Путь без иллюзий. Школа В. Каргополова
  • Групповые занятия проходят в Санкт-Петербурге по ул. Рентгена, д.10а (по вторникам, с 19:30 по 21:30). Сменная обувь обязательна. Занятия проводит преподаватель нашей Школы Анатолий Мамеев.
    Справки по телефонам: 8-931-200-2208, 8-911-723-8788
    Канал в телеграме: PBI_EMP
  • Владимир Михайлович Каргополов в связи с затяжной болезнью временно не записывает на консультации и не ведёт переписку. А так же не отвечает на посты на форуме сайта. Возобновление всех этих видов деятельности примерно в середине мая. Возможны уточнения.

    Администрация сайта.

О бессознательном.

Kargopolov

Руководитель школы
#1
http://dima-piterski.livejournal.com/482677.html

Автор - протоиерей Андрей Ткачёв .

Начинка и оболочка

Недавно при мне женщина-психолог рассказывала случай из практики. В некой семье маленький ребенок, лет 5-6, начал красть. Лазит по карманам в доме и тянет все, что в руку попадет. Беда. Оставь такого клептомана без внимания, и через малое время по нему тюрьма заплачет. Родители обратились к психологу. Психолог стала разбираться с ребенком при помощи сказок. Есть такая практика – терапия через сказку. «Выдумай», – говорит доктор ребенку, – «и расскажи мне какую-то сказку или историю с чудесными персонажами, и чтобы ты сам там был». И ребенок начал придумывать историю, в которой он то ли ежик, то ли медвежонок, и ему срочно нужно найти маму. Мама куда-то потерялась. И вот он собирается в дорогу и хочет идти за леса и за горы в поисках потерянной мамы. В этом месте мне еще ничего не ясно, а доктору уже ясно почти все.

«Ребенок не ваш?», - спрашивает осторожно наедине доктор у мамы. Та – в обморок. Откуда вы знаете?! Действительно ребенок усыновленный. Но усыновленный в столь малом возрасте, что знать ничего в принципе о своем усыновлении не может и никого кроме нынешних папы и мамы на их месте представить не способен. И вот тут соль события. Сознание ребенка девственно и чисто. Он живет в семье, у него есть любящие родители. А вот в душе, где-то гораздо глубже того, что мы называем сознанием, у ребенка рана. Он чувствует себя сиротой, человеком, потерявшим мать. Боль этой раны заставляет его тревожиться и искать. Искать то, что при свете дня он никак не сможет объяснить и осмыслить, но что проявляется с помощью мифа, сказки. Итак, ребенок ищет мать, а воровство это всего лишь этап неосознанного приготовления к путешествию, этап накопления запасов.

Можете себе представить, насколько глубоко могут быть спрятаны мотивы человеческой деятельности, и как далеки они могут быть от громко декларируемых целей! Маленький человек в этом отношении ничем не отличается от большого, в смысле – взрослого человека. Он может что-то думать о себе, что-то говорить, и речи его будут свежи и невинны, как фата невесты, как свежевыпавший снег. Но действовать при этом он временами будет, исходя из внутренних импульсов, прячущихся от сознания и поднимающихся из темных и непознанных душевных глубин. Вот откуда наше регулярное удивление, когда на скамье подсудимых за что-то странное и доисторическое вдруг оказывается «примерный семьянин с отличной характеристикой с места работы». И все вздохи наши о гуманизме, и 21-м веке, и о высшем образовании так печальны и бесполезны, когда люди действуют не в согласии с дипломом о высшем образовании, а согласно с античными мифами, которых они, кстати, даже не читали.

Целая страна, далеко ходить не надо, на уровне деклараций изображает себя второй год девочкой в лентах и бантиках, с цветными шариками в руке. А на уровне подсознания при первом же приближении там моментально испаряется девочка и появляется вурдалак.

Такая сказко-терапия, которая выявила в ребенке скрытую травму, возможна и в отношении взрослых. Надо что-то почитать, о чем-то подумать, попробовать что-то написать. Вообще, если глаголы «читать» и «писать» присутствуют в жизни, то есть надежда на уменьшение зоны действия глаголов «стрелять»- «стреляться» и «вешать»- «вешаться». И недаром некто сказал, что если 21-й век не будет веком гуманитарным, его не будет вообще. Итак, сказко-терапия для взрослых.

