Путь без иллюзий. Школа В. Каргополова
  • Групповые занятия проходят в Санкт-Петербурге по ул. Рентгена, д.10а (по вторникам, с 19:30 по 21:30). Сменная обувь обязательна. Занятия проводит преподаватель нашей Школы Анатолий Мамеев.
    Справки по телефонам: 8-931-200-2208, 8-911-723-8788
    Канал в телеграме: PBI_EMP
  • Владимир Михайлович Каргополов в связи с затяжной болезнью временно не записывает на консультации и не ведёт переписку. А так же не отвечает на посты на форуме сайта. Возобновление всех этих видов деятельности примерно в середине мая. Возможны уточнения.

    Администрация сайта.

Трёхшаговая медитация по Ошо.

Kargopolov

Руководитель школы
#1
DB

Вопрос к Владимиру Михайловичу (ну и ко всем тем кто найдёт тему интересной, конечно).
Встретил у Ошо описание трёхшагового метода медитации (цитата из Ошо в следующем посте).
В принципе, как мне показалось, это та же медитация-осознание, но с небольшими дополнениями.

Если в кратце - то автор рекомендует сначала сосредоточиться на телесных ощущениях, когда они уработанны - то сосредоточиться на мыслях (информация, картинки и т.д.), и только когда и мысли тоже уработанны, только тогда наблюдать эмоции. Объясняется это тем, что тело наблюдать легче всего, мысли сложнее, а чувства - это самое тонкое, и соответственно, самое сложное. Или такое разграничение по вашему излишне и создаёт ненужное напряжение?
Просто вот у меня например есть действительно сложности с наблюдением мыслей, я легко в них уплываю. Хотя если перед медитацией выполнить упражнения, которые вы мне дали - тогда вроде процесс идёт легче.

PS. Вы просили меня написать о результатах практики по программе данной вами, если будет что-то достойное этого, обязательно напишу. Свою лень в достаточной мере мне к сожалению пока побороть не удалось.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#2
DB

Выдержка из книги Ошо.
Древний Золотой Ключ
Существуют тысячи методов погружения в медитацию, но на их фоне особенно выделяется випассана; подобно тому, как Гаутама Будда выделяется своим неповторимым своеобразием среди тысяч других мистиков. Во многом он стал уникальным, во многом он сделал для человечества больше, чем кто-либо другой. Во многом его поиск истины отличался большей искренностью, большей подлинностью, чем у кого-нибудь другого.

Гаутама Будда стал просветленным именно благодаря медитации. Само слово "випассана" с пали - языка, на котором говорил Будда, - переводится... дословно переводится как "взгляд", а его метафорическое значение - наблюдать, свидетельствовать.

Гаутама Будда избрал такую медитацию, которую можно назвать основополагающей. Все другие медитации - это лишь различные формы наблюдения, однако в любой медитации наблюдение представляет собой основную часть, без него нельзя обойтись. Будда опустил всё и оставил только основную ее часть - наблюдение.

В наблюдении есть три шага. У Будды вполне научный подход. Он начинает с тела, ибо тело наблюдать легче всего.

Легко наблюдать, как двигается моя рука, как она поднимается. Я могу наблюдать себя идущим по дороге, я могу вести наблюдение за каждым своим шагом. Я могу вести наблюдение за тем, как я ем.

Итак, прежде всего в випассане мы наблюдаем за движениями тела, это самый простой шаг. Любой научный метод всегда начинается с элементарного.

Наблюдая за телом, ты с восхищением откроешь для себя новые ощущения. Наблюдая за движениями своей руки осознанно, внимательно, освободившись от сна, ты почувствуешь некую грациозность и тишину в руке. Можно совершать движение и без наблюдения, но в этом случае она будет двигаться быстрее и потеряет грациозность.

Будда двигался очень медленно; его часто спрашивали, почему он так медленно ходит. Он отвечал "Это часть моей медитации: всегда ходить так, будто идешь зимой через холодный ручей... медленно, осторожно, ведь вода очень холодная, нужно следить за каждым своим шагом, чтобы не наступить на скользкий камень".

Метод остается тем же, только с каждым шагом меняется объект. Вторым шагом является наблюдение за умом. Теперь ты переходишь в более тонкий мир, мир твоих мыслей. Если ты смог вести наблюдение за своим телом со стороны, то наблюдение за мыслями не составит особого труда.

