Что не так в этом поучении Экхарта Толле?
К сожалению, у него отсутствует правильное понимание медитации-осознания. Такое правильное понимание даётся в Сутре Помоста Шестого Патриарха Чань-Буддизма великого наставника Хуэй-Нэна. В наши дни распространён перевод А. Маслова этой сутры. Однако мне больше нравится перевод, сделанный ещё в советское время Н.В. Абаевым. Соответственно далее я цитирую по Абаеву.
" Благомудрые друзья! - говорит Хуэй -Нэн, - Каждый из вас должен внимательно исследовать себя, практикуя самосозерцание, чтобы не допустить неправильного функционирования своего сознания."
Хуэй-Нэн призывает практиковать сидячую медитацию (цзо-чань), во время которой следует осуществлять "прямоту сознания". Он утверждает, что практика "прямоты сознания" - это и есть подлинная духовная практика. Разъясняя, что из себя представляет эта практика, он одновременно
указывает на типовые ошибки в практике медитации. Надо сказать, что эти ошибки имеют вневременной характер. Они были распространены и в его время и ничего не изменилось к лучшему и в наши дни. Причиной тому является большая сложность духовного учения о правильной медитации.
В Сутре Помоста сказано:
" В этих вратах нашего Учения сидячая медитация не является созерцанием сознания, не является созерцанием чистоты и нельзя также говорить что это полная неподвижность (остановка процесса осознания, В.К.)".
Эти три пункта требуют особого разъяснения.
Пункт первый:
Хуэй-Нэн утверждает, что правильная медитация не является созерцанием сознания. Чем же она тогда является? А является она отрешённым, невовлечённым (непривязанным) созерцанием информационного содержания своего сознания. Само же сознание созерцать невозможно, ибо нож не может сам себя резать, а глаз - сам себя видеть.
Любая попытка созерцать собственное сознание приводит лишь к остановке процесса осознания и к вхождению в трансовое состояние "отключённости" сознания.
Пункт второй:
Правильная медитация " не является созерцанием чистоты". В Сутре Помоста сказано:
"Возбуждать своё сознание созерцанием чистоты - это значит порождать омрачённость чистотой... Истинная чистота не имеет свойств и признаков, но некоторые пытаются установить признаки чистоты и говорят, что это и есть практика самосовершенствования. Люди, которые придерживаются таких взглядов, создают препятствия своей изначальной природе и связывают себя чистотой."
Другими словами, эти люди привносят в свою практику ненужное содержание и "связывают себя" своими представлениями о чистоте.
На самом же деле, как говорит Хуэй-Нэн, "Природа чистоты заключена в самой омрачённости"; "Ваши клеши и есть боддхи". Другими словами, чистота есть всего лишь отсутствие грязи. Мы не можем намеренно привнести чистоту в своё сознание. Мы не можем работать своим сознанием с чистотой, но мы можем работать над устранением грязи, над устранением всего, что замусоривает наше сознание. Таким образом, чтобы обрести подлинную чистоту мы должны работать с грязью.
То же самое относится и к "пустоте". В Сутре Помоста Хуэй-Нэн говорит:
" Свойства сознания обширны и подобны пустоте. Чудесная природа человека в своей основе пустотна. Благомудрые друзья! Вы слушаете мои объяснения пустоты и привязываетесь к пустоте. Не сидите в медитативной позе, сосредотачивая своё внимание на пустоте."
Истинная пустота, равно как и чистота, не имеют свойств и признаков. Если мы пытаемся на них медитировать, то на самом деле мы медитируем на приписываемых им свойствах, формах и признаках, которые скрывают подлинную чистоту и пустоту. Поэтому чистота, пустота и тому подобные вещи не могут быть объектами медитации, они могут быть только её результатами.
То же самое относится и к тишине. Пытаться осознавать, как советует Толле, "короткие отрезки тишины", осознавать саму тишину - так же неправильно, как пытаться осознавать чистоту или пустоту. Осознавать следует не тишину, а звуки окружающего мира, как это советует делать Авалокитешвара в знаменитой и высокопочитаемой в буддистами Шурангама Сутре. В этой Сутре медитация на звуках окружающего мира признаётся в качестве самого эффективного, самого лёгкого и самого подходящего метода достижения просветления для людей, живущих в нашу эпоху Кали-юги, в период упадка и духовной деградации.
Так что рекомендации Экхарта Толле порождены отсутствием подлинного понимания сути медитации-осознания.
Продолжение следует, поскольку остался не рассмотренным третий пункт наставления Хуэй Нэна, который также очень важен для правильного понимания медитации- осознания.