Путь без иллюзий. Школа В. Каргополова
  • Групповые занятия проходят в Санкт-Петербурге по ул. Рентгена, д.10а (по вторникам, с 19:30 по 21:30). Сменная обувь обязательна. Занятия проводит преподаватель нашей Школы Анатолий Мамеев.
    Справки по телефонам: 8-931-200-2208, 8-911-723-8788
    Канал в телеграме: PBI_EMP
  • Владимир Михайлович Каргополов в связи с затяжной болезнью временно не записывает на консультации и не ведёт переписку. А так же не отвечает на посты на форуме сайта. Возобновление всех этих видов деятельности примерно в середине мая. Возможны уточнения.

    Администрация сайта.

Интересная статья от создателя социальной сети vkontakte Павла Дурова

Lisunoff

Форумчанин
#1



Павел Дуров про деньги

Те, кто ищет в моей жизни замки, стоянки спортивных автомобилей и флотилию боингов, будут жестоко разочарованы. У меня нет самолетов, автомобилей и домов. Мой мир — это передвижение пешком и на метро, а также сон в съемной комнате размером 18-20 м2. Тем, кто хотел бы поменяться со мной местами, придется также полностью отказаться от алкоголя, мяса и дорогой одежды.

Уже более 10 лет — со времен, когда я был очень небогатым студентом, — я не устаю повторять: деньги переоценены, потому что созидание намного интереснее потребления, а внутреннее состояние несоизмеримо важнее внешнего. Как только вы делаете из денег культ и обмениваете «быть» на «казаться», вы отправляете себя в добровольное рабство. Долги из-за статусной мишуры, скучная работа с унылыми трусами, необходимость лгать и предавать свой мир — вот лишь часть той цены, которую вы заплатите за чрезмерное стремление к бумаге.

Мы отказываемся принимать мир, в котором люди могут драться и предавать свою человеческую суть из-за денег. Если существуют люди, которые идут на это, их поведение должно подвергаться жесткому остракизму, ни в коем случае не приниматься как логичное. Общество, в котором насилие ради денег приемлемо и понятно, не может долго существовать.

Наиболее страшный грех среди поклонников культа денег — выбросить деньги на ветер в прямом смысле.

Приверженцы золотого тельца с пониманием читают новости о покупке яхт стоимостью с небольшой город или автомобилей за 2 миллиона долларов. Но запуск в свободный полет в тысячу раз меньшей суммы разрушит их картину мира и размоет ценностный фундамент. Фундамент ложных ценностей, который предопределил нездоровые социальные нормы, оправдывающие истинную растрату и насилие ради бумаги.

Есть древнее изречение: «Раб не хочет обрести свободу; он хочет иметь собственных рабов». Человек не может стать по-настоящему свободным, пока существует в тупиковой парадигме «раб — хозяин». В этой системе любой хозяин — чей-то раб, и любой раб — чей-то хозяин. Оставаясь рабом денег, невозможно стать истинным хозяином собственной жизни.

Если честно - не вижу ничего плохого в том, чтобы зарабатывать и тратить, получая при этом новые эмоции и ощущения. Важно не забывать где место денег и для чего они нужны и как правильно он заметил - не делать из них культ. Но почему не ездить, допустим, в более менее приличной машине, если так удобней, быстрей и комфортней или купить квартиру, а не снимать, если есть такая возможность?

Так-же очень проникся идеей, что созидание намного интереснее потребления. По ощущениям и опыту так оно и есть, но, имхо, это не значит, что нужно полностью отказаться от потребления.
 

amigo

Модератор
#2
Тоже вчера в Контакте нашёл эту статью и был удивлён, что автор Павел Дуров.
Конечно, он прав, что не стоит из денег делать культ, жертвовать своим здоровьем, отношениями ради них, но отказываться от них настолько, что если жизнь позволяет приобрести для себя жильё, доходы позволяют содержать машину, то почему их не купить, а приравнивать их наличие к культу золотого тельца?
Всё время отдавать, а брать в разы меньше, думаю, также неправильно как обратная ситуация.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#3
На мой взгляд статья Дурова грешит абсолютизацией только одной части двуединого целого. Подлинного понимания я у него не увидел. Всего лишь ещё один вариант двойственности.

Вот материал по теме, взятый из моей книги "Путь без иллюзий":
Антиномия получать-отдавать.

В нашей культуре очень редко можно встретить адекватное отношение к собственности (к деньгам и материальным ценностям). Чаще всего встречаются два противоположных полюса неадекватности.

Первый - это признание денег высшей ценностью и мерилом для всего остального.

Есть такой анекдот.
В Сухумском обезьяннике экскурсанты разглядывают шимпанзе, находящихся в вольерах. "Скажите, пожалуйста, - спрашивает дама у грузина-экскурсовода, показывая на обезьяну, - это мужчина?" Тот, усматривая в этом оскорбление для сильного пола, гневно отвечает: "Нэт! Это нэ мужчина, это самэц! Мужчина - это тот, у кого дэньги есть, а это - самэц!" Когда-то, в наивные старые времена, считалось, что отличием человека от животных является его интеллект, обладание речью и разумом. Сейчас же, как это хорошо иллюстрирует вышеприведённый анекдот, оказывается, что человек, прежде всего, отличается от животного наличием банковского счёта.