Мысли - это невидимые волны, электронные волны, радиоволны, но они так же материальны, как и тело. Они невидимы, как невидим сам воздух, но воздух так же материален, как и камень; это же касается и твоих мыслей они материальны, но невидимы.

Это второй, средний шаг медитации. Ты движешься к неразличимому, но все же материальному - наблюдению за своими мыслями. Есть только одно условие: не разрешается высказывать свое мнение, судить. Не суди, ибо, как только человек начинает судить, он сразу забывает о наблюдении.

В том, что я выступаю против высказывания суждений о происходящем, нет ничего противоречивого. Причина, по которой оценки запрещены, заключается в следующем: как только человек начинает что-то оценивать, например "Это хорошая мысль", "Это плохая мысль", - на это время он перестает вести наблюдение. Он начинает мыслить, он вовлекается в процесс мышления. Он не смог оставаться отрешенным, стоя на обочине и наблюдая за движением.

Не становись участником происходящего вокруг тебя; это касается и похвалы, и хулы; не нужно отвлекаться на приходящие мысли.

Наблюдай за своими мыслями, как за несущимися в небе облаками. Не давай своих оценок этим облакам: эта туча выглядит очень угрожающе, а это белое облако выглядит чудесно. Облака остаются облаками: они не хорошие и не плохие, они - облака. То же самое относится и к мыслям - маленьким волнам, проходящим через твой ум.

Наблюдай безучастно, и тебя ждут еще большие сюрпризы. Когда наблюдение наберет силу, мысли начнут постепенно иссякать. Пропорция абсолютно одинакова: если наблюдение составит пятьдесят процентов, то и мысли пропадут на пятьдесят процентов. Если наблюдение составит шестьдесят процентов, то у тебя останется лишь сорок процентов мыслей. Если ты превратишься в девяносто девять процентов чистого наблюдения, то очень редко проскочит какая-то шальная мысль, всего лишь один процент проедет по дороге, движение практически прекратилось. Час пик, а на дороге ни одной машины.

Когда ты освободишь свой разум от суждений на сто процентов, когда ты станешь чистым наблюдателем, ты станешь просто зеркалом, ведь зеркало никогда не дает оценок. Зеркало не шарахается, когда в него смотрит уродливая женщина. Зеркало остается чистым и тогда, когда в него кто-то смотрит, и тогда, когда в него никто не смотрит. На зеркало не влияет ни отражение, ни отсутствие отражения. Наблюдение становится зеркалом.

Ты уже многого достиг в медитации. Ты уже прошел половину пути, и это была самая трудная часть. Сейчас ты уже знаешь секрет, и тот же секрет нужно применить к разным объектам. От мыслей нужно переходить к более тонким ощущениям - эмоциям, чувствам, настроениям; от ума - к сердцу, сохраняя то же самое правило, никакого суждения, только наблюдение. А сюрприз будет заключаться в том, что большинство эмоций, чувств и настроений, завладевших тобой...

Когда тебе грустно, ты находишься во власти печали. Ты сердишься; гнев - это не половинчатое чувство. Ты весь охвачен гневом, каждая твоя клетка клокочет от ярости.

Наблюдая за сердцем, ты почувствуешь, что не находишься в чьей-то власти. Печаль приходит и уходит, но ты не грустишь. Счастье приходит и уходит, но ты и здесь остаешься спокойным. Все, что затрагивает глубины твоего сердца, не в состоянии повлиять на тебя.

Впервые к тебе приходит чувство, что ты - хозяин. Ты перестал быть рабом, которого все пинают в разные стороны; рабом, которого обуревают всевозможные эмоции и чувства; рабом, которого каждый может вывести из себя, и по любому поводу.

Когда ты овладеваешь третьей ступенью, то впервые чувствуешь себя хозяином: ничто не в состоянии потревожить тебя, ничто не может поработить тебя; все осталось далеко позади, далеко внизу, а ты на самой вершине холма.

Я перечислил три шага випассаны; эти три ступени ведут к двери храма, и эти двери всегда открыты.

Когда научишься вести постоянное наблюдение за своим телом, своим умом и сердцем, то больше ничего не нужно будет делать, останется просто ждать.

