Существует очень старая социально-философская и этическая проблема:
Могут ли люди, далёкие от совершенства построить совершенное общество?
По своей сути эта проблема сводится к первостепенной задаче воспитания совершенного человека.
В древнем Китае конфуцианец Сюнь-цзы (III в. до н. э.) считал, что правители должны культивировать добрые нравы и изгонять плохие обычаи для обеспечения общественной гармонии и процветания страны. Он считал необходимым искоренение врожденного злого начала у людей, и воспитание у них стремления к самосовершенствованию.
“Человек должен оградить себя от вредного (влияния) и воспитывать себя таким образом, чтобы его глаза не смотрели на то, что нельзя видеть, его уши не слушали того, чего нельзя слушать, его язык не говорил то, чего нельзя говорить, в его душе не было того, о чем нельзя думать...”
( Ян Хиншунь. Материалистическая мысль в древнем Китае. М., 1984. С. 148-149).
Древнегреческий философ Платон, размышляя о воспитании человека, был уверен в том, что идеальном государстве искусство должно быть подчинено идеям красоты, блага и справедливости, а произведения искусства очищены от аморальных мотивов (Платон «Законы»).
Средневековый философ Августин Аврелий не сомневался в том, что в скотское начало в человеке может быть преодолено в результате правильной нравственной настроенности во имя Бога (А.Августин «Исповедь»).
Томмазо Кампанелла пишет о необходимости упорядочения жизни соляриев (жителей города солнца) и запрете азартных игр (Т. Кампанелла «Город солнца»).
И.Кант разрабатывает идею универсализации нравственной нормы, нашедшую своё выражение в двух видах категорического императива:
- «Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла быть вместе с тем и принципом всеобщего законодательства» (И.Кант «Критика практического разума»).
-
«Действуй так, чтобы ты никогда не относился к человечеству, как в твоем лице, так и в лице всякого другого, только как к средству, но и всегда в то же время и как к цели» (И.Кант« Основоположение к метафизике нравов»).
К. Маркс и Ф. Энгельс полагали, например, что в освободительной борьбе представители пролетариата смогут очиститься от пороков старого общества.
Что же касается вопроса о том, существует ли нравственный прогресс человечества, то русский, а, затем американский социолог и культуролог (в 1922 г. выслан из страны) Питирим Сорокин считал, что прогресс есть, но « он совершается очень медленно». (Питирим Сорокин «Существует ли нравственный прогресс человечества?).
Как мы видим, обсуждаемая нами проблема насчитывает свыше двух с половиной тысяч лет, и до сих пор не решена.
Очень интересными, на мой взгляд, представляются философские идеи Ивана Ефремова в его книгах «Туманность Андромеды», «Сердце змеи» и «Час быка».
В этой связи предлагаю посмотреть интервью с исследователем творчества Ивана Ефремова Николаем Смирновым.
Чего стоит только одна из его идей - идея «спирально-ассимеметричной геликоидальности исторического времени» (примерно на 28:30). На мой взгляд, она намного богаче, и интереснее, к примеру, концепции «осевого времени» Карла Ясперса.