Путь без иллюзий. Школа В. Каргополова
  • Групповые занятия проходят в Санкт-Петербурге по ул. Рентгена, д.10а (по вторникам, с 19:30 по 21:30). Сменная обувь обязательна. Занятия проводит преподаватель нашей Школы Анатолий Мамеев.
    Справки по телефонам: 8-931-200-2208, 8-911-723-8788
    Канал в телеграме: PBI_EMP
  • Владимир Михайлович Каргополов в связи с затяжной болезнью временно не записывает на консультации и не ведёт переписку. А так же не отвечает на посты на форуме сайта. Возобновление всех этих видов деятельности примерно в середине мая. Возможны уточнения.

    Администрация сайта.

Переполнение головы во время самонаблюдения.

Kargopolov

Руководитель школы
#1
Oleg

Добрый день, Владимир Михайлович!
При выполнении медитации самонаблюдения определяю сильное переполнение в области лобной части головы, иногда немного спереди. При попытках растворить-выровнять имеющуюся неоднородность пытаюсь расслабить эту область. Получается не всегда. Обычно концентрация внимания активизирует восходящий поток и приводит к тому, что область наполняется ещё больше.
При выполнении дыхания обратного круга элементы требующие напряжения (нижние бандхи, задержку дыхания, сжатие кулаков) выполняю в интервале 30-80% max усилия. Несмотря на относительно небольшие нагрузки, происходит переполнение в зоне головы. Периодически приходится устраивать облегчённые тренировки без поджатия живота и сжатия кулаков. За счёт этого происходит относительная “разгрузка”. Медитация присутствия (30-50мин столбового стояния) значительного влияния не оказывает.
Указанные процессы я связываю с физиологической особенностью, которая проявлялась и ранее (провоцирующие причины различны: недосыпание, перенапряжение, переживания), на протяжении многих лет жизни, и является (на мой взгляд) большим сдерживающим фактором развития.
Раньше мне помогала медитация сосредоточения на дан-тяне.
Владимир Михайлович! Буду признателен, если Вы дадите рекомендации по минимизации описанных негативных состояний.

С уважением, Олег.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#2
Kargopolov

Здравствуйте Олег! Вы пишете: quote] "При выполнении медитации самонаблюдения определяю сильное переполнение в области лобной части головы, иногда немного спереди. неоднородность пытаюсь расслабить этПри попытках растворить-выровнять имеющуюся у область. Получается не всегда. Обычно концентрация внимания активизирует восходящий поток и приводит к тому, что область наполняется ещё больше." [/quote]
Ну вот, приехали, опять то же самое. Да не должно быть никаких попыток (и желания!) что-либо "растворять-выравнивать"! Нужно просто созерцать всё, что есть, включая и эти зоны. Причём созерцать не по плану-намерению, не по решению, а просто следуя за собственным вниманием. А у Вас наоборот, внимание следует за Вашим решением что-либо созерцать. Наконец, при правильном подходе к медитации не бывает "получается" или "не получается". Может ли получаться или не получаться прогулка? Мы можем либо пойти на прогулку, либо остаться дома, но "не получиться" прогулка никак не может!.

Опять та же самая фундаментальная ошибка - Вы "делаете" медитацию, между тем, медитация - это не то, что мы делаем, а то, что с нами происходит. Нам нужно только создать необходимые условия и не более того.

