Путь без иллюзий. Школа В. Каргополова
  • Групповые занятия проходят в Санкт-Петербурге по ул. Рентгена, д.10а (по вторникам, с 19:30 по 21:30). Сменная обувь обязательна. Занятия проводит преподаватель нашей Школы Анатолий Мамеев.
    Справки по телефонам: 8-931-200-2208, 8-911-723-8788
    Канал в телеграме: PBI_EMP
  • Владимир Михайлович Каргополов в связи с затяжной болезнью временно не записывает на консультации и не ведёт переписку. А так же не отвечает на посты на форуме сайта. Возобновление всех этих видов деятельности примерно в середине мая. Возможны уточнения.

    Администрация сайта.

Тишина

siroga

Забанен
#1
Каждый звук рождается из тишины, умирает и возвращается в тишину, и даже в течение того времени, пока он живёт, он окружён тишиной.
Тишина позволяет звуку быть. Это внутренняя, присущая ему, но только непроявленная часть каждого звука, каждой музыкальной ноты, каждой песни, каждого сказанного слова.

Непроявленное присутствует в этом мире как тишина. Вот почему было сказано, что в этом мире нет ничего более похожего на Бога, чем тишина. Все, что тебе надо делать, — это лишь обращать на неё внимание.
Даже в разговоре с кем-нибудь осознавай и промежутки между словами, и короткие отрезки тишины между предложениями.
По мере того как ты будешь это делать, измерение тишины внутри тебя будет расти. Ты не можешь отдавать внимание тишине без того, чтобы делаться тихим внутри.
Тишина снаружи — тишина внутри. И ты — в Непроявленном.


~Экхарт Толле, "Сила момента Сейчас"
респект Грецов П. за подгон :))
 
Последнее редактирование модератором:

Kargopolov

Руководитель школы
#2
Что не так в этом поучении Экхарта Толле?

К сожалению, у него отсутствует правильное понимание медитации-осознания. Такое правильное понимание даётся в Сутре Помоста Шестого Патриарха Чань-Буддизма великого наставника Хуэй-Нэна. В наши дни распространён перевод А. Маслова этой сутры. Однако мне больше нравится перевод, сделанный ещё в советское время Н.В. Абаевым. Соответственно далее я цитирую по Абаеву.
" Благомудрые друзья! - говорит Хуэй -Нэн, - Каждый из вас должен внимательно исследовать себя, практикуя самосозерцание, чтобы не допустить неправильного функционирования своего сознания."

Хуэй-Нэн призывает практиковать сидячую медитацию (цзо-чань), во время которой следует осуществлять "прямоту сознания". Он утверждает, что практика "прямоты сознания" - это и есть подлинная духовная практика. Разъясняя, что из себя представляет эта практика, он одновременно
указывает на типовые ошибки в практике медитации. Надо сказать, что эти ошибки имеют вневременной характер. Они были распространены и в его время и ничего не изменилось к лучшему и в наши дни. Причиной тому является большая сложность духовного учения о правильной медитации.
В Сутре Помоста сказано:
" В этих вратах нашего Учения сидячая медитация не является созерцанием сознания, не является созерцанием чистоты и нельзя также говорить что это полная неподвижность (остановка процесса осознания, В.К.)".
Эти три пункта требуют особого разъяснения.

Пункт первый:
Хуэй-Нэн утверждает, что правильная медитация не является созерцанием сознания. Чем же она тогда является? А является она отрешённым, невовлечённым (непривязанным) созерцанием информационного содержания своего сознания. Само же сознание созерцать невозможно, ибо нож не может сам себя резать, а глаз - сам себя видеть.
Любая попытка созерцать собственное сознание приводит лишь к остановке процесса осознания и к вхождению в трансовое состояние "отключённости" сознания.

Пункт второй:
Правильная медитация " не является созерцанием чистоты". В Сутре Помоста сказано:
"Возбуждать своё сознание созерцанием чистоты - это значит порождать омрачённость чистотой... Истинная чистота не имеет свойств и признаков, но некоторые пытаются установить признаки чистоты и говорят, что это и есть практика самосовершенствования. Люди, которые придерживаются таких взглядов, создают препятствия своей изначальной природе и связывают себя чистотой."
Другими словами, эти люди привносят в свою практику ненужное содержание и "связывают себя" своими представлениями о чистоте.