Это тоже факт из жизни, имевший место на одних литературных курсах. Молодой человек получает задание написать сказку или историю с выдуманными персонажами. Не стоит задача сделать из него Андерсена. Сказки вообще тяжелее писать, чем романы. Стоит задача привести в действие скрытые механизмы его внутреннего мира, так, чтоб он сам это увидел. При этом молодой человек открыто заявляет, что он пацифист, борец за чистую экологию, а главные его мечты, это преодолеть во всем мире детский голод и найти лекарство от рака. Что же он придумал? А придумал он историю про двух мальчиков, которые с родителями поехали в лес на пикник и в шутку убежали от них вглубь леса. А потом заблудились и пробродили в лесу до темноты. И вышли на широкую опушку, над которой сияла круглая Луна, и стали громко кричать «Ау!». И вот в ответ на их крик со всех сторон на опушку вышли волки. Вышли на двух ногах, как люди, а не как животные. И одного мальчика съели сразу, а второму отгрызли руку, но он убежал. И выбежал из леса, и увидел огни ближней деревни. А волки бежали за ним следом. И он подбежал к ближнему окну и стал стучать в него и кричать «Впустите меня! Спасите меня!». И дверь открылась, а на пороге тоже стоял волк на двух ногах, потому что в этой деревне они и жили…

И в этом месте хорошо было бы проснуться, вытереть пот и отдышаться. Но это был не сон, а сказочная история, придуманная пацифистом, который мечтает одолеть раковую болезнь и детский голод. Вот так. Ни больше, ни меньше. В деталях я, быть может, ошибся, но общую суть передал без изменений. Поспрашивайте у тех, кто ведет литературные кружки и секции. Они вам подтвердят общий принцип и дополнят рассказ фактами. Среди тех, кто заявляет о себе, что любит всех людей, велик процент глубоко травмированных чем-то людей, что становится ясно после написания ими художественного текста объемом А4.

Важно не то, что ты сказал вслух, а то, что тебе снится. И не то важно, что плавает на поверхности твоего сознания посреди обрывков газетных передовиц. Важно то, о чем думает твое сокровенное «Я», от тебя самого сокровенное. Поэтому в Писании столько вздохов и молитв о внутреннем человеке, о тайне сердца, о сокровенных движениях души. О смирении, наконец, потому что знающий о себе чуть больше человек гордиться уже не хочет. И именно отход от христианства превращает современного человека в носителя черного нутра и засахаренной фразеологии. Печаль эту нужно знать в лицо. И пусть исцеление от нее чрезвычайно тяжело (полное исцеление достижимо только при подлинной святости), все же мы будем честнее, сдержаннее и осторожнее, зная о расстоянии между тем, что вертится на языке, и тем, что копошится на дне сердца.
Написано ярко и интересно. Только причём здесь христианство? Заслуга в открытии сферы бессознательного и понимании её огромного значения в жизни человека, а также заслуга в открытии основанной на этом психотерапии всецело принадлежат Зигмунду Фрейду. Никогда не слышал о христианском психоанализе и об открытии христианами эгозащитных механизмов человеческой психики, таких, к примеру,, как вытеснение.
И кстати, автору не следовало бы называть психолога доктором; это неправильно. Психолог не имеет медицинского образования, а доктор - психологического.

Что касается сказки, про волков - оборотней, здесь тоже всё понятно. Молодой человек ранее имел тяжёлый психотравмирующий опыт, в результате которого стал мизантропом ("человек-человеку волк"; "когда я узнал людей, я полюбил собак" и т. п.). Сильнейшее разочарования в людях и генерализованное недоверие ко всем людям вообще.
Но мизантропом он стал скрытым, причём даже от самого себя. Ведь воспитание в христианском духе требует прямо противоположного - любить людей. А с позиций его психотравмирующего опыта, как можно любить этих двуногих хищников, лицемерно скрывающих свою дьявольскую сущность?
Поэтому произошло вытеснение психотравмирующей информации и замена подлинного глубинного страха, недоверия и скрытой враждебности к людям на прямо противоположные вещи - на гипертрофированный гуманизм и альтруизм, и на декларируемую любовь к ближнему. Все эти заморочки явно носят невротический защитный характер.
Как профессионалу, мне было бы интересно познакомиться с содержанием его сновидений. Уверен, там тоже можно обнаружить много поучительного.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#2
Приведу один из комментариев к вышеприведённой статье:

alan_a_skaz
"именно отход от христианства превращает современного человека в носителя черного нутра "
Ага-ага. Вот ради этого крючка и писался весь текст-наживка.

Только почему-то в СССР, отошедшем от христианства, никогда не было столько гадости и "черного нутра", сколько было в Российской империи с ее государственным православием, и сколько обнаруживается в нынешней РФии с ее заново навязываемым народу православием.
Мой комментарий (ВМ):

Не думаю, что текст являлся наживкой и писался исключительно для пропаганды и прославления христианства. Уверен, что это не так. А позитивные упоминания о священном писании и вселенской мудрости христианской совершенно естественны для священнослужителя. Другое дело, абсолютно непремлемым является его заявление о том, что без принятия христианства человек будет обречён быть носителем "чёрного нутра". Здесь святой отец явно перегнул палку и полностью игнорирует реальные факты реальной жизни.

А основная (психологическая) часть текста написана вполне искренне, с радостью и всплеском эмоций, характерными для человека, который только что узнал для себя нечто совершенно новое и крайне интересное. Однако замечу, что для профессиональных психологов и психотерапевтов, в отличие от православных священников, в этом материале и вообще в базовой психоаналитической концепции нет ничего нового. Об этом в моё время был прекрасно осведомлён каждый студент психолог.