Путь без иллюзий. Школа В. Каргополова
  • Групповые занятия проходят в Санкт-Петербурге по ул. Рентгена, д.10а (по вторникам, с 19:30 по 21:30). Сменная обувь обязательна. Занятия проводит преподаватель нашей Школы Анатолий Мамеев.
    Справки по телефонам: 8-931-200-2208, 8-911-723-8788
    Канал в телеграме: PBI_EMP
  • Владимир Михайлович Каргополов в связи с затяжной болезнью временно не записывает на консультации и не ведёт переписку. А так же не отвечает на посты на форуме сайта. Возобновление всех этих видов деятельности примерно в середине мая. Возможны уточнения.

    Администрация сайта.

Здесь был Гегель!??

Люба

Форумчанин
#1
Здравствуйте Владимир Михайлович!

Читаю Вашу книгу «Избранные материалы форумов», 1 том. Раньше выбирала интересующую меня тему, а сейчас решила читать подряд. Все интересно.

Читая раздел «О религии, атеизме и мировозрении нерелигиозной духовности», а именно:

Amigo.О критике теории эволюции. Книга "Мелхиседек" Виктора Нюхтилина.

Ваши комментарии:

«...Таким образом переход от одного гештальта к другому всегда происходит скачкообразно»

«...То же самое справедливо и для эволюции социальных систем (социокультурных гештальтов). Часто можно услышать мнение, о том, что революция - это плохо, давайте от неё откажемся и будем развиваться исключительно путём плавных эволюционных преобразований. Увы, ничего не получится, по той простой причине, что это вообще не вопрос наших предпочтений и нашего выбора. Это стихия, которой мы управлять не можем. А любое развитие происходит по одному и тому же механизму - сначала медленные эволюционные, чисто количественные изменения, происходящие в рамках того же самого гештальта. И только потом, по достижении определённого порогового значения эволюционно дрейфующего параметра, происходит качественный скачок и переход к новому гештальту в полном соответствии с гегелевским законом перехода количества в качество»

«...Можно ещё добавить, что все эти рассуждения вполне справедливы и для процесса познавательного развития (сначала длительное эволюционное развитие в рамках одного и того же гештальта, затем качественный скачок с переходом к другому познавательному гештальту (познавательной парадигме)».

Мой вопрос:

А при решении простых бытовых вопросов эти законы действуют?

Однажды у меня было ощущение, что я не могу уже влиять на ситуацию. Все происходило само собой. Мне нужно было только успевать реагировать на все что происходит вокруг меня.

Мы с дочерью решили улучшить свои жилищные условия, но материальная сторона была у нас слабовата, я долго не могла решиться на покупку новой квартиры. Прошло немало времени пока я решилась.

Дала объявление о продаже своей квартиры и стала искать другую, но получалось так, что на нашу квартиру покупатели находились, а мы себе подобрать не могли. Нас все время не устраивал предлагаемый нам вариант. Я уже не подавала объявление на продажу своей квартиры, но продолжала искать себе. Прошли лето, осень и зима. Я потеряла всякую надежду найти себе вариант. Решила в последний раз посмотреть объявления и, если ничего не увижу, то больше не буду заниматься этим вопросом.

Тут меня заинтересовало одно объявление.

Я сходила, посмотрела и мне очень понравилась квартира, район, двор, но нужны были немалые денежные средства, чтобы довести эту квартиру «до ума». Мне хотелось, но я очень боялась, что не потяну. И вот тут появляются покупатели, готовые купить мою квартиру (не смотря на ее высокую цену), хотя я объявление на продажу давала полгода назад. Покупатели стремятся не упустить мою квартиру и хотят давать уже мне задаток. Мои продавцы тоже делают все, чтобы получить свой задаток. Я борюсь со страхом потерять все и желанием иметь эту квартиру. Но внешние обстоятельства складывались на протяжении всего времени так, что все участники этой сделки были заинтересованы в скорейшем совершении купли-продажи. Даже мои покупатели и продавцы оказались хорошими знакомыми. Тогда у меня были ощущения, что я попала в воронку событий. Даже выплата моего кредита прошла в том же быстром и не очень заметном для меня темпе. Я рассчиталась досрочно за три года вместо пяти.