На самом же деле, как говорит Хуэй-Нэн, "Природа чистоты заключена в самой омрачённости"; "Ваши клеши и есть боддхи". Другими словами, чистота есть всего лишь отсутствие грязи. Мы не можем намеренно привнести чистоту в своё сознание. Мы не можем работать своим сознанием с чистотой, но мы можем работать над устранением грязи, над устранением всего, что замусоривает наше сознание. Таким образом, чтобы обрести подлинную чистоту мы должны работать с грязью.
То же самое относится и к "пустоте". В Сутре Помоста Хуэй-Нэн говорит:
" Свойства сознания обширны и подобны пустоте. Чудесная природа человека в своей основе пустотна. Благомудрые друзья! Вы слушаете мои объяснения пустоты и привязываетесь к пустоте. Не сидите в медитативной позе, сосредотачивая своё внимание на пустоте."
Истинная пустота, равно как и чистота, не имеют свойств и признаков. Если мы пытаемся на них медитировать, то на самом деле мы медитируем на приписываемых им свойствах, формах и признаках, которые скрывают подлинную чистоту и пустоту. Поэтому чистота, пустота и тому подобные вещи не могут быть объектами медитации, они могут быть только её результатами.

То же самое относится и к тишине. Пытаться осознавать, как советует Толле, "короткие отрезки тишины", осознавать саму тишину - так же неправильно, как пытаться осознавать чистоту или пустоту. Осознавать следует не тишину, а звуки окружающего мира, как это советует делать Авалокитешвара в знаменитой и высокопочитаемой в буддистами Шурангама Сутре. В этой Сутре медитация на звуках окружающего мира признаётся в качестве самого эффективного, самого лёгкого и самого подходящего метода достижения просветления для людей, живущих в нашу эпоху Кали-юги, в период упадка и духовной деградации.
Так что рекомендации Экхарта Толле порождены отсутствием подлинного понимания сути медитации-осознания.

Продолжение следует, поскольку остался не рассмотренным третий пункт наставления Хуэй Нэна, который также очень важен для правильного понимания медитации- осознания.
 
Последнее редактирование:

Kargopolov

Руководитель школы
#3
Продолжение.
Пункт третий относительно ошибочной медитации:
"... нельзя также говорить что сидячая медитация - это полная неподвижность (как телесная, так и остановка процесса осознания, В.Каргополов.)".

Разъясняя этот тезис, Хуэй-Нэн пишет:
"А ещё есть люди, которые учат сидеть и созерцать сознание, созерцать чистоту, не двигаясь и и не активируя сознание (то есть, останавливая процесс осознания. В. Каргополов). Занимаясь такой практикой, заблуждающиеся люди не только не обретают просветления, но ещё больше укрепляются в своих заблуждениях, и таких людей тысячи. Обучающие такому пути с самого начала вводят в великое заблуждение."

Далее в Сутре Помоста сказано:
"Занятия такой практикой уподобляют человека бесчувственным вещам и создают препятствия к Пути-Дао. Но Дао должно течь беспрепятственно, как можно его останавливать?"

При правильной медитации, как наставлял великий Хуэй-Нэн, "последовательный поток мыслей не должен останавливаться, задерживаться на чём-либо; прошлые мысли, нынешние мысли, мысль за мыслью, - должны следовать друг за другом не прерываясь. (То же самое в полной мере относится и к медитации на звуках окружающего мира. В.Каргополов). В этом последовательном процессе не нужно останавливаться ни на какой вещи, ибо как только одна мысль задерживается, весь последовательный поток мыслей останавливается и вызывает связанность."

Другими словами, установка на то, чтобы "не думать", чтобы прекратить мысли, -является серьёзной ошибкой. Нужно всего лишь созерцать поток своего сознания, - образов, мыслей эмоций, без всяких попыток его остановить. Только созерцать и ничего более.
Должно быть всего лишь простое невовлечённое следование за нашим непроизвольным вниманием, не нарушаемое никакими мыслями о тишине, никакой фиксацией внимания на периодах умственной тишины между мыслями либо на периодах тишины между звуками. Эта рекомендация Толле немедленно приводит к подмене медитации самонаблюдения медитацией внутренней остановки и к вхождению в трансовое состояние. При правильной медитации мы созерцаем "всё, что есть" в поле нашего осознания, но при этом ни к чему не привязываемся.

Экхарт Толле, как бы он себя не позиционировал, является типичным представителем неоадвайты. Его учение не требует обязательной систематической практики сидячей медитации. Он ошибочно считает, что вполне можно обойтись практикой осознанности в повседневной жизни.

В принципе обо всём этом подробно и обстоятельно говорится во втором томе ПБИ. Мой двухтомный трактат не имеет смысла читать по диагонали, в режиме быстрочтения. Его следует читать неоднократно и в режиме медленночтения. Тогда будет и подлинное понимание сути медитации.

Желаю всем успешной практики. В.М.
,
 
Последнее редактирование: