Путь без иллюзий. Школа В. Каргополова
  • Групповые занятия проходят в Санкт-Петербурге по ул. Рентгена, д.10а (по вторникам, с 19:30 по 21:30). Сменная обувь обязательна. Занятия проводит преподаватель нашей Школы Анатолий Мамеев.
    Справки по телефонам: 8-931-200-2208, 8-911-723-8788
    Канал в телеграме: PBI_EMP
  • Владимир Михайлович Каргополов в связи с затяжной болезнью временно не записывает на консультации и не ведёт переписку. А так же не отвечает на посты на форуме сайта. Возобновление всех этих видов деятельности примерно в середине мая. Возможны уточнения.

    Администрация сайта.

Ортега-и Гассет о жизни, об устаревании классики и о жизненном призвании человека.

Kargopolov

Руководитель школы
#1
Цитаты из эссе "В поисках Гёте".
Мы мнили себя наследниками прекрасного прошлого, на проценты с которого надеялись прожить. И теперь, когда прошлое давит на нас ощутимее, чем на наших предшественников, мы оглядываемся назад, протягивая руки к испытанному оружию; но, взяв его, с удивлением видим, что это картонные мечи, негодные приемы, театральный atrezzo[2], который разбивается на куски о суровую бронзу нашего будущего, наших проблем. И внезапно мы ощущаем себя лишенными наследства, не имеющими традиций, грубыми дикарями, только что явившимися на свет и не знающими своих предшественников. Римляне считали патрициями тех, кто мог сделать завещание или оставить наследство. Остальные были пролетариями - потомками, но не наследниками. Наше наследство заключалось в методах, или в классиках. Но нынешний европейский, или мировой кризис - это крах всего классического. И вот нам кажется, что традиционные пути уже не ведут к решению наших проблем. Можно продолжать писать бесконечные книги о классиках. Самое простое, что можно с чем-либо сделать, - написать об этом книгу. Гораздо труднее жить этим. Можем ли мы сегодня жить нашими классиками? Не страдает ли ныне Европа какой-то странной духовной пролетаризацией?
Atrezzo - театральный бутафорский реквизит.
Капитуляция Университета перед насущными человеческими потребностями, тот чудовищный факт, что в Европе Университет перестал быть pouvoir spirituel[3], только одно из следствий упомянутого кризиса: ведь Университет - это классика.
Вне всяких сомнений, эти обстоятельства решительно противоречат оптимистическому духу столетних юбилеев. Справляя столетнюю годовщину, богатый наследник радостно перебирает сокровища, завещанные ему временем. Но печально и горько перебирать потерявшее цену. И единственный вывод здесь убеждение в глубоких изъянах классика. Под беспощадным, жестоким светом современной жизненной потребности от фигуры классика остаются лишь голые фразы и пустые претензии.
pouvoir spirituel (духовной мощью, франц.)
 

Kargopolov

Руководитель школы
#2
Re: Ортега-и Гассет о жизни и о классике.

Продолжение цитирования работы Ортега-и-Гассета "В поисках Гёте".
Наше расположение духа совершенно несовместимо с культом. В минуту опасности жизнь отряхает с себя все не имеющее отношения к делу; она сбрасывает лишний вес, превращаясь в чистый нерв, сухой мускул. Источник спасения Европы - в сжатии до чистой сути.
Жизнь сама по себе и всегда - кораблекрушение. Терпеть кораблекрушение не значит тонуть. Несчастный, чувствуя, с какой неумолимой силой затягивает его бездна, яростно машет руками, стремясь удержаться на плаву. Эти стремительные взмахи рук, которыми человек отвечает на свое бедствие, и есть культура - плавательное движение. Только в таком смысле культура отвечает своему назначению - и человек спасается из своей бездны[4]. Но десять веков непрерывного культурного роста принесли среди немалых завоеваний один существенный недостаток: человек привык считать себя в безопасности, утратил чувство кораблекрушения, его культура отяготилась паразитическим, лимфатическим грузом. Вот почему должно происходить некое нарушение традиций, обновляющее в человеке чувство шаткости его положения, субстанцию его жизни. Необходимо, чтобы все привычные средства спасения вышли из строя и человек понял: ухватиться не за что. Лишь тогда руки снова придут в движение, спасая его.
Сознание потерпевших крушение - правда жизни и уже потому спасительно. Я верю только идущим ко дну. Настала пора привлечь классиков к суду потерпевших крушение - пусть они ответят на несколько неотложных вопросов о подлинной жизни.
У меня есть по этому поводу другая метафора, хорошо дополняющая блистательные рассуждения испанского философа - метафора кренгования. Эта метафора относится к великие духовным традициям Востока, таким как индийская классическая Йога (не путать с тем недоразумением, которое породил московский йогатичер Виктор Бойко); как буддизм( включая и буддизм Тхеравады, и тибетский буддизм, и Чань (Дзен) буддизм; как китайский даосизм со всеми его многочисленными Школами. За многовековую историю своего существования все они уподобились кораблям парусного флота былых времён, днище которых за время долгого путешествия заросло ракушками и водорослями и остро нуждается в кренговании (очистке днища с помощью скребков). А также остро нуждается в замене прогнивших старых досок бортовой обшивки на новые.
Кстати, это в полной мере относится и к теософии, и к учению Гурджиева и другим, явно устаревшим духовным учениям.
Написанный мною двухтомный метафизический трактат "Путь без иллюзий" и являет собою попытку такого "кренгования". На мой взгляд, вполне успешную.
Есть только один способ спасти классика: самым решительным образом используя его для нашего собственного спасения, иными словами не обращая внимания на то, что он - классик, привлечь его к нам, осовременить, напоить кровью наших вен, насыщенной нашими страстями... и проблемами. Вместо того чтобы торжественно отмечать столетнюю годовщину, мы должны попытаться воскресить классика, снова ввергнув его в существование.
 
