Путь без иллюзий. Школа В. Каргополова
  • Групповые занятия проходят в Санкт-Петербурге по ул. Рентгена, д.10а (по вторникам, с 19:30 по 21:30). Сменная обувь обязательна. Занятия проводит преподаватель нашей Школы Анатолий Мамеев.
    Справки по телефонам: 8-931-200-2208, 8-911-723-8788
    Канал в телеграме: PBI_EMP
  • Владимир Михайлович Каргополов в связи с затяжной болезнью временно не записывает на консультации и не ведёт переписку. А так же не отвечает на посты на форуме сайта. Возобновление всех этих видов деятельности примерно в середине мая. Возможны уточнения.

    Администрация сайта.

Статья Бертрана Рассела "Я атеист или агностик?"

Kargopolov

Руководитель школы
#1
Предлагая читателю нижеследующую статью и мои к ней комментарии, сразу же должен предупредить, что это чтение на любителя и для большинства покажется слишком сложным и слишком занудным. И они будут правы. Такое оно и есть. Однако у меня имеется единственная, но очень сильная отмазка - я вас заранее честно предупредил. И если вы, несмотря на моё предупреждение забрались в эти философические дебри, то я уже не виноват. Впрочем в любой момент можно переключиться на что-нибудь более интересное. :)

Я атеист или агностик?
Статья Бертрана Рассела.

Я говорю как человек, которому отец предназначал стать рационалистом. Он был таким же рационалистом, каким я являюсь сейчас, но он умер, когда мне было три года, и суд лорда-канцлера решил, что я должен приобщиться к преимуществам христианского образования.

Я думаю, что, быть может, с тех пор судьи могли пожалеть об этом. Получилось вовсе не так, как они надеялись. Возможно, было бы довольно печально, если бы христианскому образованию суждено было исчезнуть, потому что в этом случае некому стало бы воспитывать рационалистов.

Они появляются как реакция на такую систему образования, которая считает вполне естественным, что отец может распорядиться, чтобы его сын был воспитан, скажем, в духе секты магглтонианцев, или в духе какого-нибудь иного вздора, но он не должен ни в коем случае быть воспитанным как человек, мыслящий рационально. В дни моей молодости это рассматривалось как преступление.

Епископы и грех

С тех пор, как я стал рационалистом, я обнаружил, что в мире все еще существуют обширные возможности для практического применения рационалистических взглядов, не только в вопросах геологии, но и в таких проблемах, как разводы и контроль рождаемости, а также в вопросе искусственного оплодотворения, возникшем совсем недавно, – во всех тех вопросах, когда епископы говорят нам, что нечто является смертным грехом, но это является смертным грехом только потому, что на этот счет существует какой-то текст в библии. Оно является смертным грехом не потому, что причиняет кому-то вред, дело вовсе не в этом. До тех пор, пока люди будут продолжать утверждать, что нечто не следует делать только потому, что существует некий текст в библии на этот счет, и до тех пор, пока в этом можно будет убеждать парламент, – до этих пор будет существовать огромная нужда в применении рационализма на практике. Как вам известно, у меня были серьезные неприятности в Соединенных Штатах только потому, что по поводу некоторых практических вопросов я утверждал, что этические положения библии не являются убедительными, и что в некоторых случаях следует поступать отлично от того, что утверждает библия. На этом основании суд решил, что я не подхожу для того, чтобы преподавать в университетах Соединенных Штатов, так что у меня есть некоторые утилитарные причины предпочитать рационализм другим взглядам.

Не будь слишком уверен!

Вопрос об определении рационализма совсем нельзя назвать легким. Я не думаю, что его можно определить через отрицание той или иной христианской догмы. Вполне возможно быть полным и абсолютным рационалистом в истинном смысле слова, и при этом принимать те или другие догмы. Вопрос в том, как вы приходите к определенному мнению, а не в том, каково его содержание. Главное, в чем мы убеждены, – это в превосходстве разума. Если разум ведет вас к общепринятым выводам – отлично, вы все еще рационалист. По моему мнению, главное заключается в том, что аргументы должны базироваться на таких основаниях, которые приняты в науке, и при этом вы не должны принимать что-либо как абсолютно истинное, а только как возможное в большей или меньшей степени. Я думаю, что не быть абсолютно уверенным – это и есть один из главных составляющих рациональности.

