно, это конечно звезды первой величины.
Я раньше очень любил английский лэйбл 4 AD, который их выпускает.
 

dual-berettas

Форумчанин
#9
This Immortal Coil - The Dark Age Of Love
(2009)

R-1928837-1253098962.jpg

Был такой британский дуэт экспериментальной электроники - Coil. На протяжении своего творческого пути коллектив перепробовал несколько направлений (от танцевальной электроники да дарк-эмбиента), оставил значительное влияние на смежные жанры и является одним из самых известных и уважаемых имён в этой области. К сожалению я слабо знаком с их творчеством, но здесь речь пойдёт и не совсем о них. Точнее не об их записях, но об их композициях.

Как нетрудно догадаться из названия проекта, он посвящён безвременной славе Coil (и является игрой с английским выражением "This Mortal Coil" - "Эта смертная доля"). Данный диск единственный выпущенный под этой вывеской, и является трибьютом (то есть альбомом каверов) к вышеупомянутому британскому дуэту. Этот альбом был первым, имеющим отношение к ним, что я услышал. Когда это произошло, я вообще слабо представлял кто автор этих аранжировок и как они относятся к Coil, но диск своим настроением мне практически сразу понравился, как цельная, атмосферная и глубокая работа. Уже потом я узнал что оригиналы этих песен звучат порой совсем иначе. Но тем интереснее переосмысление, по моему мнению.

Coil, как уже упоминалось, работали с разными, порой довольно жёстким жанрами, такими как близкая к клубной танцевальная музыка и нойз. Эта же работа представляет собой довольно серьёзное переосмысление многих их композиций - в более натуральном и мягком ключе. Используемые в новых аранжировках жанры включают в себя лёгкий, спокойный (и достаточно романтично звучащий) шансон, утопающие в атмосферных эффектах полупсиходелические пассажи, spoken word, и другое. В целом работа довольно спокойная, но не без лёгкого огонька, скрытого где-то в её глубине. Это такое спокойствие, в котором присутствует лёгкое, приятное, ненавязчивое волнение.

Например композиция "Love's Secret Domain" в оригинале имела звучание клубного танцевального номера, который у меня не вызывает особых эмоций. Но в переосмыслении на этом диске она (по моему мнению) раскрывается куда полнее и с совершенно неожиданной стороны: объёмный шум, заполняющий большую часть звуковой сцены, вызывает ассоциации (например) с рёвом морского прибоя (впрочем это только мои личные ассоциации), в центре которого звучит волнующая мелодия с наложением двух типов вокала. Благодаря этому восприятие текста так же значительно меняется - в оригинале он из-за звучания имел жёсткую и несколько брутальную конотацию, чего здесь конечно же нет.
Открывающая альбом и одноимённая с ним "The Dark Age of Love" звучит как что-то среднее между джазовым шлягером и шансоном, при этом запоминающийся, по хорошему хитовый мотив песни не входит в противоречие с общей созерцательностью настроения. Вообще это одна из моих любимых песен в отрыве от этого альбома, сама по себе, при том что оригинала я не слышал вообще. Текст скорее всего имеет отношение к мистике и прекрасно ложится на загадочное звучание и мелодию. Комментировать я его пожалуй не буду, но какой бы ни была изначальная мысль автора стихов, по моему мнению, выразил он её тонко и красиво.
На протяжении работы встречаются как вещи, имеющие в себе запоминающиеся и в меру яркие мотивы, так и более эмбиентовые, созерцательные вещи (например 10-минутная Red Queen, в которой поверх очень простого перебора пары нот на пианино звучат другие эффекты и зачитывается текст). Впрочем как "созерцательное", пожалуй, можно охарактеризовать и основное настроение всего альбома, присущее в той или иной мере всем номерам. Кроме того, здесь немало приятных и ненавязчивых мелодий. В общем, по моему мнению, здесь есть что послушать и от чего получить удовольствие :) Здесь пожалуй, закончу попытки описать словами то, что лучше всего слушать, и предоставлю читателю возможность ознакомится с данной работой:


На других ресурсах:
VK | Яндекс Музыка

Приятного прослушивания!
 
