Путь без иллюзий. Школа В. Каргополова
  • Групповые занятия проходят в Санкт-Петербурге по ул. Рентгена, д.10а (по вторникам, с 19:30 по 21:30). Сменная обувь обязательна. Занятия проводит преподаватель нашей Школы Анатолий Мамеев.
    Справки по телефонам: 8-931-200-2208, 8-911-723-8788
    Канал в телеграме: PBI_EMP
  • Владимир Михайлович Каргополов в связи с затяжной болезнью временно не записывает на консультации и не ведёт переписку. А так же не отвечает на посты на форуме сайта. Возобновление всех этих видов деятельности примерно в середине мая. Возможны уточнения.

    Администрация сайта.

Из интервью с Александром Зиновьевым.

Kargopolov

Руководитель школы
#1
https://www.km.ru/glavnoe/2003/11/2...-gosudarstvennost-byla-vershinoi-evolyutsii-r

Интервью от 24.11.2003 года.

На "Трибуне" – философ, социолог, писатель Александр Александрович ЗИНОВЬЕВ Cпециалист в области логики и методологии науки, социолог, публицист; доктор философских наук, профессор.
Родился в д. Чухлома Костромской обл. В 1939 году поступил в московский Институт философии, литературы и истории, из которого был исключен без права поступления в другие вузы страны за выступления против культа Сталина. Вскоре был арестован, бежал, скрывался. От дальнейших неприятностей Зиновьева спасла служба в армии, куда он поступил в 1940 году и прослужил до 1946 года. А. А. Зиновьев участвовал в Великой Отечественной войне в качестве боевого летчика и закончил ее в 1945 году в Берлине.

После войны окончил философский факультет МГУ (1951), аспирантуру (1954). С 1955 по 1976 работал в Институте философии АН СССР. В 1963—1969 работал по совместительству на кафедре логики философского факультета МГУ, с 1965 по 1967 был заведующим этой кафедрой. С 1965 по 1976 был членом редколлегии журнала "Вопросы Философии". В 1976 после публикации в швейцарском издательстве "Age d'homme" романа "Зияющие высоты" уволен с должности старшего научного сотрудника и лишен званий доктора философских наук и профессора с формулировкой "За несоответствие должности и званиям", в 1978 году эмигрировал в Германию. В начале 90-х гг. восстановлен в научных званиях.

До июня 1999 года Александр Александрович 3иновьев жил в Мюнхене, занимаясь литературной и научной деятельностью (в качестве визитирующего профессора), после чего вернулся в Россию. Умер в 2006 году в возрасте 84-х лет.

Кандидатская диссертация — "Логика "Капитала" К. Маркса" (1954), докторская диссертация — "Философские проблемы многозначной логики" (1959). Применение средств логики к анализу языка науки — основополагающий принцип теоретических построений 3иновьева. Как следствие, наиболее значимой для него задачей логики была разработка формального аппарата для анализа понятий, высказываний и доказательств.

Наиболее интересными из полученных 3иновьевым результатов являются анализ фундаментальных понятий физики и разработка понятийного аппарата наук об обществе, особенно его анализ обществ коммунистического типа. 3иновьев удостоен премии А. Токвиля за лучшую книгу по социологии (1982, работа "Коммунизм как реальность"), национальной литературной премии Италии (1992, книга "Живи"). Член Финской Академии наук (1975).

Работы по логике:
(весьма обширный перечень работ по логике я удалил, поскольку они носят весьма специальный характер. В.Каргополов).


Работы по социальному анализу:
Без иллюзий. Lausanne, 1979;
Мы и Запад (статьи, интервью и выступления). Lausanne, 1981;
Ни свободы, ни равенства, ни братства (статьи, выступления). Lausanne, 1983;
Горбачевизм. Нью- Йорк, 1988.

Художественно-публицистические работы:
Зияющие высоты. Lausanne, 1976; М., 1991 (пер. на англ., франц. и нем. яз.);
Светлое будущее. Lausanne, 1978 (пер. на франц., англ., нем. яз.);
В преддверии рая. Lausanne, 1978 (пер. на франц. яз.);
Желтый дом. В 2-х томах. Lausanne, 1980 (пер. на франц. и англ.);
Рука Кремля. Париж, 1986 (пер. на нем. яз.);
Горбачевизм. 1998;
Катастройка. Берлин, 1988 (пер. на нем. яз.);
Гомо советикус. М., 1991;
Коммунизм как реальность. Кризис коммунизма. М., 1994;
Смута. 1994;
Русский эксперимент. 1994;
Запад. 1995;
Посткоммунистическая Россия. М., 1996;
Глобальный человейник. 1997;
На пути к сверхобществу. М., 2000.

Далее собственно интервью.
 
Последнее редактирование:

Kargopolov

Руководитель школы
#2
КМ: Каковы, на ваш взгляд, перспективы развития России в ближайшее столетие?
АЗ
: Это очень общий вопрос. Никаких обнадеживающих перспектив в истории России я не вижу. Считаю, что России нанесли смертельный удар в конце прошлого – начале нынешнего столетия. Сейчас ее направили на путь деградации и, в конечном счете, полного исчезновения - избытия из человеческой истории.

КМ: Как вы оцениваете действия по реставрации "Великой России", предпринимаемые командой Путина?
АЗ:
Совершенно бесполезные усилия. Если страна пошла в ложном направлении, то, чем успешнее она идет, тем оказывается ближе к гибели и полному исчезновению.

КМ: Вы хотите сказать, что Россия в ближайшей перспективе исчезнет с политической карты мира?
АЗ:
Думаю, что исчезнет.