Доказательство бога

Существует один практический вопрос, который часто меня тревожит. Каждый раз, когда я попадаю в другое государство, или в тюрьму, или в другое подобное место, меня всегда спрашивают о моих религиозных убеждениях. Я никогда не знаю, должен ли я сказать, «агностик» или должен ли сказать «атеист». Это очень сложный вопрос, и я полагаю, что с ним сталкивались и некоторые из вас. Как философ, если бы я выступал перед аудиторией, состоящей исключительно из философов, я должен был бы говорить о себе как об агностике, потому что я не думаю, что существуют аргументы, с помощью которых можно доказать, что бога не существует.

С другой стороны, если я должен создать верное впечатление у обычного человека с улицы, я буду вынужден сказать, что я атеист, потому что когда я говорю, что не могу доказать, что не существует бога, я должен добавить, что в равной степени не могу доказать, что не существует и гомеровских богов.

Никто из нас серьезно не рассматривает возможность существования гомеровских богов; но если бы вы взялись дать логическое обоснование того, что Зевса, Геры, Посейдона и остальных богов не существует, вы сочли бы это адским трудом. Вы просто не смогли бы построить подобное доказательство.

Поэтому, говоря об олимпийских богах перед философской аудиторией, я бы сказал, что я агностик. Но, говоря популярно, я думаю, что все из нас, имея в виду этих богов, сказали бы, что они атеисты. Я думаю, что, говоря о христианском боге, мы должны придерживаться той же линии.

Скептицизм

Существует та же самая степень вероятности и возможности существования христианского бога, что и гомеровских богов. Я не могу доказать, что христианский бог или гомеровские боги не существуют, но я не думаю, что вероятность их существования является альтернативой, заслуживающей серьезного рассмотрения. Поэтому я считаю, что в тех документах, которые предлагаются мне в указанных случаях, будет правильнее написать «атеист», хотя это очень сложная проблема и я иногда говорю так, а иногда иначе, не следуя при этом какому-нибудь ясному принципу. Когда допускаешь, что ничто не является несомненным, то нужно, я думаю, также допускать, что некоторые вещи являются более вероятными, чем другие. То, что мы собрались здесь сегодня вечером, более несомненно, чем то, что та или иная партия может претендовать на истину. Конечно, существуют степени вероятности, и нужно быть очень осторожным, подчеркивая этот факт, потому что иначе можно впасть в абсолютный скептицизм, а такой скептицизм был бы полностью бесплоден и совершенно бесполезен.

Преследования

Необходимо помнить, что одни вещи гораздо более возможны, чем другие, и могут быть очевидны настолько, что на практике не стоит вспоминать, что они не абсолютно несомненны, кроме тех случаев, когда речь заходит о гонениях. Если дело доходит до того, что человека могут сжечь за неверие на костре, стоит помнить о том, что в конце концов он может оказаться прав, и не стоит его преследовать.

В общем, если человек говорит, к примеру, что земля плоская, я искренне желаю, чтобы он мог сколько угодно распространять свое мнение. Он может, конечно, оказаться прав, но я так не считаю. Думаю, что на практике гораздо лучше полагать, что земля круглая, хотя, конечно, мы можем ошибаться. Поэтому мне кажется, что мы должны ставить себе целью не полный скептицизм, а учение о степенях вероятности.

В целом, я считаю, что подобное учение – это то, в чем мир действительно нуждается. Мир переполнен новыми догмами. Старые догмы, возможно, умирают, но возникают новые догмы, и в целом, я считаю, что вред догмы находится в прямой пропорции к ее новизне. Новые догмы гораздо хуже, чем старые."

Конец статьи.
 
Последнее редактирование:

Kargopolov

Руководитель школы
#2
Мой комментарий.
Б. Рассел пишет: " Старые догмы, возможно, умирают, но возникают новые догмы, и в целом, я считаю, что вред догмы находится в прямой пропорции к ее новизне. Новые догмы гораздо хуже, чем старые."

На мой взгляд, это крайне сомнительное утверждение. Оно крайне субъективно и не может быть достойным образом аргументировано. Такое высказывание можно объяснить тем, что эту статью Б. Рассел писал в пожилом возрасте. ( Попутно замечу, что Рассел прожил долгую и продуктивную жизнь и умер в почтенном возрасте 97 лет). Кстати, давно замечено, что согласно статистике, по продолжительности жизни западноевропейские философы намного превосходят индийских мастеров Йоги. :)
А для людей пожилого возраста по понятным причинам старое ближе сердцу и уму, чем новое. Просто потому, что старое привычнее. То же самое, что и отношение пожилых людей к старому, поношенному, но очень привычному и удобному домашнему халату. Или к тапкам. :)

В своей статье Б. Рассел пишет:
"По моему мнению, главное заключается в том, что аргументы должны базироваться на таких основаниях, которые приняты в науке, и при этом вы не должны принимать что-либо как абсолютно истинное, а только как возможное в большей или меньшей степени. Я думаю, что не быть абсолютно уверенным – это и есть одна из главных составляющих рациональности."

Также он пишет:
"Когда допускаешь, что ничто не является несомненным, то нужно, я думаю, также допускать, что некоторые вещи являются более вероятными, чем другие. Конечно, существуют степени вероятности, и нужно быть очень осторожным, подчеркивая этот факт, потому что иначе можно впасть в абсолютный скептицизм, а такой скептицизм был бы полностью бесплоден и совершенно бесполезен."


И ещё:
"Необходимо помнить, что одни вещи гораздо более возможны, чем другие, и могут быть очевидны настолько, что на практике не стоит вспоминать, что они не абсолютно несомненны..."


И ещё:
"мне кажется, что мы должны ставить себе целью не полный скептицизм, а учение о степенях вероятности."


Продолжение моего комментирования в следующем посте (В.М.).
 
Последнее редактирование:

Kargopolov

Руководитель школы
#3
Продолжение.

В скептической философии Б. Рассела радикальный рационализм сочетается с отказом от интуитивного метода познания. Рассел считает интуицию слишком субъективной и не отвечающей высоким стандартам строгой и точной науки. На самом же деле рациональное познание без опоры на декартовскую интеллектуальную интуицию глубоко ущербно и подобно передвижению на костылях. Такой флюсоподобный (однобокий) подход к познанию исключает и делает невозможной полную уверенность вообще в чём бы то ни было. Даже в реальности окружающего мира и в собственном существовании.

Однако желаемая полная и исчерпывающая уверенность в истине вполне может быть достигнута посредством интуитивного метода познания. Слово "абсолютная" применительно к уверенности в истине я обычно избегаю использовать, поскольку оно дискредитировано фанатичным блеском в глазах у людей, познавших Истину с большой буквы. На мой взгляд, это слово более уместно в словосочетании "абсолютная вера". На это можно возразить, указав, что термины "полная уверенность" и "абсолютная уверенность" означают одно и то же и являются синонимами. Не стану спорить, так оно и есть. Но для меня, на мой субъективный взгляд, слово "абсолютный" связано с игнорированием великого декартовского принципа систематического сомнения (знаменитого картезианского сомнения). Для Декарта принятие чего-либо в качестве ясной, несомненной и полноценной (отнюдь не вероятностной) истины, всегда предварялось её проверкой посредством принципа методического сомнения. Для меня (ещё раз повторю, что это всего лишь моя собственная, весьма субъективная установка), семантическое поле понятия "абсолютная истина" исключает какие-либо предварительные сомнения. Это уже будет феномен религиозной или научной веры, но не результат настоящего постижения истины.