Когда пройдены эти три этапа, четвертый появится сам собой, в качестве награды. Это гигантский прыжок от сердца к твоей сущности, к самому центру твоей жизни; происходит квантовый переход. Неожиданно твоя жизненная сила, твое наблюдение проникает в самый центр твоей жизни.

Ты вернулся домой.

Можно назвать это самореализацией, можно назвать это просветлением или окончательным освобождением - все это не столь важно. Ты подошел к самому концу своего поиска, ты обнаружил истину существования и огромный экстаз, который следует за ней, словно тень.

Медитация - это не работа. Медитация - это чистое блаженство.

Погружаясь в себя, ты будешь открывать в себе новые, прекрасные, все более яркие черты. Это твое богатство; ты все больше погружаешься в безмолвие, и это не только отсутствие шума, это беззвучная песня - мелодичная, живая и танцующая.

Достигнув высшей точки своей сущности, достигнув центра циклона, ты обнаруживаешь Бога - не как человека, а как свет, сознание, истину, как красоту - все, о чем человек мечтал веками. Все ценности, о которых мечтает человек, спрятаны у него внутри.

Это не тяжелая, мучительная, аскетическая работа; это очень приятное, мелодичное, поэтическое занятие, которое, набирая силу, превращается в огромную радость. Это не работа, а молитва, единственная известная мне молитва.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#3
Kargopolov

Здравствуйте DB!

Медитация самосозерцания, практикуемая в буддизме Тхеравады (Випассана), основанная на Сатипаттхана Сутре совершенно идентична медитации самонаблюдения, практикуемой в нашей Школе.
Однако то, что здесь даёт Раджнеш (Ошо) - совершенно неприемлемо, прежде всего из-за предлагаемой им трёхшаговости. Его истолкование медитации самосозерцания испортило и превратило в карикатуру прекрасный древний метод духовной практики, сделало его непригодным для пользования. Я даже удивился. Такое впечатление, что мэтр много говорил про медитацию, но сам серьёзно её не практиковал.

Для любого ученика нашей школы вполне очевидно, что ни о какой пошаговости (сначала осознаём тело, затем мысли, затем чувства и эмоции) и речи быть не может. Никакого плана, никакой последовательности, никаких этапов. Мы просто созерцаем всё, что есть, всё, что находится в сфере осознания в данный момент. А содержимому нашего сознания любые наши планы относительно того, что надобно созерцать, глубоко безразличны.

Не надо верить мне или верить Ошо. Попрактикуйте и поверьте самому себе и собственному опыту.
Просьба высказаться тем, кто имеет личный опыт практики самонаблюдения.
Вам DB cпасибо за информацию. Теперь у меня рассеялись определённые иллюзии по поводу Раджнеша.

Всего доброго. ВМ.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#4
Amigo

Лично я не могу представить как можно отдельно по ступенькам продвигаться в наблюдении от наблюдения тела, к наблюдению мыслей и заканчивая наблюдением эмоций чувств. Они же неразделимы, наблюдение за одним элементом порождает изменения в других. Потому если держать внимание только на теле или только на эмоциях, мне кажется это противоестественно. В наблюдении не должно быть шагов, должно быть просто наблюдение всего, без этих условностей и усложнений.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#5
Kargopolov

Совершенно верно, Амиго! И непонимание таких вещей сразу же вызывает большие сомнения в компетентности Раджнеша. Это говорит об отсутствии у него практического опыта медитации самонаблюдения. Конечно это выдающийся человек, но выдающийся не как подлинный Мастер, а как гениальный и невероятно успешный шоумен от эзотерики. Читать его книги поначалу очень интересно, но потом от них просто устаёшь. Не всё то золото, что ярко блестит.

DB пишет:
" мне например удобно вернуться к осознанию тела, если "потерялся". Оно как якорь, с него действительно ведь легче начать. Поэтому мне показалось, что в этом способе действительно есть нечто здравое. Возможно это просто слишком грубо - сначала это, потом то.. действительно похоже на план."
Ну, это не только вам, но и всем удобно. Более того, именно так и следует выполнять медитацию-самонаблюдение. Об этом вполне ясно и отчётливо написано в моей книге. Так что ваша "находка" общеизвестна. Но какое отношение имеет возвращение к осознанию тела к вымученной и неадекватной теории трёх этапов? Разве не очевидно, что это совершенно разные вещи? Ну, право же, нельзя так неряшливо мыслить и так беспринципно лукавить: а дескать, может Раджнеш этого и не говорил, а ведь сам он не писал книг, это его беседы записывали ... Ну просто уж на сковородке, а не зрелый оппонент, уважающий себя и своего собеседника!
 