Вот интересно, это мое субъективное ощущение, что количество перешло в качество, в соответствии с гегелевским законом?

Извините за длинное изложение, короче не получалось.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#2
Законы гегелевской диалектики, конечно же, носят всеобщий характер. Гегель - гениальный мыслитель, но, тем не менее, в его философском наследии наряду с величайшими достижениями имеется немало прискорбных ошибок. Например, совершенно недиалектическое убеждение Гегеля, которое он отстаивал в своей философии истории, о том, что развитие всегда идёт только по восходящей, от низшего к высшему и носит исключительно прогрессивный характер. Вполне очевидно, что исторический процесс периодами идёт по восходящей, а периодами - по нисходящей (см. работы Льва Гумилёва). Кроме того, такое однобокое представление противоречит его собственному учению о противоположностях.

Распространённым заблуждением европейской интеллигенции является представление о том, что изучение гегелевской диалектики необходимо для развития способности к "диалектическому мышлению". Это такая же иллюзия, как и представление о том, что изучение формальной логики (аристотелевых силлогизмов) развивает способность правильно мыслить.

Вот цитаты из моей новой неопубликованной книги:

К формальной классической логике Гегель относился весьма критично и пренебрежительно. В предисловии к «Науке логике» он пишет:
«Предрассудок, будто логика научает мыслить (это похоже на то, как если бы сказали, что только благодаря изучению анатомии и физиологии мы научаемся переваривать пищу и двигаться), давно уже исчез…"
Гегель не признаёт за формальной логикой познавательной ценности и не считает её серьёзным подспорьем в том, что Декарт называл «разысканием истины» В своей "Науке логики" Гегель пишет:

«Относительно формул, служащих правилами умозаключения (речь идёт об аристотелевых силлогизмах. В.К.), можно сказать, что они касаются лишь правильности познания, а не истины, хотя было бы несправедливым отрицать, что в познании у них есть такая область, где они должны обладать значимостью».

Конечно, Гегель прав, утверждая, что формальная логика «касается лишь правильности познания, а не истины». Однако, если логика всего лишь описывает как устроена и как функционирует нормальное мышление, так сказать, задаёт «анатомию и физиологию» мышления, то будет несправедливо упрекать её в том, что она неспособна научать правильному мышлению. Продолжая гегелевскую метафору, можно сказать, что это подобно тому, как ожидать, что изучение анатомии и физиологии пищеварения само по себе, без какого-либо лечения, способно устранить гастритно-язвенные проблемы и восстановить здоровое пищеварение.

Продолжение следует.
 
Последнее редактирование:

Kargopolov

Руководитель школы
#3
Продолжение самоцитирования.

...формальная логика, действительно, является не руководством к правильному мышлению, а всего лишь описанием того, как и в каких формах функционирует мышление.

Однако, разоблачая заблуждение о том, что логика может научить мыслить, сам Гегель впал в аналогичное заблуждение о том, что изучение трёх законов гегелевской диалектики, его учения о развитии посредством "снятия диалектического противоречия" (учения о развитии по диалектической спирали) и теоретическое освоение его познавательной триады (тезис - антитезис- синтез), может научить человека диалектическому познанию.

На самом же деле, точно так же, как изучение логики не способно научить правильному мышлению, теоретическое изучение гегелевской диалектики не может нас научить диалектическому познанию. Для этого требуется не хорошая память и не способности к калькуляции, а хорошо развитая интуиция.

...научиться диалектическому познанию через изучение гегелевской диалектики так же невозможно, как научиться мыслить через изучение формальной логики.