КМ: Иначе говоря, на просторах Евразии столкнутся новые силы. Вы могли бы их назвать?
АЗ:
Это будут самые разнообразные силы. Россия – понятие двусмысленное. Когда вы произносите слово "Россия", что вы имеете в виду - территорию, или русский народ?

КМ: Людей, которые ощущают себя русскими.
АЗ:
Если вы говорите о русском народе, то, в соответствии с планами, которые реализуются, этот народ обречен на деградацию. Что касается территории России, то она представляет собой весьма соблазнительный кусок для самых различных сил, участвующих в современном мировом процессе. Я думаю, что и в настоящий момент за Россию идет борьба между Востоком и Западом. Под "Востоком" я имею в виду, прежде всего, Китай.

КМ: Значит, по-вашему, существуют силы, которые инициировали развал России. Вы могли бы их назвать?
АЗ:
План по развалу России возник в момент создания Советского Союза. Вся советская история была историей борьбы Запада против СССР. Для меня СССР – синоним слова «Россия». Советская система – естественный продукт развития русского народа. Поэтому план развала СССР имел и имеет целью уничтожение русского народа.

КМ: Вы – известный советолог, скажите, с вашей точки зрения, Советский Союз – это хорошо, или плохо?
АЗ:
Прежде всего, я ученый. И, как ученый, не употребляю слов "хорошо" или "плохо". Моя цель – объективная оценка исторической и социальной действительности. Исходя из этого, я могу сказать, что советская государственность была вершиной эволюции русской идеи - вершиной, по достижении которой начался спад. Советский период российской истории был естественным продолжением многовековой истории России. Всё лучшее, чего достиг русский народ на протяжении своей истории, в советский период было сохранено и приумножено.
Поверьте, я отнюдь не апологет коммунизма. Напротив, я известен, как критик советизма. Но сегодня, прежде всего, во мне говорит ученый.
После горбачевско-ельцинского антикоммунистического переворота в истории России наступил спад и теперь идет процесс деградации. Остановить этот процесс в высшей степени сложно. Я, во всяком случае, не вижу сил, способных предотвратить деградацию.

КМ: Вы полагаете, что реставрация могущества России невозможна. Почему?
АЗ:
Ваш вопрос, при его кажущейся ясности, - многоплановый.
Реставрация советской социальной системы, на мой взгляд, действительно невозможна. И главным образом - в виду отсутствия сил, способных ее восстановить. За последние 15 лет произошли такие перемены, что в стране была уничтожена социальная база возможной реставрации.
Во-вторых, могу сказать, что, если бы даже удалось реставрировать Советский Союз, это был бы не кратковременный акт. Потому что ситуация в мире изменилась настолько радикально, что требуется нечто другое, более серьезное, чтобы повернуть впять энтропийные процессы.

КМ: Человек жив, пока не поверил в безысходность своей судьбы. Вам не кажется, что ваша концепция не оставляет никакой оптимистической перспективы для нового поколения людей, живущих на территории бывшего СССР?
АЗ
: Первое. Вы употребили термин "человек". Не объясните ли мне, что это такое? Для меня "человек" - это абстракция. Нет такого явления - "человек". Есть - русские, украинцы, грузины, узбеки, таджики…
Второе. Для того, чтобы выжить, прежде всего, необходимо отдавать себе стопроцентный отчет в том, что уже произошло, что сейчас происходит, что будет происходить. Нужна ясность сознания, а не пустая болтовня о том, мол, что "выстоим", "выживем", "удвоим ВВП".
Мне 81 год. Вся советская история – это моя биография. Я вспоминаю начало войны, окружение. Немцев тогда было в десятки раз больше, чем нас. В отличие от нас, они были сыты, обуты, лучше вооружены. Многим из моих сослуживцев казалось, что мы обречены на смерть. И это была безусловная правда. Но вот вопрос: как реагировать на эту правду?
Одни из нас решили: «мы все умрём». И пошли сдаваться в плен. И погибли. Другие подумали: «мы обречены, поэтому дорого продадим свою жизнь». И, действительно, две трети из числа последних были убиты. Но оставшиеся стали победителями.
…Много лет спустя, в Германии, я встречал бывших генералов вермахта, которые прошли через окружение. Один из них потом писал мне, что только в окружении понял, что Германия обязательно проиграет войну. Потому что главное - не хлеб и масло, не "шмайсер" и "тигр"… Главное - способность сопротивляться и воевать: воевать, умирая.
Моя позиция рассчитана на людей умных, мужественных, морально стойких, людей, способных к смертельной борьбе. Найдутся такие люди в России – Россия выживет и окрепнет. Не найдутся – Россия исчезнет, совсем исчезнет - нас вытрут из анналов истории. Да так, что от России не останется и следа…


Читать полностью: https://www.km.ru/glavnoe/2003/11/2...-gosudarstvennost-byla-vershinoi-evolyutsii-r
 

Kargopolov

Руководитель школы
#3
Он же про православие (из интервью от 12 марта 2002 года). Полностью интервью прочитать у меня не получилось - не найти. Цензура однако.

На вопрос о православии Зиновьев отвечает:
"Православие не является не только единственной, но вообще никакой ценностной базой для духовного возрождения России. Это духовное падение России, это деградация, я это сказал и настаиваю на этом. Россия отбрасывается на 100 лет назад. Православие процветает при условии, если нищим становится население, если оно становится безграмотным, если оно становится больным, а российское население сейчас в массе своей является как психологически и идейно, так и физически больным.
Так что я утверждаю и настаиваю на том, что укрепление православия означает деградацию России и является одним из факторов гибели и падения России".


Добавлю, что если бы государство те средства, то финансирование, которое все эти годы идёт на РПЦ и на бесконечное строительство пустующих храмов, направило бы на науку и образование, наше Отечество выглядело бы совсем иначе.
 

Kadykoff

Администратор
#4