Последнее редактирование:

dual-berettas

Форумчанин
#10
Ulver - Perdition City
(2000)

cover 2013 web.jpg


Норвежцы Ulver ("Волки" на норвежском) в своё время поразили публику резкой сменой не просто стиля, но и пожалуй всей внутренней сути играемой ими музыки - без всяких переходов, что называется "ничто не предвещало беды", без намёков и предзнаменований они просто в один момент совершили скачок от крайне тяготеющего к клише, традициям и канонам мира блэк-метала в область экспериментальной электроники. Если послушать последний и первый релизы на "стыке" этих двух эпох, можно легко подумать что ошибся папкой и включил что-то случайное, никак не соотносящееся с тем, что звучало только что. Мало кто из тогдашних поклонников группы (а фанаты экстремальной и тяжёлой музыки часто очень консервативны) смог хотя бы принять такую перемену, не то чтобы попытаться понять её.

Однако тот факт что эти норвежцы родом из холодного, расположенного на побережье скандинавского полуострова Бергена, где, как отмечается, выпадает просто огромное количество осадков (словом, прохладно и мокро), как мне кажется, находит определённое воплощение, как в старом, так и в новом творчестве музыкантов, хоть и весьма по разному. Атмосфера замершего, застывшего в полуночном оцепенении города составляет основу пятого по счёту альбома группы. При этом композиции, довольно часто уходящие в тревожное, напряжённое настроение, нельзя в полной мере назвать мрачными - улицы города из этого статичного сновидения наполненны дежурным электрическим светом, под стать часто светлой скандинавской околополярной ночи.

Жанрово, как сообщает страница альбома на википедии, здесь сочетаются трип-хоп, джаз, эмбиент, и spoken word. Так же интересен тот факт, что сами музыканты описывают альбом как "саундтрек ко внутреннему фильму" (это подзаголовок работы). Во время сессий записи Perdition City Туре Илвисакер, один из двух постоянных участников проекта, вывешивал микрофоны за окно своей квартиры на пятом этаже, чтобы записать звуки и шумы внутренних улиц города, таким образом включив в музыку элементы полевых записей.

Некоторое время назад, когда я думал об этом альбоме, мне как-то удачно вспомнился фрагмент фильма "Blue in the Face" с Харви Кейтелем в главной роли. Сам фильм представляет из себя бессюжетный набор бытовых зарисовок из жизни Бруклина, перемежающихся с интервью с актёрами, причём таким образом, что образ и реальность как бы смешиваются и порой сложно понять - это псвевдодокументалка или реальное интервью. Один из героев там в начале фильма рассуждает о вещах, которые ему кажутся пугающими: "В целом, Нью-Йорк меня не пугает. Что меня пугает - дак это, к примеру, Швеция: везде пусто, но при этом всё работает. Ты останавливаешься на светофоре и подходит человек, спрашивает, почему ты не выключил двигатель. Открываешь аптечку, а там надпись: "в случае суицида звонить по номеру...". Включаешь телевизор - а там показывают хирургическую операцию на ухе. Вот эти вещи меня пугают. Нью-Йорк - нет." Ulver из Норвегии, а не из Швеции, но что-то общее здесь есть. Ну и, пожалуй, как тут не вспомнить картины Эдварда Хоппера.

А вот собственно сам альбом:


(Или на Яндекс музыка)
 
Последнее редактирование:

dual-berettas

Форумчанин
#11
Kenny Millions, Paul Bley, Sergey Kuryokhin - Jazz Fantasy (2001)

book0000.jpg


Альбом в ВК

Один из нескольких совместных альбомов американского мультиинструменталиста Кешавана Маслака (под псевдонимом Kenny Millions) и Сергея Курехина (того самого, автора мема "Ленин - гриб"). Сакс как-то ярко записан, и в целом музыка обладает каким-то слегка завораживающим свойством, мне кажется. Стиль авангардный джаз.