Вот полезный для Вас материал, взятый из 1-го тома ПБИ (2-я часть, глава 7):
"Ложным является и представление о том, что я сам совершенствую себя, я сам строю себя, что я главное действующее лицо, главный делатель (субъект) самосовершенствования. Всё это неверно. На самом деле, не я это делаю: моё сознание само развивается по неведомым мне законам. Я же всего лишь создаю для этого развития наилучшие условия и устраняю помехи, подобно тому, как это делает разумный садовник.
Эволюционный процесс расширения и развития сознания сам по себе не порождается практикой медитации. Такой процесс постепенного, неспешного созревания сознания идёт в каждом из нас, знаем мы об этом или нет, практикуем медитацию или нет. С этой точки зрения, во время медитации мы не привносим в самих себя чего-то существенно нового. Всё, что мы делаем, - это убираем помехи и создаём наиболее благоприятные условия для самоестественного процесса роста и развития сознания. Главная помеха - это мы сами, наше личностное Я со всеми его проектами и амбициями, с беличьим колесом нашей психики, нашего ума. Правильная медитация заключается не в том, чтобы мы, сидя в лодке, гребли изо всех сил к намеченной нами цели. Нет, правильная медитация - это не вздувшиеся жилы и обильное потоотделение. Это совершенно иная вещь, которую можно определить как тонкую настройку. Это подобно тому, как мы выводим нашу лодку на стремнину, на самую середину реки, туда, где самое сильное и мощное течение. Дальше нам не о чем заботиться, не надо грести изо всех сил, нужно только сохранять пребывание в центре, пребывание на стремнине. Течение само нас понесёт, оно мощнее и мудрее нас. Надо только сохранять позицию посередине реки - и она понесёт нас с такой скоростью, о которой мы и мечтать не могли бы, если бы полагались исключительно на собственную силу. Более того, течение влечёт нас именно туда, куда должно, а не туда, куда мы сами выбираем. Следует знать, что любой наш выбор будет ущербным и ошибочным. Только течение совершенно в мудрости своего русла, в выборе своего Пути. Такова правильная медитация. В вашей медитации должно быть великое доверие как к самому себе, так и к жизни. В противном случае она не сможет быть эффективной.
В то же время не следует впадать и в другую крайность, в иллюзию, что медитация происходит сама собою и от нас вообще ничего не требуется. Это не так. Подлинная медитация осуществляется согласно китайскому принципу "вэй увэй" – действовать недеянием. Другими словами, она представляет собою парадоксальное сочетание спонтанности и контроля, пассивного принятия разворачивающегося процесса и активного контроля за его правильным ходом.
Рассмотрим с этой точки зрения приведенный выше пример с лодкой на стремнине.
С одной стороны, мы не гребем, нас несет течение реки. Это иньский аспект процесса медитации, аспект недеяния. С другой стороны, во-первых, нам потребовались начальные усилия, чтобы вывести лодку на середину реки, туда, где самое сильное течение. Во-вторых, когда мы уже находимся на стрежне, нам необходима постоянная бдительность, чтобы всякий раз, когда лодка уходит в сторону (когда мы теряем центральное медитативное состояние), мы могли вновь вернуть ее на середину реки. А для этого нам потребуется подрулить и даже подгрести. Это будет уже янский аспект процесса медитации, аспект деяния.
Таким образом, в едином процессе совмещаются пассивное принятие и активный контроль. Метафорически выражаясь, правильная медитация – это не работа гребца (вздувшиеся жилы и обильное потоотделение), а работа рулевого, сочетающая в себе бдительное внимание к процессу и искусство тонкой настройки. В основе правильной медитации всегда лежит доверие к самоестественному процессу и сотрудничество с ним, но никоим образом не абсолютная пассивность.
У Милтона Эриксона, замечательного американского психотерапевта есть история, которая является прекрасной иллюстрацией к тому, какой должна быть правильная медитация-самонаблюдение. Это не выдуманная история, а то, что в самом деле случилось в жизни самого Эриксона, когда он был молодым человеком и жил на ферме своего отца.
Однажды во двор его дома забрела чужая лошадь. Не было никаких особых примет, по которым её можно было опознать, чтобы вернуть хозяевам. Тогда Эриксон сделал следующее. Он сел на неё верхом, выехал за ворота и опустил поводья, предоставив лошади самой выбирать себе дорогу. Лошадь постояла, подумала, затем развернулась и потрусила по дороге. Молодой Эриксон вмешивался только тогда, когда лошадь сходила с дороги, чтобы попастись или побродить по полям. Когда, наконец, лошадь пришла во двор фермера, жившего в нескольких милях пути, тот спросил Эриксона:
– Молодой человек, как вы узнали, что это наша лошадь?
Тот ответил:
– Я этого не знал, зато лошадь знала. Всё, что мне нужно было сделать, это предоставить ей свободу выбора пути, и не давать сойти с дороги.
На мой взгляд, эта история является наилучшим руководством для правильной медитации и вполне заслуживает того, чтобы стать классикой Дзен-буддизма. Однако читать ее следует вдумчиво и внимательно. Хочу обратить внимание читателя на то, что в этой истории лошади не предоставляется абсолютная свобода. Пока она движется по дороге, по отношению к ней осуществляется недеяние, пассивное сотрудничество на основе доверия к самоестественно разворачивающемуся процессу. Но когда лошадь пытается уйти с дороги, чтобы попастись на полях, всадник немедленно осуществляет активное вмешательство, возвращая лошадь на дорогу. Этому соответствует возвращение в центральное медитативное состояние после отвлечения внимания. Здесь мы снова приходим к великому китайскому правилу "вэй увэй" – действовать недеянием."
Уважаемый Олег! Ситуация с Вашей практикой такова, что никакие заочные объяснения не помогают. Ваша практика по-прежнему носит насильственный характер, тогда как требуется простое невмешивающееся созерцание.

В Вашей медитации слишком много Вас самого, выступающего в качесве активного делателя медитации. Базовая, фундамнтальная установка на медитацию совершенно ошибочна.

Интересно, что всё уже давным давно разъяснено. Причём за дурака я Вас не держу, напротив считаю вполне разумным человеком. Однако в данном случае разумность не спасает. Советую Вам читать эти мои разъяснения многократно и в режиме медленночтения. У людей часто возникает иллюзия понимания, когда на самом деле таковое отсутствует. Можно некий текст даже выучить наизусть, но понимание всё равно будет отсутствовать (я это называю "магнитофонным" умом).

Всего доброго. ВМ.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#3
Kargopolov

Вдогонку для Олега.