Скептический рационализм Рассела не допускает возможность полноценной несомненной истины.
По его мнению "ничто не является несомненным". Нет никакой несомненной истины, есть лишь разные степени вероятности. Эта познавательная установка Рассела находится в полном противоречии с познавательной установкой Декарта, который вслед за Аристотелем утверждал, что фундаментальные первичные истины должны приниматься без каких-либо доказательств на основе интеллектуальной интуиции. Такое принятие базовых аксиом происходит согласно декартовским критериям "ясности, несомненности, простоты и очевидности".
Однако Б.Рассел, будучи специалистом по математической логике и лауреатом Нобелевской премии, категорически отвергал интуицию как полноценный метод научного познания. При этом он полностью проигнорировал работы своего современника, математика Анри Пуанкаре (тоже лауреата Нобелевской премии), по психологии научного творчества и психологии интуитивного познания. По моему глубокому убеждению, Бертран Рассел совершил большую ошибку отвергая интуитивный метод познания.

Продолжение следует.
 
Последнее редактирование:

Kargopolov

Руководитель школы
#4
Продолжение.

Вот цитата из моей новой книги "Мышление и интуиция как творческий тандем", которая сейчас находится в процессе написания:
" Для меня вполне очевидно, что Б.Рассел был убеждённым рационалистом и рассматривал дискурсивное мышление и логические умозаключения как наивысший метод научного познания. В других своих работах по теории познания, он вообще избегал употребления слова «интуиция», по-видимому, отказывая ему в статусе приемлемого, достаточно чётко определённого, научного термина. В качестве примера можно привести его наиболее известный труд «Человеческое познание. Его сфера и границы», вышедший на английском языке в 1948 году. Во всей этой, весьма объёмной, монографии, слово «интуиция» упоминается единожды (!) ( я не поленился и проверил)- весьма показательный факт, который, учитывая название этого трактата, красноречиво говорит об отношении Рассела к интуитивному методу познания. В этой, как и во многих других работах Бертрана Рассела, интуиция вообще не рассматривается как особый метод научного познания."

В рецензируемой статье Рассел пишет:
"...необходимо помнить, что одни вещи гораздо более возможны, чем другие, и могут быть очевидны настолько, что на практике не стоит вспоминать. что они не абсолютно несомненны.
Однако каким образом определяется эта большая или меньшая возможность? С помощью рациональных расчётов сделать это невозможно. Также невозможно посредством рационального познания определить "степень их очевидности". То же самое можно сказать и про определение "степени вероятности тех или иных вещей", о котором пишет Рассел. Также очень уязвимым для критики является его высказывание о том, что "на практике не стоит вспоминать,что некоторые вещи не являются абсолютно несомненными".

Таким образом, строгая логика философа- рационалиста теоретически исключает возможность полноценного и несомненного знания, однако при этом он считает, что при переходе к жизненной практике об этом следует забыть - типичное поведение философов-феноменалистов.
Бертран Рассел был сторонником философского скептицизма, крайняя форма которого (отрицание реальности окружающего мира и собственного Я) была дана Давидом Юмом. Рассел, как и многие другие философы, считал доводы Юма логически безупречными и никем не опровергнутыми. Фактически он был последователем Юма, хотя и выражал надежду, на возможность появления новой философии, менее радикальной и более оптимистической, чем философия Юма. Действительно. уж очень уныло жить в Матрице (в мире, который не существует), да ещё когда и ты сам тоже не существуешь!

Б. Рассел совершенно упускает из виду эти тонкие моменты. Сам того не замечая, он контрабандой протаскивает в свою концепцию непосредственное знание, получаемое посредством интеллектуальной интуиции. Ведь "очевидность" и "большая возможность одних вещей по сравнению с другими" - всё это типично для непосредственного интуитивного познания, которое на теоретическом уровне Рассел отвергает. А вот Рене Декарт считает интуитивную самоочевидность совершенно необходимым инструментом научного познания. Я с ним полностью согласен и тоже считаю наиболее адекватной концепцию научного познания, в которой мышление и интуиция рассматриваются как высокоэффективный творческий тандем.

Продолжение следует.
 
Последнее редактирование:

Kargopolov

Руководитель школы
#5
Бертран Рассел несомненно является одним из величайших учёных 20 века. Однако, будучи скептическим философом - рационалистом, он, как и его предшественники Юм и Кант, так и не смог разрешить главное противоречие классической западноевропейской философии. С лёгкой руки Иммануила Канта это противоречие получило название "скандала в философии". Речь идёт о противоречии между логически безупречными выводами скептической философии и фактами реальной жизни. Основоположники скептической философии Джордж Беркли и Давид Юм, а следом за ними Иммануил Кант, заявляли, что нам даны лишь наши ощущения (представления, феномены), но не сами вещи, каковы они есть на самом деле.

Кстати, кантовское учение о мире представлений (феноменов), и мире непознаваемых "вещей в себе", по своей сути не представляет собою ничего существенно нового по сравнению с работами его предшественников. Да он и сам признавал, что чтение "Трактата о человеческой природе" Давида Юма "пробудило его от догматического сна."

По этому поводу Гегель насмешливо заметил. что даже животные не так глупы. как скептическая философия. "Они не останавливаются на своих представлениях, а находят и и пожирают пищу, тем самым подтверждая их истинность".
Да и сам Юм прекрасно осознавал, что радикальный феноменалистский скептицизм, при всей его логической убедительности, совершенно не согласуется со здравым смыслом и упрямыми фактами практической жизни. Он был вынужден признать, что, по его выражению, "природа слишком сильна".

Однако ни Давид Юм, ни Иммануил Кант, ни Бертран Рассел, так и не смогли принять точку зрения реальной жизни. Для них было невозможно поступиться принципами "строгой научности" и признать необходимость допущения в науку интуитивного метода познания. Между тем, неразрешимые рациональным путём метафизические противоречия, составляющие пресловутый "скандал в философии", легко и просто разрешаются с помощью декартовской интеллектуальной интуиции.

Удивительно что все эти великие умы напрочь не понимают того, что базовая философская установка исповедуемой ими скептической философии (философии феноменализма) также основана на метафизических постулатах, принимаемых без доказательств, посредством той же самой интеллектуальной интуиции, которая ими категорически отвергается на теоретическом уровне. Только это уже будет другая система аксиом, альтернативная естественной (материалистической , также её называют "эссенциалистской"), познавательной установке.

Так что абсолютная научная строгость скептической феноменалистской философии на самом деле воображаемая. Их базовая философская концепция также основана на недоказуемых начальных постулатах, принимаемых посредством той же самой интеллектуальной интуиции, но только неосознаваемым образом.
А иначе и быть не может, поскольку интуиция и мышление - как вдох и выдох. Мы не можем произвольно выбирать одно, исключая другое. Интуитивное познание работает неосознаваемый образом, так сказать "внутри нас", независимо от того, признаём мы его или нет. Оно имманентно (внутренне присуще) нашему сознанию и нашей психике.

К сожалению, понимание этих вещей отсутствует у большинства современных философов и психологов. К проблеме интуиции в научной среде до сих пор нет серьёзного отношения. Большей частью интуиция рассматривается как эпифеномен, как нечто вторичное. До сих пор распространена совершенно несостоятельная точка зрения, согласно которой интуиция - это то же самое мышление, только осуществляемое неосознанным образом. В современном мире интуиция не воспринимается всерьёз как самостоятельный метод познания, качественно отличающийся по своему психологическому механизму от рационального познания ( от дискурсивного мышления и логических умозаключений).

До сих пор большинством философов и психологов интуитивный метод познания горестным образом недооценивается, а зачастую и вообще отвергается. Увы, интуиция является Золушкой современной теории познания. Надеюсь, что моя книга со временем изменит такое предвзятое и глубоко ошибочное отношение к интуитивному познанию.

Хау. Я всё сказал! :)
С уважением к моему терпеливому читателю, Владимир Каргополов.
 
Последнее редактирование: