http://matveychev-oleg.livejournal.com/5011472.html
Цитирую:
При всём уважении к Герману Гессе, автору знаменитых "Сиддхартхи" и "Игры в бисер", полностью с ним согласиться не могу. Хорошего в старости мало - это время нарастающих болезней и немощей. Все мы стоим на эскалаторе, который едет вниз и особенно сильно это чувствуется в старости. Самочувствие, активность (работоспособность) и настроение (преобладающий эмоциональный фон) - в старости по всем этим параметрам неумолимо и неизбежно происходят изменения к худшему. Но самое скверное и неприятное - это возрастное интеллектуально-мнестическое снижение. Наиболее яркое его проявление - болезнь Альцгеймера (старческое слабоумие).Человек делается рассеянным, беспамятным, плохо соображает. Прежде всего нарушаются память и мышление. Конечно, можно привести в пример великих людей, которые до преклонного возраста сохраняли хорошую память и ясность мышления, например Льва Толстого, который в 70 лет написал повесть "Хаджи-Мурат", несомненно являющуюся шедевром мировой литературы. Однако все эти примеры никоим образом не отменяют общей печальной закономерности, которая состоит в том, что как правило, за довольно редкими исключениями, возраст изменяет психику и личность человека к худшему не в меньшей степени. чем изменяет его физическое тело.
Кстати, вспомнилась история из позднего периода жизни Льва Толстого.
Лев Николаевич на прогулке. Встречает знакомых. Раскланиваются и спрашивают: "Как здоровье, лев Николаевич?" А тот отвечает с мрачным юмором: "Да вот старость всё не проходит и не проходит."
Я не могу полностью согласиться с Германом Гессе. Его апологетика старости мною воспринимается какой-то жалкой и неубедительной. А то, что он называет главным и наиболее важным достоинством и преимуществом старости - обращение к наиболее ярким и приятным эпизодам прожитой жизни, я воспринимаю как бегство от реальной старческой жизни. Бегство в приятные воспоминания прошлого, уход от осознанного проживания неприятного опыта, которым наполнена непростая старческая жизнь. Это такое же бегство от встречи с неприятным опытом, бегство в мир приятной и эмоционально комфортной виртуальности, как и другой, более распространённый в молодости и в зрелые годы вариант мечтательности. Это уже вариант бегства от малоприятной реальности в мир мечтаний и сладких фантазий, в мир созданный собственным воображением.
Почему этого делать не следует, почему такое бегство от реальной жизни является неприемлемым с точки зрения духовного развития - об этом вполне ясно и подробно говорится в моей книге "Путь без иллюзий".
Конечно же следует различать два качественно отличающихся процесса:
а) Процесс культивирования приятных воспоминаний из прожитой жизни. Как я уже говорил, он является способом бегства от дискомфортной реальной старческой жизни и никоим образом не благоприятствует духовному развитию.
б) Естественный для старческого возраста процесс своего рода спонтанного перепросмотра и переосмысления прожитой жизни. Именно он обеспечивает духовное развитие в старческом возрасте. а также обретение интуитивной Мудрости -Праджни.
Хотя этот процесс для периода старости и является вполне закономерным и естественным, тем не менее, его следует проводить в духе осознанности, с акцентом не на приятные, эмоционально положительные, воспоминания, а на проработку неприятного и эмоционально болезненного (а следовательно неотработанного) жизненного опыта. Ну и, разумеется, для того, чтобы это происходило успешно и эффективно, совершенно необходима попутная систематическая практика медитации самонаблюдения.
Цитирую:
Когда я напоминаю об этой положительной и прекрасной стороне в жизни стариков и о том, что нам, седовласым, ведомы и такие источники силы, терпения, радости, которые в жизни молодых не играют никакой роли, мне не подобает говорить об утешениях религии и церкви. Это дело священника. Но кое-какие дары, которые приносит нам старость, я могу перечислить. Самый дорогой для меня из них — сокровищница картин, которые носишь в памяти после долгой жизни и к которым, когда твоя активность идет на убыль, обращаешься с совершенно другим участием, чем когда-либо прежде. Образы и лица людей, отсутствующих на земле уже шестьдесят-семьдесят лет, составляют нам компанию, глядят на нас живыми глазами. Дома, сады, города, уже исчезнувшие и полностью изменившиеся, мы видим целыми и невредимыми, как когда-то, и далекие горы, взморья, которые мы видели в поездках десятки лет назад, мы снова находим во всей их свежей красочности в этой своей книге с картинками.
Кстати, вспомнилась история из позднего периода жизни Льва Толстого.
Лев Николаевич на прогулке. Встречает знакомых. Раскланиваются и спрашивают: "Как здоровье, лев Николаевич?" А тот отвечает с мрачным юмором: "Да вот старость всё не проходит и не проходит."
Я не могу полностью согласиться с Германом Гессе. Его апологетика старости мною воспринимается какой-то жалкой и неубедительной. А то, что он называет главным и наиболее важным достоинством и преимуществом старости - обращение к наиболее ярким и приятным эпизодам прожитой жизни, я воспринимаю как бегство от реальной старческой жизни. Бегство в приятные воспоминания прошлого, уход от осознанного проживания неприятного опыта, которым наполнена непростая старческая жизнь. Это такое же бегство от встречи с неприятным опытом, бегство в мир приятной и эмоционально комфортной виртуальности, как и другой, более распространённый в молодости и в зрелые годы вариант мечтательности. Это уже вариант бегства от малоприятной реальности в мир мечтаний и сладких фантазий, в мир созданный собственным воображением.
Почему этого делать не следует, почему такое бегство от реальной жизни является неприемлемым с точки зрения духовного развития - об этом вполне ясно и подробно говорится в моей книге "Путь без иллюзий".
Конечно же следует различать два качественно отличающихся процесса:
а) Процесс культивирования приятных воспоминаний из прожитой жизни. Как я уже говорил, он является способом бегства от дискомфортной реальной старческой жизни и никоим образом не благоприятствует духовному развитию.
б) Естественный для старческого возраста процесс своего рода спонтанного перепросмотра и переосмысления прожитой жизни. Именно он обеспечивает духовное развитие в старческом возрасте. а также обретение интуитивной Мудрости -Праджни.
Хотя этот процесс для периода старости и является вполне закономерным и естественным, тем не менее, его следует проводить в духе осознанности, с акцентом не на приятные, эмоционально положительные, воспоминания, а на проработку неприятного и эмоционально болезненного (а следовательно неотработанного) жизненного опыта. Ну и, разумеется, для того, чтобы это происходило успешно и эффективно, совершенно необходима попутная систематическая практика медитации самонаблюдения.