Последнее редактирование:

Kargopolov

Руководитель школы
#3
Re: Ортега-и Гассет о жизни и о классике.

Продолжение цитирования.
Надо освободиться от традиционного представления, которое неизменно сводит реальность к какой-либо вещи телесной или психической. Вы - не вещь, а тот, кто вынужден жить с вещами и среди них, и не любою из жизней - одной определенной. Жизни вообще не бывает. Жизнь - неизбежная необходимость осуществить именно тот проект бытия, который и есть каждый из нас. Этот проект, или "я", не идея, не план, задуманный и произвольно избранный для себя человеком. Он дан до всех идей, созданных человеческим умом, и до всех решений, принятых человеческой волей. Более того: как правило, мы имеем о нем лишь самое смутное представление. И все-таки он - наше подлинное бытие, судьба. Наша воля в силах осуществить или не осуществить жизненный проект, который в конечном счете есть мы, но она не в силах его исправить, переиначить, обойти или заменить. Мы с неизбежностью - тот программный персонаж, который призван осуществить самого себя. И окружающий мир и собственный наш характер могут так или иначе облегчать или затруднять это самоосуществление. Жизнь, в самом прямом смысле этого слова, драма, ибо она есть жестокая борьба с вещами (включая и наш характер), борьба за то, чтобы быть действительно тем, что содержится в нашем проекте.
И в чем состоит подлинное дело? Ибо, без сомнения, жизнь - дело.
Каждый - тот, "кем он должен быть", хотя это, вероятно, ему так и не удастся.
Жить полной жизнью - значит быть кем-то окончательно".
Последнее высказывание как будто бы принадлежит Мастеру Чань-буддизма. Однако, что может быть труднее в нашей жизни, чем быть цельным и безупречным, "быть кем-то" тотально и окончательно?
 

Kargopolov

Руководитель школы
#4
Re: Ортега-и Гассет о жизни и о классике.

Продолжение цитирования.
Наша реальная жизнь - большая или меньшая, но всегда существенная деформация нашей возможной жизни. Поэтому, во-вторых, надо определить, в какой степени человек остался верен собственной уникальной судьбе, своей возможной жизни.
Самое интересное - борьба не с миром, не с внешней судьбой, а с призванием. Как ведет себя человек перед лицом своего неизбежного призвания? Посвящает ли он ему всего себя или довольствуется всевозможными суррогатами того, что могло бы стать его подлинной жизнью? Вероятно, самый трагический удел - всегда открытая человеку возможность подменить самого себя, иными словами, фальсифицировать свою жизнь. Существует ли вообще какая-то другая реальность, способная быть тем, что она не есть, отрицанием самой себя, своим уничтожением?
Высказывание об искусстве:
Искусство достойно самого глубокого уважения, но в целом рядом с глубокой серьезностью жизни оно легкомысленно и фривольно.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#5
Re: Ортега-и Гассет о жизни и о классике.

Продолжение.
Человек, чья энтелехия состоит, в том, чтобы быть вором, должен им быть, даже если его моральные устои противоречат этому, подавляя неумолимую судьбу и приводя его действительную жизнь в соответствие с нормами общества. Ужасно, но это так: человек, долженствующий быть вором, делает виртуозное усилие воли и избегает судьбы вора, фальсифицируя тем самым свою жизнь[*Главный вопрос в том, действительно ли вор - форма подлинно человеческого, то есть существует ли "прирожденный вор" в гораздо более радикальном смысле, чем тот, который предлагает Ломброзо]. Таким образом, нельзя смешивать "следует быть" морали, относящееся к интеллектуальной сфере, с "должно быть" личного призвания, уходящим в самые глубокие и первичные слои нашего бытия. Все разумное и волевое вторично, ибо оно уже реакция на наше радикальное бытие. Человеческий интеллект направлен на решение лишь тех проблем, которые уже поставила перед ним внутренняя судьба.
Что такое энтелехия? это термин,введённый в философию ещё Аристотелем.
"Энтеле́хия (греч. ἐντελέχια «осуществленность», от ἐντελής, «законченный» и ἔχω, «имею») — в философии Аристотеля — внутренняя сила, потенциально заключающая в себе цель и окончательный результат; например, сила, благодаря которой из грецкого ореха вырастает дерево."
Судьба - это то, чего не выбирают.
Дурное расположение духа - достаточно очевидный симптом того, что человек живет наперекор своему призванию.
 
#6
Re: Ортега-и Гассет о жизни и о классике.

Kargopolov:
что может быть труднее в нашей жизни, чем быть цельным и безупречным, "быть кем-то" тотально и окончательно?
Мне кажется, наша обезьянья сущность и инстинкт, наши среднечеловеческие представления о свободе мешают этому. Страх перед выбором -потому, что после него не останется выбора. Страх перед цельностью, ибо это предел, а, значит, отсутствие свободы. А в качестве психологической самозащиты - привычка не замечать выборы и скользить по ним по всем, не затрагивая всерьез ни одного.
Kargopolov:
Судьба - это то, чего не выбирают.
Разве не выбор порождает действие, которое порождает привычку; далее по цепочке характер и судьба? :)
 

Kargopolov

Руководитель школы
#7
Re: Ортега-и Гассет о жизни и о классике.

А что, порождает выбор? Или он вообще никак не детерминирован?
И опять же, не забывайте, что каждая высказанная истина справедлива только на своей территории, в своём ситуативном контексте. Выходим за пределы этой территории и там она уже не верна, а справедливо прямо противоположное высказывание. У меня есть афоризм, который мне очень нравится своим лаконизмом и своей глубиной: "Истина контекстуальна". Вот так нагло сам себя похвалил. А что, я старый, мне можно. :D
 
#8
Re: Ортега-и Гассет о жизни и о классике.

Да согласен я. Просто вчера был в каком-то пограничном состоянии поздно ночью, прочел Вашу фразу - и оно само из меня выпрыгнуло. Прошу считать бредом.
Kargopolov сказал(а):
А что, порождает выбор? Или он вообще никак не детерминирован?
Думаю, выбор во многом предопределен качествами личности. Поэтому, и судьба - во многом предопределена. Вариативная порция тем меньше, чем больше
человеку удается быть цельным и безупречным, "быть кем-то" тотально и окончательно
Перефразируя - судьба не выбирается, если имеется в виду ситуативный выбор в отрыве от прошлого, но выбирается в том смысле, что предыдущие выборы сформировали выбирающего, ergo предопределили последующие.
И где-то тут лежит мой предел мышления, дальше - фантазии :)
 
M

Maksim

Неактивен
#9
Да, судьбу не выбирают.
Все мы играем теми картами, которые нам сдали при рождении
 

Люба

Форумчанин
#10
Владимир Михайлович, спасибо Вам за Ваш труд, за эти цитаты из эссе! Сама бы я не за что не осилила весь материал, хотя он очень интересный для меня. В обсуждении участия не принимаю, не доросла еще.:(
 

Kargopolov

Руководитель школы
#11
Да, Люба, материалы Ортега -и- Гассета всё-таки довольно сложное чтение. Поэтому я и решил во благо читателя сделать вот такой конспект из наиболее ярких и значимых цитат.
Только такую работу я уже не смогу сделать по отношению к двум его программным работам - "Восстание масс" и "Вокруг Галилея". Они слишком объёмны. Ссылки на них я дал в теме про теософию.