Её практическая ценность в качестве прикладной гносеологии крайне сомнительна. Чтобы в этом убедиться, достаточно вспомнить догматиков, преподававших марксистско- ленинскую (а по сути, гегелевскую) диалектику во всех ВУЗах советского времени. В их руках гегелевская диалектика превращалась в своего рода начётничество, в схоластическую научную дисциплину, не имеющую серьёзного практического значения.

Здесь я не хотел бы быть неправильно понятым. У меня нет негативного отношения к гениальному учению Гегеля о диалектике. Я высоко ценю и классическую логику Аристотеля, и диалектику Гегеля. И та, и другая - это великие достижения человеческого разума. Я всего лишь хочу сказать, что не следует ожидать от них невозможного, ибо "многознание уму не научает", а интуитивным способностям - тем более.

Как говорил академик Капица (старший), «Диалектика – как скрипка Страдивари, - она может всё, но на ней – очень немногие».

Познавательная диалектичность конкретного мыслителя определяется не тем, насколько хорошо он изучил гегелевскую диалектику, а уровнем развития его интуитивных способностей.

В свою очередь, интуитивная одарённость непосредственно связана с определёнными качествами сознания учёного или философа.
 
Последнее редактирование:

Kargopolov

Руководитель школы
#4
Это были выдержки из моей новой книги, которая находится в процессе написания. Добавлю несколько полезных замечаний.
Во-первых, не вижу ничего плохого в Ваших попытках осмысливать жизнь с позиций гегелевской диалектики. Даже считаю это полезным. Однако не следует ожидать от такого осмысления каких-либо прагматических полезностей (в познавательном аспекте, конечно, определённая польза будет).

Если же серьёзно и регулярно практиковать медитацию-самонаблюдение, при этом включая в сферу осознаваемого не только неоднородность ощущений собственного тела, не только созерцание собственного душевного состояния, включая эмоциональное содержание, но и созерцание (не осмысление, а именно созерцание) своей жизненной ситуации. в которой также можно увидеть блокировки, которые производят впечатление (метафора, не воспринимайте, бога ради буквально) ржавых чёрных железных арматурин в железобетоне. И (о чудо!), оказывается, что эти блокировки, расположенные в "пространстве нашей жизненной ситуации", будучи объектами нашего медитативного созерцания, постепенно начинают растворяться. Постепенно "арматурины" растворяются, а это "пространство нашей жизненной ситуации" высветляется, становится живым, прозрачным, и текучим. И конечно же, это сопровождается разрешением ваших житейских проблем, причём даже таких, для решения которых у вас ранее не было ресурсов и возможностей.

В своём метафизическом трактате ПБИ ("Путь без иллюзий") я писал, что наша карма представлена в виде индивидуального паттерна блокировок тонкого тела. При этом, существуют три аспекта кармы: соматический, психоэмоциональный и событийный. И все они "урабатываются" посредством непревзойдённого и наивысшего метода медитации - самонаблюдения (она же - Нирбиджа Самадхи). Осознание (в режиме медитации самонаблюдения, непременно при закрытых глазах) внутреннего "пространства своей жизненной ситуации" позволяет растворить те "узлы " чёрной и тяжёлой энергии, которые соответствуют блокировке каких либо вполне конкретных аспектов вашей жизни. Таким образом "урабатывается" событийный аспект вашей кармы.

Хау! Я всё сказал! И уж извините, дальнейшую дискуссию на эти темы продолжать не буду. Иначе у меня не останется времени на дальнейшую (очень сложную по своей тематике) работу над книгой.
Читайте двухтомник ПБИ и "Избранные материалы форумов" (три тома). Там наверняка найдёте ответы на свои вопросы. При этом вы удивитесь странному феномену -при повторных прочтениях этих книг будет впечатление, что вы читаете новую книгу и обнаруживаете новые знания, которых при первом прочтении там не было. :)
Но самое важное - не чтение, а собственная медитативная практика. Её познавательный потенциал на сто порядков превышает ресурс Каргополова. :)
 
Последнее редактирование: