Фриц Моисеевич Морген
Почему я против копирайтов и патентов (Dec. 16th, 2015)
Продолжение далее.
Почему я против копирайтов и патентов (Dec. 16th, 2015)
http://fritzmorgen.livejournal.com/842473.html
Талантливым писателям, музыкантам и режиссёрам часто не хватает денег. Не всем, разумеется, и не всегда: некоторые авторы ещё в молодости получают нужные ресурсы для быстрого старта, другие постепенно продавливают суровую реальность весом своего таланта.
( Collapse )
Вот, например, Борис Гребенщиков. Начал сбор денег на запись нового альбома — и менее чем за два дня собрал нужные ему 3 млн рублей:
http://www.rbc.ru/rbcfreenews/55e6f7a99a7947cbb81fee1c
Сумма для группы уровня «Аквариума» совсем небольшая, но для записи альбома, по-видимому, этого хватит... А знаете, что самое интересное?
Музыкант утверждает, что звукозапись больше не приносит исполнителям денег. И все альбомы «Аквариума» за последние 15 лет были записаны исключительно благодаря прямой финансовой помощи поклонников группы.
Мне кажется, в этой ситуации есть что-то глубоко неправильное. Люди ведь готовы поддерживать любимые группы, любимые фильмы и любимые книги рублём — вот только триллионы рублей, которые россияне ежегодно тратят на развлечения такого рода, уходят куда-то не туда. Талантливые авторы вынуждены заниматься любимым делом по вечерам, после основной работы, а мы с вами вынуждены наблюдать на афишах рекламу откровенной халтуры.
Выстроенная на Западе система авторского права выглядит на первой взгляд честной: автор творит, читатели платят за творчество. Хорошо творит — хорошо зарабатывает. Плохо творит — зарабатывает плохо.
В реальной жизни однако система работает несколько иначе. Самыми популярными являются отнюдь не самые талантливые авторы, а... самые популярные. То есть раскрученные. Те, в кого коммерсанты от искусства вбили соответствующие ресурсы.
С одной стороны, ничего страшного в этом нет — так как коммерсанты не дураки, и, чтобы там ни говорили злые языки, стараются выбирать для раскрутки тех, кто и вправду проявляет некоторые способности. Но, с другой стороны, отобранных авторов заставляют соблюдать дисциплину — делать то, что будет укладываться в «формат».
Ещё более важной проблемой является тот факт, что на одной крупной звезде можно заработать гораздо больше, чем на десяти звёздах среднего размера. В идеальном мире звезда первой величины зарабатывала бы, скажем, 100 рублей, а звёзды второй величины получали бы, скажем, по 30-50 рублей. Всем хватало бы на хлеб. В реальном мире звёзды первой величины получают 200 рублей, ещё 2000 рублей получают разного рода продюсеры, а звёзды второй величины сосут лапу — сидят вовсе без денег.
Хороша ли такая ситуация для общества?
Нет. Огромное количество талантов устав от вечного безденежья в итоге «переквалифицируется в управдомы». Если бы у этих людей была возможность заниматься любимым делом, мы бы видели куда как больше фильмов, песен, компьютерных игр и так далее.
На это возражение сторонники действующей системы обычно заявляют, что конкуренцию никто не отменял, и что если автор, скажем, книг, будет достаточно хорош, он пробьёт себе дорогу к сердцам читателей.
Суровая правда однако заключается в том, что правило «талант дорогу пробьёт» срабатывает далеко не всегда, счастливый лотерейный билет достаётся отнюдь не каждому. Условное место на магазинной полке стоит денег, и попасть туда «с улицы» довольно тяжело, для этого нужна немалая толика везения. Повторю ещё раз: популярными являются не лучшие авторы, а те авторы, в рекламу которых как следует вложились.
Давайте включим логику: если бы зрители и читатели могли самостоятельно отличить хорошее от посредственного, стал бы кто-нибудь тратить деньги на рекламу? Нет, не стал бы, так как реклама в этой ситуации была бы просто не нужна, читатели игнорировали бы рекламу и обращали внимание только на самых лучших авторов.
Более того: время, которое средний россиянин готов тратить на книги, фильмы и музыку, ограничено. Поэтому если россиянин уже накушался продукцией тех авторов, которые являются сейчас модными и рекламируются повсюду, на «несистемных» авторов у него уже просто не остаётся ни денег, ни времени, ни настроения.
Таким образом мы с вами сейчас наблюдаем огромную паразитическую систему, которая душит таланты и скармливает нам довольно посредственный, а иногда даже и вредный продукт — при этом на создание собственно продукта вряд ли уходит больше нескольких процентов от полученных от нас денег.
Загляните, например, в блог Сергея Лукьяненко, он там периодически расписывает всю писательскую бухгалтерию. Если вкратце, даже очень популярный писатель получает довольно скромные деньги за свой труд — писателям же малоизвестным и вовсе не стоит надеяться прожить на гонорары от книг. При этом, что важно, господин Лукьяненко не видит никаких путей прожить вне системы авторского права: система авторского права наглухо глушит все остальные возможности заработать деньги при помощи творческого труда. Или писатель вписывается в систему, или работает почти бесплатно, третьего не дано.
Талантливым писателям, музыкантам и режиссёрам часто не хватает денег. Не всем, разумеется, и не всегда: некоторые авторы ещё в молодости получают нужные ресурсы для быстрого старта, другие постепенно продавливают суровую реальность весом своего таланта.
( Collapse )
Вот, например, Борис Гребенщиков. Начал сбор денег на запись нового альбома — и менее чем за два дня собрал нужные ему 3 млн рублей:
http://www.rbc.ru/rbcfreenews/55e6f7a99a7947cbb81fee1c
Сумма для группы уровня «Аквариума» совсем небольшая, но для записи альбома, по-видимому, этого хватит... А знаете, что самое интересное?
Музыкант утверждает, что звукозапись больше не приносит исполнителям денег. И все альбомы «Аквариума» за последние 15 лет были записаны исключительно благодаря прямой финансовой помощи поклонников группы.
Мне кажется, в этой ситуации есть что-то глубоко неправильное. Люди ведь готовы поддерживать любимые группы, любимые фильмы и любимые книги рублём — вот только триллионы рублей, которые россияне ежегодно тратят на развлечения такого рода, уходят куда-то не туда. Талантливые авторы вынуждены заниматься любимым делом по вечерам, после основной работы, а мы с вами вынуждены наблюдать на афишах рекламу откровенной халтуры.
Выстроенная на Западе система авторского права выглядит на первой взгляд честной: автор творит, читатели платят за творчество. Хорошо творит — хорошо зарабатывает. Плохо творит — зарабатывает плохо.
В реальной жизни однако система работает несколько иначе. Самыми популярными являются отнюдь не самые талантливые авторы, а... самые популярные. То есть раскрученные. Те, в кого коммерсанты от искусства вбили соответствующие ресурсы.
С одной стороны, ничего страшного в этом нет — так как коммерсанты не дураки, и, чтобы там ни говорили злые языки, стараются выбирать для раскрутки тех, кто и вправду проявляет некоторые способности. Но, с другой стороны, отобранных авторов заставляют соблюдать дисциплину — делать то, что будет укладываться в «формат».
Ещё более важной проблемой является тот факт, что на одной крупной звезде можно заработать гораздо больше, чем на десяти звёздах среднего размера. В идеальном мире звезда первой величины зарабатывала бы, скажем, 100 рублей, а звёзды второй величины получали бы, скажем, по 30-50 рублей. Всем хватало бы на хлеб. В реальном мире звёзды первой величины получают 200 рублей, ещё 2000 рублей получают разного рода продюсеры, а звёзды второй величины сосут лапу — сидят вовсе без денег.
Хороша ли такая ситуация для общества?
Нет. Огромное количество талантов устав от вечного безденежья в итоге «переквалифицируется в управдомы». Если бы у этих людей была возможность заниматься любимым делом, мы бы видели куда как больше фильмов, песен, компьютерных игр и так далее.
На это возражение сторонники действующей системы обычно заявляют, что конкуренцию никто не отменял, и что если автор, скажем, книг, будет достаточно хорош, он пробьёт себе дорогу к сердцам читателей.
Суровая правда однако заключается в том, что правило «талант дорогу пробьёт» срабатывает далеко не всегда, счастливый лотерейный билет достаётся отнюдь не каждому. Условное место на магазинной полке стоит денег, и попасть туда «с улицы» довольно тяжело, для этого нужна немалая толика везения. Повторю ещё раз: популярными являются не лучшие авторы, а те авторы, в рекламу которых как следует вложились.
Давайте включим логику: если бы зрители и читатели могли самостоятельно отличить хорошее от посредственного, стал бы кто-нибудь тратить деньги на рекламу? Нет, не стал бы, так как реклама в этой ситуации была бы просто не нужна, читатели игнорировали бы рекламу и обращали внимание только на самых лучших авторов.
Более того: время, которое средний россиянин готов тратить на книги, фильмы и музыку, ограничено. Поэтому если россиянин уже накушался продукцией тех авторов, которые являются сейчас модными и рекламируются повсюду, на «несистемных» авторов у него уже просто не остаётся ни денег, ни времени, ни настроения.
Таким образом мы с вами сейчас наблюдаем огромную паразитическую систему, которая душит таланты и скармливает нам довольно посредственный, а иногда даже и вредный продукт — при этом на создание собственно продукта вряд ли уходит больше нескольких процентов от полученных от нас денег.
Загляните, например, в блог Сергея Лукьяненко, он там периодически расписывает всю писательскую бухгалтерию. Если вкратце, даже очень популярный писатель получает довольно скромные деньги за свой труд — писателям же малоизвестным и вовсе не стоит надеяться прожить на гонорары от книг. При этом, что важно, господин Лукьяненко не видит никаких путей прожить вне системы авторского права: система авторского права наглухо глушит все остальные возможности заработать деньги при помощи творческого труда. Или писатель вписывается в систему, или работает почти бесплатно, третьего не дано.