Kargopolov

Руководитель школы
#6
DB

Kargopolov написал:
Ну, это не только вам, но и всем удобно. Более того, именно так и следует выполнять медитацию-самонаблюдение. Об этом вполне ясно и отчётливо написано в моей книге. Так что ваша "находка" общеизвестна. Но какое отношение имеет возвращение к осознанию тела к вымученной и неадекватной теории трёх этапов? Разве не очевидно, что это совершенно разные вещи? Ну, право же, нельзя так неряшливо мыслить и так беспринципно лукавить: а дескать, может Раджнеш этого и не говорил, а ведь сам он не писал книг, это его беседы записывали ... Ну просто уж на сковородке, а не зрелый оппонент, уважающий себя и своего собеседника!
Просто меня немного напугало что из-за одного моего поста у вас поменялось отношение к Ошо вообще, вот я и решил оговориться. Я предполагал получить пояснения касательно этого метода, но не предполагал что когда его здесь опубликую тем самым уничтожу Ошо как мастера в вашем понимании. Это меня немного обескуражило. Получается, что вы, прочитав мой пост, полностью поменяли своё отношение к Ошо, а я ведь и сам толком не знаю при каких обстоятельствах были сказаны эти слова, кому был дан этот метод и т. д. "Нехорошо получилось" (с)
Но какое отношение имеет возвращение к осознанию тела к вымученной и неадекватной теории трёх этапов?
Ну для меня наблюдать мысли и эмоции немного сложнее чем ощущения в теле - а тут как раз предлагают разбить по пунктам - сначала лёгкое, потом посложнее и т.д.
Хотя тот же Ошо говорил что в медитацию нужно входить очищенным от всяких теоретических знаний о том как надо медитировать: "Вхождение в медитацию подобно вхождению в бескрайнее море: вы никогда заранее не знаете, что произойдет. Если вы знаете заранее, что должно произойти, то это произойдет. Но это будет всего лишь проекцией." И эти слова мне гораздо больше нравятся, чем предложение систематизировать процесс медитации.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#7
Kargopolov

У Ошо, конечно же, найдётся много правильных мыслей, но дело в том, что , когда идёт разговор о том, как медитировать, о технике медитации, у подлинного мастера вообще не должно быть неправильных слов, вводящих учеников в заблуждение. А правильные речи можно найти у кого угодно, даже в Майн кампф Гитлера. Разве такое бывает, что в книгах или речах, либо всё абсолютно правильно, либо всё абсолютно неправильно? Наличие ошибки в книге не значит, что в ней всё ошибочно, а наличие правильной мысли не значит, что там всё правильно.

Однако существуют вещи, относительно которых Мастер не должен ошибаться, есть ошибки недозволительные. Именно к таким и относится ложная и практически совершенно неприемлемая теория трёх этапов.

А моё мнение о Раджнеше принципиально не изменилось, оно такое же, как и 20 лет назад. Но я совершенно не ожидал, что он не понимал вот таких , вполне очевидных для любого практика вещей.
Так что мнение о нём не столько изменилось, сколько упрочилось и "усугубилось".
Пишет он, конечно, очень ярко и красиво, читать легко, приятно и в удовольствие. Но, но... А где у Раджнеша ясно и чётко изложенная методика работы над собой, а где у него биоэнергетическая теория, учение о строении энергосистемы человека? Где у него подробный разбор методов медитации? Где у него та конкретика, без которой невозможна полноценная ЭМП?
У Раджнеша, наряду с многими правильными теоретическими рассуждениями, имеется и множество ошибок, в том числе и практического характера.

Он, например, восхваляет тибетский метод тонглен, не понимая разницы между медитацией фантазийной и медитацией реалистической. С одной стороны он говорит об культивировании естественности, а с другой, для эмоциональной разрядки прелагает намеренно (искусственно) смеяться и плакать. Он предлагает Латихан, но непроизвольные движения не должны искусственно инициироваться, это происходит самоестественно во время ЭМП, на определённом её этапе.
Далее, он полностью игнорирует энергетику человека. А самое главное, у него была совершенно иная сверхзадача и он её успешно реализовал - стал богатым и знаменитым. Так что Раджнеш - не великий учитель, а, повторюсь, гениальный шоумен от эзотерики. Однако, если кто его ещё не читал, почитайте . Почему бы и нет? Получите удовольствие. Но не стоит воспринимать его как серьёзного учителя.

DB пишет:
Ну для меня наблюдать мысли и эмоции немного сложнее чем ощущения в теле - а тут как раз предлагают разбить по пунктам - сначала лёгкое, потом посложнее и т.д.
У Вас неправильное понимание медитации самосозерцания. Именно поэтому Вам так понравилась ошибочная трёхшаговая медитативная техника Ошо. Между тем у меня в книге всё предельно ясно разъяснено. И в обсуждении данной темы я тоже указал суть этого неправильного подхода к медитации, на котором Вы так упорно настаиваете. И тут уже ничего не поделаешь, поскольку для Вас авторитет Ошо стал непреодолимым препятствием, исключающим освоение правильной медитативной техники.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#8
Mr. Hriublin

Ну для меня наблюдать мысли и эмоции немного сложнее чем ощущения в теле - а тут как раз предлагают разбить по пунктам - сначала лёгкое, потом посложнее и т.д.
Я. конечно, могу ошибаться, но уже по этой фразе понятно, что вы стараетесь наблюдать мысли и эмоции (отыскать их, вызвать их, ещё что-то в этом духе), что делать совершенно не стоит. Тут может получиться так, к примеру, что вы начинаете себе их сами же придумывать, или ещё что-то в этом духе, и в итоге, у Вас начинается совершенно новый процесс, нежели чем наблюдение за наличествующим в поле зрения сознания.

В таких случаях надо отнаблюдать этот процесс "поиска" мыслей и эмоций на всех доступных полях - от вопросов вроде "так, я должен наблюдать ещё и эмоции и мысли, какие там у меня мысли и эмоции?" до, собственно, эмоций, возникающих в процессе такого самопоиска. Как бы надо наблюдать самопоиск и попытки "правильно и полнценно медитировать" - мне кажется, этот момент и этот наличествующий на первом плане процесс, с которым Вы отождествляетесь, и, следовательно, упускаете во время медитации. Но может я не прав - это моё предположение, основанное только на прочтении Вашего поста.

На самом деле по моему опыту, да и это подтверждает и опыт других, уж с эмоциями и образами-то, если они возникают, проблем с "сложно их обнаружить" или "трудно наблюдать" не возникают, там скорее проблемы характера "сложно не отождествиться с ними" или "мучительно наблюдать, возникает страдание\\страх". Но уж никак не "фиг найдёшь, что я там чувствую". С мыслями ещё может быть - они не столь наполнены, хотя если человек немного страдает лёгкой и не очень паранойей, то тут тоже несложно их обнаружить, там эти мысли просто-таки обволакивают практикующего.

В любом случае, уловить что-то не должно быть самоцелью. Неважно, конкретное что-то или нечто, что, по мнению практикующего является "признаком правильной медитации".

Что касается Ошо, я уж не знаю, какие там у него цели были - просветлить народ, стать богатым и знаменитым или ещё что-то, но единственное, для чего его книги я бы использовал - это для порции вдохновения, ежели она требуется. И то, по мне так, не самый лучший способ....лучше уж пойти с девушкой в какое-нибудь красивое и наполненное спокойствием место на природе (особенно если на возвышенности - лепота), или там, не знаю, концерт посмотреть с какой-то интересной музыкой и огромной толпенью народу, которая распевает песни с вокалистом "на пару".

По мне так словоблудие это всё, да и заметил, что любят Ошо особенно сильно те, у кого анахата сильно развита, такие, душевные-придушевные товарищи. Что в общем-то хорошо (сам, например, таким товарищем не являюсь, потому приятно иметь с ними дело), но вот если это однобоко и на этой самой душевности всё и завязано, то уже как-то приторно и неинтересно становится, как от очень сладкой конфеты. Как, собственно, и моё впечатление от того, что читал из Ошо. Такие вот впечатления лично у меня.