Второй подход – диаметрально противоположен первому. Деньги и богатство отвергаются как нечто презренное и недостойное. Стремление к материальному благополучию объявляется неприличным и низменным. Именно в таком духе воспитывался в коммунистической России Homo Soveticus (человек советский). Новое поколение может этому не поверить и посчитать преувеличением, но так действительно было, более того, такая система ценностей была и общепризнанной и общераспространённой. Я имею в виду то, что такое отношение к деньгам и к материальным ценностям было не только официальной идеологической доктриной, но и разделялось "широкими массами трудящихся". Исторический факт - Советская Россия воспитывала бессребренников. Результат всем известен и закономерен: если вы не уважаете и не любите деньги, то и они вас любить тоже не будут. В итоге, выражаясь в еврейском стиле, мы имеем именно то, что мы имеем. Не случайно коммунизм в России вырос на благодатной почве православного христианства, поощряющего нищелюбие и почитающего богатство постыдным. В этом, кстати, состоит огромное отличие православия от протестантизма, в котором вполне логично считается, что если человек богат, значит на нём милость Божия, тогда как православные, наоборот, педалировали тезис: "Легче верблюду пройти в игольное ушко9, чем богатому попасть в царство Небесное".

На самом деле, обе крайних позиции по отношению к деньгам и материальному благополучию неадекватны и ущербны. Негласное признание богатства, денег - высшей ценностью и мерилом всего остального, как это делает американизированный Запад, это один вид увечья, тогда как отвержение богатства, отказ признавать его как позитивную ценность человеческой жизни, как это делали большевики, это противоположный вид увечья.

Богатство, как и здоровье, вне всякого сомнения, является высокопозитивной ценностью, пренебрежение которой - верный признак инфантилизма и личностной незрелости. Однако, столь же неверно возводить эту позитивную ценность на пьедестал и рассматривать её как главную и наивысшую ценность, как мерило всех прочих достоинств человека. "Если ты такой умный, то почему ты не богатый?" – говорят американцы. Сразу же становится понятным, что именно доминирует в американской системе ценностей. Если пренебрежение материальной стороной жизни следует назвать идеалистическим инфантилизмом, то поклонение золотому тельцу - не что иное, как разновидность духовной дебильности.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#4
Продолжение.
Представление о том, что брать - плохо, а отдавать - хорошо, является слишком упрощённым. К сожалению, такая, совершенно неадекватная, установка часто воспринимается как признак высокой духовности. В духовной литературе, в частности, в христианской, существует множество историй о том, как человек отказывается от своего богатства, своего имения, всё раздаёт нищим и полностью посвящает себя Богу.

Лично у меня подобная абсолютизация принципа "отдай" не вызывает благоговейного восхищения. Если мы уверовали в то, что иметь собственность плохо, а раздать её - божественно, мы попались в ловушку собственного ума. Брать и отдавать, стяжательство и отречение от материальных благ, корыстолюбие и добровольное нищенство - всё это не что иное, как два полюса неадекватности, всё это - пребывание в двойственности. Это вовсе не означает, что правильным решением является, так называемая, "золотая середина", то есть умеренный достаток без крайностей нищеты и большого богатства. Как я уже ранее говорил, трансцендирование двойственности ни в коем случае нельзя сводить к принципу "золотой середины". Адекватность означает, что в одном случае будет правильной ориентация на один полюс, в другом - на противоположный, в третьем – на среднее, промежуточное значение.

Пребывание в двойственности напрочь исключает такую вариативность в пределах всего диапазона, включающего оба крайних значения (оба полюса). Оно означает жёсткое, ригидное настаивание на одном полюсе с полным отвержением его противоположности. Сверхценная идея возвышенной нищеты по своей сути ничем не лучше зацикленности на стремлении разбогатеть, на стяжательстве. Подлинная свобода духа состоит в отсутствии зацикленности как на одной идее, так и на другой. Этот принцип прекрасно иллюстрирует дзенская притча, под названием "Рука Мокусена":

Мокусен Хики, японский мастер Дзен, жил в храме в провинции Тамба. Один из его учеников пожаловался на скупость своей жены. Мокусен посетил их дом. При встрече с женой своего ученика он показал ей свою руку, сжатую в кулак.

– Что Вы хотите этим сказать? - спросила удивлённая женщина.

– Представьте себе, что моя рука всё время сжата в кулак, и раскрыть руку я не в состоянии. Как Вы это расцените? - спросил Мокусен.

– Ну, я бы сказала, что это увечье. - ответила женщина.

Тогда он раскрыл руку и снова спросил:

– Теперь предположим, что моя рука всегда в таком положении, а сжать её в кулак я не в состоянии. Что тогда?

– Ну, тогда это будет другая форма увечья. - сказала женщина.

– Что ж, если ты так хорошо это понимаешь, - заключил Мокусен, - тогда ты хорошая жена.

И он уехал. После его визита жена стала более разумной как в накоплениях, так и в расходах и избавилась от своей скупости.