Фишка в том, что созерцание должно быть спокойным, мягким и безмятежным. А Вы его своей сверхстарательностью просто убиваете. В свою медитацию Вы привносите слишком много напряжения. К тому же Вы активно боретесь с нежелательным, пытаясь от него избавиться. Да не бороться надо, а сказать себе "Пусть этот зажим, это напряжение, этот дискомфорт, эта боль и т.п. будут столько, сколько они хотят. Я согласен, я принимаю." А дальше просто всё это созерцать. Борьба - это форма сотрудничества. Если во время медитации Вы с чем-то боретесь, то Вы это усиливаете, подпитывая и вскармливая собственной энергией. Заметьте какой внутренний дискомфорт и протест вызывают у Вас эти слова (я имею в виду Вашу внутреннююю реакцию, а не чисто умственное согласие с правильными тезисами).
Не упустите важного! Я сейчас дал Вам вполне конкретную технику.

Всего доброго. ВМ.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#4
Mr. Hriublin

Здравствуйте, Олег!

Владимир Михайлович дал Вам, безусловно, вполне конкретную установку и технику выполнения во время медитации.
Тем не менее, мне кажется, имеет смысл сказать следующее, исходя из собственного опыта. Если Владимир Михайлович меня поддержит - ок, если нет, да будет так.

Ежели есть какая-то проблема, конкретная, которая находится постоянно в поле зрения и явно "мешает", человек хочет того или нет, но начинает с ней бороться. И, соответственно, начиная процесс медитации, он испытывает желание бороться посредством медитации, и, соответственно, уходит от этой установки.
Но тут есть "уловка ума" такая - вспомнив об основной установке, говоря себе "принимаю", можно "смотреть в книгу - видеть фигу", а именно - таким образом начинать БОРОТЬСЯ С БОРЬБОЙ, опять же, ради достижения ЦЕЛИ. ЦЕЛИ в медитации в принципе быть не должно, но, вместе с тем, должно НАБЛЮДАТЬСЯ всё, что есть, и если есть ЦЕЛЬ, значит она есть.

Это говорит о многослойности данной блокировки, о её возрасте. О том, что она "разрослась", как мне думается.
И, судя по моему опыту, единственное, что можно сделать - это наблюдать ПРОЦЕСС БОРЬБЫ, т.е. начать с верхнего слоя, и далее, через некоторое время (какое - у всех, уверен, по-разному - может 1 занятие, а может и месяц занятий), этот слой снимется, и откроется, собственно, другой процесс, более конкретный. Откроется то, КАК Вы ставите вопрос по жизни, скажем так. А также все самые "замечательные" телесные ощущения, воспоминания и т.д., относящиеся к данной блокировке. Но для начала надо именно ОТНАБЛЮДАТЬ процесс борьбы. И пусть он там борется столько, сколько ему вздумается. Это - рефлекс ума и тела, и никуда он ни от какой установки не денется, на то он и рефлекс. Он денется только от того, что "сгорит" в огне сознания.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#5
Amigo
Нужно просто созерцать всё, что есть, включая и эти зоны. Причём созерцать не по плану-намерению, не по решению, а просто следуя за собственным вниманием.
Спасибо Вам огромное, Владимир Михайлович, за эту цитату! Лично у меня есть такое при переходе от созерцания мыслей к созерцанию ощущений физ. тела - делал насильно, путанно. Ваша мысль как раз оказалась кстати.

С уважением, Саша.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#6
Oleg

Владимир Михайлович! Большое спасибо за Ваш Труд!

Mr_Hriublin! Спасибо!

amigos! Благодарю Вас за предыдущий пост предназначенный мне!

Из-за скудности словарного запаса не могу толком выразить свою признательность!
Есть что переваривать, причем похоже на длительное время.

С уважением, Олег!
 

maxim43

Форумчанин
#7
Добрый день Олег и форумчане.
Я новичок на сайте и в практике, медитирую второй месяц на обратном круге, исходя из положения тела, рук и рекомендаций в книге. Так вот у меня подобная проблема, спустя пять минут после начала медитации начинаю ясно ощущать различные \'\'роения\'\' в основном в области шеи и ключи,далее это ощущения переходит в область затылка, ощущается как шарф переходящий в шапку назатылке. Спустя час затылок и шея расслабляется и данное напряжение оно же ощущение растворяется, но так бывает навсегда и тогда тяжесть в голове и звон остаётся накакое то время, утром обычно уже ничего нет. Но беспокоит меня другое, увеличивается артериальное давление. А ещё у меня сильно повышается артериальное давление, спустя пару дней, после практики мантры Ом всего то раз 8-10 в день. Может кто нибудь прокоментирует и даст мне совет как быть. Спасибо.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#8
Перейдите на даосский круг. Комплекс на позвоночник (особенно важно упражнение "Круг Жизни),даосское парадоксальное дыхание (дано на сайте в разделе "Практика", не в книге), медитация самонаблюдение.
Успехов! ВМ.