Л.С. Клейн
Афоризмы о науке
1. Наука противоположна искусству. Искусство ищет необыкновенное в обыкновенном, наука — обыкновенное в необыкновенном. В науке прекрасно то, что доказано; в искусстве доказано то, что прекрасно. В искусстве смел тот, кто не боится ошибаться, в науке — кто не боится исправлять ошибки. Нечто среднее невозможно. Но между ними - гуманитарное знание.
2. Знание - как вино: первая чара привлекает, вторая — вдохновляет, третья — повергает в уныние.
3. Из ста студентов, вступивших в науку, 99 заурядных и один талант. Из ста дилетантов, вторгающихся в науку, 100 сумасшедших и один гений.
4. В цеховую науку ведет много путей: если тебя не устраивает прямой, аспирантура, есть еще запасной — соискательство, а уж если и он не подходит, остается избрать третий, обходной — исследования.
5. Чтобы стать кандидатом наук, надо защитить одну диссертацию, доктором — две. Но как стать ученым? Если бы защитой трех диссертаций.
6. Кто вошел в науку с черного хода, скатится вниз по парадной лестнице.
7. Когда осла долго дрессируют, получается ученый осел. Когда ученого долго дрессируют, итог тот же. Мораль: Одних дрессировка делает учеными, других ослами.
8. Щедрость ученого не измеряется розданными знаниями: это не его собственность. Ни деньгами: это не наука. Подсчитайте, сколько он раздал разрешений на публикацию.
9. Раздавая материал и идеи, талантливый ученый становится главой школы. Если же бездарный ученый раздаст материалы (своих идей у него отродясь не бывало), он останется нищим. Поэтому первый признак бездарного: он не одаряет.
10. Бездарному ученому все вынуждены дарить: студенты - время, коллеги - мысли, государство - деньги. Как будто все виноваты, что его бог не одарил.
11. Сидячие места есть не только в трамваях и автобусах - их много и в науке. Здесь их занимают не самые продвинутые, как в общественном транспорте, а и вправду убогие. Не те, кому далеко ехать, а кому долга дремать.
12. Гипотеза - прекрасная девица, теория — зрелая женщина. Увы, первую во вторую лишь иногда превращает законный брак с аргументом, чаще — сожительство с авторитетом и нередко — насилие.
13. Правомерность ученого — все равно, что девичья честь: сначала вызывает гордость, потом сожаление и, наконец, смех.
14. Когда об ученом говорят, что он находится в полном расцвете творческих сил, это значит, что ему пора на пенсию: в пору его действительного расцвета его называли подающим надежды, а когда он подавал надежды возмущались его нахальством.
15. О подлинном значении ученого мы узнаем из некролога, публикуемого — вследствие обычной медлительности издательств — посмертно.
*Лев Самуилович Клейн (1 июля 1927 — 7 ноября 2019) — советский и российский историк, археолог, культурный антрополог, фольклорист, филолог-литературовед, историк науки. Доктор исторических наук, профессор. Один из основателей Европейского университета в Санкт-Петербурге.